ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Category:

Павел I: „Лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за неправое”

«У нас нет даже краткого,
фактического обозрения павловского периода русской истории:
анекдот в этом случае оттеснил историю
»

С. В. Шумигорский

Вступление

В отечественной истории немного найдётся исторических личностей, образы которых однозначно (положительно или отрицательно в данном случае не важно) оцениваются хотя бы большинством российского общества. Напротив, в современном русском историческом сознании большинство наиболее значимых личностей рассматриваются не просто неоднозначно, а, как правило, ещё и с диаметрально противоположных позиций, в результате чего их характеристики становятся ангажированными и весьма далёкими от объективности.

Именно к таким фигурам и относится Павел I, деяния которого постоянно вызывали противоречивые оценки историков (российский император Павел I родился 20 сентября (1 октября) 1754 года в Санкт-Петербурге).

Долгое время его изображали только как сумасброда, приверженца пустых парадов и муштры, гонителя Суворова, что далеко не соответствует многозначности его деятельности, в которой были не только отрицательные стороны, но и множество — положительных.

Каноническая биография Павла I

(В скобках сразу же заметим — более или менее объективная, особенно по сравнению с другими источниками (см., например, «Всемирная история» http://world_history.academic.ru/2706/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_I или «Энциклопедический словарь» http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/42407/%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB).

Павел I Петрович Романов (1754 — 1801) — император с 1796 года, сын Петра III и Екатерины II. После рождения взят у матери и воспитывался при дворе Елизаветы Петровны. После смерти отца в ходе переворота 1762 года объявлен наследником престола, но по достижении совершеннолетия к власти не был допущен. Жил в основном в Гатчине. Власть получил только после смерти матери.

Проводил курс, направленный на укрепление самодержавия, принял меры по усилению военно-полицейской дисциплины, в армии — прусские порядки, ограничивал дворянские привилегии. Указом о трёхдневной барщине запретил работу крестьян в выходные дни. Во внешней политике выступал против революционной Франции, но в 1800 году заключил союз с Наполеоном. Издал «Учреждение об императорской фамилии» (1797) — о передаче престола по принципу первородства только по мужской линии. Принял под своё покровительство Мальтийский орден. Вызвал недовольство дворянства и был убит в ходе дворцового переворота.

Несколько дополним её по основным направлениям «управленческой» деятельности императора:


  • «проводил курс, направленный на укрепление самодержавия»: в день коронации Павел I опубликовал закон о престолонаследии, который подвёл черту под столетием дворцовых переворотов и женского правления в России, ибо появилось жёсткое требование перехода короны по мужской линии: от отца к сыну (кстати, первое применение этого закона и совершилось в 1801 году, когда после убийства Павла I императором совершенно «легитимно» стал его сын — Александр);

  • «ограничивал дворянские привилегии»: дворян, уклоняющихся от гражданской и военной службы, было приказано предавать суду; по отношению к дворянскому сословию были введены телесные наказания за убийство, разбои, пьянство (!), разврат, служебные нарушения (!); указом от 18 (29) декабря 1797 года дворян обязали платить налог для содержания органов местного самоуправления, а в 1799 году ввели для дворян подать по 20 рублей «с души»;

  • «в армии ввёл прусские порядки» — да, изменил обмундирование войск, полностью заимствовав его с прусских образцов, включая ношение париков и буклей, излишне увлекался муштрой и парадами, но при этом, в армии появились принципиально новые подразделения: инженерное, фельдъегерское, картографическое и как вспоминает автор мемуаров о событиях периода 1786 — 1833 годов русский генерал от инфантерии Е.Ф. Комаровский:

Образ нашей жизни офицерской после восшествия на престол императора Павла совсем переменился. При императрице Екатерине II мы помышляли только, чтобы ездить в общество, театры, ходить во фраках, а теперь с утра до вечера на полковом дворе; и учили нас всех, как рекрут.


  • «улучшение положения крестьян»: манифест Павла о трёхдневной барщине запрещал помещикам отправление барщины по воскресным дням, праздникам и более трёх дней в неделю, кроме того была прощена недоимка подушной подати, введена льготная продажа соли, было запрещено продавать дворовых людей и крестьян без земли, разделять семьи при продаже, губернаторам было предписано наблюдать за отношением помещиков к крестьянам;

  • «во внешней политике выступал против революционной Франции, но в 1800 году заключил союз с Наполеоном»: действительно в начале правления Павла I Россия вступила в антифранцузскую коалицию c Великобританией, Австрией, Турцией, Королевством Обеих Сицилий, более того возглавивший союзные войска А. В. Суворов (заметим в скобках, которого, при всех непростых отношений сложившихся между императором и великим полководцем, Павел возвёл в княжеское Российской империи достоинство с титулом князя Италийского с оказанием почестей «…подобно отдаваемым особе Его Императорского Величества», а за беспримерный по трудностям и героизму Швейцарский поход присвоил ему высшее воинское звание — Генералиссимус российских сухопутных и морских сил), провёл успешную Итальянскую кампанию, но из-за невыполнения союзниками обязательств, коалиция распалась.

  • В дальнейшем антифранцузский вектор внешней политики России по ряду причин был заменён на антибританский, и хотя официально союз с главным противником Англии — Францией и не был оформлен, подготовка к заключению военно-стратегического союза с Наполеоном действительно велась очень деятельная, о чём свидетельствует направление Павлом Донского войска (22 500 человек) в Среднюю Азию для завоевания Хивы и Бухары;

  • «принял под свое покровительство Мальтийский орден»: и если о причинах, в силу которых Павел I согласился на избрание великим магистром Мальтийского ордена, однозначный ответ до сих пор не найден, то практические шаги императора, направленные на создание на Мальте военно-морской базы для обеспечения интересов Российской империи в Средиземном море и на юге Европы, сомнений не вызывают.

Что о Павле I говорят нам учебники, художественная литература и сетевые ресурсы

Но всё-таки всё это официоз — гораздо интереснее получается, если рассмотреть, что же нам рассказывают о «бедном, бедном Павле» доступные каждому из нас основные источники приобретения исторических знаний: популярная художественная литература и публицистика, учебники и сетевые ресурсы.

Тем более, что согласно социологическим опросам примерно 40% респондентов черпают исторические представления именно из этих источников, прежде всего, из художественной литературы. И хотя на самом деле результаты социологических опросов достаточно условны, однако очевидно, что есть круг текстов, воздействие которых на исторические представления людей исключительно велико.

Нельзя не отметить также, что в последнее время особое значение приобретает гипертекстовый сетевой контент, который интересен, к тому же тем, что является отражением культурных дискурсов, формирующих эти самые исторические представления.

При этом следует учитывать, что все рассматриваемые нами тексты, связаны с отнесением того или иного изложения к конкретной парадигме, отражающей определённый общественный идеал будущего, к которому идёт (или должна идти) российская история. А именно к одному из основных «исторических идеалов» истории: «фундаменталистскому» и «либеральному».

Основным положением «фундаменталистского» идеологического подхода является мысль о том, что в основе благоденствия народа и поступательного развития страны лежит сильная власть, которая ведёт государство и народ к славному национальному и социальному будущему, но при ослаблении власти в стране неизбежно начинается кризис.

В рамках «либерального» подхода движущей силой развития страны является свободная личность, а все основные успехи и достижения страны связаны, прежде всего, с движением России и её народа к свободе. Разумеется, надо принимать в расчёт и то обстоятельство, что в одном и том же источнике могут содержаться оба «исторических идеала».

Итак, учебники, которые важны не только по причине максимально широкой читательской аудитории, но и потому, что в них в определённой степени нашли отражение и эти наиболее распространённые и популярные в исторической науке идеологические подходы. Изучение текстов учебной литературы показывает, что, как и ожидалось, все учебники, изучавшиеся в советской школе, относятся к фундаменталистскому подходу, а в современной российской, напротив, — к либеральному. Такое ярко выраженное деление объясняется тем, что государственная политика в области истории находят своё отражение именно в школьных исторических текстах.

В учебниках, относящихся к фундаменталистскому подходу, Павел I представлен правителем, который только внешне отличался от своих предшественников. Истинной же его целью было сохранение крепостнических порядков и дальнейшее угнетение крестьянства. При этом царь, отличавшийся гневливостью и вспыльчивостью, держал в страхе вельмож и дворян, заставляя исправно служить и, тем самым, настраивая против себя высшее сословие. Проводимые Павлом мероприятия по разрешению крестьянского вопроса носили поверхностный характер и лишь порождали у крепостных ложные надежды.

В текстах либерального идеологического окраса Павел I оценивается по-разному. Так, если в одних учебниках говорится о разумности его политики, стремлении облегчить жизнь податных сословий, то в других текстах всё его правление оценивается как борьба за искоренение в России свободомыслия и либерализма.

Во всех учебных текстах, как советского, так и постсоветского периода, авторы сосредотачивают внимание на характере императора, подчеркивают непредсказуемость его натуры и действий, что предопределяет формирование негативного образа Павла, отодвигая на второй план его реальные политические успехи или провалы. Что в итоге — закрывает от нас Павла настоящего, реальный политический портрет которого необходимо выискивать сегодня на стыке множества источников.

Популярная литература: художественные тексты

В популярной литературе Павел I отражён сравнительно широко, что позволило ему занять 13 позицию в общем рейтинге «национальных героев», представленных на страницах художественной литературы. Распределение же текстов по группам показывает, что по идеологическому окрасу большинство их относится к фундаменталистскому подходу.

При этом Павел отмечен исключительной активностью в государственных делах, всей своей деятельностью способствовавший поступательному развитию страны и счастью подданных, был веротерпим, ему были присущи благородные порывы, он осуждал пагубную политику матери.

С другой стороны, в тех же текстах Павел предстаёт сумбурной и безумной натурой, рисуется в образе иноземца, ненавидящего всё русское. В «Войне и мiре» Л.Н. Толстого, в тех немногих местах, где речь идёт о Павле, он предстаёт как сумасбродный персонаж, даром что остался в народной памяти как «добрый царь».

В либеральном подходе Павел фигура скорее карикатурная, чем зловещая. В анекдотичном и даже несколько несчастном виде Павел представлен, например, на страницах книги Бориса Акунина «Внеклассное чтение».

Подводя итог, можно сказать, что в художественной литературе Павел I выступает одновременно и конфликтным объектом памяти (однозначно негативная оценка с либеральных позиций), и болевой точкой памяти (различные оценки в рамках фундаменталистского подхода).

Сетевые ресурсы

Павел I широко отражён в сетевых источниках и именно в гипертекстовом сетевом контенте, столь популярном среди современной молодёжи, поэтому разберём эти источники более подробно.

Отметим специфику сетевых ресурсов как носителей исторических знаний особого рода. Исторические тексты, содержащиеся на наиболее массовых и посещаемых интернет-ресурсах, носят обезличенный характер. Зачастую структура сайта, как например это имеет место на сайте «Павел I в исторической памяти российского общества», предусматривает свободное наполнение контента самими пользователями, что в какой-то степени отражает исторические взгляды огромного количества людей.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что сетевые ресурсы являются наиболее объективным и полным отражением исторических представлений большей части общества, во всяком случае, молодёжной его составляющей, так как они содержат положения, признанные профессиональным историческим сообществом, откорректированные, в свою очередь, рядовыми пользователями, на формирование исторических взглядов которых огромное влияние имела учебная и художественная литература.

Остановимся на характеристике Павла I в сетевых источниках. В энциклопедии «Кругосвет» о нём даётся довольно краткая информация, однако можно выделить несколько ключевых характеристик его образа.

Павел I имел сложные отношения с матерью, которая намеревалась лишить сына трона, что способствовало его участию в дворцовых заговорах и интригах. При характеристике внутренней политики императора используются такие слова, как «деспотически» и «насаждал», что характеризует желание авторов представить Павла I тираном, в то же время делается акцент на позитивных результатах социальной политики: ограничение привилегий дворянства и улучшение положения крепостных крестьян.

Также обращается внимание на отсутствие чёткого вектора развития внешней политики в правление Павла I. Таким образом, Павел I оказывается монархом, проводившим популярную в народе политику по расширению прав служилых сословий и ограничению привилегий дворянства, которая встретила широкое сопротивление в высших кругах и вынудила императора свои решения «насаждать».

В «Википедии» дана чрезвычайно подробная характеристика детства и воспитания Павла, а также его отношений с матерью. Отмечается, что главные черты характера будущего императора были заложены ещё в раннем детстве (а кому они не закладываются в детстве?), в частности:

он ни о чём не думал, кроме солдатских маршей и боёв между батальонами.

Заметим ту уверенность авторов статьи о своём знании мыслей давно почившего монарха.

Подчёркиваются перекосы в воспитании Павла, которые привели впоследствии к некоторым крайностям в его правлении. Также уделяется внимание развитию у Павла I идей рыцарства. При характеристике отношений с матерью в статье проводится резкое противопоставление государственных порядков, царивших в правление Екатерины, c гатчинскими обычаями Павла, причём сравнение явно в пользу Павла Петровича.

В статье подчёркивается, что проводимые императором реформы являлись не только его прихотью, но были просто необходимы для страны. И эта странная раздвоенность свойственна многим оценивающим Павла: сумасброд, а делал нужное и полезное для страны. Так, по поводу военной реформы сказано:

За нерадивость и расхлябанность, грубое обращение с солдатами император лично срывал эполеты с офицеров и генералов и отправлял их в Сибирь. Павел I преследовал воровство генералов и казнокрадство в армии.

При этом в «Википедии», как и в энциклопедии «Кругосвет», подчёркивается непоследовательность внешней политики Павла I. Образ Павла, представленный на данном ресурсе, имеет скорее позитивный характер, подчёркивается необходимость и своевременность его реформ. Явно одобряются его действия по сокращению привилегий знати и стремление к порядку во всех сферах общественной жизни.

На ресурсе «Хронос» дана отрицательная характеристика правления Павла I. Из-за холодных отношений с матерью император якобы отрицал все достижения екатерининской эпохи, при этом, не предлагая достойной им замены.

Деятельность императора характеризуется противоречивостью и личными прихотями. Так, в частности, в статье критикуется формализм в военной сфере и мелкая регламентация частной жизни людей («специальными указами были запрещены определённые фасоны одежды, причёсок, танцы, в которых император видел проявления свободомыслия. Была введена жёсткая цензура, запрещён ввоз книг из-за границы»).

Характеристика Павла I на портале «Словари и энциклопедии на Академике» носит скорее негативный характер. Смысл содержания статьи сводится к тому, что Павел Петрович стремился противопоставить свое правление «пагубной политике императрицы Екатерины II». Все действия императора представлены как стремление к укреплению собственной власти и абсолютизма вообще. Сам Павел I, по мнению авторов, отличался «импульсивностью и непоследовательностью».

На ресурсе «Кирилл и Мефодий» подробно рассмотрена проблема взаимоотношений Павла с Екатериной II. Так, например, упоминается тот факт, что Екатерина сама ограничивала участие законного наследника престола в государственных делах, тем самым отдалив первоначального расположенного к ней Павла. В целом, содержание данного ресурса сводится к тому, что Павел отвергал предыдущие достижения практически во всех областях, а своей политикой не способствовал нормальному развитию страны.

На сайте «Русский биографический словарь» жизнь Павла I представлена как история постоянного стремления к российскому престолу и сооружения всяческих препятствий ему со стороны матери. Особое внимание уделено внешней политике, описана её непоследовательность. Однако внутренняя политика, в особенности социальная, представлена как логичная, а её результаты как позитивные.

В целом, в большинстве сетевых источников Павел I рассматривается в русле господствующего либерального историографического подхода, согласно которому он проводил непоследовательную политику, отвергал все достижения предшествующих царствований. Особое внимание уделяется неудачам Павла во внешней политике, в то время как среди успехов во внутренней — рассматриваются лишь в некоторых из них.

Молодёжная аналитическая группа

*
Окончание Что следует знать о правлении Павла Iследует.


Источник.

Tags: МАГ, Павел, войска, заговор, закон, империя, история, литература, управление
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments