ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Category:

Н.С. Гордиенко - «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов (отрывок из книги)

Экономическое развитие и материальная культура

Поскольку христианизация Древней Руси — явление прежде всего политическое и идеологическое, то и повлияло оно прежде всего и главным образом на духовную жизнь древнерусского общества. Поэтому для сопоставления дохристианского и христианского периодов истории Древней Руси было бы достаточно рассмотреть общественно-политическую сферу и область духовной культуры.

Но так как идеологические отношения детерминированы условиями материальной жизни общества, то, чтобы их правильно понять и объяснить, необходимо выявить ту социально-экономическую базу, на которой они выросли и сформировались. Вот почему характеристику Руси дохристианской поры мы начинаем с краткого рассмотрения уровня развития древнерусского общества VI — Х веков и состояния материальной культуры того времени.

При этом использованы данные, полученные и обобщённые крупнейшими советскими исследователями Древней Руси академиками Б. Д. Грековым, М. Н. Тихомировым, Б. А. Рыбаковым, Д. С. Лихачёвым, профессором В. В. Мавродиным, а также их учениками и последователями
[1].

В истории нашей страны вторая половина I тысячелетия н. э. была эпохой постепенного разложения первобытнообщинного строя и медленного зарождения в его недрах феодальных отношений. «Период VI-IX вв., — указывает Б. А. Рыбаков, — можно назвать предфеодальным, так как в это время окончательно дозревали высшие формы родоплеменного общества в виде прочно организованных союзов племен и постепенно изживали себя основные ячейки родового строя — маленькие разрозненные и замкнутые родовые коллективы, хозяйственная необходимость которых была обусловлена примитивной техникой подсечного земледелия»[2].

Поступательное развитие производительных сил проявилось прежде всего в успехах сельскохозяйственной деятельности восточных славян.

Ограниченность археологических материалов и недостаточно внимательное изучение древнерусских письменных источников привели дореволюционных историков Киевской Руси к ошибочному выводу о том, что основой славянского и древнерусского хозяйства была охота, а земледелие якобы стало важным фактором хозяйственной жизни наших предков лишь во второй половине XI века. Академик Б. А. Рыбаков образно охарактеризовал этот вывод как «вопиющее искажение исторической действительности»[3], которое убедительно опровергнуто советской исторической наукой. Современная археология располагает огромным арсеналом данных, доказывающих наличие высокого уровня земледельческой культуры не только в Древней Руси IX века, но и у славянских племён более раннего периода отечественной истории.

С давних времён успешно развивалось земледелие в лесостепной зоне Среднего Приднепровья, где ещё в первой половине I тысячелетия н. э. славяне выращивали хлеб и для собственных нужд, и для продажи в страны античного мира. Далеко в глубь веков уходит и начало земледелия в лесной зоне расселения древних славян. «Было бы крайне неосторожно, — предупреждает Б. А. Рыбаков, — резко разграничивать лесную и лесостепную зоны в отношении их хозяйственных возможностей в период вызревания славянской государственности. Различие было... но это различие скорее количественное, чем качественное. Одни и те же виды хозяйственной деятельности были возможны тогда и в лесостепи, и в более северной зоне лиственных лесов... Разным был объем урожая, разным количество труда, затрачиваемого крестьянином на распашку открытой земли или на расчистку земли из-под векового леса»[4].

На смену примитивной и трудоемкой подсечной, или огневой, системе освоения новых земель (выжигание лесных массивов под пашню) приходило пашенное земледелие — многократное использование уже окультуренных земельных участков, обработка их с помощью сначала сохи, а затем деревянного плуга («рало»), в который впрягались волы (на юге) или кони (на севере). Применялись двупольная и трехпольная системы севооборота, что повышало урожайность и степень её гарантированности. Возделывали многие злаковые культуры (мягкую и твердую пшеницу, рожь, просо, ячмень), сеяли бобовые, культивировали волокнистые (коноплю и лен), выращивали репу, капусту и т. п.

Успехи земледелия подготавливали почву и для увеличения прибавочного продукта, и для более полного разделения труда, а значит — и для дальнейшего развития общественных отношений и форм духовной жизни. Отмечая это, академик Д. С. Лихачев писал: «Основой успехов Руси в развитии всех сторон культуры, её внешнеполитического могущества, её быстрого общественного развития был труд русского народа, труд земледельческий в первую очередь»[5].

Продолжало развиваться и становиться все более интенсивной отраслью хозяйства животноводство, поставлявшее землепашцам рабочий скот, воинам — боевых коней, ремесленникам — шкуры для последующей обработки и превращения их в одежду, обувь, седла, воинские доспехи и т. д., а всем вместе — мясную и молочную пищу. Наряду с разведением коней и крупного рогатого скота много внимания уделялось свиноводству и овцеводству; держали в хозяйстве и коз, дававших помимо мяса и молока ещё и шерсть.

Поэтому у авторов фундаментальной «Истории культуры Древней Руси» были основания заявить: «В IX-Х вв. земледельческая техника и состав культурных растений, за малым исключением, приобрели... характер, свойственный и более позднему времени XI-XIII вв.... Все виды домашнего скота были знакомы славянским племенам ещё с глубокой древности, и в этом отношении и Киевская Русь не принесла ничего нового»[6].

По мере развития производительных сил углублялось разделение труда, возникали и множились ремесла, что влекло за собой дальнейшее расширение обмена внутри племени и между племенами.

Археологические раскопки и другие источники сведений о Древней Руси убедительно свидетельствуют о высоком уровне материальной культуры древнерусского общества IX-Х веков.

Хотя и медленно, но все же совершенствовались сельскохозяйственные орудия: соха, сменивший её плуг с железным лемехом и ножом для вспарывания дёрна («чересло»), серп, коса и т. п. Сложнее и разнообразнее становился инструмент, которым пользовались ремесленники: кузнецы, гончары, оружейники, плотники, ювелиры и пр. По подсчётам исследователей, в Древней Руси насчитывалось более сорока ремесленных специальностей.

Быстро прогрессировала технология добывания металла и изготовления металлических изделий. Проанализировав огромный археологический материал, В. В. Седов пишет в своём обобщающем труде по истории славян VI — XIII веков: «Железообрабатывающее ремесло восточных славян накануне образования Древнерусского государства находилось на достаточно высокой ступени развития»[7]. В частности, ремесленникам Х века были известны несколько способов получения высококачественной стали, она шла на оружие и инструмент. Кузнецы имели в своём распоряжении большой набор орудий труда, назначение и форма которых сохранились вплоть до настоящего времени. Это давало им возможность изготовлять кузнечные изделия — в том числе и такие, слава о которых выходила далеко за пределы Древней Руси. Например, высоко ценились на Руси и в Европе замки, изготавливаемые русскими кузнецами («русские замки»).

Мощной отраслью ремесленного производства на Руси было изготовление оружия и военного снаряжения: мечей, боевых топоров, стрел и колчанов, кольчуг, щитов, шлемов, седел и сбруи для боевых коней. Многие виды оружия, особенно предназначенного для князей и знатных дружинников, покрывались художественным узором, украшались драгоценностями, имели вид ювелирных изделий.

Важное место в ремесленном производстве Древней Руси занимало гончарное дело — изготовление разнообразной глиняной посуды, предназначенной для варки пищи, хранения продуктов (зерна, мёда, вина и пр.), а также для застолья. Применение гончарного круга позволило расширить ассортимент выпускаемой посуды, повысить её качество, уровень художественного оформления. Совершенствовалась технология приготовления глиняной массы и обжига керамических изделий. Гончары же выделывали кирпич, черепицу, декоративную плитку и другие строительные материалы из обожжённой глины.

Основным строительным и поделочным материалом на Руси было дерево, поэтому ремесло плотников («древоделов») очень высоко ценилось в древнерусском обществе, и притом вполне заслуженно. «Весьма многочисленные материалы, — пишет В. В. Седов, — свидетельствуют о том, что восточные славяне во второй половине I тысячелетия н. э. были знакомы со многими видами обработки дерева»[8].

Основными орудиями плотника были топор и тесло (пила уже была, но пользовались ею крайне редко — даже доски чаще всего вытёсывали). Вместе с тем применялся широкий набор разнообразных инструментов, что обеспечивало высокое качество строительных и поделочных работ.

Из дерева строили жилища, здания хозяйственного и общественного назначения, укрепления, мосты и т. п. Дерево — материал недолговечный и плохо сохраняющийся в земле, поэтому остатки деревянных сооружений редко попадаются археологам. Тем не менее учёные предполагают, что у восточных славян «были деревянные рубленые языческие храмы»[9], способы сооружения которых перенесены впоследствии на христианские церкви, «В основе построения славянского языческого храма, — пишут историки русской архитектуры, — лежала, как можно предположить, клеть, иногда баш-необразной формы. Можно также предположить, что наиболее крупные языческие храмы состояли из нескольких деревянных срубов, соединённых между собой, и что под их влиянием строились первые деревянные соборы, подобные Софии новгородской 989 г., тринадцатиглавой, как о том говорит летопись, т. е., вероятно, тринадцатисрубной»[10].

Каменное строительство только начинало развиваться в рассматриваемое время. Но начало это было обнадёживающим, создававшим предпосылки для сооружения русскими мастерами в последующие века подлинных шедевров из камня. Именно так оценивает потенциальные возможности древнерусских строителей академик Б. А. Рыбаков: «Будучи подготовленными ещё за языческий период к строительству крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями»[11].

Сохранились сравнительно немногие, но отлично выполненные украшения, убедительно демонстрирующие высокий технический уровень ювелирного производства в Древней Руси. Ювелиры того времени освоили сложную технику золотого, серебряного и бронзового литья по восковым моделям и в каменных формах, применяли штамповку на матрицах, ковку и чеканку, пайку, золочение, чернь и т. п. Они владели сложнейшим искусством изготовления эмалей. Если до середины Х века преобладала выемчатая эмаль (заполнение эмалью специально сделанных выемок на ювелирных изделиях), то впоследствии её сменила более сложная перегородчатая эмаль: на гладкую поверхность изделия напаивались тонкие перегородки, а между ними плавилась многоцветная эмаль (финифть). Многие ювелирные изделия изготовлялись в технике зерни (напаивание на пластинки золотых или серебряных шариков-зёрен) и филиграни, или скани (применение скрученной золотой или серебряной проволоки).

Оценивая технический уровень производства ювелирных изделий в Древней Руси, академик Б. А. Рыбаков писал: «По технике исполнения изделия городских мастеров, особенно тех, которые обслуживали самых знатных заказчиков в княжеских дворцах, не уступали образцам самого передового мирового искусства того времени — искусства Византии и Ближнего Востока.. Чеканщики могли изготовить превосходные рельефы на серебре, литейщики отливали сложные хитроумные изделия. Мастера золотых и серебряных дел в поисках наилучшей игры света оттеняли серебро чернью и позолотой, а иногда покрывали гладкую серебряную поверхность колта (полая золотая или серебряная привеска, украшавшая золотой убор. — Н. Г.) тысячами (!) микроскопических колечек и на каждое (!) колечко напаивали крошечное зёрнышко серебра»[12].

На Руси ремесла были распространены повсеместно. Гончар обслуживал 3-4 населённых пункта, изделия кузнеца расходились в радиусе 10-20 километров (например, на территории небольшого Полоцкого княжества было до 250 кузниц)[13]. С развитием городов ремесленники составили одну из наиболее многочисленных групп городского населения. По данным летописи, число городов возрастало в Древней Руси из века в век: если в IX — Х веках их было не менее 25, то в XI веке стало почти 90, и рост продолжался стремительными темпами. Поэтому не случайно скандинавские саги называли Древнюю Русь «страной городов» («Гардарик»),

Древнерусские города были очагами ремесленного производства, центрами интенсивного товарного обмена, развивающейся торговли — не только внутренней, но и внешней. Древняя Русь обменивалась товарами со многими соседними странами. По её территории проходил древний торговый путь «из варяг в греки». Как видно из договоров, заключённых киевскими князьями Олегом и Игорем в первой половине Х века с Византией, древнерусские воины-купцы издавна вели оживлённую торговлю в обширных пределах Византийской империи и пользовались там определёнными льготами, а византийские — беспрепятственно торговали на Руси. Русские торговые пути пролегали во все окрестные страны; вели они в Западную Европу, в страны арабского мира. Вывозились главным образом шкуры, меха, мёд, воск, а позднее — и ремесленные изделия. Ввозились разнообразные ткани, украшения, оружие и т. п.

Развитие внутренней и внешней торговли повлекло за собой возникновение и совершенствование денежного обращения. Первоначально функции денег выполняли скот, меха. Затем им на смену пришло монометаллическое денежное обращение — в ходу были золотые и серебряные монеты, а также серебряные слитки («гривны»).

Таким было состояние экономики и материальной культуры Древней Руси. «Можно спорить, — пишут авторы учебного пособия по истории русской культуры, — о количестве тех или иных ремесленников, о выделении отдельных производств в самостоятельный вид ремесла, но остаётся несомненным, что древнерусское ремесло носило всеобъемлющий характер, достигло большого мастерства, создало основы для дальнейшего развития материальной культуры»[14].

Одним из стимулов такого развития явились разнообразные потребности, порождённые христианизацией Древней Руси: необходимость в храмах (сначала деревянных, а затем каменных), монастырских постройках, богослужебных одеждах, культовых принадлежностях, иконах, церковных книгах и т. п. Хотя начальные образцы всего этого были завезены в нашу страну из Византии, откуда прибыли и первые архитекторы, мастера каменной кладки и книжного дела, живописцы и пр., однако основной объем работ по сооружению и украшению храмов выполнялся русскими умельцами, опиравшимися на опыт многих поколений ремесленников дохристианской Руси.

Следовательно, совершенно безосновательны попытки современных поборников русского православия представить дело таким образом, будто появление в древнерусском обществе богатой материальной культуры связано лишь с «крещением Руси» и должно рассматриваться как его прямое следствие. В действительности налицо не одномоментное возникновение чего-то совершенно нового, ранее не существовавшего, а лишь дальнейшее развитие — пусть и на качественно более высоком уровне — уже существовавших компонентов, экономических отношений и материальной культуры Древней Руси дохристианских времён.




[1] См.: Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953; Тихомиров М Н. Древняя Русь. М., 1975; Рыбаков Б. А. Первые века русской истории. М., 1964; Он же. Древняя Русь. Сказания. Былины. Летописи. М., 1963; Он же. Язычество древних славян. М., 19Р1, Он же. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982; Лихачёв Д. С. Культура русского народа Х-XVII вв. М., 1961; Мавродин В. В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М, 1971; Фроянов И. Я. Киевская Русь. Очерки социально-экономической истории. Л., 1974; Седов В. В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982; История культуры Древней Руси, т. 1-2. М. — Л., 1951.

[2] Рыбаков Б.Л. Первые века русской истории, с. 16.

[3] Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв., с. 241.

[4] Там же, с. 243.

[5] Лихачёв Д.С. Культура русского народа Х-XVII вв., с. 10.

[6] История культуры Древней Руси, т. 1, с. 71.

[7] Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв., с. 241.

[8] Там же, с. 239.

[9] История русского искусства. В 2-х томах. Изд. 2-е, т. 1. М., 1978, с. 8.

[10] История русской архитектуры. Изд. 2-е. М., 1956, с. 14-15.

[11] Рыбаков Б.А. Культура Древней Руси. М„ 1956, с. 28.

[12] Рыбаков Б.А. Русское прикладное искусство X-XIII веков. Л., 1971, с. 28-29.

[13] См.: Мавродин. В.В. Очерки истории СССР. Древнерусское государство. М., 1956, с. 51.

[14] Сахаров Л.М. и Муравьёв А.В. Очерки русской культуры IX-XVII вв., М., 1962, с. 17.

Tags: Русь, история, миф, религия, славяне, фальсификация, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments