мера1

ss69100


К чему стадам дары свободы...

Восстановление смыслов


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Лев Толстой и самодержавие
мера1
ss69100
Тюрьма Суздальского монастыря

В канун 100-летия Октябрьской революции в средствах массовой информации появляется всё больше и больше информации, в которой жизнь в России до 1917 года рисуется в радужных красках, как чуть ли не рай на земле.

Приводятся «факты» зажиточности и свобод русского народа, якобы уничтоженные «коварными большевиками».

Самодержавие и царизм при этом подаются как чуть ли не идеальная форма государственного правления. То тут, то там мы видим и слышим известных политиков, режиссёров, публицистов, которые громят «большевистский переворот», нарушивших мирную жизнь «набирающей силу страны».

Кому верить? Тем, кто утверждал, что царская Россия – «тюрьма народов», или тем, кто убеждает, что самодержавие – это прошлое и будущее страны?

Для правильного ответа важны качественные источники информации, авторитеты, мнение тех, кто пользуется безусловным уважением, известен как исключительно честный и принципиальный человек, желательно современник процессов начала прошлого века.

Для многих таким человеком и источником информации является Лев Николаевич Толстой – великий писатель, мыслитель, всю жизнь проживший на земле русской, знавший положение крестьян , много на практике сделавший для улучшения их жизни, особенно в условиях массового голода, создавая бесплатные столовые и открывавший множество школ для бедноты.

Немаловажно, что Толстой – сам представитель знатного рода, имевший возможность общаться со многими высшими чиновниками, включая царя.

Итак, как оценивал Лев Николаевич жизнь в России в условиях самодержавия?


Смотрим его знаменитое письмо на имя царя Николая Второго, написанное в 1902 году.

Оно как раз об этом:

«…Треть России находится в положении усиленной охраны, то есть вне закона. Армия полицейских - явных и тайных - все увеличивается. Тюрьмы, места ссылки и каторги переполнены, сверх сотен тысяч уголовных. политическими, к которым причисляют теперь и рабочих.Цензура дошла до нелепостей запрещений, до которых она не доходила в худшее время 40-вых годов.

Религиозные гонения никогда не были столь часты и жестоки, как теперь, и становятся все жесточе и жесточе и чаще.

Везде в городах и фабричных центрах сосредоточены войска и высылаются с боевыми патронами против народа. Во многих местах уже были братоубийственные кровопролития, и везде готовятся и неизбежно будут новые и еще более жестокие.

И как результат всей этой напряженной и жестокой деятельности правительства, земледельческий народ - те 100 миллионов, на которых зиждется могущество России, - несмотря на непомерно возрастающий государственный бюджет или, скорее, вследствие этого возрастания, нищает с каждым годом, так что голод стал нормальным явлением. И таким же явлением стало всеобщее недовольство правительством всех сословий и враждебное отношение к нему.»

Как видим, до идеального общества, прямо скажем, далеко. Напомню, это 1902 год – до взорвавшего Россию «кровавого воскресенья» ещё три года…

А вот и убийственная оценка самодержавия в целом:

«…Самодержавие есть форма правления отжившая, могущая соответствовать требованиям народа где-нибудь в центральной Африке, отделенной от всего мира, но не требованиям русского народа, который все более и более просвещается общим всему миру просвещением.

И потому поддерживать эту форму правления и связанное с нею православие можно только, как это и делается теперь, посредством всякого насилия: усиленной охраны, административных ссылок, казней, религиозных гонений, запрещения книг, газет, извращения воспитания и вообще всякого рода дурных и жестоких дел
»

Л.Н. Толстой не случайно затронул вкупе с самодержавием тему православия, поскольку очень много сил тратил на освобождение от преследования инакомыслящих священников(!).

Да-да, священников! Известно, сколько усилий он приложил для спасения духоборов и помощи в переезде их в Канаду(!).

Чтобы представить уровень преследования за веру при царизме, можно сослаться на другие письма великого писателя, где он описывает многочисленные случаи принудительного(!) изъятия детей из семей иноверцев. Делали ли подобное большевики?

О том, насколько жестоко до революции обходились с теми, кто был не согласен с позицией официальной церкви (и власти), можно судить хотя бы по количеству заключённых в знаменитой тюрьме Суздальского монастыря – одном из самых суровых мест заточения в России того времени.

Возможно, для кого-то окажется неожиданным, но большинство сидельцев в конце девятнадцатого века было священниками (!) Всякий инакомыслящий, несогласный с православной церковью, с ее канонами и богословским уставом, объявлялся еретиком, крамольником и т. п., и без суда(!) и следствия по одному лишь навету духовенства сажался в эту страшную тюрьму. Так продолжалось почти 70 лет вплоть до 1905 года.

В сегодняшнем музее тюрьмы сохранилось письмо к царю, в котором Толстой возмущён не только самим фактом расправы, но и тем, что многие епископы сидят без конкретных приговоров без указания конкретного срока заточения, то есть бессрочно.

В знаменитом манифесте «Не могу молчать» Толстой обвиняет царизм в резком увеличении смертных казней в России:

«... О казнях, повешениях, убийствах, бомбах пишут и говорят теперь, как прежде говорили о погоде. Дети играют в повешение. Почти дети, гимназисты идут с готовностью убить на экспроприации, как прежде шли на охоту. Перебить крупных землевладельцев для того, чтобы завладеть их землями, представляется теперь многим людям самым верным разрешением земельного вопроса.

Вообще благодаря деятельности правительства, допускающего возможность убийства для достижения своих целей, всякое преступление: грабеж, воровство, ложь, мучительства, убийства считаются несчастными людьми, подвергшимися развращению правительства, делами самыми естественными, свойственными человеку. Да, как ни ужасны самые дела, нравственное, духовное, невидимое зло, производимое ими, без сравнения еще ужаснее»

Обращает на себя внимание категорическое несогласие Толстого с реформами Столыпина. Кое-кто в современной России , исходя из фантастических представлений, пытается сделать из Столыпина великого реформатора, спасителя страны, появились даже памятники в его честь.

А вот отрывок из письма Льва Николаевича , который, как известно, был противником разрушения общины и введения частной собственности на землю:

«Мне, стоящему одной ногой в гробу и видящему все те ужасы, которые совершаются теперь в России, так ясно, что достижение той цели умиротворения, к которой вы, вместе с вашими соучастниками, как будто бы стремитесь, возможно только совершенно противоположным путем, чем тот, по которому вы идете: во-первых, прекращением насилий и жестокостей, в особенности казавшейся невозможной в России за десятки лет тому назад смертной казни, и, во-вторых, удовлетворением требований, с одной стороны, всех истинно мыслящих, просвещенных людей, и с другой – огромной массы народа, никогда не признававшей и не признающей право личной земельной собственности

Гнетущая атмосфера безнравственности, несправедливости, религиозного фанатизма, кричащих противоречий в обществе царит в знаменитом романе «Воскресенье», в котором в художественной форме показана жизнь при царе-батюшке.

О какой свободе в царской России можно говорить, если людей сажали в тюрьму только за одно (вдумайтесь!) хранение произведений гордости русской литературы - Л.Н. Толстого. Многие его публицистические статьи запрещались цензурой и издавались только за границей.

Напомню, все личные помощники Толстого подвергались всевозможным репрессиям, и много лет были вынуждены жить за границей. Автор самой знаменитой биографии Толстого его современник П. Бирюков писал её, будучи вне России. Только всемирная известность и огромный авторитет Льва Николаевича спасал его самого от ареста.

Такова была реальная жизнь в царской России перед революцией. Нравится это кому-либо или не нравится. Именно самодержавие создало условия для своего уничтожения в ходе февральской и октябрьской революций.

Свершилось то, о чём страстно предупреждал Л.Н. Толстой.

Сергей Фомин 2

***

Источник.

  • 1

Монархия свою миссию  собора России выполнила,достойную  республиканскую альтернативу дал Новгород и большевики.


(Анонимно)
достоверную историю никто не знает, как там было тогда, а про самого этого толстого сколько всякого написали, что он принял арабскую религию, стал заднеприводным, а некая мадам карацуба, внучка арабского пророка и правнучка монгольского царя Чингисхана ( так она себя именует), вообще написала про него, что он был педофил и перетрахал всех своих крепостных, так що история эт такая недоказуемая "наука", и прав Сашка Невзоров, надо её запретить и идти вперёд не оглядываясь назад

(Анонимно)
эта самопровозглашенная прынцесса будур постоянно клянчит деньги у своих читателей деньги, хотя проживает в Швейцарии, где самый высокий уровень жизни и соцвыплат, зачем бабульке столько денег?

Хотелось бы добавить. Л.Н.Толстой в преклонном возросте "ударился в бега" отнюдь не по доброй воле. Так называемая "православная" церковь предала его анафеме за правдивые высказавания о религии и царизме, приготовив при этом ему камеру в монастыре. Так что есть над чем поразмыслить в 100- летний юбилей Великой Октябрьской революции...

Жаль лишь, что нынешняя власть мыслить-то как раз и не желает.

Ларисе

(Анонимно)
Ага, и Лев Толстой сам(!) приехал в монастырь, поближе к "приготовленной камере". Так получается, по-вашему. Бродил там в печали и ждал захвата?...
Нет, читайте воспоминания - ответа он ждал с нетерпением от Синода насчет своего прощения! А почему "ударился в бега"? - чтоб не нашли домашние... но не получилось, дочь нашла, приехала и силой(!) увезла его... Потом она монаха к умирающему отцу не допустила даже показаться на глаза. Потому что сама была из "толстовцев" и не позволила, чтобы отец передумал и отказался от своих богоборческих идей. Опоздал Лев Толстой, поздно одумался, ведь столько наговорил, понаписал в статьях, и стольких людей отвратил от Бога, что уже не дано ему было покаяться... что теперь с душой его?
Не опоздайте и вы, полагая высказывания Толстого за правду... он-то понял, что ошибался.

Если это ваше личное мнение,то вы имеете на это полное право.А вот история,факты и логика мышления говорит совсем о другом.

(Анонимно)
Личное мнение может быть только о том, что видел и знал лично. Поэтому, о Льве Толстом сегодня можно говорить не иначе, как располагая фактами. К сожалению, не всем нужны факты, многие предпочитают вымыслы, оправдывая их "логикой мышления".

Вот воспоминания чиновника полиции, служившего в месте событий:

"Результат расследования дал следующие точные данные:
Граф со станции Козельск нанял ямщика и поехал к сестре монахине в Шамардин женский монастырь, лежащий в 18 верстах от Оптиной Пустыни и в 22-х от гор. Козельска. Сестра и все монахини были поражены приездом графа, почему несколько близких монахинь пришли в келью сестры графа. По словам келейницы и пришедших монахинь граф рассказал сестре следующие ужасы. Последнее время, рассказывает граф, мне не дают покоя ни днем, ни ночью какие-то страшные чудовища, которых я вижу, а другие не видят. Эти чудовища угрожают мне и вид их приводит меня в ужас и трепет. Я пригласил к себе соседних священников. Двое отказались приехать ко мне, а третий приехал, но я его не успел встретить, так как домашние мои ему отказали и он уехал, по этой причине я и бежал из дома тайком. Как сестра, так и другие старые монахини ему объяснили, что это дьяволы, которые почуяв приближение его смерти, окружили его, чтобы завладеть его душой. Тут же все монахини советовали и просили его ехать в Оптину Пустынь раскаяться в богоотступничестве и просить монахов принять его вновь в лоно православной церкви. Увещания монахинь так подействовали на графа, что он расплакался и немедленно на тех же лошадях поехал в Оптин монастырь. По словам коридорных монахов монастырской гостиницы граф был бодр и из гостиницы свободно поднимался на высокую гору, где стоял монастырь. Святейшим Синодом граф был отлучен от православной церкви, почему без благословения епископа монахи не рискнули принять его в лоно православной церкви, несмотря на убедительную просьбу о том, но послали запросы епископу и граф решил ожидать в монастыре ответ. Благоприятный ответ для графа пришел, но уже после отъезда графа из обители. По поводу отъезда его монахи говорили так. Через два дня в обитель приехала с доктором дочь графа и при первой встрече с отцом между ними, как слышно было в коридоре, произошла ссора. Дочь кричала: «зачем ты не сказавши уехал?», а отец кричал: «зачем ты приехала? Я домой не поеду и буду доживать свои последние дни в монастыре». Вскоре все стихло и когда монах вошел в номер, чтобы взять остывший самовар, то увидел графа лежащим на койке с закрытыми глазами. Через два-три часа дочь, доктор и граф уехали, причем графа до экипажа вели под руки и он казался очень слабым. В то время многие высказывали предположение, что доктор дал графу успокоительное лекарство, но или старческое сердце не выдержало, или доза была велика, почему граф, до того времени бодрый, по дороге на юг умер на почтовой станции Остапово."
[Уход Льва Толстого: документальные свидетельства. // Москва, 2000. № 11.]
Источник: http://zchapter.blogspot.ru/2010/10/blog-post_8961.html

Та самая дочь - Александра Львовна - в более позднем периоде своей жизни совсем иначе осмысляла всю эту историю и чувствовала себя виноватой и перед матерью, и перед отцом, и перед Православной Церковью. В последние годы жизни она была глубоко верующим и церковным человеком, вела жизнь подвижницы, построила храм на территории Толстовского фонда в США.


Re: Ларисе

(Анонимно)
Кстати о покаянии... писатель Михаил Задорнов, тяжело заболев, успел одуматься и отказаться от игры в язычество, он покаялся и вернулся в Православную Церковь. Всего за два месяца до смерти... Да упокоит Господь его душу!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account