ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Образование умерло, да здравствует образование!


1 сентября по всей России звенят первые звонки на урок — начинается новый учебный год. Это день стал государственным праздником в СССР 15 июня 1984 года, он является официальным праздником в некоторых других постсоветских государствах. Традиционно в этот день в школах проходят торжественные линейки, классные часы, уроки знаний, мужества, безопасности и мира.

Образование в последнее время тема обсуждаемая, но к сожалению связано это не с успехами в этой сфере, а, наоборот, с тревогами о будущем системы образования. В этой статье мы предложим видение будущей системы образования, которая бы отвечала вызовам времени.

Кто ищёт проблемы, а кто — уже решения

В сети нашли проект фильма «Последний звонок». Советуем посмотреть ролик:

https://www.youtube.com/watch?v=3naB34z4OKc

И посетить сайт http://lastcall.su/, на котором авторы так описывают проект:

Мы — группа единомышленников-добровольцев, объединённых чувством тревоги за то, в каком состоянии оказалось отечественное образование.

Едва ли кто-то рискнёт отрицать, что российская образовательная система находится в тяжёлом кризисе. Устав от бесконечного потока возмущённых писем, жалоб, предложений и просьб, мы решили выяснить: каковы масштабы бедствия, в чем его причины, какими могут быть последствия?

Наша цель — представить панорамный взгляд на российское образование, сопоставить «что стало» с тем, «что было», назвать поимённо тех, кто задумал и осуществляет опасный эксперимент.

Мы дадим слово заслуженным педагогам и выдающимся учёным, пробовавшим возвысить голос в защиту отечественной школы. Задача трудная. Слишком широкие пласты общества охвачены деградацией. Сопротивление ей может быть только коллективным.

Проект создания фильма о «масштабах бедствий, причинах и последствиях» собрал уже более 1,7 млн рублей.

Радует, что на таком уровне кто-то озаботился прохождением первого пункта полной функции управления — распознавания фактора среды, вызывающего потребность в управлении, а конкретно, управлении процессом образования. Напомним, пункты полной функции:

В зависимости от видов деятельности пункты 2—6 могут отсутствовать, но 1 и 7 будут всегда.

Однако, существует и другой проект «Педагогическая поэма 21 века: нам нужна иная школа» (http://www.pedpoema21.ru/), который предлагает конкретные решения — концепцию управления процессом образования.

Вот что пишут авторы проекта:

Педагогическая поэма 21 века: нам нужна иная школа — социально-образовательный проект, целью которого является популяризация и внедрение лучших педагогических подходов и образовательных методик внесемейного образования, относящихся к воспитанию, развитию и обучению человека на всех этапах его становления.

Проект существует на правах общественной инициативы. Деятельность проекта осуществляется при поддержке «Российского союза за здоровое развитие детей» и Благотворительного фонда имени Ю.Д. Куклачёва.

На этом сайте (http://www.pedpoema21.ru/) советуем скачать внушительный информационные пакет в разделе «Книги и методические пособия».

Мы не раз писали о проблемах и содержании образования:

В одной из крайних статей на эту тему «Конец российского спорта и проблемы образования (часть 2)» (http://inance.ru/2016/08/konets-sporta-02/) мы писали о том, что главный и принципиальный изъян российской педагогики — неразвитость психологической теории и психологических практик, ориентированных на определённые возрастные периоды (игровых — для ясельно-детсадовских возрастных групп и младших классов, и деловых — для школьно-юношеских возрастных групп), в которых люди своевременно учились бы:


  • быть властными над своим настроением (эмоциями и осознаваемым потоком мыслей);

  • быть властным над согласованностью работы чувств, лексического и образного мышления, ассоциативного мышления;

  • отличать истинную память от бессознательной подмены истинной памяти воображаемым прошлым;

  • осознанно произвольно обращаться к истинной памяти и к воображению.

Всем этим человек в некоторой минимальной степени должен овладеть до того, как он начнёт осваивать знания и навыки в школе. Это — необходимые предпосылки к успешной учёбе в школе и вузе без переутомления, а так же и к творчеству.

И поскольку названные психологические навыки не являются врождёнными автоматизмами, то им дóлжно учить детей целенаправленно — как до школы, так и в самой школе, чтобы человек вышел из неё готовым к жизни. При этом они не должны обретать характер закрепощающих автоматизмов, но должны становиться основой для дальнейшего личностного развития.

Будущая школа должна стать качественно иной — школой обучения людей:


  • освоению их личностного творческого потенциала — это необходимо для самостоятельной выработки новых знаний и навыков в темпе возникновения в них потребностей по жизни;

  • навыкам самообразования — это необходимо для самостоятельного освоения новых знаний и навыков, выработанных другими.

public-den-znanij

К этим же выводам пришли учёные из Эксетерского университета. Они выяснили, что важную роль в культурном прогрессе человечества сыграло умение самостоятельно мыслить и разрабатывать новые способы ведения дел. Это и могло быть секретом успеха вида Homo sapiens. Данное исследование было опубликовано в журнале Scientific Reports (http://dx.doi.org/10.1038/srep16781).

С давних времён считалось, что обучение и подражание являются основными механизмами развития человеческой культуры. Для проверки данного утверждения исследователи имитировали условия для проверки процесса познания, предлагая участникам смастерить из повседневных материалов хорошую корзину для риса. Разделение на четыре группы с разными возможностями показало, что группа, в которой участники предварительно изучали корзины, сделанные предыдущими участниками цепи, а потом мастерили свои, сделали больше хороших и прочных корзин, чем группы, члены которых либо делали корзины сами, либо подражали другим, либо специально обучались.

Важно заметить, что участники из первой группы не стремились копировать предыдущие изделия, но при этом делали гораздо более прочные и подходящие для переноски риса корзины.

Люди выбирали более подходящие материалы, стараясь не подражать худшим имеющимся у них образцам. Всё это предполагает, что в своём развитии культура опирается не только на социальные механизмы обучения —значительную роль в этом процессе играет способность человека самостоятельно и творчески мыслить(http://www.gazeta.ru/science/news/2015/11/26/n_7937873.shtml).

И это будто бы не понимали в системе образования. Иначе как объяснить нашумевшее высказывание Фурсенко на молодёжном форуме «Селигер» в 2007 году:

Недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других.

Сменённый недавно министр образования Ливанов высказался об этом в Москве на встрече с блогерами в 2012 году уже лучше:

Сейчас ценность в образовании — это способность найти информацию, осмыслить её, сделать выводы и применить.

Человек-творец, человек-личность, человек разумный, человек умелый отвергался нашими предыдущими министрами последовательно, как позорное наследие советской эпохи с поразительной настойчивостью.

А назначенная недавно на пост министра образования Ольга Васильева на всех площадках давала установку на возвращение воспитательной компоненты в образовательный процесс, но как-то однобоко:

Я буду делать все возможное, чтобы внеурочное время было направлено на воспитание и формирование школьника как человека,

— заявила Васильева, добавив, что школьные учителя должны посвящать дополнительное время с учениками воспитанию в них гражданственности, а не «натаскивать на ЕГЭ». Тут надо определиться:


  • либо вы воспитываете человека-творца на протяжении всего процесса образования, а не только во внеурочное время (по умолчанию получается, что в урочное время воспитывается кто-то другой, например, тот же потребитель)

  • либо вы не делаете вид, что «ратуете за счастье народное», а говорите открыто кого на ваш взгляд должна выпускать система образования.

Что же касается технических очертаний системы образования, которая бы помогала бы раскрывать потенциал и способности каждого человека самостоятельно и творчески мыслить, то предлагаем вашему вниманию взгляд коллектива проекта «Малоэтажная Русь» (http://mirmer.ru) на то, как могла выглядеть система образования полного цикла в будущем.

(Окончание следует.)

Источник

Tags: МАГ, будущее, дети, информационная, концепция, культура, образование, семья, управление, человек, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments