ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Инфантилизация ТВ: Каждому взрослому – вечное детство

infantilizaciya-tv-kazhdomu-vzroslomu-vechnoe-detstvo
В России, да и во всем мире, много и уже долго говорят и пишут о том, что телевидение манипулирует сознанием человека. Чтобы эта истина не приедалась, не звучала дежурной риторикой и не утрачивала своей актуальности, полезно иногда ее расшифровывать. А как, собственно, происходит манипулирование и в чем его вред?

Типичный утренний эфир, плавно переходящий в дневной. Кухня с роскошной современной мебелью и посудой. («Кулинарный поединок» и «Едим дома!» по НТВ, «Домашние блюда с Джейми Оливером» или «Домашняя кухня» по «Домашнему», «Смак» по Первому и пр.) Стерильность, как в операционной. Пара-тройка звездных персон, облаченных то ли в поварские пышные колпаки, то ли в элегантные фартуки. Первое – маскарад ресторанной кухни из рекламы или дворцовой королевской кухни из сказок. Второе – маскарад мифического домашнего хозяйства, которое уже полвека назад отказалось от фартука, и не из-за неряшливости, а из-за упрощения домашней кулинарии и ускорения ритма жизни. Некогда торжественно переодеваться для занятий бытом.

Или – студия, улыбчивые ведущие, увлеченные зрители, заходящиеся от восторга при выслушивании очередного рецепта крема, скраба или другого снадобья для улучшения внешности и восстановления сил организма. Тут же – некий симбиоз кухонно-барной стойки и ресепшена какой-нибудь крутой клиники. Мисочки, лопаточки, дощечки, плошечки-ложечки и ингредиенты.

Или – мастерская с одним-единственным дяденькой-ведущим, болтающим без умолку, произносящим разные забавные словечки с умильно-шутливыми интонациями и показывающим, как сделать самим какой-нибудь эксклюзив вроде двусторонней рамочки для фотографий домашних питомцев. Кисточки, краски, клей лак, золотая бумага, ножницы и прочие инструменты. (вспоминаем «Декоративные страсти» по «Домашнему»)

Дистанционный детский садик для взрослых

Вам все это ничего не напоминает? Я бы сказала, это дистанционный детский садик для взрослых. Надо же их чем-то занять, если они почему-либо не на работе и без присмотра. Складывается образ фантомного быта и фантомного «детского» творчества, только придаются ему взрослые люди.

Здесь все в игровой форме, с танцами, песнями и прибауточками. Зрителей учат готовить, фантазировать и делать поделки. Притом реальные полезные и осуществимые рецепты идут в перемешку с рекомендациями, мягко говоря, трудно выполнимыми, громоздкими и весьма необязательными. ТВ показывает, как превратить обычную небольшую комнату малогабаритной квартиры в дворцовый покой. ТВ не допускает возможности вопроса – а надо ли этим заниматься?

Рецепты ТВ существуют совсем не для воплощения, а для заполнения резервуаров мышления.

Пока зритель будет обживать виртуальную обыденность, он растратит свою энергию неудовлетворенности реальным бытом или невостребованную творческую энергию.

Зритель получил необходимую дозу красивой и уютной жизни. Его убедили в том, что все возможно в домашних условиях, что и ресторан, и косметический салон, и студию декора он может создать сам. И это очень увлекательно, особенно в эпоху разделения труда, нанотехнологий и мегаполисов. Зритель виртуально надегустируется экзотических блюд, виртуально наприобретается красивых вещей и виртуально себя полечит. И не будет крушить витрины дорогих магазинов и ресторанов, не выйдет протестовать против разгула коммерческой медицины.

Телевидение берет на себя функции не только социального громоотвода, но и поучения.

Тональность общения с людьми варьируется. В одних программах с участниками и потенциальными зрителями обращаются как с дошкольниками, в других – как с нерадивыми школьниками.

Сидят две телевизионные дамы и наблюдают, как третья – гость программы – выбирает себе новую одежду. («Снимите это немедленно!» на СТС) Обе дамы ее обсуждают, критикуют, наконец решают, что «настала пора вмешаться» и прерывают шоппинг. Теперь они объяснят незадачливой женщине, какая одежда ей идет, а какая нет, и что ей следует покупать на самом деле.

modnyj prigovor propaganda kulta vneshnosti na pervom kanale 2 Инфантилизация ТВ: Каждому взрослому   вечное детство

Или – происходит прямо-таки судилище женщины, которая никак не научится красиво одеваться, эффектно укладывать волосы и сексапильно красить лицо. («Модный приговор» на Первом.) На эту несчастную обрушивается сразу много телевизионных дам. Они объясняют ей все про личную жизнь, профессию, деньги, время и имидж. Поступают как добрые завучи и директора, прорабатывающие двоечницу, тихую и не безнадежную.

В таких программах телевидение позиционирует человека как слабого и плохо ориентирующегося в современности, в вещах и людях, – то есть, глубоко несамостоятельного, незрелого индивида, нуждающегося в дистанционном управлении. Себя же ТВ подает как законодателя мод, вкусов, стилистик поведения и ценностных ориентиров.

Конечно, не все попадаются на эту удочку. Но не переводятся люди, добровольно готовые с телевидением «сотрудничать» в качестве глины для моделирования, в качестве объекта для строгого суда и даже иронии. Не переводится и аудитория тех, кому очень интересно поглазеть, как телевидение будет выдавать кого-то замуж или женить по своему усмотрению («Давай поженимся!», Первый канал), как людям будут объяснять, в чем сложности их личной жизни и как от них избавляться («Пусть говорят!» на Первом, «Понять.Простить» на «Домашнем»).





Телевидение активирует в людях комплексы инфантильного сознания и стимулирует их развитие. Нас убеждают, что быть инфантилом – это круто и модно.

Но кто сказал, что сознание широких масс – это обязательно массовое сознание в том понимание, какое сложилось в гуманитарной науке к сегодняшнему дню? Сознание широких масс, то есть населения страны, может быть разным. Может колебаться степень ориентации людей на самостоятельное осмысление реальности и на выработку самостоятельной позиции в ней.

Современное российское ТВ стремится к инфантилизации сознания российского населения. Такое инфантильное население легко управляемо. После того, как исчезла фигура Вождя, ушли в прошлое советская идеология, патриархальные ценности и многие привычные представления о мире, телевидение взяло на себя роль Старшего, Авторитета. Телевидение претендует на то, чтобы являться Ведущим и вести человека по жизни, крепко держа на своем дистанционном виртуальном поводке.

Специфика этого поводка в том, что он действует опосредованно и для многих незаметно. И вот уже человек всерьез полагает, что жевательная резинка существует для борьбы с кариесом, а шоколад полезен тем, что в нем много молока. И вот уже появляются не только простые смертные без медицинского образования, но и врачи, которые выписывают лекарства, руководствуясь рекламой, и вообще не знают других препаратов кроме тех, которые мелькают на телеэкране. И вот уже формируются целые слои населения, которые не видят ничего странного, дикого и оскорбительного в публичных обсуждениях своей личной и интимной жизни ради всеобщего развлечения.





Инфантильное сознание – это сознание, не склонное обсуждать правила игры, принимающее их некритично. Более всего такое сознание боится из игры выпасть, оказаться выбывшим. Ради участия в игре инфантильный человек готов на все.

С таким инфантилизированным существом можно делать все, что угодно. Ему можно завтра как дважды два объяснить, что пришло время отменить Конституцию и отказаться от демократических институтов, без которых жить, наконец, станет в кайф.. Можно приучить к мысли о том, что общественные институты (каким является и ТВ) имеют право внедряться в приватную жизнь индивида, более того, это внедрение не только легитимно, но престижно и почетно. Не реальные достойные дела в реальной жизни повышают статус личности, а мелькание в телевизоре.

Пока ты не попал на телеэкран, тебя как будто и нет вовсе. А попал – в любом, даже самом неприглядном виде, – и прославился. После такой «рекламы» тотальной и безответственной публичности можно хоть завтра объявить, что вводится обязательное прослушивание и видеосъемка частных жилищ, – и не многие сообразят, что надо протестовать.

Инфантилизированному существу можно сначала долго вбивать мысль о том, что самое главное – это роскошь и деньги. А потом можно резко развернуться и убедить его в том, что понижение жизненного уровня тоже имеет свои прелести. «Отдыхаем дома, как в баре», – с наигрышем призывает реклама пива, приглашая радоваться необходимости экономить в кризисное время.

Инфантила можно в куче программ убеждать в том, что надо быть крутым плейбоем или сногсшибательной красоткой, чтобы иметь неограниченные возможности интимных связей. А в рекламных паузах – уговаривать, что шоколадка лучше любой любви, потому что шоколадка всегда продается в магазине и легко тает во рту, то есть является гарантированным удовольствием.

Инфантилизированному человеку будет важно не только вести себя, но думать и чувствовать так, чтобы телевидение его могло виртуально похвалить и поставить кому-нибудь в пример. Инфантил – не значит интеллектуально неполноценный человек. Инфантил может быть и руководителем, и отцом семейства. Но даже свои лидерские качества он будет развивать по образу и подобию лидерства телевидения. Инфантил будет не только думать, но и переживать ровно в тех границах, которое ему очерчивает ТВ. Инфантил может требовать, чтобы его подчиненные и зависимые от него люди думали и чувствовали так, как хочет и диктует он сам.

Одним словом, ТВ приучает человека принимать как нечто естественное и правомерное манипуляцию своими мыслями и чувствами, видением себя самого и мира. Потому что телевидение уже большое, а телезритель – всегда еще маленький.


По материалам Журнала «Социалист»


Уберите из дома телевизор!

***

Источник.

Tags: СМИ, дети, общество
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments