ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Мы стали тупее? Осмысление интеллекта

2 процента людей — думает,
3 процента — думает, что они думают,
а 95 процентов людей лучше умрут,
чем будут думать.
(Д.Б.Шоу)

***

Итак, уважаемые интеллектуалы, самое время перейти к главному – интеллекту. Эволюция термина просто поражает. Платоново-Аристотелевского значения почти никто из нас и не касался, с развитием Религии в эпоху Возрождения Разум приблизился к Богу, но затем сыграл и давно господствует «дарвиновский заслон».

Причём сам «верующий учёный-массон» перевернулся бы в гробу, узнай он, как его просто-ТЕОРИЯ «изменчивости видов» повлияла на все социально значимые институты. Ведь «естественный отбор» не только перечеркнул наше «божественное происхождение». Утверждается, что человек стал царём зверей и заселил всю поверхность, как никакой другой из млекопитающих именно благодаря своей развитой способности быстро реагировать и адаптироваться на изменения внешней среды.

Далеко не всех греет мысль, что мы лишь самые развитые и приспособленные приматы (или прямоходящие беспёрые) – для них бальзамом стало само отличие от «предков» и очень интересно, кто и как далеко от тварей ушёл. Более всего на роль мерила подходил интеллект, и именно из-за указанного эволюционного развития, значением термина в «вики» стало: качество психики в способности адаптироваться, обучаться.

И именно в этом понимании тесты IQ, начиная с Бино и Симона (шаблоны на скорость выбора решения), имеют смысл. Иначе как объяснить внешне неотличимому «офисному планктону», почему один из них – руководитель. Более того, до сих пор гуляет забавная таблица, в которой, возможно, имеет смысл один диапазон уровня интеллекта: идиот: <20 IQ, имбецил: 20-40, дебил: 40-60, ограниченный: 60-80, посредственный: 80-100 (охватывает 90% испытуемых).

Но если для измерения степени тупости тест ещё подходил, но не имел практического смысла, то с самими интеллектуалами были проблемы, причём тем большие, чем более разными оказались люди, и чем быстрее менялись их мировоззрения. Особенно удручал факт того, что испытуемый мог оказаться умнее составителя шаблонов или отличаться нетрадиционным мышлением (что особенно грустно для ЕГЭ), а результат отправлял его к дебилам - и это главное противоречие в демократических странах, провозгласивших личностную индивидуальность (обратной стороной медали стало отнесение и явных имбецилов к толерантно-«особенным»).

Вообще, со многими психологическими тестами имеет место проблема испытуемых: обычно психологи работают с людьми, имеющими явные проблемы, а затем интерполируют результаты и тесты на остальных, кто в обычной жизни обходит их, как и врачей, стороной – от греха подальше. Важно понимать, что на практике мы видим размытие не только термина интеллект, но и опошление человеческой природы и сущности самого Человека. Бог с ним, с божественным происхождением, но это негативно влияет на сам смысл нашего существования, прямо «оскотинивает» обывателя, оправдывает «общество потребления», косвенно деградирует нравственную сущность.

Опять вспоминается популярное ток-шоу, где главный «герой» заявился объяснить свою позицию: почему он – полицейский, сбив на просёлочной пустынной дороге девочку, даже не остановился помочь, а быстро скрылся. Его ответ сегодня потряс УЖЕ не многих: «А что вы хотели? – я просто человек со своими слабостями»… Где же М.Горький с его «Человек- это звучит гордо»… и с дробовиком?

Если всё-таки принять интеллект, как коренное отличие Человека от остального животного мира, то придётся менять саму суть современного понятия. Сомнителен прежний акцент на скорости изменчивости в эволюции (как, впрочем, и сама теория имеет множество конфликтов и допущений).

Натянуто выглядит и сужение сегмента адаптации к внешнему миру: с его расширением и рядовой таракан, с аппетитом пожирающий отраву, от которой его предок два поколения назад протягивал лапки – даст такому «интеллекту» человека сто очков вперёд (ещё микроорганизмы обнаружены даже в ядерном реакторе),да и обучаемость некоторых акул просто зашкаливает.

Да, появились научные направления изучения зачатков интеллекта у животных, вяло развивается «искусственный интеллект», но именно из-за «нового» толкования термина. Он не приближает нас к пониманию Человека. Возможно, теперь это не считается нужным для того большинства, в которое мы с вами угодили, и которому, по мнению властителей, требуется больше толерантности и меньше интеллекта. И как это «наше большинство» не будет демагогически называться, хоть интеллектуальными демократами – на деле, с таким предлагаемым багажом реальной интеллектуальности и нравственности, имя ему – безвольные ограниченные рабы.

Есть замечательная книжка В. Круковера «Агрессивность собак и кошек». Где не только правильно трактуются главные движители – инстинкты, но обретают смысл и наши отличия от братьев меньших. Мы же попытаемся определиться: чем же является интеллект на деле, в чём именно мы обретаем новое качество миропонимания, как люди, а не вид животных. Ни для кого не секрет, что

Инстинкты – это то, что роднит нас с остальным животным миром: именно ими определяются важные нам изменения внешней среды и формируются поведенческие реакции, подчас ещё до уровня осмысления. Это глубинный, заложенный матерью-природой механизм, обеспечивающий выживание и воспроизводство вида.

Никто не знает: эволюция или воля Создателя требовали, чтобы нашёлся организм, способный превозмочь эти инстинкты ради чего-то большего, чем сам индивид, стая, популяция или сообщество. Никакой индивид, думающий о сохранении собственной шкуры, своей семьи, или даже стаи не способен мыслить категориями общества и целой планеты или идеями и идеалами, важными для общества. Здесь нужна жертвенность, способность переступить собственные инстинкты ради всего общества. И на это стал способен только Человек.

Поэтому довольно разумно, определяя человечность, как «удаление» от животных, говорить об интеллекте, как о грани, ограждающей его от инстинктивного поведения. Важно уточнить, что речь идёт об осознанном выборе (собака, погибающая, защищая хозяина, одинокий волк, потерявший волчицу, и умирающий от тоски или вымуштрованный солдат, поднимающийся в атаку под пули по приказу – это другое). Поэтому, первым, описанным примером истинного интеллектуала, следует признать Иисуса Христа, последними на моей памяти были А.Д.Сахаров, Л.Н.Гумилёв, Н.Мандела. Эта жертвенность часто не описывается не только правовыми, но и моральными нормами, необходимыми для жизни общества. Высшая степень человечности оперирует понятиями лишь нравственности – это те критерии оценки интеллекта, которые и позволяют судить о его уровне, и именно они, увы, недоступны осмыслению большинством.

***

Поэтому, ныне популярное бытовое определение интеллекта, как ума, да ещё производного от образования, выглядит странно, и для этого есть другие, более точные определения.

Связь с образованием, конечно, есть, но она опосредована – без него никакой человек не придёт к осознанию интеллектуальности самостоятельно.

Религиозные догматические механизмы способны лишь привить и внушить нравственные ориентиры, но осознания не произойдёт.

Есть много свидетельств того, что сам уровень интеллекта обусловлен многими факторами, один из которых – наследственность (некий начальный уровень и допустимый диапазон), далее идут семейной воспитание и уровень образования, изменяющие его в обе стороны. На эту тему много домыслов и слухов, составляющих основу конспирологических теорий, особенно когда говорят об образовании и воспитании элит, но идея гораздо шире и затрагивает основы миропонимания и зрелости общества, отражает уровень нашей Цивилизации.

Тут мы подходим к грустному финалу: все люди разные, особенно интеллектуально, способность мыслить не даётся изначально и обретается далеко-далеко не всеми. Общество, не заботящееся об истинном уровне интеллекта, обречено на деградацию, и характерным показателем является отношение к нравственным лидерам, их авторитетность (сама интеллектуальность большинством, лишённым этого, верно определена быть не может).

Новые, усиленно внедряемые, образовательные стандарты не изменят интеллектуальный уровень и количество его носителей (и не имеют такой цели), и наоборот - никакая религия не повысит качество интеллектуальных людей, а сами образование с религией нельзя подменять одно другим.

Без понятия нравственности понятие интеллекта выхолащивается и теряет своё осмысление обществом. И уж точно, насаждаемое усреднение в образовании, возможностях и достижениях, вкупе с «демократическими ценностями» даст нам не свободных индивидуальных «личностей», а, скорее, безнравственных дегенератов с интеллектом на уровне физиологии таракана – основу нового общества с идеологией «потреблядства».

Бедным психологам останется лишь констатировать дальнейшее снижение «правильно-думающих», как в ссылке в начале статьи. Есть идеи, как изменить эту тенденцию? Я бы предложил начинать с возрождения традиционной семьи и борьбы за нравственную чистоту, что полнее отражено в статьях: «Семья и Свобода» и «Поколение непуганых демократов».

(Статья дана с сокр.)

Владимир Золин


Источник


Tags: наука, нравственность, образование, общество, религия, семья, цивилизация, человек
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments