?

Log in

No account? Create an account
мера1

ss69100


К чему стадам дары свободы...

Восстановление смыслов


Предыдущий пост Поделиться Пожаловаться Следующий пост
Чему-нибудь и как-нибудь...
мера1
ss69100
Отечественные специалисты провели так называемое НИКО (Национальное исследование качества образования). Результаты сравнили с итогами такого же, проведенного полугодом раньше.

Так вот, оказалось, что способность решать простые математические задачи, такие, как в базовом ЕГЭ по математике или в начале профильного, у учащихся третьих-четвертых классов существенно выше, чем у семиклассников. Это, к сожалению, даже не сенсация.

В международных рейтингах наши малыши устойчиво держатся в лидерах, в то время как их старшие товарищи занимают места все ниже. Я говорю о двух международных программах: PIRLS, в которой оцениваются качество чтения и понимания текста на выходе школьников из начальных классов, и PISA, где оценивают образовательные достижения пятнадцатилетних ребят.

Так вот, малыши наши выигрывают почти у всех: в предпоследний раз мы были первые, Гонконг – второй, в последний раз мы вторые, Гонконг первый. А наши юноши каждые три года опускались на несколько позиций, оказавшись в предпоследний раз примерно сороковыми из семидесяти участников. Так что в последний раз Россия даже и участвовать не стала.


Полазив по Рунету, легко убедиться, что уже многие весельчаки проводили этот нехитрый эксперимент: давали выпускные тесты решать младшеклассникам. Результат, говорят, всегда получается один и тот же: на тройку набирает большинство малышей. А теперь сопоставьте эти шуточки с какой-нибудь новостью нынешней выпускной страды.

Например, с такой: в Удмуртии четырнадцать из семнадцати выпускников, сдававших ЕГЭ по математике досрочно, экзамен завалили. Увы, все ведет к печальному выводу: отечественная средняя школа понижает интеллектуальный уровень переходящих в нее детей. Напомню еще, что именно в первые годы после начальной школы большинство ребят резко теряют мотивацию – им совсем перестаёт быть интересно в школе.


Почему так? Если совсем коротко, то вот почему. С внедрением ЕГЭ отечественная школа утратила какой бы то ни было собственный смысл существования, став безбожно затянутыми курсами по подготовке в вуз. Имеющая собственный смысл школа оценивала своего выпускника на собственных выпускных экзаменах; выпускника же "школы — ступеньки в вуз" проверяют на ЕГЭ, экзаменах, якобы одновременно выпускных и вступительных. Школу это пришибло.

По предметам, не выбранным для ЕГЭ, школьник может не учиться, а учитель его не учить, что повсеместно и происходит. Надеюсь, никому не надо напоминать, что двойки у нас как-то не очень приняты? Но ведь и по предметам, для ЕГЭ выбранным, школьника теперь не учат. Его натаскивают. В средних классах – к сдаче ГИА, то есть ЕГЭ промежуточного, в старших классах – уже к самому ЕГЭ.

Начальная же школа, при всех своих сложностях, до сих пор оставалась оазисом, где худо-бедно учат – учат читать, писать, считать. Вот поэтому-то наши малыши умеют справляться с задачками якобы "для выпускника", а разучиваются только потом, после двух-трех лет дрессуры вместо учения.


Но эта лафа скоро кончится. В следующем учебном году уже и четвероклассников ждут "Всероссийские проверочные испытания". Минобразовцы старательно избегают произносить в этом случае звуки ЕГЭ, чтобы не пугать публику, но речь идет именно об этом, об очередном ЕГЭ теперь и в четвертом классе – и учителям начальной школы уже разъясняют, что к этому испытанию детей надо специально готовить. Чтобы, значит, уже и малышей не учить, а дрессировать на преодоление формализованных тестов. Чтобы дети теряли всякий интерес к учебе не к шестому, как теперь, а ко второму классу. Мы всю эту механику уже наблюдали в старших и в средних классах, а потому дальнейший ход событий легко предсказать.

Уровень минимального аттестационного порога – он ведь должен быть единым для всех школ страны! – по необходимости будет очень низким, но именно на него будет впредь ориентироваться массовая начальная школа. И когда она станет готовить к "своему" ЕГЭ, начиная с первого класса, она будет готовить по минимуму – точно так же, как теперь готовят к ГИА и к ЕГЭ. Лишь бы проскочили. Про уровень подготовки среднего выпускника школы и сейчас к ночи лучше не вспоминать, а уж лет через семь-десять…

Но Министерство образования и тогда не затруднится докладывать, как все в школе замечательно и вот-вот станет еще гораздо лучше.
*

Александр Привалов, российский экономический публицист,кандидат экономических наук, научный редактор и генеральный директор журнала «Эксперт».
В 1971 году окончил Московский государственный университет, механико-математический факультет.



Источник.




  • 1
В Японии такая фигня с начала 80х, это описано в "Собаки и демоны".

А я могу объяснить сей феномен без привязки к ЕГЭ.
У меня дочь пошла в школу в 2010 году, и у нас, родителей, была возможность выбрать детям программу начального обучения. В нашей школе было 3 разных программы, но всего в стране их использовалось больше. Спрашивается: а насколько хорошо эти программы были вписаны в программу последующего обучения в средней школе? Мне порекомендовал знакомый учитель программу "21 век", но наша учительница для математики использовала учебники Петерсона из программы "2100"...
Уже в 2011 году это безобразие с выбором программ прекратилось, и все учат детей по одной программе. Теперешние семиклассники - продукт того плюрализма школьных программ, который был у нас до 2010 года.

Понятно, спасибо. Плюрализм, права человека... Звучит-то красиво...

  • 1