ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

Государственное регулирование экономики (часть 1, окончание)

Хотя правила «Вашингтонского консенсуса» отдают посредством других инструментов выгоду от экономики не людям страны, а глобальной корпорации ростовщиков.

К тому же одно из следствий перехода в статус криптоколонии — это указанное выше изменение в структуре народного хозяйства: «изменилась отраслевая структура народного хозяйства — увеличилась сфера услуг, частной торговли», — что характерно для любой колонии.

В ней не должно быть собственного крупного производства, которое могло бы обеспечить страну по всему спектру естественных потребностей, максимум, — черновая обработка ресурсов для метрополии.

А также в стране колонии должны быть развиты сфера услуг — поскольку она не может обеспечить экономический суверенитет стране, а значит не угрожает метрополии, и сфера торговли, чтобы обеспечивать метрополию рынками сбыта своих товаров.

Денежно-кредитная политика

Monetary-policy
Денежно-кредитная политика — является важнейшим средством воздействия государства на хозяйственные процессы, осуществляемой Центральным банком.

Денежно-кредитная политика государства должна быть направлена, прежде всего, на обеспечение устойчивого денежного обращения, непосредственно связанного с нуждами процесса воспроизводства, на основе устойчивой национальной валюты и стабильных цен. В странах с переходной экономикой эти цели дополняются задачами формирования рациональной банковской системы, борьбы с инфляцией, ликвидации дефицита государственного бюджета, создания финансовых условий выхода из кризиса.

В процессе реализации денежно-кредитных способов регулирования экономики тесно переплетаются прямые (структурные) экономические и косвенные (бесструктурные) методы.

К инструментам прямого (структурного) экономического воздействия относятся:


  • целевое кредитование;

  • установление кредитных «потолков»;

  • прямой контроль за установлением уровня процентных ставок (либо поддержание запрета на ссудный процент).

Меры, связанные с целевым кредитованием, сегодня выражаются в существовании специальных кредитно-финансовых учреждений, осуществляющих кредитование той или иной отрасли по более льготным ставкам, что мало отличается от обычного кредитования, разве что ставки в разы меньше. Эти банки, как правило, пользуются определёнными льготами в своей деятельности. Кредитование осуществляется на строго установленные цели и в определённых размерах. В принципе сегодня ничто не мешает установить процентные ставки по целевому кредитованию равными нулю, однако алчность и жадность восстают против элементарной экономической логики.

Установление так называемых кредитных «потолков» есть не что иное, как ограничение объёмов кредитов тех или иных видов, что позволяет сдерживать чрезмерную кредитную активность в отдельных сферах хозяйственной деятельности.

Прямой контроль за уровнем процентных ставок связан с установлением Центральным Банком ставки рефинансирования (нормы процента — платы за кредит, выдаваемый ЦБ РФ с коммерческих банков), с определением нормы обязательного резервирования средств коммерческих банков в Центральном Банке. О деятельности ЦБ и связи ставок с уровнем инфляции мы писали не раз: http://m3ra.ru/2014/12/07/centrobank-agin/.

Более широко используется косвенные методы денежно-кредитного регулирования:


  • регулирование минимальных резервных требований к банкам (суммы, которыми должны располагать банки для того, чтобы обслуживать определённые объёмы кредитов);

  • осуществление дисконтной политики (регулирование учётных ставок по кредитам);

  • купля-продажа иностранной валюты;

  • регулирование ставки рефинансирования коммерческих банков;

  • изменение курса национальной валюты;

  • эмиссия денег в обращение в рамках определённых нормативов;

  • продажа-скупка государственных ценных бумаг.

Операции на открытом рынке

В настоящее время в мировой экономической практике основным инструментом регулирования денежной массы являются операции на открытом рынке. Путём покупки или продажи на открытом рынке казначейских ценных бумаг центральный банк может осуществить либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо изъять их оттуда.

Операции на открытом рынке проводятся Центральным Банком обычно совместно с группой крупных банков и других финансово-кредитных учреждений. Суть их заключается в том, что ЦБ размещает (в ситуации излишка денежной массы в обращении) или скупает (в ситуации недостатка денежной массы) государственные ценные бумаги и, таким образом, регулирует предложение денег на денежном рынке.

Политика учётной ставки (дисконтная политика)

Учётная ставка — это процент, под который центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам, выступая как кредитор в последней инстанции. Причём Центральный Банк предоставляет этот кредит не всем желающим коммерческим банкам, а лишь тем, кто имеет прочное финансовое положение, но испытывает временные трудности.

Учётную ставку устанавливает ЦБ. Уменьшение её делает для коммерческих банков займы дешевыми, и они стремятся получить кредит. При этом увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, вызывая увеличение количества денег в обращении. И наоборот, увеличение учётной ставки делает займы невыгодными. Более того, некоторые коммерческие банки, имеющие заёмные резервы, пытаются возвратить их, так как они становятся очень дорогими. Сокращение банковских резервов приводит к сокращению денег в экономике.

Среди инструментов монетарной политики, политика учётных ставок занимает второе по значению место после политики Центрального Банка на открытом рынке (а в некоторых странах является главным инструментом управления предложением денег) и проводится обычно в сочетании с деятельностью центрального банка на открытом рынке.

Какая замечательная картинка экономически суверенных действий ЦБ рисуется нам. Однако либеральные теории умалчивают о том, что центробанки практически всех стран мира через наличие ссудного процента в своей экономике подчинены транснациональной корпорации ростовщиков.

Изменение нормы обязательных резервов банков

Механизм этого инструмента кредитно-денежной политики таков:


  • если центральный банк увеличивает норму обязательных резервов, то это приводит к сокращению избыточных резервов банков и к уменьшению денежного предложения;

  • при уменьшении нормы обязательных резервов происходит расширение предложения денег.

Этот инструмент монетарной политики является, по мнению специалистов, занимающихся данной проблемой, наиболее мощным, но достаточно грубым, поскольку затрагивает основы всей банковской системы.

Регулирования валютного курса

Устойчивость и сила национальной валюты — ключевой фактор снижения инфляции, достижения макроэкономической стабилизации и экономического роста. Положение национальной валюты имеет ключевое значение для развития и процветания экономики и общества. Наиболее высокий уровень инфляции наблюдается в странах, где определение курса национальной валюты предоставлено «рыночным силам».

В мире существуют три основных режима валютного курса — фиксированный, плавающий и ограниченно плавающий.

В режиме фиксированного обменного курса, доминировавшем в прошлом столетии, учреждения, проводящие денежную политику, фиксируют относительную цену отечественной и иностранной валюты. Для поддержки паритетного курса Центральный Банк берёт обязательство покупать или продавать иностранную валюту по данному курсу.

В режиме плавающего курса учреждения, проводящие денежную политику, не принимают обязательств по его поддержанию на заданном уровне. Колебания спроса и предложения денег отражаются в изменениях валютного курса. Если Центральный Банк совсем не покупает и не продает иностранную валюту, то такой режим называется «чистым» плаванием. Если же Центральный Банк осуществляет валютные операции, то такой режим называется ограниченно плавающим.

Валютный курс представляет собой цену, относящуюся к двум странам, поэтому валютная политика одной стороны может иметь серьёзные последствия для других стран. В целях недопущения манипулирования своей валютой МВФ выработал ряд рекомендаций, которым его члены должны следовать при разработке своей валютной политики.

А именно:


  • он должен избегать манипулирования своей валютой с целью неэффективного выравнивания платёжных балансов или получения преимуществ в международной конкурентной борьбе;

  • он может осуществлять интервенцию на валютном рынке только при необходимости сглаживания краткосрочных колебаний рыночного курса своей валюты;

  • при проведении своих интервенций члены МВФ должны принимать во внимание интересы других членов, включая тех, валюты которых также оказываются задействованы в ходе интервенции.

Являясь членом МВФ, правительство РФ, при проведении валютной политики, также придерживается указанных принципов.
Kudrin

Цели государственного регулирования экономики

К основным целям государственного регулирования экономики для клерков (о том, чем отличаются экономика для хозяев и для клерков смотрите в следующей части материала) относятся:


  • минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

  • создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики;

  • обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым.

Политика государственного регулирования экономики

Политика государственного регулирования на современном этапе переходного периода заключается не в полном демонтаже старой системы, а в создании более эффективной системы регулирования экономики с учётом накопленного позитивного опыта.

Прежде всего, для создания такой эффективной системы регулирования необходимо проведение ряда мероприятий:


  • Оздоровление финансовой системы, переход к индикативным методам, использованию финансовых рычагов.

  • Создание условий приспособления и последующего развития для убыточных и низкорентабельных предприятий, ликвидировать, которые сразу просто нельзя. Им нужно обеспечить временную поддержку с помощью льгот и дотаций для приспособления к работе в условиях рынка. На следующем этапе — разгосударствление, приватизация собственности на выгодных для государства условиях.

  • Осуществление структурной перестройки всего хозяйственного комплекса страны, внедрение новейших достижений техники, новых технологий, развитие ресурсосбережения. Структурная перестройка обычными методами через рассеяние капиталов и создание через них необходимых накоплений — это слишком длительный и тяжёлый путь. Эффективное регулирование в сочетании с целенаправленным планированием и программированием, а также стимулирование структурной перестройки прямыми и косвенными методами со стороны государства значительно облегчат и ускорят этот процесс.

  • Проведение активной социальной политики, призванной облегчить для населения отрицательные последствия перехода к рынку, обеспечение социальной защиты, осуществление комплекса мер повышения уровня занятости населения.

  • Проведение чёткой антимонопольной политики, повышение государственного контроля за деятельностью монополий, увеличение доли государства при акционировании собственности крупных монополий. Главными рычагами регулирования должны стать стоимостные пропорции, с помощью которых можно формировать пропорции развития и воспроизводства в сферах экономики. Цены, налоги, льготы по ним, выделение финансовых ресурсов, кредитные ставки, рентные платежи, ставки оплаты труда, пенсий, пособий — всё это составляет совокупность экономических рычагов, с помощью которых можно осуществлять воздействие на экономические интересы производств, регионов.

Одним из важнейших элементов государственного регулирования является контроль над ценами. Безусловно, в условиях рынка невозможно установить контроль за ценами на все виды продукции. Но контроль за ценами на сырье необходим, так как они служат исходной позицией для формирования всей цепочки и масштабов цен, и государство должно их регулировать. Необходимо также государственное регулирование цен на основные социально значимые товары, некоторые продукты питания, в первую очередь хлеб. Так, например, в Германии в настоящее время государство контролирует пятьдесят процентов всех цен, помогает субсидиями селу, финансирует жилищное строительство. И это происходит в стране с давно сложившейся и эффективно развивающейся рыночной экономикой.

Государственное регулирование — это не просто организационно-управленческая или экономическая, но и социальная проблема. Являясь важнейшим звеном экономических знаний, государственное регулирование тесно связано с другими научными дисциплинами, и прежде всего с системой государственного управления. Тесно связано государственное регулирование с экономической географией, регионоведением, муниципальным менеджментом, экономической историей, статистикой, отраслевыми экономиками и др.

Политику государственного регулирования экономики можно свести к следующему:


  • Задачами государственного регулирования экономики в соответствии с «Вашингтонским консенсусом», с помощью которого осуществляется криптоколонизация страны, являются:

    • на начальном этапе переходного периода — осуществление мер по либерализации экономики;

    • на втором этапе — мер по стабилизации экономики и на завершающем этапе — мер по повышению эффективности, поступательному развитию


Второй этап звучит конечно красиво, однако эти общие слова о повышении эффективности и поступательном развитии нигде не дают желаемого результата, поскольку не подкреплены методологически. Более подробно о том, как либерализация экономики открывает двери для криптоколонизации страны читайте Джон Перкинс «Исповедь экономического убийцы».


  • Государственное регулирование экономики должно привести к балансу взаимных интересов, т.е., с одной стороны, оно должно обеспечить эффективный ход экономических реформ, используя при этом рыночные механизмы, а с другой — добиться справедливости в распределении доходов и ресурсов. Хотя в практике реализации «Вашингтонского консенсуса» таковой баланс взаимных интересов естественно для либерализма не достигается, а происходит банальное выкачивание всевозможных ресурсов из страны.

  • Одной из задач регулирования является умелое использование ресурсов (природных, человеческих, финансовых), которыми располагает государство, для увеличения поступлений в доходную часть бюджета, а также на инвестирование, реструктуризацию и развитие экономики. При этом важно руководствоваться критерием сохранения рыночных свобод, коий обеспечивает спокойный режим криптоколонизации страны.

  • Задачей регулирования является разработка программ социально-экономического развития, отраслевых, региональных, межрегиональных, а также целевых программ, инвестиционных проектов, концепций социально-экономического развития, прогнозов на ближайшую и отдаленную перспективу, в которых должна быть выражена роль государства в управлении. Заметьте как опять государству в деле формирования экономической реальности страны отводится лишь одна из ролей, а не системообразующее место.

  • Государственное регулирование должно быть направлено на укрепление экономической основы самостоятельного социально- экономического развития всех регионов Российской Федерации посредством чёткого разграничения компетентности и ответственности между органами государственной власти РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Особенно важно такое разграничение в области использования природно-ресурсного потенциала, развития базовых отраслей экономики, военно-промышленного комплекса, транспорта, внешнеэкономической деятельности и др. При этом необходимы меры по совершенствованию правовых основ и взаимодействия федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

  • Среди задач государственного регулирования есть и задача укрепления финансовой самостоятельности регионов на основе принципов бюджетного федерализма.

  • Задачами регулирования являются сглаживание межрегиональных различий, выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, а также всемерная поддержка регионов с экстремальными природно-экономическими условиями.

  • Особенно важно государственное регулирование для районов Крайнего Севера, Сибири, территорий, где проживают малочисленные народы, а также районов экологического бедствия.

  • Государственное регулирование является основой формирования единого товарного рынка России и региональных рынков; оно призвано обеспечить принципы единства экономического пространства страны, свободу перемещения товаров, капиталов и рабочей силы по всей территории Российской Федерации.

Государственное регулирование предполагает эффективное функционирование системы оказания финансовой помощи отдельным регионам, отраслям, производствам. При этом велика роль государственного регулирования в совершенствовании методики расчётов трансфертов.

В современных условиях экономическая роль и функции государства усложнились настолько, что управлять без единого комплексного подхода просто невозможно.

Повысить роль государства (опять навязывание отдельной роли) в российских условиях значит:


  • фактически уменьшить роль чиновников, усиливая действенность законодательной базы экономического развития;

  • способствовать эффективному управлению существующей государственной собственности;

  • задействовать подлинно рыночный механизм, оптимально сочетающий конкуренцию и регулирование (вспоминаем шаманскую «невидимую руку рынка»);

  • формировать социальные стабилизаторы общественного развития (ещё одно «шаманское» выражение);

  • защищать национальные интересы при расширении мирохозяйственных связей.

(http://www.rae.ru/snt/?section=content&op=show_article&article_id=1479)

Последняя рекомендация, если учитывать тот факт, что Россия является русской многонациональной цивилизацией, по сути предлагает нам деградировать до уровня национального государства, который мы прошли ещё 500 лет назад, объединившись с Казанским ханством.

Послесловие

Министерство экономического развития России в январе 2014 года подготовило «Концепцию первоочередных мер социально-экономического развития», согласно которой:

Меры могут быть реализованы правительством в 2014-2015гг. и будут стимулировать экономический рост в средне- и долгосрочной перспективе, пишет газета «Ведомости». Концепция изложена в письме главы МЭР Алексея Улюкаева первому вице-премьеру Игорю Шувалову. В новом плане Минэкономразвития предлагает несколько способов экономии бюджетных средств. Например, путем развития накопительной пенсионной системы, повышения эффективности госрасходов, сокращения штатов и государственного имущества.

В России экономический рост за последние 13 лет только усилил институциональное отставание: качество госуправления соответствует уровню стран, где ВВП на душу населения вчетверо ниже, приводит статистику МЭР.

Из-за давления регуляторов малый и средний бизнес уходят в тень, занятость растет только в государственном и теневом секторах. Для вывода малого бизнеса из тени ведомство предлагает налоговые (двухлетние каникулы для новой компании) и регулятивные (запрет на проверки) меры.

Чтобы сдержать рост тарифов монополий, надо сокращать их издержки, полагает Минэкономразвития. Для решения инфраструктурных проблем необходимо развивать государственно-частное партнёрство.

Отдельная глава посвящена антимонопольному регулированию. Имея самый большой в мире штат и почти самый маленький бюджет, ФАС заводит слишком много дел, рассматривает их слишком быстро и крайне формально, заявляет МЭР. При этом ведомство опирается на цифры: например, по злоупотреблению доминирующим положением — в 161 раз больше, чем в США, и в 74 раза — чем в Германии.

Необходимо существенно снизить риск стать объектом внимания ФАС, для этого нужно исключить малый бизнес из сферы действия антимонопольного законодательства (за исключением ценовых сговоров и сговоров на торгах), разрешить внезапные внеплановые проверки только при наличии судебной санкции. Деятельность ФАС Минэкономразвития предлагает оценивать по состоянию конкуренции и благосостоянию потребителей.

Качество регулирования невозможно без его стабильности, а в России только на федеральном уровне за 10 лет принято 180 тыс. нормативных актов, отметило ведомство. Необходимо жёсткое правило: при принятии каждого нового требования, сопровождающегося издержками для бизнеса, отменять два, предлагает Минэкономразвития.

Предыдущий план МЭР, представленный летом, предполагал в основном разные формы бюджетной и кредитной поддержки.

(http://top.rbc.ru/economics/21/01/2014/900453.shtml)

ПослеПослесловие

Однако данные меры половинчатые, так как не касаются системообразующих факторов формирующих экономическую реальность страны. О необходимости фундаментальных изменений системы общественного самоуправления вполне недвусмысленно сказано в готовящемся сейчас документе «Проект Основ государственной культурной политики, подготовленный рабочей группой во главе с Руководителем Администрации Президента Сергеем Ивановым», в частности:



Достижение поставленных в Основах государственной культурной политики целей и успешное решение сформулированных задач невозможно в рамках существующей системы государственного управления. Необходима достаточно глубокая реформа этой системы, в процессе которой она должна быть сущностно перенастроена на иные приоритеты, в основу оценки ее эффективности должны быть положены иные — ориентированные на приоритеты культурной политики показатели. Должен появиться и субъект вырабатывающий, координирующий, корректирующий государственную культурную политику, обладающий достаточными правами для преодоления барьеров межведомственного и межрегионального уровня, необходимыми кадровыми и финансовыми ресурсами.

В начале реформ необходимо провести анализ существующей системы государственного управления с позиций, заданных Основами государственной культурной политики, после чего должны быть разработаны образ будущей, послереформенной системы государственного управления и программа проведения необходимых изменений.

В процессе реформ должна быть осуществлена корректировка функций ряда министерств и ведомств, их полномочий и зон ответственности, должны быть усовершенствованы межбюджетные отношения, скорректированы существующие и приняты новые нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере культуры и культурной политики. Также должна быть проведена реформа понятийной, организационно-правовой, институциональной и методической стороны регулирования отношений в этих сферах.


(http://mkrf.ru/open-ministry/public-discussions/proekt-osnov-gosudarstvennoj-kulturnoj-politiki)

О том как именно должна измениться система государственного управления, включая и госрегулирование, мы в следующей части нашего материала.

Молодёжная аналитическая группа

Источник.
Tags: Россия, управление, финансовый, экономика
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments