?

Log in

No account? Create an account
мера1

ss69100


К чему стадам дары свободы...

Восстановление смыслов


Предыдущий пост Поделиться Пожаловаться Следующий пост
Талантливый физик и математик в семье Эйнштейнов - Милева Марич
мера1
ss69100
Все мы наслышаны о плохой учёбе Эйнштейна в школе. Ознакомимся же с тем, как проходило обучение его первой жены, сербского физика и математика Милевы Марич.
***
Итак, Милева родилась за неделю до Рождества, 19 декабря 1875 года в селении Тител, расположенного на территории Воеводины — «края разбойников и повстанцев», как потом говорил Эйнштейн, который в те времена принадлежал Венгрии, а сейчас Сербии (см. выше пояснения к картам).

С самого раннего детства она проявила поразительные способности к математике и языкам. Помимо этого, девочка увлекалась живописью и музыкой. Одна престарелая учительница сказала отцу: «Эту девочку надо беречь. Она — необыкновенный ребенок» [1, с. 51]. Родные ласково называли ее Мицой (Mitza). Этим прозвищем пользовался и Альберт в период их взаимной любви.

Все это время ее родители проживали в Руме; в середине мая 1894 года семья переезжает в Аграм (Загреб). «Как высокоодаренная и успешная ученица, — пишет Маргарет Маурер, — она добилась того, чтобы ее допустили в Королевскую высшую гимназию города Аграма [позднее, Zagreber Knabengymnasium] на правах частной ученицы; она — единственная девушка, которая могла брать уроки по физике (этот предмет изучали только мальчики)» [7].

Понятно, что такое юридическое исключение мог получить для нее отец, который работал в Верховном суде города. Но его возможности были не безграничны. Чтобы продолжить свое образование, Милева вынуждена была выехать за пределы Габсбургской монархии в свободный город Цюрих — первый немецкоязычный город, в котором с 1867 года разрешено было учиться в университете девушкам.

В Цюрих Милева приехала самостоятельно в ноябре 1894 года. Этот город, пропитанный духом либерализма, стал для нее родным (здесь в 1948 году она умрет). По желанию учиться и жажде знаний девушке из Сербии не было равных, в этом отношении она явно выделялась из среды своих сверстниц. С самого раннего детства она показала себя умной, волевой и самостоятельной личностью, решившей посвятить себя интеллектуальной работе. Отец не мог нарадоваться успехам дочери. Он понимал, что его любимица далеко пойдет, никогда не наделает никаких глупостей, поэтому предоставил ей полную свободу действий в реализации своих интеллектуальных способностей.

Старый Цюрих

Современный Цюрих

Старый и новый Цюрих

В Цюрихе Марич начала самостоятельно изучать медицину, планируя стать врачом-психиатром — наиболее модной на тот период профессии. В Цюрихском университете на отделении, где впоследствии будет учиться Карл Юнг, она проучилась один летний семестр. Потом Милева поняла, что профессия врача — не для нее. В конце октября, когда формировалась очередная группа в Цюрихский Политехникум, решительная 21-летняя девушка, прекрасно разбирающаяся в вопросах физики и математики, успешно сдает экзамены и попадает в группу мальчиков-первокурсников, куда со второго раза поступил учиться 17-летний Альберт Эйнштейн. Первую попытку он сделал ровно год назад, в октябре 1895 года, но не прошел испытательные экзамены. После провала он поступил в кантональную школу, дипломом которой давал право поступать в Политехникум без экзаменов. После годичного подготовительного курса его гарантировано зачислили на первый курс.

Эйнштейн с группой учащихся в Аарау, октябрь 1896




Группа учащихся из подготовительной школы в Аарау, среди которых находится и молодой Эйнштейн (сидит крайний слева в первом ряду). Получение в этом учебном учреждении диплома давало право поступления в Политехникум без экзаменов. 29 октября 1896 года Альберт приехал в Цюрих и стал учиться в одной группе с Милевой.


Первый курс Милева Марич закончила вполне успешно, хотя могла бы учиться значительно лучше. Этому есть объяснение: она была «разочарована стандартом обучения по физике» (строка из письма), принятым в Политехникуме. Ей было скучно изучать предметы, связанные с будущей технической специальностью, предназначенной для парней. Милева ожидала большего, мечтала узнать о самой передовой науке, чего, к сожалению, в Цюрихском Политехникуме она не нашла. Жаждущая знаний девушка начала самостоятельно много читать научной литературы, не входящей в программу обучения. Этим своим энтузиазмом она заразила друга, Альберта, который привязался к ней. Чтобы не отстать от нее и как-то завоевать ее внимание, он тоже пытается приобщиться к чтению статей, рассказывающих о последних достижениях физики. Альберт делал это по необходимости, чтобы понравиться своей подруге. До этого проблемы передовой науки и последние открытия в физике его не особенно интересовали. Милева же делала это по зову сердца, из искреннего любопытства. Она добывала знания ради самих знаний, а не ради того, чтобы выглядеть в глазах друга достойно.

Эйнштейн 17 лет и Милева 21 год, коллож из фото 1896 года

Коллаж из двух фотографий 1896 года, когда
Альберту Эйнштейну 17 и Милеве Марич 21 год.
Не нужно быть психологом, чтобы понять, кто из
этих двоих является ведущим, а кто — ведомым.

В качестве доказательства приведем строки из августовского письма 1899 года; в нем Альберт писал Милеве: «Наряду с этим я изучил также прекрасные места из Гельмгольца по поводу атмосферных движений — от страха перед Вами и, между прочим, к собственному удовольствию. Сразу же добавлю, что я хотел бы вместе с Вами просматривать всю историю [физики]... Когда я читал первый раз Гельмгольца, то ничего не мог понять, я не мог поверить, как не могу до сих пор, что Вы не сидите со мной рядом. Совместно работать с Вами я нахожу прекрасным и полезным, работа идет намного спокойнее и кажется мне менее скучной» [2, doc. 50].

Через год Альберт пишет ей: «К исследованию эффекта Томсона, я убежден, нужно подходить иначе... Если бы мы только могли начать сразу же завтра!» [2, doc. 74]. И чуть раньше: «Как мог я только жить раньше, ты моё маленькое всё. Без тебя мне не хватает уверенности в себе, страсти к работе, и жизнь не в радость — короче, без тебя мне и жизнь не жизнь» [2, doc. 72]. Эйнштейн только с ней начал знакомиться с классическими произведениями Гельмгольца, Томсона, Больцмана, Друде, Герца, Кирхгофа, Маха, Оствальда, Планка (эти имена фигурируют в письмах) и обсуждать физические проблемы со своей возлюбленной. Она была его единственной опорой, когда он после окончания Политехникума в течение почти двух лет оставался безработным. Ее родители были богаты и могли обеспечить материальное положение зараждающейся семьи. Впрочем, об этом говорить пока рано.

Гейдельбергский университет

Гейдельбергский университет.

Целеустремленная студентка для получения знаний с передового фронта науки 5 октября 1897 года забирает документы из Цюрихского Политехникума и решает ехать в Германию, в старейший (основан в 1386 году) Гейдельбергский университет, где она слышала об удивительных экспериментах с каналовыми лучами и фотоэлектрическим эффектом, которые проводил будущий лауреат Нобелевской премии (1905) и ярый противник теории относительности, Филипп Ленард. Не отсюда ли проистекает интерес Эйнштейна к явлению фотоэлектричества, за исследование которого в ноябре 1922 году он получит Нобелевскую премию за истекший 1921 год? Однозначный ответ на этот вопрос дается в разделе Милева Марич — мать квантовой механики.

Филипп Ленард









Филипп Ленард





20 октября 1897 года Милева поделилась впечатлениями о содержании прослушанной накануне лекции «хорошего профессора Ленарда», посвященной вопросу теплого движения молекул. Она была поражена большой скорости движения молекул (400 м/с) и малости пути свободного пробега (1/100 от толщины волоса), о чём с удивлением и поделилась со своим другом Альбертом [2, doc. 36].

Тема теплого движения молекул, тесно связанная с так называемым броуновским движением, была актуальна для Эйнштейна, поскольку послужила темой одной из его статей 1905 года, а также темой его диссертационной работы. Кроме того, нужно не забыть упомянуть, что Милева в Гейдельберге прослушала курс электродинамики — главная тема другой работы Эйнштейна 1905 года, «К электродинамике движущихся тел» (см. Как создавалась специальная теория относительности). Осенью 1897 года она посещает математические лекции профессора Лео Кёнигсбергера по эллиптическим функциям и профессора Карла Кёлера по теории чисел, а также изучает аналитическую механику, избранные главы интегрально-дифференциального исчисления [7].

Филипп Ленард на лекции

Филипп Ленард на лекции (крупно)

Демонстрационная лекция в
Гейдельбергском университете
(справа у стены стоит Ленард).

Надо пояснить, что в ту далекую эпоху студенты более свободно переходили из одного учебного заведения в другое, чем сейчас. Профессора не сопротивлялись этому перемещению, когда видели, что студент хорошо учиться и действительно хочет узнать что-то новое, чего нет в данном институте или университете. Это правило распространялось на парней; для девушек всё было намного сложней.

  Свои молодые силы Марич потратила не только на освоение физических и математических предметов, но и на преодоление жесточайшего сопротивления, связанного с тогдашними предрассудками: считалось, что из женщины не может получиться первоклассный ученый. Это тогда, а что сейчас? Нынешние женоненавистники снова кричат, что Марич приложила не достаточно сил, чтобы стать физиком. Возле мужа, твердят они, первая жена «гениального физика» всегда была только домохозяйкой.

Это, разумеется, не так. Популяризаторы «эйнштейновских достижений» не любят вспоминать самую первую статью Альберта, написанную в 1901 году без помощи Милевы. Это — самая слабая из всех работ, вошедших в его «Собрании научных трудов». Наиболее важные статьи первых лет их совместного проживания были написаны при самом активном участии Милевы. Четыре работы 1905 года, прославившие имя Эйнштейна в веках, были написаны, практически, одной Милевой, во всяком случае, их математическая часть. Альберт же в это время работал в бюро патентов и ему некогда было обдумывать содержание сложных научных концепций, связанных с термодинамикой, молекулярно-кинетической теорией и статистической физикой. Однако всё это происходило после замужества, а сейчас давайте снова вернемся в студенческие годы.

Итак, зимний семестр (тогда год делился на летний и зимний семестры, а не на весенний и осенний, как сейчас) второго года обучения Милева Марич начала в Германии, о чём сообщает Эйнштейну в октябрьском письме 1897 года [2, doc. 36]. Она жадно слушает лекции немецких профессоров, которые по содержанию, ей показались намного интереснее лекций, читаемых в Политехникуме. По письмам видно, что ее захватил открывшийся перед ней мир науки. Старательная студентка так поглощена учебой и исследованиями, что даже забывает отвечать на письма Альберта. Между тем в своем письме от 16 февраля 1898 года он явно показывает, что заскучал, называет ее «маленькой беглянкой» и просит «поскорее вернуться» [2, doc. 39].

Проучившись в Гейдельберге зимний семестр, Милева в апреле 1898 года возвращается назад в Цюрих, но не потому, что ее позвал обольстительный сокурсник, а потому, что в прославленном университете Германии с 1891 года женщины имели право посещать лекции любых профессоров на правах вольнослушательниц, но им не выдали диплом. Милева посещала все положенные лекции и практические занятия, однако невозможность получения аттестата заставило ее вернуться назад в Швейцарию. Ее возврат в Цюрих по времени почему-то совпал с началом, когда Эйнштейн по собственным заявлениям [8] начал заниматься специальной теорией относительности.

***

После окончания Политехникума он просит оставить его ассистентом, но ему отказали — единственному из выпускников, все так или иначе благополучно устроились. За него просила сама Милева. По этому поводу она даже повздорила со своим руководителем дипломной работы (Diplomarbeit) и докторской диссертации (Doktorarbeit) профессором Вебером, к которому хотел пойти ассистентом Альберт. Об этом весной 1901 года Милева написала своей подруге Элен [2, doc. 109]. Просился он ассистентом и к профессору Гурвицу. В эти же весенние месяцы Альберт пытается получить работу у Оствальда в Лейпциге и у Камерлинг-Оннеса в Лейдене; тоже безрезультатно.

Einstein - Hous







Дом на улице Kramgasse-49, куда 29 октября 1903 года поселилась молодая чета Эйнштейнов.






Лишь с 19 мая по 15 июля 1901 года он отыскал временную работу в технической школе Винтертура в качестве преподавателя математики. Другая временная работа ему перепала Шахфаузене, где он учительствовал с сентября 1901 года по январь 1902 год. В декабре 1901 года он отсылает заявление с просьбой принять его в штат Бернского патентного бюро. 21 Февраля 1902 года он приезжает в Берн, но приступает к работе в Патентном бюро только 23 июля. Альберта взяли с испытательным сроком на самую низкооплачиваемую должность эксперта третьего класса. Его испытательный срок длился дольше, чем у других — до 16 сентября 1904 года. После этого унижения он, наконец, заключил с руководством патентной конторы долгожданный контракт.

Einstein - Hous

Einstein - Hous

Внутренние помещения Дома Эйнштейна

Автор сайта [12] особо подчеркивает тот удивительный факт, что, несмотря на безуспешное окончание Политехникума, Милева всё-таки стала кандидатом в доктора философии, а Альберт — нет. В докторантуру при Цюрихском университете ее устроил профессор Фридрих Вебер — тот самый, который на выпускном экзамене поставил ей невысокую оценку по своему предмету. Тем не менее, он взял Милеву для дальнейшей научной работы, а Альберта отверг как бесперспективного в научном плане молодого человека. В знак протеста против такого решения своего научного руководителя Милева отказалась работать с ним. Потом у нее родилась дочь и началась черная полоса в отношениях с Альбертом.


1. Картер П. и Хайфилд Р. Эйнштейн. Частная жизнь. — М.: «Захаров», 1998 (Paul Carter and Roger Highfield «The Private Lives of Albert Einstein», 1993).
2. The Collected Papers of Albert Einstein (CPAE). Volume 1. The Early Years, 1879-1902, Princeton University Press 1987.
3. Хофман Б., Дюкас Э. Альберт Эйнштейн. Творец и бунтарь. — М.: Прогресс, 1983. (Banesh Hoffmann/Helen Dukas: Einstein. Schopfer und Rebell . Die Biographie, Frankfurt/M. 1978, amerikanisches Original New York, Viking Press, 1972).
4. Кузнецов Б.Г. Эйнштейн. Жизнь. Смерть. Бессмертие. Издание пятой, переработанное и дополненное. / Под редакцией М.Г. Идлиса. — М.: Наука, 1980.
5. Frank, Phillipp: Einstein. Sein Leben und seine Zeit. Mit einem Vorwort von Albert Einstein, Wiesbaden (Friedr. Vieweg & Sohn) 1979 (Copyright der amerikanischen Ausgabe 1979; eine fruhere englische Ausgabe: Einstein, His Life and Times, New York 1947, sowie London 1948).
6. Зелиг К. Альберт Эйнштейн. — М., 1966. (Carl Seelig: Albert Einstein. Eine dokumentarische Biographie, Zurich-Stuttgart-Wien (Europa Verlag) 1954).
7. Maurer, Margarete. Weil nicht sein kann, was nicht sein darf... "Die Eltern" Oder "Der Vater" Der Relativitatstheorie? (Aus: PCnews, Nr. 48, Jg. 11, Heft 3, Wien, Juni 1996, S. 20-27).
8. Shankland, R.S.: Conversations with Albert Einstein, in: American Journal of Physics, Vol. 31, 1963, S. 47-57.
9. Bernstein, Jeremy: Einstein When Young, in: New Yorker, 6 July 1987, S. 77-80, zitiert nach Pyenson 1989, S. 133.
10. Michelmore, Peter: Albert Einstein. Genie des Jahrhunderts, Hannover (Fackeltrager-Verlag) 1968 (amerikanisches Original: Einstein - Profile of the Man 1962).
11. Брайен Д. Альберт Эйнштейн / Пер. с англ. Е.Г. Гендель. — Мн.: «Попурри», 2000 (EINSTEIN: A LIFE by Denis Brian. — N. Y.: John Wiley & Sons, Inc., 1996).
12. Mileva Einstein-Maric (WebSite assembled by Neil S. Eshleman).


Источник.




  • 1
(Анонимно)
09.06.2014 Движение за возрождение отечественной науки - Лисовский Ю.А., Самарин А.Н., Фионова Л.К. Украинский геноцид американского производства
....... Бессилие России

Россия помоги! – скандировал Донбасс. Теперь перестал, ибо понял – Россия не поможет. России самой надо помогать.

Да, в последние месяцы в России резко вырос рейтинг власти и лично Путина. Но подняли его чисто имиджевые проекты - Олимпиада, победа на хоккейном чемпионате… А присоединение Крыма было организовано не столько Кремлём, сколько самими жителями Крыма. Да, это серьёзный, но одиночный политический прорыв России, за которым должно бы последовать наступление по всему фронту – восстановление уничтоженной в 1991 году промышленности и сельского хозяйства, возрождение убитой науки, возвращение в казну средств награбленных олигархатом и чиновниками…
http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=8525&Itemid=35

Но этого наступления нет. И странно было бы ожидать, что Россия, доведённая до предсмертного состояния, неким чудесным образом вдруг начнёт возрождаться усилиями тех же самых людей, что десятилетиями её убивали. Россия с 1991 года - такая же колония США, как и Украина, её колониальный статус утверждён приоритетом норм международного права над национальными законами (Конституция РФ, часть 4 статьи 15), её олигархи и чиновники – так же, как и на Украине, креатуры США.........

http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=8549&Itemid=35


Девочки почти всегда умнее мальчиков, но в итоге пробиваются все равно мальчики, приоритеты разные. Выходит, без такой женщины не было бы ни Эйнштейна, ни теории относительности, по крайней мере не в то время... А сколько всего было задушено талантов силой обстоятельств, чужих амбиций...

Социальный дарвинизм - враг творчества и прогресса, есть мнение, что по темпам развития мы уже скатились до средневековья, когда была борьба цехов и сосоловий за свои обособленные права против любых новшеств ради амбиций и сохранения привилегий "эффективных" и "успешных", которые якобы сами всего добились, потому что якобы лучше работали.

„Девочки почти всегда умнее мальчиков...”

Не могу согласиться. Взрослее, возможно, а вот умнее - трудно судить. Они разные, что безспорно.

Касательно ТО, то неизвестно, кто внёс главный вклад в неё. Да и верна ли она - главный вопрос сегодняшней физики.

Социальный дарвинизм - враг творчества и прогресса” - это очевидно. И понятно, что детей надо отбирать не по половым признакам, а по уровню развития их талантов.

Кстати, утверждение в первой строчке - иллюстрация социального дарвинизма!

Первое утверждение - констатация факта, что девочки развиваются быстрее мальчиков, но раньше останавливаются в виду иных социальных приоритетов и роли. Сам факт неравенства способностей еще не социал-дарвинизм.

Социал-дарвинизм - подавление развития одних под соусом отбора якобы самых способных. На деле и способности для такого социал-дарвинизма специфические, не связанные напрямую с творчеством - скорее с амбициями. Превращенная форма, убивающая содержание (творчество). Сорняк всегда сильнее культурного растения.

Социал-дарвинизм здесь больше ударил именно по мужчине - Эйнштейну. Даже женщина 19 века из обеспеченной семьи оказалась более выживаемой. И по причине безбедности, и причине родительской любви, давшей дочери блестящее образование, иногда женщинам больше везет.

Вроде приличная тётка, а вот поди ж ты - соучастница преступления.

За каждым великим мужчиной стоит Великая Женщина!!!

  • 1