ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

1974-1975: Новые пряники от американцев


1974-1975: Новые пряники от американцев

Вопрос о месте проведения Всемирных Олимпиад всегда был делом большой политики. И вот в том же 1974 году, когда остатки Н1 ещё не успели проржаветь в вырытых для них помойных ямах было решено, что Олимпиада – 80 впервые состоится в социалистической стране, в Советском Союзе. По этому поводу коллега К. Закорецкий 18 ноября 2011г. прислал автору интересное письмо:

«В частности, в качестве "платы" могла быть и "Олимпиада-80" в Москве [20]: « Решение о выборе столицы Олимпийских Игр - 1980 МОК принимал на 75-й сессии 23 октября 1974 года в Вене. На последнем этапе голосования предстояло сделать выбор между Лос-Анджелесом и Москвой, 39-ю голосами против 20 победу одержала Москва».

Вершиной «разрядки» (как раз в год ЭПАСА) стал Хельсинкский акт, утверждавший нерушимость границ в Европе. Видимо, члены Политбюро не знали, что «вечные миры» провозглашались в Европе многократно и с одним и тем же результатом – очередной войной.

Историческая близорукость Политбюро была высмеяна самой историей. Через 15 лет с карты Европы исчезли Советский Союз, Чехословакия, Югославия, Германская Демократическая республика. Вместо них появились Объединённая Германия, Эстония, Литва, Латвия, Украина, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия.

Но тогда в 70-е советские творцы разрядки ощущали себя этакими миротворцами. И старались ублажить своих новых американских друзей.
Были и другие весьма существенные подарки от брежневского Политбюро исполнителям американской лунной афёры. О них подробно написано в [15].

Как становится ясно, и лунная «победа» США, и соответствующее «поражение» СССР явились не результатом научно-технического соревнования, а итогом очень сомнительной политической сделки, жертвой которого стали в первую очередь все советские специалисты - участники лунной гонки и весь когда – то единый советский народ.

Далеко не сразу автор пришёл к такому выводу. Несколько лет назад автор искренне считал [12], что американцам удалось обмануть советское руководство. Позже под напором фактов он согласился с теми, кто давно утверждал, что лунная афёра состоялась при содействии советского руководства [15]. Но ЭПАС оставался вне подозрений. Теперь же в результате осмысления материалов по программе «Союз-Аполлон» автор склоняется к мысли, что и в статье [15] он недооценил масштабы участия брежневского Политбюро в лунной афере. В книге [12] автор полагал, что имитация американской орбитальной станции «Скайлэб» (1973 г.) была завершающим звеном лунной аферы. Но факты заставляют корректировать и это мнение.

Полёт ЭПАС был запланирован в самый разгар лунной гонки. И у него есть одна общая черта с лунными полётами. Это использование корабля «Аполлон». Того самого, который якобы летал к Луне. И после всего, что мы узнали о лунной сделке, какие у нас есть основания считать, что вот с полётом - то ЭПАС всё чистая правда? И не стал ли ЭПАС благодаря американскому участию в чём-то повторением американских же «достижений» во время лунной гонки и её своеобразным последним звеном? Изучению этой версии и посвящена данная работа.

Зачем ЭПАСу потребовалась особая информационная политика?

В советском официозном издании и на сайтах НАСА [2,21-23] в общей сложности наберётся не одна сотня фотографий, посвящённых подготовке полёта ЭПАС. Здесь и церемонии подписания соглашений, и официальные приёмы, и рисунки художников, и большие и малые совещания, и тренировки астронавтов и космонавтов, и многое, многое другое (илл.8).

Илл.8. В таком духе выдержано основное содержание иллюстративных материалов [2,21-23] по программе ЭПАС (слева направо):


  • Советские и американские официальные лица подписывают соглашение о готовности к полёту ЭПАС;

  • В Президиуме Академии наук СССР. На приеме у президента АН М. В. Келдыша советские и американские руководители ЭПАС;

  • Такой увидел художник первую международную стыковку в космосе;

  • Хьюстон. Пленарная встреча советских и американских специалистов по программе «Союз–Аполлон»;

  • Томас Стаффорд, Владимир Шаталов и Алексей Елисеев обсуждают технические проблемы стыковки;

  • В спускаемом аппарате «Союза» тренируются Т. Стаффорд и А. Леонов

Тут очень кстати коллега А.В. Кудрявец прислал автору любопытное письмо:

«Один из снимков коллекции ЭПАС (илл.9) запечатлел любопытное событие - подписание "соглашения об информационной политике.

Сопровождающий текст (перевод автора статьи): «John P. Donnelly (справа) – заместитель директора НАСА по связям с общественностью и В.С. Верешетин (слева) – заместитель руководителя Интеркосмоса АН СССР подписывают соглашение по информационной политике о совместном проекте «Аполлон-Союз» в Москве в сентябре 1974 года. Другие члены совместной делегации… (перечисляются имена стоящих)».


Далее А. Кудрявец продолжает: «Довольно странное мероприятие. Надо ли думать, что смысл этого соглашения заключается в утаивании от общественности некоторых аспектов? Также подписание соглашения является ещё одним аргументом в пользу наличия сговора между СССР и США - две страны фактически обязуются вести одну и ту же информационную политику, очерченную в подписанном соглашении».

Илл.9. Советские и американские официальные лица подписывают соглашение о том, какую информацию о полёте ЭПАС они будут публиковать [21]

(фото и текст скопированы – февраль 2012)

Действительно, странно. Ну, о какой информации надо договариваться? Пусть пресса и ТВ каждой страны расскажут о полёте в соответствии с интересами своей аудитории и образом мысли своих журналистов.

Другое дело, если предстоит делать одно, а рассказывать другое. Вот и договариваются две высокие стороны, как вместе обманывать третью. А третья – это всё человечество. Может такое быть? Вполне, тем более что, кроме слов «соглашение об информационной политике» и длинного перечня официальных лиц, сопроводительный текст [21] ничего не сообщает. Ну что же, придётся внимательно изучать то, что нам предоставлено узнать о полёте ЭПАС в рамках «соглашения об информационной политике». К чему мы и приступим.

Благодарности

«Нам, мы, приступим» - это не литературный приём автора. Именно письма читателей и идеи, высказанные участниками многочисленных дискуссий на форумах (Большой форум, Фри-информ, СКГМ, Суперновум и др.) заставили внимательно присмотреться к доступным материалам ЭПАС.

Вот, например, что писал автору Ярослав Михайлов, москвич, выпускник МВТУ - кузницы наших космических специалистов, ныне главный редактор одного из специализированных издательств:

«…Я внимательно прочел Вашу книгу "Американцы на Луне". Я согласен, что может быть, самый решительный этап фальсификации - это история с ракетоносителем Сатурн-V. Изложенного материала достаточно, чтобы считать эту ракету летающей декорацией.

Отсюда следует и отсутствие за ненадобностью систем стыковки, шлюзования, скафандров, туалетов - словом, всей необходимой технологии для осуществления пилотируемого полета. Отсюда и невозможность запуска "Скайлэба", о чем Вы не забыли упомянуть. Но тогда возникает и еще один вопрос - о совместном полете в рамках советско-американской программы "Союз-Аполлон".

Попытаться реально осуществить такой полет, не имея необходимой технологической базы - это и глупость, и скандал. Если же принять теорию о советско-американском сговоре, то совместный полет мог быть также сфальсифицирован, но теперь с нашим прямым участием.

А ведь членом нашего "экипажа" был космонавт Леонов. Возможно, этим и объясняется его позиция ярого защитника американских "достижений". Ярослав Михайлов, Москва».

Особую благодарность за помощь в написании этой работы автор хотел бы выразить Д. Кропотову, А. Кудрявцу, Н.Лебедеву, А. Булатову, Я.Михайлову и К. Закорецкому. Без их помощи, а также без помощи многих других коллег эта работа просто не состоялась бы.

Приложение. Разрядка международной напряжённости — Википедия ([5])

Список соглашений СССР - США периода политики разрядки

1967 январь: начато осуществление советско-американского космического эксперимента «Союз — Аполлон».

1969, 17 ноября, Хельсинки: начало переговоров об ограничении стратегических наступательных вооружений.

1971, 30 сентября, Вашингтон, подписаны:

Соглашение о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР - США;

Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны.

1972 11 апреля:

1. Соглашение об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях.

22-30 мая: визит Никсона в СССР (первый официальный визит действующего президента США в Москву за всю историю отношений). Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с Р. Никсоном. В ходе встречи подписаны:

2. Договор об ограничении систем ПРО;

3. Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1);

4. Основы взаимоотношений между СССР и США;

5. Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;

6. Соглашение о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения;

7. Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники (продлено в 1977);

8. Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (продлено в 1977);

9. Соглашение о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним.

18 октября, Вашингтон, подписаны:

10. Соглашение о торговле;

11. Соглашение об урегулировании ленд-лиза, взаимной помощи и претензий;

12. Соглашение о порядке финансирования.

***

2. Кто действительно готовился лететь на орбиту?

(«Полную уверенность в работоспособности той или иной системы могут дать только испытания в самом космосе» -дважды Герой Советского Союза, космонавт, заместитель главкома ВВС, генерал-лейтенант авиации В.А. Шаталов)

Совместный полёт и стыковка двух кораблей, принципиальное устройство которых отличается по массе параметров, требует проведения огромной предварительной работы. Оба корабля нуждались в серьёзных технических доработках, чтобы их стыковка стала возможной. По тому, как каждая из участвующих сторон проведёт эту работу, можно судить о серьёзности её намерений. Но как можно, не будучи специалистами в области космической техники, судить о таких вещах?

А мы воспользуемся критерием, общим для разработок любой техники, будь то утюг для домохозяйки или изделие самой сложной техники. Если создано новое изделие, то, прежде чем его применять, его испытывают на работоспособность в тех условиях, на которые это изделие рассчитано.

«Мы считаем, что полную уверенность в работоспособности той или иной системы могут дать только испытания в самом космосе» (В.А. Шаталов [1]). Применительно к ЭПАС это означает, что модифицированныекорабли «Союз» и «Аполлон» каждый по отдельности ещё до совершения совместного полёта должны были пройти успешные испытания в космосе.

Прошли такие предварительные испытания успешно – значит, соответствующая сторона прошла свою часть пути. Не прошли или, тем более, вообще не проведены - значит, есть основания сомневаться, не имитировал ли этот участник своё участие в совместном полёте? (С согласия другого участника, разумеется). Применим этот критерий, а также некоторые другие столь же простые критерии для оценки истинных намерений каждого из участников.

Как СССР готовился к ЭПАС

«Проект корабля «Союз» был разработан в начале 1963 года. В 1964 году началась его экспериментальная отработка. А с 1968 года советские космонавты много раз уходили в околоземное космическое пространство на кораблях «Союз» и выполняли самые разнообразные задачи» [2]. В общем, корабль «Союз» удался. Но для того, чтобы «Союз» мог состыковаться с «Аполлоном», ему требовалась очень большая переделка. Эти работы очень подробно описаны в советских и российских источниках [1,2,4]. Вот краткие выдержки из них.



«Осенью 1972 года начались проектные работы по кораблю для ЭПАС. Он получил обозначение 7К-ТМ, которое оставалось закрытым для американцев.

С ними использовалось открытое название "Союз", позже - "Союз М". И в СССР, и в США доступ специалистов на фирмы и к документации был ограничен.


Беспилотные автоматические «Союзы - М» шли под обозначением "Космос". …Объем модернизации корабля по сравнению с "Союзом" составил 35-40%.

В силу большого объема доработок принимается решение о проведении двух беспилотных пусков и одного - двух пилотируемых. Поэтому в производство были заказаны ШЕСТЬ кораблей, из них два для совместного полета (зав.№№71-76)»
[4].

Илл.1. «Союз-М» - разработан на основе корабля «Союз» специально для полёта ЭПАС [2]

В связи с этим полезно прочитать уже частично использованное высказывание В. А. Шаталова:

«Следуя установившейся у нас традиции, доработанный корабль испытывался не только в беспилотном варианте, но и с экипажем на борту, который опробовал доработанные системы в полете. Я считаю эту традицию оправданной. За ней стоит повышенная ответственность за работу всех систем корабля, которые в той или иной степени дорабатываются. Мы считаем, что полную уверенность в работоспособности той или иной системы могут дать только испытания в самом космосе» [1].

«Летные испытания начались полетом беспилотного корабля "Космос-638" (зав. № 71) 3-13 апреля 1974 г.Корабль испытывался во всех автоматических режимах с положительными результатами. Но возвращение корабля на Землю происходило в режиме баллистического спуска вместо управляемого. Это допускалось, однако важно было знать причину несанкционированного перехода к этому режиму. Что произошло, в ЦУПе поняли сразу. Это был досадный случай, когда ошибку не заметила ни одна группа специалистов.

На корабле стоял Т-образный сопловой насадок для сброса давления из бытового отсека перед его отделением в процессе спуска. Рядом с ним была установлена стыковочная мишень, на ней при сбросе воздуха появилось давление, и корабль получил нерасчетные возмущения. Система управления зафиксировала потерю ориентации и перевела спускаемый аппарат в баллистический спуск. Мероприятия состояли в переносе насадка, что исключало указанные возмущения, и (дополнительно) в использовании для ориентации имевшейся на корабле группы двигателей причаливания и ориентации с повышенными тягами, чем у двигателей точной ориентации» [4].

Казалось бы, такая простая деталь в общем устройстве корабля — мишень. Железка массой в несколько кг. А вот поставили в неудачном месте, и она сбила автоматический корабль на баллистический спуск. Будь в корабле космонавты, они испытали бы очень серьёзные перегрузки (до 8g). Этот случай подчёркивает известное правило, что в космическом полёте пустяков не бывает. И что всё новое нужно обязательно испытывать. Никакие компьютерные моделирования, никакие технические совещания не смогут предсказать все возможные ситуации. Этот случай мы вспомним, когда перейдём к «Аполлону — ЭПАС».

«Второй беспилотный полет ("Космос-672", зав. № 72) был успешно выполнен с 12-18 августа 1974 года.

Завершил летно-конструкторские испытания корабля полет ("Союз-16", зав. № 73) с экипажем в составе А.В. Филипченко и Н.Н, Рукавишникова 2-8 декабря 1974 года» [4].

««Союз-16» был аналогичен кораблю, которому предстояла встреча с «Аполлоном». В ходе полета были успешно проведены испытания бортовых систем, модернизированных в соответствии с требованиями совместного полета, а именно: нового стыковочного агрегата и его автоматики, системы ориентации и управления движением, комплекса систем жизнеобеспечения. Отрабатывались также режимы работы бортовой аппаратуры и действия экипажа при решении задач, одинаковых с теми, которые предстояло решать участникам полета «"Союз" — "Аполлон"» [2].

«Собственно к полёту ЭПАС, то есть к 15 июля 1975 года были подготовлены, полностью снаряжены и заправлены топливом два корабля (зав. № 75 и 76). Полетел №75. Но если бы с ним случилось что-то непредвиденное, то «Союзом-19» стал бы №76. Более того был предусмотрен даже такой маловероятный случай, как двойной сбой в готовности к полёту в день «Ч»: и у корабля №75, и у корабля №76. На этот случай в резерве находился ещё один корабль – зав. №74.

Ракетно-космический комплекс для программы «"Союз" — "Аполлон"» был существенно модернизирован. По предложению К.Д. Бушуева и Д.И. Козлова, было решено использовать для ЭПАС модернизированную ракету - носитель 11А511У. Для отработки новой РН проводятся семь пусков с беспилотными аппаратами и один контрольный пуск с первым беспилотным кораблем 7К-ТМ. Второе крупное изменение, касавшееся ракетно-космического комплекса, относилось к системе аварийного спасения. В целях повышения уровня безопасности экипажа, учитывая международный характер программы, К.Д. Бушуев принимает решение о доработке САС. Для отработки предусматривались два пуска на экспериментальной установке с имитацией аварии на СК» [4].

Как видим, советские специалисты отнеслись к подготовке совместного полёта самым серьёзным образом:

1) специально под ЭПАС разработан новый корабль «Союз - М» и изготовлено 6 таких кораблей;

2) успешно проведены три испытательных полёта новых кораблей в космос – два в автоматическом режиме и один с экипажем;

3) ко дню старта полёта ЭПАС выделены два корабля равной готовности к полёту и один для резерва;

4) отработана новая модернизированная ракета-носитель типа «Союз» (11А511У , 7 испытательных пусков) и новая система аварийного спасения космонавтов при старте (САС);

5) разработан и испытан в космосе стыковочный узел.

Всё это говорит о том, что с советской стороны в рамках ЭПАС готовился реальный космический полёт.



Источник.

Tags: НАСА, СССР, США, американцы, космос, советский, технологии
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments