ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Category:

Половецкий (кыпчакский) тип домов в России

Прошлая публикация на тему „”Домов России заканчивалась вот этим параграфом.
***
... Работали радостно, с песнями и прибаутками, были дружными и не жадными, возле домов нигде на российском Севере нет глухих заборов. Если сгорал дом у кого-то в деревне, то всем миром строили ему новый дом. Замечу еще раз, что возле русских и угро-финских домов не было и сегодня нет глухих высоких заборов, и это о многом говорит.

Половецкий (кыпчакский) тип домов

.

Дом, в котором родился Сергей Есенин в Рязанской области.
.
Крыша дома четырехскатная, крытая соломой, стропила укреплены непосредственно на стенах, и крыша нависает над ними. Карниза у дома нет.

.

.


Дом на Украине с аистом на крыше, он построен в типично половецком стиле.
.
Дом принадлежит явно состоятельному крестьянину. Дом крыт соломой.
.

Традиционная украинская хата, крытая соломой с четырехскатной крышей.
.

Изба на Украине в Харьковской области.
.


Еще одна украинская хата в Харьковской области.


.

Сельский дом в Словакии.
.

Дом в республике Башкортостан с четырехскатной крышей.
.
Сруб пятистенный, бревенчатый, но тип крыши половецкий (кыпчакский).
.

Богатый украинский дом с четырехскатной соломенной крышей.
.

Этот дом в Калужской области тоже построен в традиционном для этих мест стиле.
.
Кровля не соломенная.
.

Стены домов могут быть глинобитные, деревянные, кирпичные, но характер крыши остается типично половецким (кыпчакским).
.

Республика Мэри-Эл.
.
Дома деревянные, но крыши у них четырехскатные. Сказывается кыпчакское (половецкое) влияние.
.

Такие дома строят в городе Одоеве на юге России.
.
Типичные кыпчакские дома. Некоторые из них четырехстенные, а некоторые пятистенные, но у всех крыши четырехскатные. Обратите внимание на глухие заборы вокруг домов.
.

Дом с четырехскатной крышей в Орловской области.
.

Так выглядела орловская деревня в XIX веке.
.
Четырехскатные крыши, крытые соломой были бревенчатыми или саманными.
.

Дом с четырехскатной крышей в селе Всехсвятское на севере Ярославской области.
.
Этот огромный шестистенный дом принадлежал семье священников с фамилией Донские (их родовой дом). Странная смесь русского стиля с кыпчакским. Крыша установлена на выставленных за стены стропилах, как у домов русского типа, имеется карниз и светелка.
.

Бревенчатый дом в Тульской области с четырехскатной крышей, покрытой железом.
.
Дом обнесен глухим забором.
.

Большой двухэтажный деревянный дом в селе Семеновское на севере Ярославской области под четырехскатной крышей.
.
Прослеживается некоторое влияние тюркской (кыпчакской) традиции. Кстати, это тоже родовой дом священников семеновской церкви. А христианство, как известно, в наши края пришло с юга, из Кыева, а фамилия у священников была Донские.
.

Город Тула.
.
Большой двухэтажный дом с четырехскатной крышей, напоминающий дома кыпчакского (половецкого) типа.
.

Украина.
.
Большой глинобитный дом с четырехскатной крышей, крытой соломой. Наверное, в таком доме жил Тарас Бульба.
.

Украина.
.
Современный дом состоятельного хозяина, расположенный за глухим забором. Дом кирпичный, но крыша на нем традиционная кыпчакская четырехскатная.
.

Станица Глубоковская на Дону.

.
Казачий дом с четырехскатной крышей.
.

Хутор Яворский на Дону.
.
Дом кыпчакского типа.
.

Старый казачий дом на Дону.
.
Сколь сильно это строение отличается от домов в русском стиле...
.

Город Серафимович на Дону.
.
Обратите внимание на то, как много четырехскатных крыш. Как видим, традиции сохраняются даже в урбанизированной среде.
.

А этот дом расположен на хуторе в долине реки Хопер.
.
Крыша типична для кыпчаксих (половецких) жилищ.
.

Дом в бассейне реки Хопер с четырехскатной крышей.
.

Хутор Лучновский на Хопре.
.
Население южной части России влилось в русский суперэтнос в XVII-XVIII веках, родным языком стал русский, а вот устройство дома, стиль крыши, прикладное искусство почти не изменились, так и остались кыпчакскими (половецкими). А мы все думаем, куда половцы подевались?!!
.

Дом проф. Протопопова в станице Зотовская на Хопре.
.
Надеюсь, что этих примеров домов, построенных в половецком (кыпчакском) стиле вполне достаточно для того, чтобы доказать, что такой стиль действительно существует и имеет определенный ареал распространения, включающий не только юг России, но и значительную часть Украины.

.
Думаю, что каждый тип дома приспособлен к определенным климатическим условиям. На севере много лесов, там холодно, вот и строят жители огромные дома в русском или угро-финском стиле, в которых и люди живут, и скот, и скарб хранится. Леса хватает и для стен, и для дров.
.
В степи же леса нет, в лесостепи его мало, поэтому жителям и приходится дома делать глинобитные, маленькие. Большой дом здесь и не нужен. Скот можно держать в загоне летом и зимой, инвентарь можно хранить и на улице под навесом. Человек в степной зоне больше времени проводит на улице под открытым небом, чем в хате.
.
Так-то оно так, но вот и в пойме Дона, и особенно Хопра есть лес, из которого можно было бы построить хату и покрепче и побольше, и крышу сделать конем, и на чердаке светелку устроить. Так нет же, крышу делают в традиционном стиле - четырехскатную, так глазу привычнее.
.
Почему? А такая крыша устойчивее к ветрам, а ветра в степи гораздо сильнее бывают. Крышу конем здесь запросто сдует при очередном буране. К тому же четырехскатную крышу соломой крыть сподручнее, а солома на юге России и на Украине - это традиционный и недорогой кровельный материал.
.
Правда, соломой свои дома крыли бедняки и в средней полосе России, даже на севере Ярославской области на моей родине. В детстве я еще видел в Всехсвятском старые дома, крытые соломой. Но те, кто побогаче, дома крыли дранкой или тесом, а самые богатые - кровельным железом. Мне самому довелось под руководством отца крыть наш новый дом и дом старенькой соседки дранкой. Сегодня в деревнях эту технологию уже не используют, все перешли на шифер, ондулин, металлочерепицу и прочие новые технологии.
С помощью анализа традиционных типов домов, которые были распространены в России еще совсем недавно, мне удалось выявить четыре основных этно-культурных корня, из которых вырос великорусский этнос. Дочерних этносов, слившихся в этнос великороссов, наверняка было больше, так как мы видим, что один и тот же тип домов был характерен для двух, а иногда и для трех родственных этносов, живших в сходных природных условиях.
.
Наверняка в каждом типе традиционных домов можно выделить подтипы и связать их с конкретными этносами. Дома в Карелии, например, несколько отличаются от домов в Коми. А дома русского типа в Ярославской области строили чуть иначе, чем дома того же типа на Северной Двине. Люди всегда стремились к выражению своей индивидуальности, в том числе и в устройстве и украшении своего жилища. Во все времена находились те, кто пытался изменить или уличшить традиции. Но исключения только подчеркивают правила, - это всем хорошо известно.
.
Я буду считать, что написал эту статью не зря, если в России меньше будут строить нелепых коттеджей в никаком стиле, если кто-то захочет построить свой новый дом в одном из традиционных ститей: русском, словенском, угро-финском или половецком. Все они сегодня стали общероссийскими, и мы обязаны сохранять их.

Этно-культурный инвариант - это основа всякого этноса, пожалуй, поважнее языка. Уничтожим его - и наш этнос деградирует и исчезнет. Видел, как наши соотечественники, эмигрировавшие в США, цепляются за этно-культурные традиции. У них даже изготовление котлет превращается в некий ритуал, который помогает им ощущать, что они россияне.
.
Патриоты не только те, кто ложится под танки со связками гранат, но и те, кто предпочитают российский стиль домов, российские валенки, щи и борщи, квас и т.д.

А.В. Галанин

.
Источник
Tags: Русь, Украина, народ, русский, славяне
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments