ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Category:

О всесистемности систем

СИСТЕМА - ЧТО ЭТО?

Afficher l'image d'origineНа всех этажах земного шара: в политических, религиозных, экономических, информационных кругах идут разговоры о кризисе, о том, что наступают тяжелые времена, что мировая система приходит к разрушению, точнее к точке перемен…

Чтобы упорядочить хаос нашего бытия надо бы разобраться: КАК УСТРОЕН МИР (в значении «Природа», «Вселенная»)? Сам «хаос» - тот еще фрукт, где за маской неразберихи скрыты нелинейные процессы непознанных закономерностей.

Устройство мира сложно для понимания, поскольку «мир» - многослойная конструкция. Это - многоуровневые (в том числе семантические) множества: что следует понимать по словом «мир»; «какой мир»; «чей мир». Из каких научных, религиозных, исторических, индивидуальных или национальных понятий и критериев исходить?

Но в понятии «мир» присутствует универсальная составляющая - СИСТЕМНОСТЬ.

Интернет, как виртуальная свалка продукции человеческого разума, принес «жемчужное зерно» - любопытную статью М.Л. Калужского «Системность» – новая трактовка понятия».

Правописание и орфография здесь и далее по источнику цитирования:

«Ни для кого сегодня уже не секрет, что системность является едва ли не основным свойством Вселенной. В самом деле, что как не системность выступает в качестве самоорганизующего начала на всех уровнях развития материи. Именно она лежит в основе химической, биологической и особенно социальной организации. Однако понятие «система» до сих пор вызывает разногласия. В современной научной литературе общепринятым является следующее определение этого понятия с разной долей вариативности.

Система (от греч. «systзma» – целое, составленное из частей) – единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого.

Однако большинство определений все же недостаточно отражает энергетическую сущность систем. Поэтому представляется целесообразным дополнить и уточнить трактовку этого понятия:

«Система – ресурсопотребляющая, аддитивная (получаемая путем сложения, прим. автора), гомеостатичная (относительно устойчивая, прим автора) структура, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых привносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого».

Из необходимости разнообразия заглянем в Википедию:

«…Существует по меньшей мере несколько десятков различных определений понятия «система», используемых в зависимости от контекста, области знаний и целей исследования. Основной фактор, влияющий на различие в определениях, состоит в том, что в понятии «система» есть двойственность: с одной стороны оно используется для обозначения объективно существующих феноменов, а с другой стороны — как метод изучения и представления феноменов, то есть каксубъективная модель реальности.

В связи с этой двойственностью авторы определений различают по меньшей мере два аспекта: как отличить системный объект от несистемного и как построить систему путём выделения её из окружающей среды. На основе первого подхода даётся дескриптивное (описательное) определение системы, на основе второго — конструктивное, иногда они сочетаются. Подходы к определению системы также предлагают делить на онтологический (соответствует дескриптивному), гносеологический и методологический (последние два соответствуют конструктивному).

Примеры дескриптивных определений:

Примеры конструктивных определений:


  • Система — комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей (ГОСТ Р ИСО МЭК 15288-2005).[9]

  • Система — конечное множество функциональных элементов и отношениймежду ними, выделенное из среды в соответствии с определенной целью в рамках определенного временного интервала (В. Н. Сагатовский).

  • Система — отражение в сознании субъекта (исследователя, наблюдателя) свойств объектов и их отношений в решении задачи исследования, познания (Ю. И. Черняк).

  • Система S на объекте А относительно интегративного свойства (качества) есть совокупность таких элементов, находящихся в таких отношениях, которые порождают данное интегративное свойство (Е. Б. Агошкова, Б. В. Ахлибининский.

  • Система — совокупность интегрированных и регулярно взаимодействующих или взаимозависимых элементов, созданная для достижения определенных целей, причем отношения между элементами определены и устойчивы, а общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов].

Таким образом, главное отличие конструктивных определений состоит в наличии цели существования или изучения системы с точки зрения наблюдателя или исследователя, который при этом явно или неявно вводится в определение».

Из приведенных текстов становится ясно, что «система» - «дело темное».

Поэтому вернемся в точку современного понимания мироустройства.МИРОУСТРОмЙСТВО - Существующий порядок, взаимосвязь всех объектов мира, космоса.

(«Большой толковый словарь русского языка» - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов, 1998 г.).

У современной науки, где нет места Богу, мир имеет (условно) три уровня: микромир, макромир и мегамир. Условность исходит от исследователя-человека и относится к наблюдаемым сопоставимым величинам. Посмотрим (только не принимайте за истину в последней инстанции) на них с позиций http://www.berl.ru :

«Микромир – это молекулы, атомы, элементарные частицымир предельно малых, непосредственно не наблюдаемых микрообъектов, пространственная разномерность которых исчисляется от 10—8 до 10—16 см, а время жизни — от бесконечности до 10-24 с.

Макромир — мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин, а также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов; мир макрообъектов, размерность которых соотносима с масштабами человеческого опыта: пространственные величины выражаются в миллиметрах, сантиметрах и километрах, а время — в секундах, минутах, часах, годах.

Мегамир — это планеты, звездные комплексы, галактики, метагалактики – мир огромных космических масштабов и скоростей, расстояние в котором измеряется световыми годами, а время существования космических объектов — миллионами и миллиардами лет».

То есть уровни - лишь умозаключение. А есть еще и Духовный мир! И никто не может уверенно сказать, существует ли его влияние на все уровни нашего миропонимания? Хотя проскальзывают утверждения, что вторжение наблюдателя влияет на связи микромира. Может в этом косвенное свидетельство духовного начала и в микромире… и не только?

Поскольку имеются уровни, то между ними существует взаимосвязь, которая фиксируется макроуровнем:

-на микроуровне – цепная реакция деление ядер урана ведет к атомному взрыву;

-на мегауровне – вспышки на солнце ведут не только магнитным бурям, но и социальным катаклизмам (по Чижевскому).

Кроме солнечной системы есть еще галактики, темная материя, вакуум или эфир et cetera, et cetera, et cetera…

Просто поэтическая классика: «Если звезды зажигают, значит это кому-то нужно…».

И еще есть древнейшая «наука астрология», как группа описательных и предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и судьбу).

Выходит, что миры взаимосвязаны и образуют сложное множество взаимопроникающих систем, где большое - в «малом», а малое - в «большом». Их развитие и деградация подчиняются наблюдаемым принципам и законам познания. В том числе - единства и борьбы противоположностей. Из него и возникают субъект объектные отношения взаимосвязи всего и всех.

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ

Вот взгляд на «Единство и борьбу противоположностей» http://www.grandars.ru:

«Согласно названному закону источник изменения и развития любого объекта находится в нем самом. Это справедливо для всех случаев, когда нет вмешательства внешней силы. Данный закон предлагает воспринимать любой объект как сложное образование, которое содержит элементы, непосредственно друг с другом не совместимые.

Единство противоположностей состоит в следующем:

они неразрывно связаны между собой. Таковы, например, единичные и общие черты объекта. Не существует уникальных объектов, каждый чем-то похож на другие; также не существует в полном смысле стандартных объектов, каждый чем-то отличается от других;

взаимно обусловливают друг друга. Так, единичное можно выделить только на фоне общею и наоборот;

взаимно переходят, взаимно превращаются друг в друга. То, что в одном отношении выступает как единичное явление, например человек, знающий уголовное право, в другом отношении является общим явлением — этот же человек среди сотрудников прокуратуры.

Борьба противоположностей состоит в том, что они противодействуют друг другу, стремятся друг друга исключить (уничтожить), например знание и незнание отдельного человека — что-то запоминается, но при этом что-то и забывается.

Противоречие - крайняя точка борьбы противоположностей. Уход из этой крайней точки, конец борьбы означает наступление необратимых изменений. Это и есть развитие…

… Таким образом, через связь (борьбу) противоположных сил, сторон, свойств развиваются все объекты мира, в том числе социальные системы, человек и его духовность. Необходимо понять, что для человека противоречия с самим собой и окружающими людьми не болезнь, а естественное состояние. Цивилизованные отношения в обществе предполагают внимательность к этим противоречиям, прогнозирование последствий их разрешения, умение управлять собой…»

Обратим внимание, что пока говорили о «системах», у нас появилось понятие «объекта», который не может существовать без «субъекта».

Как на это смотрит Википедия:

«Субъект — в философии, носитель действия, тот, кто (или то, что) познаёт, мыслит или действует, в отличие от объекта (как того, на что направлены мысль или действие субъекта»).

Чем глубже мы будем погружаться в иные точки зрения, тем увереннее придем к выводу, что «субъект» и «объект» - системы, связанные подчиненностью или управлением, или действием. А управление – энергоинформационное взаимодействие или энергетические и информационные связи разных уровней. От направления и величины энергоинформационного взаимодействия возникают субъект - объектные отношения в соответствии с законом единства и борьбы противоположностей.

Сказанного достаточно, чтобы предложить уточненную формулировку «системы»:

СИСТЕМА – наблюдаемая (выделенная) совокупность элементов (частей), объединенных структурой (конструкцией), функцией (деятельностью), энергетическими и информационными связями разных уровней.

То есть система всего лишь - часть некой большей размерности, сущности.

Попробуем проследить это утверждения на основной условной единице социального мира.

СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА

Мы пропустим половые различия, которые в силу единства и борьбы противоположностей создают основную систему социума - семью и семейные ценности. Разница между полами заключается в разнице функций мужчин и женщин. Из разницы функции вытекает логический вывод: «Любовь может творить чудеса, но пассионарность личности обратно - пропорциональна свободе половых отношений».

Первую часть такого утверждения гениально изобразил А.С. Пушкин в истории Финна и Наины из «Руслана и Людмилы».

Напомним: «Пассионарность — это непреодолимое внутреннее стремление к деятельности, направленной на изменение своей жизни, окружающей обстановки, статуса-кво».

Вернемся к абстрактной «конструкции» человека (сколько в нем систем):

А еще в конструкцию человека входят (полупризнаные) энергоинформационные оболочки или тела (http://an2.livejournal.com/78780.html):

Приведенные «конструкция человека» всего лишь «макет», «каркас», поскольку отсутствует главное - «душа человека», являющаяся его высшей ценностью.

Вот как выглядит «завершенный человек» по Геннадию Шипову («Психофизика и психофизические технологии»):

«Таким образом, на материальном уровне, человек представляет собой возбужденный, сложно образованный Физический Вакуум. На уровне Высшей реальности человек, как и все объекты, рожденные из Вакуума, «пронизан» Первичным торсионным полем – полем Сверхсознания, с которым (бессознательно или осознано) связано сознание человека, являясь его частью. Благодаря этой связи человек познает как материальный мир, так и мир Высшей реальности, включая Абсолютное «Ничто». Более того, как показывают психофизические эксперименты, сознание человека представляет собой некую «миникопию» мира Высшей реальности, и способно управлять элементами материального мира».

Выводы Г.И. Шипова - пока гипотеза (даже не новая), которая нуждается в доказательствах. Но вокруг нас много, что существует в аналогичных состояниях: в том числе происхождения человека, гравитации и так далее и тому подобное…

Видимо, всесистемность настолько бесконечна, что карточный домик науки начинает сыпаться, потому, что где-то не был учтен или выпал какой либо элемент конструкции, функции, связи.

Сказано же Апостолом Павлом: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно...»

Анализируя «систему человека», нельзя обойти функцию (деятельность) человека в современном мире.

Выбор функций (деятельности) важнейшее из прав, представленных Творцом человеку: или человек-потребитель, удовлетворяющий страсти своего бренного тела, или человек-творец, способный управлять элементами материального мира в гармонии с сам миром.

СОЦИАЛЬНАЯ ЭНТРОПИЯ

Функция (деятельность) человека, как заявлено ранее, определяется энергоинформационным связями.

Под энергоинформационными связями или энергоинформационными взаимодействиями будем понимать трансформацию энергии с заданными целями и смыслами. Но

понятие «энергия» определяется как мера различных форм движения материи и как мера перехода движения материи из одной формы в другую. Соответственно, виды и типы энергии различают по формам движения материи. По сути, весь природный процесс есть взаимодействия различных видов энергии. А история человечества (по Побиску Кузнецову) - это история освоения технологических процессов управления потоками разных видов энергии.

Сегодня человечество знакомо (очень условно) со следующими видами и типами энергии:


  1. Механическая;

  2. Электромагнитная;

  3. Химическая;

  4. Тепловая;

  5. Световая;

  6. Ядерная;

  7. Термоядерная;

  8. Гравитационная;

  9. Энергия вакуума;

  10. С полным основанием сюда можно добавить психофизическую энергию или энергию веры…

Можно сказать, все энергии уже вшиты или окружают конструкцию человека. Тогда функция (деятельность) социальной единицы определяется целями и смыслами. Вот тут самое время еще раз взглянуть на условную пирамиду человеческих потребностей (читай цели и смыслы) Маслоу (снизу вверх) по http://motiv-yspexa.r:


  1. Физиологические потребности. Самые простые: голод, сон, жажда и инстинктивное половое влечение, размножение. Есть уже хорошая шутка, что главной нашей физиологической потребностью является интернет.

  2. Безопасность. Как только человек удовлетворил чувство сытости, им движет потребность в безопасности, крыше над головой, тепло, комфорт.

  3. Любовь. Потребность в любви и потребность состоять в какой - нибудь группе иметь друзей и единомышленников по интересам. Человек очень хочет любить и быть любимым. Также ему важно социальный уровень общения.

  4. Уважение или признание. Потребность в успехе, достижении.

  5. Познание. Человек стремиться познавать информацию, уметь ее применять на практике, стремится больше читать, смотреть познавательных, умных передач.

  6. Эстетика. Эстетические потребности. Гармония, красота, прекрасное, художественный вкус, воображение.

  7. Самореализация. Это и достижение целей, постоянное духовное развитие, применение способностей, талантов. Востребованность, желание постоянно двигаться вперед!

Пришло время напомнить о важнейшей энергетической характеристике систем - «энтропии» и «социальной энтропии» в частности.

Слово «энтропия» означает поворот, превращение.

Вот как «энтропию» рассматривали по свидетельствуhttp://fb.ru/article/143688/entropiya---eto-ponyatie-entropii-standartnaya-entropiya в позднем СССР:

«…В альманахе «Вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли» «ИСТОКИ» (Т.1. 1989г.) в статье А. И. Пономарёва можно прочесть: «Среди фундаментальных законов природы особенно велико значение законов сохранения количества движения, энергии и т. д. А также роста энтропии, суть которого заключается в том, что любая система, предоставленная самой себе, дезорганизуется, в ней возрастает беспорядок, хаос, происходят потери энергии, и, в конце концов, наступает распад. В природе и обществе, однако, существуют и обратные процессы — упорядочения, становления, системообразования, накопления, повышения иерархических уровней энергии в результате разумной деятельности человечества, стремящегося к одухотворению и преображению мира».

Обратите внимание, что распад, разрушение начинается тогда, когда собственное «Я» системы ставится выше других в социуме или в природу.

Энтропии, символу разрушения и хаоса в природе противостоит «принцип минимума диссипации» (http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001c/00161657.htm).

По сути «энтропия» показывает потенциал действия: больше энтропии, меньше возможность действия и наоборот. Социальная энтропия – та же разница между идеальным и реальным потенциалом действия только для социальных систем.

Похожий взгляд на «энтропию» приводит http://human_ecology.academic.ru :

« Введение категории энтропии в физику позволило оценить коэффициент полезного действия (КПД) термодинамических систем, который оказался очень низким (2—4%). По аналогии с этим энтропийный подход к управленческим системам социальной природы позволяет обнаружить их удивительно низкий КПД, то есть эффективность, что связано с большим отклонением их реального состояния от оптимума. Социальная энтропия в отличие от энтропии в физике — не формально-математическая, а содержательная категория. Это величина, позволяющая оценить функционирование социальной системы: насколько она не достигает или отклоняется от эталонного уровня».

Подводя некоторые итоги по перспективам человека можно сказать, что идеальный потенциал его находится на вершине пирамиды Маслоу и имеет минимум энтропии. Поэтому человек - творец имеет преимущества в потенциале развития перед человеком - потребителем.

Из чего вытекает следствие: В процессе эволюции выживает не сильнейший, а действующий, творящий.

РОССИЮ СПАСЕТ ТВОРЧЕСТВО

Православным философом Иваном Ильины (28 марта 1883г. - 21 декабря 1954 г.) в статье «За национальную Россию. Манифест русского движения» (http://www.dorogadomoj.com) провозглашалось:

«Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души.

Нет больше былой России. Нет ее и не будет. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, но не прежняя. Ее дух жив и будет жить; мало того, — в невиданном крушении и в исторически небывалых страданиях дух русского народа очистится и углубится, закалится и расцветет. Но ее общественный и государственный уклад будет иной; хозяйственный строй ее будет новый.

Самый душевный материал, из которого будет строиться новая Россия, окажется не тем, что прежде. Все проблемы будут поставлены заново; все борозды и межи будут проведены иначе. Мы должны понимать это и предвидеть; мы обязаны готовиться к этому. Все, что было в нашем прошлом священного, мы должны понимать и хранить. Мы не смеем забыть ни одного из тех уроков, «нежданных кровавых», которые послала нам история. Мы не отречемся ни от одной национальной святыни. И тем не менее, мы должны готовить не реставрацию, а новую Россию…

Россия спасется творчеством, — обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим строительством, новыми социальными идеями…»

То есть, если мы намерены перейти на более высокую ступень развития, то надо начать анализ, пересмотр понимания устройства и действия всех социальных систем, в том числе важнейшего социального субъекта – государства Россия, его конструкции, функции (деятельности), связей. Какова его социальная энтропия, потенциал действия для выживания? И только после этого приступать к созданию, синтезу нового государства

Ведь преимущества выживания имеет та социальная система, которая в соответствии с минимумом диссипации и морали тратит меньше энергии для достижения целей.

Нарушение законов природы и в том числе морали, как важнейшего экстремального принципа, ведет к росту энтропии любой социальной системы. Надо жить и действовать с высокими целями, как предписано Природой. На таком базисе может родиться новая социальная идеология…

Уже появились даже некоторые признаки начало этого движения.

Президент России на заседании 70-й сессии Генеральной ассамблеи ООН (в сентябре 2015 года) свое выступление завершил словами: «Речь должна идти о внедрении принципиально новых природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру, а существуют с ним в гармонии и позволят восстановить нарушенный человеком баланс между биосферой и техносферой…»


В.А. Швецов
***

Источник.


Tags: природа, система, социология, физика, человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments