ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

О перспективах развития государственной политики России в области культуры

Сергей Черняховский

Авторский экспертный доклад Изборскому клубу

1. РОЛЬ, ЗАДАЧИ И ПРИОРИТЕТЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ

2. СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Цели и миссия государственной политики России в сфере культуры

Основные цели современного российского государства в сфере культуры:

– обеспечение условий для свободного развития каждого гражданина страны;

– защита культурного суверенитета страны и единой историко-культурной самоидентификации граждан и общества;

– обеспечение доступа граждан к накопленному национальному культурному богатству, сохранение, умножение и защита этого богатства, гарантия их права на сохранение исторически сложившейся культурной среды и привычной им среды обитания;

– сохранение и возвышающее развитие высших достижений отечественной и мировой культуры, преодоление угроз культурному достоянию, которые несут нормы и образцы общества потребления, массовой культуры, энтропийные тенденции цивилизации постмодерна, создание и распространение культурных образцов и идеалов общества познания и созидания;

– сохранение классических образцов мировой культуры, защита их от постмодернистской диффузии и обеспечение их экспансии и возрождения в остальном мире.

В этом отношении миссия Россия — создать в стране условия, при которых каждый человек имел бы реальные возможности стать подобным титанам Возрождения, а вне страны — обеспечить возрождение классической мировой культуры.

Государственная политика России в области культуры основывается на требованиях Конституции РФ и вытекает из её положений. В соответствие со статьей 7 Конституции России, «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Поскольку достойная жизнь и свободное развитие человека невозможно вне культуры и помимо существующей культуры, государство обладает правом и обязанностью осуществлять политику в данной сфере, обеспечивающую решение данных задач. Точно так же, как оно обязано осуществлять политику в сфере культуры, обеспечивающую целостность территории страны и её безопасность. В том числе информационную и культурную.

44-я статья Конституции определяет: «1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания <…>. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Соответственно, государственная политика в области культуры должна обеспечить доступ граждан к достижениям культуры и обеспечить исполнение гражданами, в частности активно действующими в сфере культуры и искусства, их обязанности по сохранению исторического и культурного наследия.

При этом культурное достояние страны не сводится ни к совокупности материальных носителей культуры, ни даже к совокупности материальных и нематериальных произведений искусства.

Сфера культуры — это не только совокупность обладающих эстетическим значением произведений. Сфера культуры — это сфера производства базовых латентных образцов социального и политического поведения, норм, запретов и ценностей и совокупность сложившихся и значимых для общества этических, эстетических и бытовых представлений.

В результате естественного исторического и историко-культурного процесса в России был создан особый и уникальный тип культуры. Начав формироваться позднее ряда иных классических и национальных культур, в результате самостоятельного освоения их достижений и в ходе постоянного комплиментарного взаимодействия с другими народами и культурами, культура России выработала черты мощного интегративного начала. Это начало оказалось способным принимать достижения других культур и творчески перерабатывать их, одновременно сохраняя их концентрированную сущность и создавая на их основе более высокие культурные достижения, признаваемые в качестве шедевров остальным человечеством. Так произошло, в частности, в сфере литературы, живописи, театра, балета, киноискусства и других сфер.

Особенность культуры России не в ее инаковости по отношению к остальным культурам — она в её уникальной интегративной способности их принимать, осваивать и на их основе создавать более высокие образцы, сохраняя базовые ценностные стержни своей ментальности, основанные на приоритете доброжелательности по отношению к другим народам и культурам. Среди таких стержней:

– ориентация на поиск универсального для всего человечества высшего идеала и стремление открыть его и сделать доступным для всего мира;

– уверенность в равенстве всех людей перед высшими идеалами и отрицание элитарности и социальной несправедливости;

– непримиримость к несовершенству мира и готовность к любым жертвам для его устранения.

Культура России сегодня в своем сущностном качестве — это не одна из множеств разных культур. Это — интегративный концентрат высших достижений мировой культуры, по сути — её высший уровень, единственный из оставшихся бастионов классической европейской культуры, опираясь на который, последняя имеет шанс начать своё возрождение в мире.

Соответственно, на данном этапе необходимо решить следующие задачи государственной политики (либо добиться перелома в их решении):

1. Утвердить адекватную современным условиям роль государства в решении проблем культуры как организатора производства латентных образцов.

2. Обеспечить собственно сохранение культурного наследия как существующего в виде материального, нематериально-художественного, нормативно-ценностного начал.

3. Создать условия свободного и достойного развития человека. Это подразумевает:

– обеспечение каждому возможности доступа к достижениям культуры;

– преодоление разрыва в доступе к достоянию лучших образов культуры между столицами и регионами страны, необходимость сделать доступным для основной массы населения достояния культурного наследия страны;

– защиту и сохранение русского языка и развивающей литературы;

– обеспечение благоприятной информационной и культурной среды;

– обеспечение доступности художественного образования.

4. Воссоздать эффективную репродуктивно-просветительскую культурную систему, предполагающую:

– поддержку творчества и талантов;

– стратегическую триаду просвещения с исполнением адресной роли каждым из её звеньев (театры и кинематограф, музеи и выставки, библиотеки и клубы);

– адекватное понимание и отношение к проблеме современного искусства.

Для решения этой задачи особо необходимы возрождение эффективной науки в сфере культуры и искусства, а также разработка новой образовательной модели в сфере творческого и гуманитарного образования.

5. Создать систему защиты культурного суверенитета страны и отражения направленной на него информационной агрессии.

6. Выработать и реализовать международную культурную политику, направленную на сохранение и возрождение классической культуры человечества.

Права и обязанности граждан России определены 44-й статьей Конституции РФ. Они включают сущностно три позиции:

— каждый имеет право на свободу творчества;

— каждый имеет право на доступ к культурным ценностям;

— каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

Каждый имеет право творить новое, каждый имеет право пользоваться имеющимся, и каждый обязан сохранять уже созданное.

Понятно, что существует тенденция акцентировать внимание на первом положении и оставлять в тени вторую — то есть считать право на свободу творчества первичным, а право человека на привычную и значимую для него культурную среду молчаливо признавать незначимым.

Мы исходим из иной позиции — право каждого на привычную среду первично:

— первое: человек и страна в своей идентификации формируются той средой, которая создана до них, её разрушение уничтожает и личность, и самосознание страны и народа;

— второе: свою самореализацию в создании нового в культуре утверждает часть граждан; свою самоидентификацию выводит из имеющегося культурного наследия всё общество, все граждане или как минимум их подавляющее большинство;

— позитивное творчество, даже создающее более высокие образцы культурного богатства, строится только на основе и материале имеющегося наследия, разрушение его лишает основы и само творчество нового.

Свобода творчества, бесспорно, значима, но нужно отличать свободу цивилизованного человека, предполагающую принятие определённых цивилизационных запретов, от свободы дикаря, отвергающего любые запреты, нормы и ценности. Равно как нужно отличать реальное творчество, заключающееся в создании нового на основе имеющегося, от имитации творчества, выдающего за новацию разрушение созданного и пренебрежение к нему.

Свобода творчества несёт в себе огромную энергию, но эта энергия подобна ядерной, которая может реализоваться и в ядерной бомбе, и в атомной электростанции. В конце концов, чернобыльская катастрофа тоже стала результатом предельно вольного отношения к свободе научного творчества.

При всей важности принципа свободы творчества каждого — он продуктивен только при его ограничении правом каждого на сохранение и пользование культурным наследием и обязанностью каждого заботиться о его сохранении.


1. Роль, задачи и приоритеты современного российского государства в области культуры

Государство является субъектом определения приоритетов культурной политики, вытекающей из его основных задач в этой сфере.

Государство защищает культурное богатство страны как от физического разрушения, так и от коммерциализации, от неблагоприятных воздействий в самой культурной среде, как внутренней, так и внешней, связанных с обслуживанием примитивных запросов, несоответствующих отечественным традициям и порождаемых массовой культурой общества потребления, а подчас и прямой информационной агрессией внешних конкурентов.

К итогам дискуссии по проблемам основ государственной политики в области культуры

Наверное, главным итогом обсуждения последних лет является то, что удалось почти полностью изжить представление о культуре как о сфере оказания развлекательных услуг и признать её значение как основы национальной самоидентификации человека и народа.

Культура — это не совокупность артефактов, культура — это сфера производства латентных образцов социального и политического поведения; смыслов, целей и ценностей человека, значимых для него норм и запретов, наличие которых и отличает в конченом счете его от животного.

По существу, эта мысль в ином виде сформулирована и в документах ЮНЕСКО. В частности, во Всеобщей декларации о культурном разнообразии: «Культура должна рассматриваться как совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков — духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, и что помимо искусства и литературы она охватывает образ жизни, «умение жить вместе», системы ценностей, традиции и верования».

Поэтому, когда ставится вопрос о том, что документы, определяющие основы и концепцию государственной политики в области культуры, не должны затрагивать вопросы общеполитической стратегии в силу того, что последние определяются другими государственными документами, это не может не вызвать возражения. Культура страны не бывает вне политики, вне целей общегосударственной, общенациональной стратегии — но она не может быть и её служанкой. Нельзя выстроить эффективную внешнюю и внутреннюю политику страны, игнорируя значимые для её народа ценности и нормы, всё то, что упомянутая Декларация ЮНЕСКО определяет как «образ жизни, «умение жить вместе», системы ценностей, традиции и верования».

Вообще, как еще лет десять назад сказал Владимир Путин, закон только тогда окажется действенным, когда он будет основан на присущей данному обществу морали.

Существует точка зрения, что, поскольку Конституция определяет российский народ как многонациональный, неправомерно использовать термин «национальная культура» применительно к культуре России. С таким же успехом можно было бы оспорить тезис о наличии у России её национальных интересов в силу её многонационального состава[1]. Спорно выглядят и тезис о том, что «понимание традиционных для нашей страны нравственных ценностей основано на выработанных человечеством и общих для всех мировых религий норм и требований, обеспечивающих полноценную жизнь общества».

С одной стороны, само это утверждение антиисторично: получается, что характерные для России нравственные ценности не только не являются самобытными, но и сугубо производны от других, выработанных другими народами. Это просто неправда: во-первых, потому, что эти ценности начали формироваться ещё в дохристианский период, и само христианство было принято народом потому, что соответствовало ценностям русского народа; а во-вторых, потому, что русская культура и русский народ сами были субъектом формирования мировой культуры и во многом повлияли на то, что сегодня выглядит как «общепринятые ценности».

С другой стороны, конечно, в истории любой страны действуют общие социологические и исторические законы, но в каждой стране они действуют предельно по-разному, через самобытные формы их воплощения.

Тем более сводить всё к постулатам мировых религий — вообще неточно: Россия сегодня сближается с Китаем, представляющим собой особую цивилизацию, — но одна из особенностей этой цивилизации в том, что в основе её лежит атеистическое философско-этическое учение Конфуция. Иными словами, религия вообще играет предельно разную роль в ценностном мире разных стран и обществ.

Культурное единство и идеологическое многообразие

Збигнев Бжезинский однажды резонно заметил: «Америка занимает главенствующие позиции в четырёх основных областях, в решающей степени определяющих мировое господство:

— её вооружённые силы не имеют себе равных;

— в области экономики она по-прежнему является движущей силой, которая тянет за собой остальной мир;

— в технологическом плане ей принадлежит ведущая роль на всех передовых направлениях развития науки и техники;

— её культура, несмотря на некоторую примитивность, обладает удивительной привлекательностью… — всё это наделяет США таким политическим влиянием, с которым не может соперничать никакое другое государство. Именно благодаря сочетанию этих четырёх составляющих Америка является мировой сверхдержавой в полном смысле этого слова».

Технологии решают, каким оружием люди смогут защищать свою страну. Но культура решает, захотят ли они её защищать и сочтут ли они для себя приемлемым рисковать жизнью за свою страну. Поэтому абсолютно правы были разработчики Основ государственной культурной политики, определяя её статус как неотъемлемой части концепции национальной безопасности. И абсолютно право было Министерство культуры, добиваясь включения в Стратегию национальной безопасности России категории и понятия культурного суверенитета.

Проблема в том, что под культурой стали понимать деятельность тех людей, которые зарабатывают деньги своей художественной деятельностью. При этом одновременно искусством объявляется не момент начала создания эстетической ситуации, а любая деятельность любого индивида, в том числе носящая и разрушительный характер.

Сохранение традиционных принятых народом и обществом ценностей по определению выше частных интересов индивидов и групп, зарабатывающих на своей художественной или «протохудожественной деятельности».

Можно выделить как минимум три группы, заинтересованные в такой извращённой политике и практике.

Первая — это группы, получающие коммерческую выгоду от противопоставления своей протохудожественной деятельности принятым и утвердившимся в обществе ценностным образцам. В данном случае речь идёт не о создании новых приёмов и образцов собственно творчества, а об игре на противопоставлении, на привлечении внимания, эпатаже, насмешке, оскорблении по отношению к художественному вкусу и утвердившимся эстетическим образцам, когда за новое и креативное выдаётся неумение либо сознательное «не следование канонам». Так двоечник, неспособный выучить ту или иную математическую формулу или таблицу умножения, может с гордостью выдать утверждение типа «дважды два пять» за открытие нового неизведанного закона математики.

Вторая группа — это те или иные ведомства, функционально отвечающие за соприкасающиеся либо родственные культуре сферы, но рассматривающие их как не подлежащие контролю с точки зрения общей культурной политики[2].

Третья — это социальные группы, ставшие носителями иных ценностных оснований, расходящихся с базовыми основаниями культуры своей страны и так или иначе считающие себя уже не гражданами России, а гражданами или подданными других стран или иных государственно-политических образований. (Либо — некого всемирного Халифата, либо — некоей западной цивилизации.) Человек, присягнувший культуре Америки (либо культуре Хилифата), уже не является гражданином России. Он — человек другой страны, интересы и задачи которой будет считать для себя приоритетными по отношению к национальным интересам своей.

Это, естественно, не значит, что гражданин России/СССР не может любить культуру Америки или упиваться Омаром Хайямом, — культура России/СССР на самом деле синтетично включает в себя вершины всех этих культур. Это лишь вопрос о том, какие базовые ценностные основания он принимает для себя как первичные.

Собственно, культурное наследие — это и есть то, что определяет сферу культуры и саму передачу базовых образцов. И, разрушая это наследие, мы разрушаем не некую коллекционную экзотику — мы разрушаем носители ценностей и культурных образцов; вместе с ними — те ценности и образцы, которые их наполняют. При этом нужно иметь в виду, что культурное наследие всё-таки состоит не из двух привычных компонентов: материального и нематериального (т.е. песен, легенд, музыки и т.д.), но и третьего — нормативно-ценностного. То есть норм поведения, приоритетов и ценностей и, среди прочего, — чувства единства со своей страной и боли за неё. Не может существовать страна, за которую некому будет пойти на смерть. Но на смерть нельзя идти за сугубо материальное — на смерть человек идёт за то, что больше его жизни: за ценностные начала и идеальные представления.

Можно объединить тех, кто считает, что Россия должна быть православной монархией, с теми, кто считает, что она должна быть пролетарской республикой, и даже с теми, кто предпочёл бы республику либерально-демократическую. Но всех их нелепо объединять с теми, кто считает, что её не должно быть вообще, либо с теми, кто считает, что она должна быть вассалом США.

Единая политика в области культуры нужна для развития и защиты национальной (да и вообще классической) культуры. И эта политика нужна для отражения угроз, нависающих над страной и её культурой. Можно объединяться с теми, кто хочет эти начала защищать, но нельзя объединяться с теми, кто ведёт с ними борьбу.

Можно в стремлении к объединению стремиться образовать большинство. Можно — подавляющее большинство. Но нельзя объединять большинство с ненавидящим его меньшинством. Если это и сделать, эффект будет один: это меньшинство сделает всё, чтобы парализовать работу большинства, а если не удастся — постарается обессмыслить его работу. Объединять всех со всеми — это всего лишь попытка стать хорошим для всех, остаться над схваткой. Ни за что не отвечать и каждый раз уходить от решений.

С этим связан ещё один вопрос — необходимость в общем координационном органе в сфере культуры. Здесь возможны разные пути: нужно либо придать главе Министерства культуры статус вице-премьера, либо создать по образцу советского опыта Госкомитет по культурной политике, объединяющий и координирующий деятельность других вторгающихся в культурную сферу министерств при сохранении их как таковых. Данный Госкомитет должен иметь полномочия кураторства культурной политики всех ведомств примерно так же, как их имел идеологический отдел ЦК КПСС.

Потому что государственная политика в области культуры действительно должна быть единой.

1.1. Государство как субъект культурной политики

Страна слишком много потеряла в области культуры за последнюю четверть века. Культура во многом оказалась обречённой частично на умирание — как, скажем, наука в сфере культуры или «немодные» и некоммерциализируемые сферы искусства, — а частично на обслуживание коммерциализируемых, но не всегда высоких вкусов «высокоплатёжного потребителя».

Культура формирует человека, и задача российского государства сформировать не потребителя, а творца и созидателя, человека, который высшую радость и наслаждение находит в свободном творческом созидательном труде.

Российское государство есть продукт и производное от отечественной культуры. Отсюда обязанность этого государства — защита отечественной культуры, основанной на достижениях мировой культуры и являющейся одной из основных составляющих последней.

Основная ближайшая задача, стоящая перед государством в области культуры, — переломить отношение к культуре как к «остаточной части» социальной сферы. Точно так же, как переломить отношение к культуре как к сфере, с одной стороны, «досугового развлечения», а с другой — самовыражения (либо обслуживания такого самовыражения) богемных групп.

Культура — это не «сфера производства услуг», культура — это сфера производства духовных ценностей и базовых образцов социального поведения. То есть сфера производства самого человека как личности, социального — а не только биологического — существа. Следовательно, сфера производства социальных отношений, самого общества. И в этом отношении культура — на самом деле сфера материального производства.

Любые природные ископаемые, любые технологии, любые самые современные производства останутся скоплением мёртвого вещества, если не будет культуры их применения. Но и более того: не став богатством своей страны, граждане станут богатством чужой, если в стране не сложится полноценное ощущение национально-государственной и историко-политической самоидентификации. Самоидентификацию же порождает культура.

Соответственно, наша сущностная задача — восстановить отношение к культуре как:

– к сфере сохранение суверенитета страны — как государственно-политического, так и культурного;

– к сфере производства и формирования латентных поведенческих образцов и через них — национально-государственной самоидентификации;

– к системе запретов. Культура — это, прежде всего, не сфера бесформенных эмоциональных выплесков. Культура — это сфера запретов. Цивилизованный и культурный человек знает, чего делать нельзя. Дикарь таких запретов не имеет. Тогда, когда у него запреты появляются, он тем самым начинает превращаться в цивилизованного человека.

Культура создает страну. Культура защищает страну. Культура развивает страну, переводя её с одной фазы исторического развития на другую. Что, разумеется, не означает, что она во всём этом обходится без материальной составляющей собственно материального производства.

1.2. Государство как организатор производства базовых латентных образцов

Роль государства в культуре — это роль организатора, наделённого полномочиями обществом и решающего проблемы общества и страны: её национальной самоидентификации, её культурного суверенитета, свободного и достойного развития её граждан.

Культура — это сфера производства латентных образцов социального поведения.

Управление этим производством должно быть адекватным тем задачам, которые оно решает. Если этим производством управляет государство, оно не может допускать, чтобы производилось то, что нанесёт ущерб стране и человеку. В России нет цензуры, и не идёт речь о запрете чего-либо, кроме запрещённого законодательно.

Государственное производство не может создавать то или помогать тому, что не соответствует — и тем более противоречит — интересам страны. Государство решает вопросы сохранения, защиты, распространения и развития базовых ценностей и образцов отечественной культуры.

В стране гарантирована свобода творчества, и каждый художник вправе создавать те образцы культуры и искусства, которые его вдохновляют. Но государство будет поддерживать те из них, которые считает соответствующими интересам страны. Задача государства — помогать тем образцам искусства, которые утверждают человеческое в человеке, развивают и культивируют в нём начала созидателя и производителя, и не оказывать никакого содействия тому, что низводит его до уровня упивающегося потреблением животного.

Государство не должно запрещать те или иные поиски в сфере культуры, но должно помогать тем, кому целесообразно помогать исходя из приоритетов государственной политики.


2. Сохранение культурного наследия

Таким образом, государственная политика России в сфере культуры должна рассматривать культурное наследие страны как совокупность материальных носителей этих образцов, созданных в прошлом и в настоящем, духовных воплощений и самих принимаемых народом ценностных основ, норм и образцов поведения. Задачей государства и общества является сохранение культурного наследия страны во всех его составляющих: материальном культурном наследии, нематериальном художественно-образном и нормативно-ценностном.

Самобытность и культурный суверенитет России. Характеристика самобытности, безусловно, присуща России. И сама эта категория, и сам термин не только оправданны научно, но и общеприняты на уровне международных правовых документов. Но она представляется недостаточной, имея во многом пассивный характер, не обладая достаточным деятельностным началом.

Предпочтительно использовать более определённую и завершённую категорию: «культурный суверенитет». Она стыкуется с положением Конституции, что источником власти и носителем суверенитета в России является её народ и предполагает его, в том числе и политическое, право сохранять и защищать признаваемую им и привычную ему культурно-ценностную и ценностно-нормативную основу.

Народ и его государство не только имеют право сохранять свою самобытность — они имеют право защищать свой культурный суверенитет и противодействовать возникающим для него объективным и субъективным угрозам.

Этому потоку информации и массовой культуры пока не смогла противостоять практически ни одна из европейских стран, за исключением России. В этом отношении она чуть ли не в одиночку сохраняет свой культурный суверенитет и остаётся последним бастионом классических европейских ценностей и классической европейской культуры. Однако угроза культурному суверенитету и национальной безопасности нависла и над Россией.

2.1. Материальное культурное наследие

Материальное культурное наследие представляет совокупность материальных объектов, несущих в себе значимое для общества ценностное и образное значение, отражающее его историю, искусство, традиции, обряды и образ жизни вне зависимости от того, с каким периодом истории страны и народа оно связано.

Материальное культурное наследие включает в себя произведения искусства, являющиеся носителями образов и ценностей, результаты производственной и бытовой деятельности, природные объекты, ставшие такими носителями в процессе исторической практики народа.

Данные объекты находятся под защитой государства вне зависимости от того, на какой территории они находятся в данный момент.

2.2. Нематериальное художественно-образное культурное наследие

Нематериальное культурное наследие страны включает в себя не имеющие непосредственно предметно-материального выражения продукты и формы искусства, обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки. А также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, обладающие ценностным значением для народа России или обладавшие таким значением в тот или иной период его истории.

Нематериальным культурным наследием являются:

– устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

– исполнительские искусства;

– обычаи, обряды, празднества;

– знания и обычаи, относящиеся к природе и Вселенной;

– знания и навыки, связанные с традиционными ремёслами.

В состав нематериального культурного наследия страны входят произведения искусства, созданные в других странах представителями их культуры, но приобретшие эстетическую и ценностную значимость для российского общества в ходе истории и совпадающие с базовыми ценностными основаниями российского общества.

Нематериальное культурное наследие охраняется государством и обществом, в частности, от искажения в процессе воспроизводства смысла, значения и ценностного содержания, заложенных в него при создании.

2.3. Нормативно-ценностная составляющая культурного наследия

Нормативно-ценностная составляющая российской культуры включает в себя:

– её исторически выработанные базовые латентные образцы, ценностные основания и ценностные стержни;

– утвердившиеся в ходе истории алгоритмы практической и интеллектуальной деятельности;

– деятельностный темперамент народа, основанный на эгалитаризме, просветительской мессианской устремлённости, радикализме и последовательности в противостоянии всем формам разрушения, регресса и зла;

– знания, представления и навыки, относящиеся к общественному и политическому устройству.


3. Обеспечение возможностей развития человека

3.1. Обеспечение для каждого возможности доступа к достижениям культуры

Задачей государственной политики в области культуры при обеспечении условий для свободного и достойного развития каждого человека является устранение неравенства в доступе к достижениям культуры.

Это включает в себя:

– обеспечение полноценной культурной среды в период формирования ребёнка, воссоздание качественного детского игрового и мультипликационного кинематографа, системы детских театров и литературы, ориентированных на сюжеты и смысловое содержание, несущее в себе ценностные основания российской культуры и связанное с позитивным восприятием отечественной истории;

– создание аналогичных детских сайтов в Интернете, интернет-игр, образовательных и художественных телеканалов;

– культурное наполнение работы общих детских учреждений, яслей, детских садов и школ, включающее в себя посещение театров, музеев, активное семейное участие в культурно-просветительском туризме;

– повышение доли культурно-гуманитарных предметов в школьной программе, развитие сети детских и подростковых учебных заведений начального образования в области культуры (музыкальных, танцевальных, художественных, исторических школ, детских и подростковых самодеятельных театров);

– создание нового типа начальных и общих школ (общеобразовательных школ Военно-исторического, Исторического и Географического обществ, детских, подростковых и юношеских отделений этих обществ), детских культурных и историко-культурных клубов и библиотек.

3.2. Преодоление разрыва в доступе к достоянию лучших образов культуры между столицами и регионами страны, необходимость сделать для основной массы населения доступными достояния культурного наследия

Культура страны в любом случае в большей степени меряется культурой провинции, нежели культурой столиц. Если высока культура провинции — высока культура страны. Сегодня становится очевидным, что в тех регионах, где оказывается существенная поддержка культуре, ниже уровень и алкоголизма, и преступности.



Во-первых, это вопрос социальной справедливости: богатства культурных столиц сегодня доступны лишь в лучшем случае десяти процентам населения страны. Хотя принадлежат они всем и право на доступ к ним имеют все граждане.

Во-вторых, там, где больше внимания и средств уделяется культуре, спокойнее и благоприятнее социальная и правовая обстановка. Ещё раз необходимо подчеркнуть: культура — это сфера запретов, сфера производства поведенческих образцов, сфера формирования навыков саморегуляции и привычки к ней.

В-третьих, ненормальна ситуация, когда граждане страны приходят к мысли, что достойная жизнь существует только в столицах.

Тогда, с одной стороны, люди активного темперамента мигрируют из своих регионов, лишая их энергии и возможности развития.

С другой — они далеко не всегда находят место для реализации своих возможностей там, куда стремятся, и образуют определённый потенциал недовольства и одновременно миграционного давления на жителей крупных городов, в которые они мигрируют.

В-третьих, останавливается и тормозится развитие самих регионов. В-четвёртых, современный мир — это мир утверждения того, что принято называть массовой культурой: упрощённой и во многом примитивизированной культурой общества потребления.

Эта культура, с одной стороны, ниже по своим образцам и утверждаемым идеалам подлинных образцов культуры тех стран, откуда она распространяется. С другой стороны, она не соответствует образцам и нормам отечественной культуры.


провинции, всего потенциала отечественной национальной культуры — и собственно русской культуры, и культуры всех народов, населявших территорию СССР.

Российское государство вступает в свою «культурную борьбу» и, ведя её, защищает не только нашу национальную самоидентификацию и культурный суверенитет страны, но и остатки собственно европейской культуры, носителем и хранителем которой сегодня остаётся Россия. Открывая при содействии государства осмысленный доступ к достоянию национальной культуры регионам страны, мы создаём тот культурный оплот, который сможет сохранить и подлинную европейскую культуру.


Окончание следует.
Tags: Изборский клуб, Россия, духовный, культура, развитие, язык
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments