мера1

ss69100


К чему стадам дары свободы...

Восстановление смыслов


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Ликвидация безграмотности: как создать самую совершенную систему образования в мире
мера1
ss69100
Удивительное дело: ключевое слово „честь” в публикациях о современной либеральной действительности, отчего-то вообще не встречается. Тогда как в текстах о советской эпохе оно вполне может встретиться, причём туда вписывается совершенно органично. Как и в предлагаемом ниже.
*
Ликвидация безграмотности: как создать самую совершенную систему образования в мире

В республиках СССР была самая совершенная система образования в мире. Отличалась она от западной не только высочайшим уровнем знаний выпускников школ, но и тем, что в ее задачу входило и формирование личности.

В задачу преподавателей входило воспитание человека волевого, мужественного, целеустремленного и тактичного.

Наряду с этим система образования в республиках СССР стремилась воспитать человека, умеющего понимать и ценить прекрасное в природе и обществе, человека, который понимает и ценит искусство, имеет эстетические суждения, стремится к художественному творчеству.

Надо отметить, что такой человек до войны был воспитан. Было подготовлено целое поколение мужественных граждан, горячо любящих свою Родину, готовых и умеющих ее защищать от врагов, людей общественного долга, дисциплинированных, стойких, обладающих сильной волей, правдивых, честных и трудолюбивых.

Огромное внимание уделялось физическому воспитанию, и совсем не случайно солдаты Красной армии оказались физически более подготовленными, выносливыми, чем солдаты всех воевавших с СССР в 1941–1945 годах государств, в том числе Германии.

Право бесплатного образования гарантировалось конституцией. В систему образования был заложен принцип полного равноправия всех народов СССР в области образования (как и в других областях общественной жизни), развития национальных культур.


В дошкольных учреждениях, школах и культурно-просветительных учреждениях для взрослых каждый из многочисленных народов СССР пользовался родным языком. В нерусских школах, наряду с обучением учащихся на родном языке, в обязательном порядке изучался русский язык.

Сельские учителя обеспечивались бесплатно квартирой, отоплением и освещением. Во время Великой Отечественной войны советские учителя получали снабжение продовольствием и промышленными товарами наравне с рабочими промышленных предприятий.

Первой задачей в области образования во всех республиках СССР была задача ликвидации неграмотности. Процент грамотности у большинства народов Востока и у народов Севера был очень низок. Союзным республикам, особенно среднеазиатским, надо было развить темпы открытия новых школ во много раз больше, чем, например, РСФСР, для того чтобы сравняться с нею в короткий срок.

Картинка

Начальная школа нерусских народов СССР, в частности народов Востока, развилась особенно сильно.

У народов Севера и некоторых других народов, не имевших раньше даже своей письменности, она была создана впервые.

Число общеобразовательных школ в 1938/39 учебном году по сравнению с 1914/15 годом возросло в РСФСР в 1,5 раза, в Туркменской ССР – в 23 раза, в Узбекской – в 29 раз, в Киргизской – в 16 раз, а в Таджикской ССР – в 462 раза. Число учащихся в первых-четвертых классах начальной, семилетней и средней школы возросло в Узбекской Республике в 70,8 раза, в Таджикской – в 587,5 раза.

С задачей ликвидации неграмотности справились еще до войны. Процент грамотности населения СССР в возрасте от девяти лет и выше в 1926 году составлял 51,1%, а в 1939 году – уже 81,2%. С 1920 по 1940 год, то есть за 20 лет, было обучено грамоте около 50 млн неграмотных взрослых. К 1940 году в основном неграмотные были только среди лиц в возрасте от 50 до 80 лет.

Процент грамотности по республикам почти сравнялся. Уже к началу  1950-х годов все народы СССР стали грамотными, у них появилась своя интеллигенция, расцвели литература, искусство. И это при том, что  на момент образования СССР до 40 народов не имели даже своей письменности.

Во время Великой Отечественной войны был проведен ряд мероприятий по всеобщему обязательному обучению. В 1943 году усилили контроль: руководители народным образованием на местах и школьные инспекторы обязаны были следить за посещением школы, бороться с отсевом учащихся из школ. Домоуправления обязаны были подавать в трехдневный срок сведения о прибывших на жительство детях школьного возраста.

С начала 1944–1945 учебных годов  возраст детей, обязанных посещать школы, был понижен до семи лет (раньше всеобщее обязательное обучение начиналось с восьми лет). Одной из причин такого решения являлась необходимость устранения годового перерыва, который существовал между детским садом и первым классом школы.

Проведение этого мероприятия потребовало новых больших ассигнований, так как число учащихся в первом классе с осени 1944 года увеличилось, не считая обычного прироста, на несколько миллионов. Потребовалась большая методическая работа от учителей, так как при обучении необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Характерно, что такое важное мероприятие, как охват всеобщим обязательным обучением детей семилетнего возраста, потребовавшее многомиллионных дополнительных затрат на народное образование, было проведено еще в разгар Отечественной войны.

В этом сказались еще раз громадная забота государства о культуре и просвещении и твердая уверенность в победе над врагом.

Картинка

Немецкие захватчики только в РСФСР разрушили и разорили свыше 20 тыс. школ.

В сообщении Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков указывается, что на территории, подвергшейся немецко-фашистской оккупации, к началу 1941 года было 82 тыс. начальных и средних школ с 15 млн учащихся.

Немецко-фашистские захватчики сожгли, разрушили и разграбили эти школы со всем имуществом и оборудованием. После изгнания оккупантов занятия в школах сразу возобновились, хотя и в неприспособленных к учению помещениях. В кратчайшие сроки школы были восстановлены.

Из года в год росло количество школ, имущества и оборудования в школах.  До 1 августа 1952 года отпечатано: в РСФСР 90 млн  451 тыс. учебников, в Украинской ССР – 16 млн 371 тыс. и большое число учебников для начальных и средних школ во всех остальных союзных республиках (например, 2 млн 763 тыс. в Азербайджанской СCP, 3 млн  925 тыс. в Узбекской ССР и т. д.), а всего по союзным республикам СССР – 132 млн 519,5 тыс. учебников.

Второго августа 1945 года были утверждены «Правила для учащихся», обязательные для выполнения всеми учащимися всех типов школы (начальной, семилетней и средней). Эти правила представляют интерес и дают представление о школах республик СССР послевоенного времени.

Они определяют обязанности учащихся советской школы в отношении занятий и поведения в школе, по отношению к учителям, родителям и старшим. Они устанавливают нормы поведения учащихся вне школы и дома. Содержание правил следующее:

«Каждый учащийся обязан:

1. Упорно и настойчиво овладевать знаниями, для того чтобы быть образованным и культурным гражданином и принести как можно больше пользы советской Родине.

2. Прилежно учиться, аккуратно посещать уроки, не опаздывать к началу занятий в школе.

3. Беспрекословно подчиняться распоряжениям директора школы и учителей.

4. Приходить в школу со всеми необходимыми учебниками и письменными принадлежностями. До прихода учителя приготовить все необходимое для урока.

5. Являться в школу чистым, причесанным и опрятно одетым.

6. Содержать в чистоте и порядке свое место в классе.

7. Немедленно после звонка входить в класс и занимать свое место. Входить в класс и выходить из класса во время урока только с разрешения учителя.

8. Во время урока сидеть прямо, не облокачиваясь и не разваливаясь; внимательно слушать объяснения учителя и ответы учащихся; не разговаривать и не заниматься посторонними делами.

9. При входе в класс учителя, директора школы и при выходе их из класса приветствовать их, вставая с места.

10. При ответе учителю вставать, держаться прямо, садиться на место только с разрешения учителя. При желании ответить или задать учителю вопрос – поднимать руку.

11. Точно записывать в дневник или особую тетрадь то, что задано учителем к следующему уроку, и показывать эту запись родителям. Все домашние уроки выполнять самому.

12. Быть почтительным с директором школы и учителями. При встрече на улице с учителями и директором школы приветствовать их вежливым поклоном, при этом мальчикам снимать головные уборы.

13. Быть вежливым со старшими, вести себя скромно и прилично в школе, на улице и в общественных местах.

14. Не употреблять бранных слов и грубых выражений, не курить. Не играть в карты на деньги и вещи.

15. Беречь школьное имущество. Бережно относиться к своим вещам и к вещам товарищей.

16. Быть внимательным и предупредительным к старикам, маленьким детям, слабым, больным, уступать им дорогу, место, оказывать всяческую помощь.

17. Слушаться родителей, помогать им, заботиться о маленьких братьях и сестрах.

18. Поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обувь, постель.

19. Иметь при себе ученический билет, бережно его хранить, не передавать другим и предъявлять по требованию директора и учителей школы.

20. Дорожить честью своей школы и своего класса, как своей собственной.

За нарушение правил учащийся подлежит наказанию, вплоть до исключения из школы».

Картинка

С осени 1943/44 учебного года в 76 городах (в столицах союзных и автономных республик и в крупных городах) было введено раздельное обучение мальчиков и девочек в средних школах. Были созданы раздельные (мужские и женские) средние школы.

Уровень образовательных знаний и, следовательно, учебные планы и программы для мужских и женских школ оставались одинаковыми, одинаковыми оставались и требования к учащимся мальчикам и девочкам в отношении знаний, а также права оканчивающих школу.

К концу 1944/45 учебных годов раздельное обучение мальчиков и девочек уже проводилось в 146 городах, а в 1952 году – в 176 городах. Само собой разумеется, что никакой изоляции учащихся мальчиков и девочек при введении раздельного обучения не вводилось. Внешкольная работа проводилась с детьми обоего пола.

Совместная средняя школа сохранилась в мелких городах и сельской местности. Поэтому подавляющее большинство семилетних и средних школ СССР и в 1952 году были совместными.

Раздельное обучение не было полностью введено в СССР, так как такое введение невозможно было осуществить без значительного вложения государственных средств: во многих населенных пунктах надо было строить дополнительные школы.

В период с 1948 по 1951 год в средних  школах было введено даже преподавание психологии и логики.

Курс истории СССР способствовал развитию любви к Родине, воспитывал чувство гордости героическим прошлым русского народа, знакомил с громадными достижениями СССР в области политической жизни, хозяйственного строительства и культуры, показывал СССР как страну, возглавляющую движение всех стран за мир.

Во время правления Н. С. Хрущева продукт США о массовых репрессиях в советское время, а в дальнейшем и миф о голодоморе вошли во все школьные учебники, и гордость за свою страну сменилась, как и планировали на Западе, разочарованием, а то и ненавистью к советскому прошлому. Школы и институты волей или неволей начали воспитывать в молодых людях комплекс неполноценности.

Героическое прошлое русского народа было залито черной краской. Русские люди потеряли веру в себя, в свои силы и возможности. Никем в мире не превзойденные успехи в хозяйственном строительстве 1930-х годов, военного и послевоенного времени и даже Победа 1945 года были дискредитированы Западом, его ставленниками в эшелонах власти и верными слугами – диссидентами, которые за деньги или по незнанию продолжали клеймить позором героическое советское прошлое.

Но в 1940-х и начале 1950-х годов школьники безо всяких оговорок гордились великой историей своей прекрасной Родины. Свидетельство об окончании средней школы в то время называлось аттестатом зрелости.

Инструкция о проведении экзаменов на аттестат зрелости была утверждена народным комиссаром просвещения 9 октября 1944 года. Как видно, во время Великой Отечественной войны государство уделяло огромное внимание образованию и вкладывало немалые средства в его развитие во всех союзных республиках.

Это была забота о подрастающих поколениях, о будущем страны после Победы.

Картинка

И в трудное послевоенное время школы оставались в центре внимания государства.  В частности, большие средства затрачивались на постройку школьных зданий.

Построенные в военное и послевоенное время здания средних школ являлись своего рода школьными дворцами со светлыми, устроенными с соблюдением всех требований школьной гигиены классами, учебными кабинетами и лабораториями.

Внешний вид и внутренняя отделка этих зданий отличались красотой и вместе с тем изящной простотой. Только за 11 послевоенных лет было построено 23 500 школьных зданий. С 1951 года страна постепенно переходила к всеобщему среднему образованию. Это являлось огромным достижением для государства, пережившего тяжелейшую войну.

Большое значение в воспитании детей имели пионерская и комсомольская организации, которые существовали в школах всех республик СССР. Уже в 1941 году в пионерской организации было свыше 12 млн детей, в 1952 году – 19 млн.

В пионерскую организацию принимались дети от девяти до 14 лет включительно. Центральное место в ней занимала организуемая самими детьми под руководством комсомола в теснейшей связи со школьными организациями и органами народного образования борьба за качество учебы, сознательную дисциплину, техническое и художественное творчество, развитие детской физкультуры, правильную организацию детского досуга.

В летнее время организовывались пионерские лагери, месячное пребывание в которых нескольких пионерских смен за лето давало возможность городским детям получить летний отдых среди природы.

В лагерях проводилась большая общественная работа, школьники теснее сплачивались в товарищеской совместной жизни и проявляли свою инициативу в различных мероприятиях лагеря. Даже летом тяжелого послевоенного 1946 года в лагерях общего и санаторного типа только по РСФСР побывало 1 млн 480 тыс. школьников.

Дворцы и дома пионеров имелись во всех городах республик СССР. В оформлении домов пионеров чувствовалась большая любовь к детям, забота о них, понимание детских интересов и стремление развить детское творчество.

Представление о Дворцах пионеров крупных городов и столиц союзных республик дает, например, Ленинградский дворец пионеров, который с 12 февраля 1937 года помещался в одном из бывших императорских дворцов – Аничковом дворце.

В начале Великой Отечественной войны в стенах Аничкова  дворца  был расположен госпиталь, а с мая 1942 года Ленинградский дворец пионеров возобновил работу с детьми.

Он имел отделы: техники, науки, художественного воспитания, физкультуры, библиотечный и политико-массовый.

Отдел техники Ленинградского дворца пионеров состоял из следующих отделений и лабораторий: авиатехнического с лабораториями – аэродинамической, авиамоторной, самолетов и планеров; транспортного с лабораториями – автомоторной, железнодорожной, судостроения, городского электротранспорта; фотокиноотделения с лабораториями – фото-, кино-, фотосъемки и киносъемки; отделения связи с лабораториями – радио, телефон, телеграф; энерго-электрического с пятью лабораториями;  кабинета механики;  кабинета графики; столярно-механической лабораторией; слесарно-механической лабораторией; лабораторией малярной техники; машинно-сборочной машинно-конструкторской лабораторией.

Картинка

В средних школах (общеобразовательных и профессиональных) и в высшей школе создавались первичные комсомольские организации.

Комсомол являлся организацией, повышающей идейно-политический уровень, знания и дисциплину молодежи, развивающей ее творчество и инициативу, вовлекающей молодежь в общественную жизнь, воспитывающей молодежь на основе ее участия в практической работе.

Комсомольцы внесли огромный вклад в развитие страны и победу в войне.

Еще в 1928 году, выступая на VIII съезде комсомола, Сталин говорил, обращаясь к молодежи: «Чтобы строить, надо знать, надо овладеть наукой.

А чтобы знать, надо учиться. Учиться упорно, терпеливо. Учиться у всех – и у врагов, и у друзей, особенно у врагов. Учиться, стиснув зубы, не боясь, что враги будут смеяться над нами, над нашим невежеством, над нашей отсталостью.

Перед нами стоит крепость. Называется она, эта крепость, наукой с ее многочисленными отраслями знаний. Эту крепость мы должны взять во что бы то ни стало. Эту крепость должна взять молодежь, если она хочет быть строителем новой жизни
».

Также в республиках СССР проводилась внешкольная и внеклассная работа с детьми. Внеклассная работа – это просветительные и воспитательные мероприятия, проводимые в школе вне учебного плана во внеурочное время.

Внеклассная работа проводилась в школах в двух формах: через кружки и путем массовых мероприятий. Массовая внеклассная работа – это школьные праздники и вечера, спектакли, концерты, выставки, экскурсии, встречи учащихся с писателями и учеными, школьные лектории и т. д.

Школьники высаживали миллионы деревьев и кустарников в год, вывешивали огромное количество скворечников в День птиц и делали множество других нужных и полезных дел.

Количество лиц со средним образованием на 1000 населения в 1939 году от РСФСР значительно отличалось только в республиках Средней Азии. В 1950-х годах и эти республики подтянулись до уровня РСФСР. Равенство лиц со средним образованием относительно количества населения республик с незначительными отличиями сохранялось до последнего дня существования СССР.



Леонид Масловский


***



Источник.


  • 1
а сейчас егэ, система придуманная для умственно отсталых

Да, сильнейших ЕГЭ действительно не определяет. Потому что сильнейший — тот, который должен поступить в МГУ или МФТИ — это не тот, кто способен решить 20 стандартных задач, а тот, кто способен решить две нестандартные. Подобным вузам — менее 30 шт. по России — вернули право налаживать свои отборы, но только в дополнение, а не вместо ЕГЭ.

На Яндексе экзаменам ЕГЭ посвящён целый портал, там любой желающий может попробовать прямо онлайн пройти экзамен. Однако подавляющее большинство критиков ЕГЭ ненавидит этот экзамен заочно, даже не попробовав потратить час времени на его прохождение.


О результатах нынешней вступительной кампании и многих других вопросах - в интервью с ректором Московского физико-технического института (МФТИ) Николаем Кудрявцевым.

...

- Московские школьники поднаторели в сдаче ЕГЭ и с каждым годом показывают все лучшие результаты. Это объективный способ проверки готовности абитуриентов учиться в вашем вузе?

- Я бы сказал не только за свой вуз, а более широко. Я изначально поддерживал введение Единого госэкзамена. Потому что перед его введением было видно, что контингент поступающих в московские вузы сужается до границ центральной части России. Это было следствием экономических трудностей - иногородним для сдачи экзаменов билеты надо покупать и жить в Москве недешево. А таланты рассыпаны равномерно по всей стране, мы заинтересованы в их привлечении. Разумеется, по первости не все было гладко. Ребята, поступившие через ЕГЭ, учились несколько хуже, но при этом и двоек у них было меньше. Со временем Единый госэкзамен существенно усовершенствовался, и сейчас в оценках полная корреляция.

- Куда дальше будет двигаться система образования?

- В настоящее время все больше внимания уделяется индивидуальному портфолио. Мне кажется, что систему образования необходимо корректировать в этом направлении. Умение решать задачи - очень важная компетенция! Но не единственная. Для нас важна инноваторская жилка. Мы часто берем в вуз абитуриентов, которые немного не проходят по баллам, но по результатам личного собеседования мы видим одаренность и блеск в глазах. Многих берем. За них платят наши выпускники, которые стали успешными инноваторами и предпринимателями. Это хорошо, но нечто подобное необходимо сделать и на уровне государства. Этот момент очень важный, потому что большинство наиболее выдающихся выпускников Физтеха «на входе» имели средние баллы.

Edited at 2017-09-24 05:36 (UTC)

Судя по интервью данный ректор вообще не имеет понятия об образовании( само слово говорит "образ-ваять"). Раньше действительно учащиеся ваяли образ мышления,развивали созидательную сторону разума. Сейчас же в школах предоставляют услуги и ни о каком творческом процесе речи быть не может. Сама речь ректора напичкана американизированными словами, такое ощущение,что он сам не понимает о чем говорит...

Конечно, конечно.
Ректор одного из лучших вузов России вообще не имеет понятия об образовании. Как он только ректором стал?
Зато анонимный тролль из интернета все знает и всех может судить (в меру своего мифологического мышления).
Вот только этот тролль почему-то не ректор и даже не декан, жалость какая...


В 1933 родился Сталин. Для защиты лиц юридической национальности потребовались грамотные бойцы, в ходе перманентного геноцида народу вышло послабление. Но тем не менее, система образования по большей части изучала религиозные догматы марксизмуса-ленинизмуса и не способствовала созданию передовой техники. Отставание ссср было по всем позициям сразу, за исключением некоторых прорывов благодаря специалистам царской школы.

Нынче же в первом классе не учат ни читать, ни писать, а учат говорить на русском языке, поэтому и учатся нынче по 11 лет.

(Анонимно)
Вижу, и тебя научили.
На свою голову.

Советская система образования, конечно, была лучше, чем то, что существует сейчас. Но полагать её "самой совершенной"...

Втечение 10 лет будущего дворника и будущего академика готовили АБСОЛЮТНО ОДИНАКОВО. Так трудно ещё в младших классах определить степень способности к обучению? НЕ ВЕРЮ.
Ни один из "гуманитарных" предметов не учил формировать собственное мнение. О способности вести аргументированную дискуссию - даже не вспоминаю. СССР не требовались самостоятельно мыслящие граждане? ЧУШЬ.
"Бесплатное и всеобщее" породило обширную поросль "вечных студентов" и ещё более обширную - "законченных МэЭнЭсов", "высидевших" "вышку", но неспособных не только к самостоятельному творчеству, но и к элементарному решению частных задач. Чтоб мыть пробирки нужно 4 года учиться? НЕ СМЕШИТЕ МОИ ТАПКИ.

Если, уж, искать образец для подражания - присмотритесь к китайцам.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account