?

Log in

No account? Create an account
мера1

ss69100


К чему стадам дары свободы...

Восстановление смыслов


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
И.А. Ефремов: Все разрушения империй, государств... происходят через утерю нравственности
мера1
ss69100
Почему КГБ проводил тщательнейший обыск в квартире уже скончавшегося писателя-фантаста, палеонтолога и геолога, умнейшего человека своего времени Ивана Антоновича Ефремова? Мало кто может ответить на этот вопрос. Вряд ли научное сопротивление учёного дарвиновской теории эволюции здесь сыграло решающую роль. Тут явно другое.

Ефремов, насколько я помню прочитанные в ранней юности некоторые его книги, неизменно ассоциировался у меня с Рерихом. В том смысле, что у него были какие-то необычные, буквально эзотерические взгляды. Хорошей направленности. Что-то присутствует неуловимое, не поддающееся рациональному объяснению. И невероятный дар предвидения, глубина анализа, поразительная точность формулировок и широчайший горизонт фантазии. Этот писатель принципиально отличается от множества остальных, будь то фантасты или беллетристы.

И только теперь, по прошествии немалых лет, начинает потихоньку становиться понятным, отчего мой дед, заядлый книгочей и имевший широчайший кругозор, среди прочих авторов особенно ценил двух: Ефремова и... Сталина.

***

Выдержки из личной переписки известного советского писателя-фантаста Ивана Ефремова.

1969 год, Иван Ефремов:

Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности.

Это является единственной действительной причиной катастроф во всей истории, и поэтому, исследуя причины почти всех катаклизмов, мы можем сказать, что разрушение носит характер саморазрушения. Некомпетентность, леность и шаловливость «мальчиков» и «девочек» в любом начинании является характерной чертой этого самого времени. Я называю это «взрывом безнравственности», и это, мне кажется, гораздо опаснее ядерной войны.

...

Мы можем видеть, что с древних времён нравственность и честь (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики.

...

Когда для всех людей честная и напряжённая работа станет непривычной, какое будущее может ожидать человечество? Кто сможет кормить, одевать, исцелять и перевозить людей? Бесчестные, каковыми они являются в настоящее время, как они смогут проводить научные и медицинские исследования?

...

1971 год:

Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке.

...

Думать, что можно построить экономику, которая удовлетворит любые потребности человека, тенденция к чему пронизывает всю западную (e.g. американскую), да и нашу, в вульгарном и буквальном понимании «каждому по потребностям», фантастику – это непозволительная утопия, сродни утопии о вечном двигателе и т.п.

...

Единственный выход – в строжайшем самоограничении материальных потребностей, основанном на понимании места человека и человечества во вселенной, как мыслящего вида, абсолютном самоконтроле, и безусловном превосходстве духовных ценностей перед материальными. Понимание того, что разумные существа – инструмент познания вселенной самоё себя.

Если понимания этого не произойдёт, то человечество вымрет как вид, просто в ходе естественного хода космической эволюции, как неприспособленный/неприспособившийся для решения этой задачи, будучи вытеснено более подходящим (возникшим не обязательно на Земле). Это закон исторического развития столь же непреложный, как законы физики.

...

Стремление к дорогим вещам, мощным машинам, огромным домам и т.п. – это наследие фрейдовского комплекса психики, выработавшегося в результате полового отбора. Единственный путь преодоления этого комплекса через всестороннее понимание психических и психофизиологических процессов, которое уже 2000 лет практикуется в Индии и Тибете.

Ergo обучение и воспитание должно начинаться с обучения психологии как истории развития человеческого сознания и истории как истории развития общественного сознания. Физика, химия, математика – обязательные, но далеко не достаточные дисциплины для сознания современного человека с его огромной плотностью населения и, как следствие, плотностью информации, с неизбежной промывкой мозгов, необходимым для поддержания текущего социального устройства.

...

Дать подростку 12-14 лет представление о самом себе, как о творце нового, исследователе неизвестного вместо формируемого уже к этому моменту стереотипа «успешного обывателя», который заполонил всю западную ноосферу и прочно укоренился в нашей.

...

За социалистическими и коммунистическими лозунгами уже давно скрывается мещанская, обывательская алчность и зависть и стремление к лёгким деньгам и вещам.

...

То же самое можно сказать про школы, в большинстве своем производящих чёрствых и костных выпускников, начисто лишённых любопытства, чего не было ещё 20 лет назад. Школьные программы погрязают в деталях, вместо того, чтобы создавать систему представления об окружающем мире, в результате успешные ученики – «зубрилы», начисто лишённые творческого мышления. Они попадают в ВУЗ, а потом приходят на предприятия, в КБ, НИИ, начисто лишённые целостного представления об устройстве мира.

...

Скачать и читать книгу И.Ефремова „Час Быка”

Самый загадочный эпизод в биографии знаменитого писателя-фантаста и профессора палеонтологии Ивана Антоновича Ефремова имел место после его смерти. Умер Ефремов 5 октября 1972 года, а через месяц, 4 ноября, в его доме произвели многочасовой повальный обыск, а на какой предмет — неизвестно.

Конечно, человек такого калибра, как Ефремов, не мог позволить чекистам расслабиться, разумеется, за ним надо было присматривать. Но одно дело — присматривать, и совсем другое — обыск: тут уже требуется бумаги оформлять, ордер, называть конкретную причину, чтить Уголовно-процессуальный кодекс. Что искали в доме покойного Ефремова — так и осталось неясным.

Почти все, что до сих пор было известно об этой истории, в том числе самым близким к Ефремову людям, собрано и опубликовано в статье А Измайлова “Туманность”. По свидетельству Т.И. Ефремовой, жены писателя, обыск начался с утра и закончился за полночь, проводили его одиннадцать человек, не считая домуправа и понятых.

У жены сохранился протокол обыска, из которого явствует, что проводили его сотрудники Управления КГБ по Москве и Московской области на предмет обнаружения “идеологически вредной литературы”. Перечень изъятого составил 41 пункт, в том числе старые фотографии Ефремова (1917, 1923 и 1925 годов), письма его к жене, письма читателей, фотографии друзей, квитанции.

Рукописей Ефремова среди изъятого не было, зато внимание компетентных органов привлекли “оранжевый тюбик с черной головкой с иностранными словами”, “книга на иностранном языке с суперобложкой, на которой изображена Африка и отпечатано: “Африкан экологие хомон эволюшн” и другие слова” с заложенными в нее сушеными древесными листьями, “различные химические препараты в пузырьках и баночках” (оказались гомеопатическими лекарствами) и другие не менее важные вещи.

Еще изъяли собранные Ефремовым образцы минералов (он был не только палеонтологом, но и геологом), разборную трость с “вмонтированным острым металлическим предметом” и “металлическую палицу из цветного металла” (в протоколе особо отмечено, что она “висела на книжном шкафу”). Последние два предмета потом не вернули, сочтя холодным оружием.

Такая богатая антисоветская добыча видимо заслуживала полусуток усилий 11 сотрудников, которые, как сказано в протоколе, “в процессе обыска использовали металлоискатель и рентген”. И только благодаря решительности Т.И. Ефремовой “специалисты” не вскрыли урну с прахом Ивана Антоновича, тогда еще не захороненную и находившуюся в квартире.

Позже Т.И. Ефремовой, пытавшейся понять, в чем дело, и вернуть изъятые письма и вещи, в КГБ сообщили, что среди изъятого находилась-таки статья антисоветского содержания — ее в 1965 г. кто-то прислал Ефремову из г. Фрунзе без обратного адреса.

В то же время, следователь в беседе со вдовой писателя особенно интересовался, какие были ранения на теле ее мужа, и “спрашивал все: от дня рождения до кончины мужа”. А в Прокуратуре расспрашивали, сколько лет она была знакома с Ефремовым. На прямой же вопрос, в чем обвиняется писатель, сотрудник КГБ прямо ответил: “Ни в чем, он уже покойник”.

Впоследствии, уже в перестроечное время, Измайлову удалось встретиться со следователем Хабибулиным, проводившим обыск. Но и тот не прояснил ситуации. Правда, он ответил на основной вопрос, волновавший Измайлова: не существовало ли какого-либо доноса, послужившего причиной дела? Хабибулин заверил, что нет, доноса не было.

Наконец, в 1989 году удалось получить официальный письменный ответ Следственного отдела Московского управления КГБ на запрос о причинах обыска у Ефремова. Оказывается, обыск, как и “некоторые другие следственные действия” были проведены “в связи с возникшим подозрением о возможности его насильственной смерти.

В результате проведения указанных действий подозрения не подтвердились
”.

Между тем, обыск имел немалые последствия: было запрещено издание пятитомного собрания сочинений писателя, роман “Час быка” изымался из библиотек, до середины семидесятых годов Ефремова не издавали, о нем стало нельзя упоминать даже в специальных трудах по палеонтологии, хотя Ефремов являлся основоположником целого научного направления. Причины запрета остались неясными.

***



Источник.



  • 1
Все разрушения империй, государств... происходят через утерю морали

Re: Настаиваю!

Всё зависит от определения этих двух понятий.

Про посмертный обыск был дурацкий фильм, целью которого было, похоже, выставить сотрудников органов полными идиотами. На самом деле, я подозреваю, что искали что-то вроде наследия, какие-то следы эзотерического характера или даже инопланетного. Что-то фантастическое.

Разделяю ваше предположение. Полностью.

Ефремов (Анонимно) Развернуть
И поэтому нравственный Ефремов держал дома альбом с обнаженными импортными актрисками, а также растлевал маленьких девочек, вручая им этот альбом.
А еще поэтому нравственный Ефремов приставал к молоденьким ассистенткам и свел в могилу свою жену многолетней открытой связью с машинисткой и декларациями по типу Ландау.

А еще нравственный Ефремов задолбал своих редактров бесконечными эротическими вставками в повести для юношества, которые редакторам приходилось вымарывать.

Был ли покойный нравственным человеком?(ц) Нет, покойный был сильно сексуально озабочен и имел слог, схожий с изяществом кирзового сапога, но лишенный полезности кирзового сапога.

Edited at 2015-12-01 00:41 (UTC)

(Анонимно)
To mislpronzaya. Дык основная масса авторов в реальной жизни ничего общего с декларируемыми высокоморальными принципами не имеет. Педрилы и педофилы, владельцы крепостных и обжирающиеся во время голода , алкоголики и наркоманы-- вот кто учит читателей спать на гвоздях.
Что касаемо нравственности и морали во времена разных режимов-- опять же бред сумасшедшего. Как покажешь такому голую профессиональную девку, выпивку-наркоту, ослика с золотом-- так сразу мораль на второй план уходит сама собой. На протяжении тысячелетий. И де Ваша мораль? Куды подевалась нравственность?
Снова одно декларируем для быдла, а несколько более расширенные стандарты для себя, любимых.

(без темы) (Анонимно) Развернуть
Ефремов - человек, ученый, на мой взгляд, без достоинств.
Жесткий, похотливый, бездуховный.

+

(Анонимно)
«Дать подростку 12-14 лет представление о самом себе, как о творце нового, исследователе неизвестного вместо формируемого уже к этому моменту стереотипа «успешного обывателя», который заполонил всю западную ноосферу и прочно укоренился в нашей.»
Как мне кажется, именно возможность САМОМУ ПОЗНАТЬ НЕЧТО ЕЩЕ НИКОМУ неизвестное (творчество во многом процесс интимный) – это главный стимул к усердному изучению научного наследия предыдущих поколений. Без нацеленности на создание нового интерес к трудам классиков почему-то неизбежно утрачивается. Остается анкетный отличник.

«…в результате успешные ученики – «зубрилы», начисто лишённые творческого мышления…»
Информационная насыщенность сама по себе никогда не переходит в творчество (компьютер не может творить). Творчество в науке – это попытка решить НИКЕМ ДОТОЛЕ не решенные (НЕ ПОСТАВЛЕННЫЕ) задачи (компьютер решает разновидности уже решенных заранее поставленных задач).

«1971 год:
Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет, а затем произойдёт величайшая катастрофа в истории в виде широко распространяемой технической монокультуры, основы которой сейчас упорно внедряются во всех странах, и даже в Китае, Индонезии и Африке.» Удивительно, всё сбылось…увы.

Ефремов для меня не только в чём-то с Рерихом перекликается, но и с Р. Бэконом.

Откуда дровишки?

Адресую тем, кто пишет о Ефремове-совратителе, растлителе, и т.п. Граждане и "господа", вы что, свечку держали? Кто вообще вещает об этих фактах? Кого именно это интнересовало, чтобы предать эти..гхм..с позволения сказать "факты" гласности?
Ребят-ы-ы-ы! А судьи кто?

Re: Откуда дровишки?

(Анонимно)
To Karabas Barabas. Ну то есть Вы лично своего сына отправили бы на съёмки к Параджанову или как?

(без темы) (Анонимно) Развернуть
Расследования андроповского КГБ после смерти Ефремова относится к тому неафишируемому факту, что Ефремов не был тем, за кого себя выдавал. И эти неувязочки начинаются прямо с детской фальшивой биографии Ефремова.Я об этом позже напишу по тегу Ефремов.

Edited at 2015-12-01 18:33 (UTC)

Очень интересно! Ссылку потом пришлите, пожалуйста)

(без темы) (Анонимно) Развернуть
(Анонимно)
Это, я племянница Т.И Ефремовой. Сначала не хотела отвечать тк не понятно, какие мозги надо иметь , чтобы написать такое про ,действительно уникального, умного, доброго человека, как И. А Ефремов. Грязь не прилипнет к такому человеку, а вот вы никогда не отмоетесь от таких мыслей. Оставляю вас с ними, с ними и сгниете. Без уважения Станислава Юхневская. Для справки, в СССР издавался польский кий журнал о кино, где были фотографии красивейших актрис того времени. ИА подбирал прототипы для героинь своих произведений. Примите совет, не пользуйтесь слухами, пока живы люди, которые имели счастье быть рядом с таким благородным человеком.

(Анонимно)
Это, я племянница Т.И Ефремовой. Сначала не хотела отвечать тк не понятно, какие мозги надо иметь , чтобы написать такое про ,действительно уникального, умного, доброго человека, как И. А Ефремов. Грязь не прилипнет к такому человеку, а вот вы никогда не отмоетесь от таких мыслей. Оставляю вас с ними, с ними и сгниете. Без уважения Станислава Юхневская. Для справки, в СССР издавался польский кий журнал о кино, где были фотографии красивейших актрис того времени. ИА подбирал прототипы для героинь своих произведений. Примите совет, не пользуйтесь слухами, пока живы люди, которые имели счастье быть рядом с таким благородным человеком.

(Анонимно)
Это, я племянница Т.И Ефремовой. Сначала не хотела отвечать тк не понятно, какие мозги надо иметь , чтобы написать такое про ,действительно уникального, умного, доброго человека, как И. А Ефремов. Грязь не прилипнет к такому человеку, а вот вы никогда не отмоетесь от таких мыслей. Оставляю вас с ними, с ними и сгниете. Без уважения Станислава Юхневская. Для справки, в СССР издавался польский кий журнал о кино, где были фотографии красивейших актрис того времени. ИА подбирал прототипы для героинь своих произведений. Примите совет, не пользуйтесь слухами, пока живы люди, которые имели счастье быть рядом с таким благородным человеком.

Не понимаю, с чего вы на меня ополчились??? Статья совершенно благожелательна к великому писателю-провидцу, я его книги прочитал в ранней юности, „Лезвие бритвы” долгое время была моей любимейшей.

(без темы) (Анонимно) Развернуть
(Анонимно)
Это, я племянница Т.И Ефремовой. Сначала не хотела отвечать тк не понятно, какие мозги надо иметь , чтобы написать такое про ,действительно уникального, умного, доброго человека, как И. А Ефремов. Грязь не прилипнет к такому человеку, а вот вы никогда не отмоетесь от таких мыслей. Оставляю вас с ними, с ними и сгниете. Без уважения Станислава Юхневская. Для справки, в СССР издавался польский кий журнал о кино, где были фотографии красивейших актрис того времени. ИА подбирал прототипы для героинь своих произведений. Примите совет, не пользуйтесь слухами, пока живы люди, которые имели счастье быть рядом с таким благородным человеком.

Да, где-то в его интервью читал, что он собирал портреты красивых женщин для прототипов. Женщин будущего.

Хорошо, потоптались на авторе "Туманности Андромеды". Только не могу представить, как такой извращенец смог написать такой роман?

В википедии написано, что обыск проводился в связи с обвинением в адрес И.А.Ефремова и его жены в шпионаже в пользу Великобритании. Инициатором обвинения был генерал КГБ Виктор Иванович Алидин.

Сталин и Ефремов - диаметральные противоположности. Не в диалектическом, а эволюционном смысле. Недаром Ефремов полагал Кобу контрой и тираном наподобие Гитлера. Да и как можно ставить на одну доску выдающегося мыслителя и хитрого интригана, пролезшего к власти и перебившего всех более интеллектуальных соратников?

Свидетельство ТИЕ и АИЕ:
ИАЕ называл две наиболее яркие иллюстрации Стрелы Аримана – христианство, разумея его перерождение в инквизицию и мракобесие, и марксизм, говоря о сталинском перерождении. Можно также вспомнить, что сталинского протеже Лысенко ИАЕ полагал достойным суда как вредителя науки.

Из найденных текстуальных свидетельств (некоторые цитаты обширны, ибо сам предмет разговора близок по тематике и интересен сам по себе):

Из книжечки советов ТИЕ: «Помнить, что все письма не экспедиционные, не семейные, фото, записи, адреса – ничего не сохранилось с периода 1923–1953 гг. Я всё уничтожил, опасаясь, что в случае моего попадания в сталинскую мясорубку они могут послужить для компрометации моих друзей. По тем же причинам я сам не вёл никаких личных дневников…»

Дмитревскому, 29.3.61
«Об анализе «Туманности» (стр.192 и др.) — мне кажется, что не стоит, как то советует БАВ, лупить других путём хвалы «Туманности». Эта тенденция ещё сильна в нашей литературе со сталинских времён, и Вы от неё не освободились. Я подразумеваю сформулированное ещё Гомером положение: «сам ты себя, Эвримах, почитаешь великим и сильным лишь потому, что находишься в обществе низких и слабых». Следуя этому, чтобы показать выделяющуюся фигуру героя, мы топим и принижаем всех остальных вокруг…»

Г. Н. ЯРЕМЧУК
22 ноября 1964
«Моя жена, которая много лет собирает коллекцию портретов разных киноактрис и вообще представителей разных национальностей, посоветовала послать Вам различные портреты, вырезанные из журналов, а также некоторые фото, чтобы у вас был под рукой разнообразный типаж — не для копировки, конечно (я этого и не боюсь — Вы достаточно самобытны), а для подбора нужных Вам черт и особенностей, что трудно делать без натуры и можно лишь отчасти заменить вот такой коллекцией (которую жена начала собирать в помощь художникам — те после культа личности Сталина вообще разучились рисовать красивых женщин, а надо было что-то делать для моих книг).»

Ю. Е. ФЕДЬКОВУ
14 января 1966 г.
"Ленинская библиотека не делает копий с книг по йоге — там ещё действует запрет сталинского времени, когда все книги по йоге рассматривались как контрреволюция. И никак не удаётся пока пробить эту стенку. По той же причине нельзя «нажать» ни на какое издательство, чтобы издать любую книгу по йоге"

Г. К. ПОРТНЯГИНУ
9 августа 1968
"Книгу я получил в сохранности, а также и перевод Ф. П., который уже вернул ему, так как этот самый субуд показался мне сумбуром и нестоящим изложением смеси из Павловского учения и аура'ционных контактов между индивидами, общими всем оккультистам. Я не могу сказать, чтобы в оном субуде не было зёрен истины, но в целом это никакое не учение. Куда проще сказать, что психологическое кондиционирование в духе Мао, да и всех прочих тираний, от Гитлера до Сталина, может быть насильственным, а может быть и произвольным, по собственному желанию. Угодно себя притупить для полноты счастья — пожалуйста.
Относительно откровений Гурджиева я другого и не ожидал. Если вспомните, то как-то давно я писал Вам нечто нелестное о его «учении».
Вы правы почти во всём, что пишете о прочитанном, за исключением «революционного размаха» и западной идеологической диверсии. Тут Вы сбиваетесь на вколоченную нам в мозги за сталинские годы привычку рассматривать процесс развития нашего общества как революционный (весь, от начала и до конца), между тем как при Сталине он стал контрреволюционным и вот тут уж принял размах в истории невиданный (теперь повторяется в Китае). Что до идеологической диверсии, то её нельзя рассматривать в виде отдельных книг, порочащих нас, ибо эти книги, вроде Гурджиевских, к счастью, понятны и доступны немногим. Это не диверсия, просто изложение враждебных (и при том — чепуховских) взглядов. Вот другое, и как раз то, чему мы ничего пока не противопоставили (мне кажется даже, что там, где надо, этого не понимают), — медленное и верное отравление нас цинизмом, отвращением к простому труду, уважению к человеку и его делам, приучение к безделью, тряпкам, дикарской музыке и вообще шизофреническому искусству, выдающемуся за подлинное познание действительности, — словом, вся та смесь еврейского фрейдо-кафкиано-пикассовского искажения жизни, смешанного ещё с негритянским кривлянием и сексом на самом низком уровне, которая всё шире захватывает нашу молодёжь и смущает плохо образованных старших.
А под всем этим ползёт антигуманистическая гоньба за материальным успехом, накоплением вещей и преклонение перед модой, никогда прежде не свойственными русскому народу.
Вот где диверсия, а мы вместо того, чтобы бороться с ней не на живот, а на смерть, услужливо подставляем ей, как ковёр, печать, телевидение, театр, магазины и ориентируем планы государства на удовлетворение этих мнимых потребностей якобы нового советского человека.
Извините за длинную тираду, но Вы зацепили за больное место, так как не могу равнодушно смотреть, как идёт воспитание второсортных людей вместо первосортных."

О. И. ПАНТЮХОВУ
7 октября 1969
"Ваш скаутский манифест, как я вижу, продиктованный лучшими намерениями, совершенно бесполезен сейчас. Наше младшее поколение может только улыбаться над ним. Я думаю, это результат незнания огромного разрыва, разделившего Ваше время и нынешнее. Первый разрыв, наверное, ещё не столь большой, разделяет дореволюционную Россию и первые десятилетия Советской республики. Вторым разрывом, подобным колоссальному рубцу от удара мечом, рассёкшим старое и новое, были годы сталинского режима и Второй мировой войны. Мир после первой половины нашего века вполне нов, и теперь я в свои 63 часто ощущаю себя «старым бизоном», и мне не нравится многое из того, что происходит. В действительности, несомненно, человек меняется гораздо медленнее, чем это кажется, но окружающая среда, действительно, новая, и старые девизы и клятвы мертвы."


  • 1