ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

Об умных технологиях и социальной синергии

Résultat de recherche d'images pour "Об умных технологиях и социальной синергии"Эпитет «альтернативный» нынче в моде. Альтернативная энергетика, альтернативное потребление (напр. Carsharing ). Я расскажу вам об одном альтернативном способе производства.

Новый, альтернативный, социально-синергический способ производства бодро прорастает на еще живом трупе загнивающего империализма. Социальную синергию невозможно не заметить, социальной синергии боятся.

Боятся богатые – ведь это же настоящая экономическая революция, сравнимая только с капиталистическими отношениями нового времени; боятся бедные – привыкли к сытому рабству. Социальная синергия, как красивая женщина, все ее хотят, но лишь немногие отважатся подойти поближе и хотя бы заглянуть ей в глаза. Кто же она, эта таинственная незнакомка?

«Социальная синергия» – вольный перевод Ибн Хальдуновской «асабийи»: сотрудничество, взаимопомощь, один – за всех,  все – за одного, я прикрываю тебя, а ты – меня и т.д. Звучит современно и по-западному (не путать с синергетикой – возникновением структур на основе всевозможных природных, производственных или социальных синергий)

«Умные технологии» - это технологии, которым присуща высокая степень внутренней самоорганизации (синергии), большое количество обратных связей, как положительных, способствующих «разгону» системы и ее последующей эволюции, так и отрицательных, контролирующих систему, не дающих «пойти вразнос», обеспечивающих ее нормальную, ритмичную жизнедеятельность.

Умные технологии, за счет своей внутренней самоорганизации, способствуют социальной синергии трудящихся, занятых в сфере этих технологий . Умные технологии организовывают.

Умные технологии базируются, как правило, на т.н. «высоких технологиях» Одна из первых высоких технологий, открытых еще на заре человечества – это... не колесо, а канат. Канат стал основой сразу двух «умных технологий»: строительства мостов через пропасти и перемещения тяжелых грузов. Мост резко расширяет территорию, которую может контролировать группа людей. До сих пор у пигмеев заведено: хочешь жениться – построй мост! А с помощью длинного каната, который могут тянуть несколько человек, можно и камни перемещать и баржи В первом случае имеем территориальную синергию, во втором – персональную.

Умные технологии, как и товарно-денежные отношения, существовали еще на заре цивилизации. Но только, когда деньги стали капиталом, который можно было быстро обернуть за счет тогдашних умных технологий: кораблестроения, морской торговли, мануфактур, произошло экономическое и политическое становление капитализма. В настоящее время роль капитала выполняют умные технологии, созданные на основе  различных комбинаций высоких технологий. Не даром же так популярен лозунг: «Идеи – это деньги будущего».

Качественное отличие умных технологий сегодняшнего и завтрашнего дня от умных технологий прошлого –  это высокий уровень внутренней сложности, большое количество внутренних синергий. Современные умные технологии  за счет мощных внутренних синергий порождают «внешнюю» социальную синергию небольших групп трудящихся, объединяющихся в горизонтальные структуры.

В своих книгах «Третья волна», «Революционное богатство» Алвин и Хайди Тоффлер почувствовали коренное отличие «постиндустриальных» технологий настоящего и будущего от «индустриальных» технологий прошлого. Но, по их мнению, плодами научно-технического прогресса, например, дезинтеграцией производства, должны были воспользоваться особо одаренные индивидуалисты.

С другой стороны, Тоффлеры заметили, что современные умные технологии, встроенные в империалистический способ производства, ведут к десинхронизации производственных и общественных процессов. Ясное дело, умные технологии порождают горизонтально-сетевую (социальную) синергию распределенного труда, а империализм держится на  жестком разделении труда при древовидно-иерархической системе управления. Как сказал бы Маркс, производительные силы опережают производственные отношения

Чтобы не казаться голословным, попытаюсь подвердить свои рассуждения аргументами из области кибернетики. В качестве примера современной умной технологии рассмотрим персональный компьютер. Те, кому за 50, еще помнят компьютеры, которые занимали целые залы и обслуживались кучей персонала: программистами, операторами, электриками. Современный персональный компьютер стоит на столе и считает во много раз быстрее «динозавров» 70х.

Управляться с ним может даже ребенок. Похоже, что «закон необходимого разнообразия», открытый У.Р. Эшби: «Чем сложнее система – тем больше у нее управляющих параметров», не работает. Однако, этот парадокс объясняется просто: внутренняя сложность системы подавляет присущий ей «беспорядок», в результате, внутри системы возникает синергия, которая и снижает количество управляющих параметров на входе и выходе.

На самом деле, мы заставляем систему самостоятельно обрабатывать большую часть «разнообразия» сигнала, с которым раньше должен был справляться  управленец. Именно в этом заключается смысл и заслуга умных технологий.

Нет, закон Эшби, утверждающий, что «только разнообразие может покорить разнообразие», никто не отменяет. Просто, основная часть «разнообразия», произведенного системой, должна быть переработана самой же системой. Сам гадишь – сам за собой и убирай!

В результате, имеет место «закон самоуправления» - система, обладающая внутренней синергией, в состоянии самостоятельно преобразовать (переработать) большую часть управляющего сигнала.

Но, на самом деле, в современной высокотехнологичной системе происходит не просто количественное, но качественное преобразование управляющего сигнала. Количество сигнала на входе/выходе системы, обладающей внутренней синергией, уменьшается, а качество его растет,  это второй закон умных технологий (под качеством понимается внутренняя сложность, например, счет на пальцах, римские цифры, индо-арабская позиционная система счисления).

И третий закон - качество управленца растет с качеством входного/выходного сигнала.

Наш управленец превращается из специалиста в генералиста.

А теперь – следствия:

«Парадигма Тоффлера» - один управленец может обслуживать несколько систем (в режиме разделения времени).

В расширенном варианте - «социально-синергическая парадигма»: несколько управленцев могут обслуживать несколько систем. При этом внешняя синергия управления усиливает внутреннюю синергию систем, которые, в свою очередь становятся компонентами «умной» технологии (понятно, что расширенный вариант качественно отличается от первичного).

«Парадигма встроенного синхронизма» - социально-синергическая технология (сумма технологий) в состоянии самостоятельно синхронизировать саму себя за счет внутренней синергии компонентов и внешней синергии управления.

Слово «самообслуживание» как нельзя лучше обозначает описанный комплекс парадигм.

Теперь становится понятным, что сложные, наукоемкие компоненты и не менее сложные системы обработки информации и связи - это средство для создания технологий настоящего и будущего. Цель создание эффективной, синергической технологии, потому что только синергия наукоемких компонентов дает максимальный экономический эффект. Сложность системы – это необходимое, но не достаточное условие синергизма. Количество информации переходит в «умное», синергическое качество за счет смыслового наполнения.

А смысл – это человеческое, социальное. Синергическая, умная технология невозможна без осмысляющего, человеческого, социального участия. Поэтому-то умные технологии настоящего и будущего времени отличает не просто наукоемкость, а социальная синергия. Взаимодействие Людей и Машин, Людей и Природы, Людей –  Друг с Другом – это и есть основа нарождающейся социально-синергической общественной формации.

Все сказанное выше относится не только к информационным технологиям, но и к пермакультурным биотехнологиям. Книги Н. Курдюмова «Умный огород», «Умный сад» натолкнули меня на мысль исследовать понятие «умная технология» вообще. Проф. Г. Фальтин, пропагандист Enterpreneurship в Германии, учит, как организовать предприятие (Start-up) из компонентов. Отдельно отмечу социально-синергическую технологию управления предприятием, описанную Р. Сэмлером в книге «Демократическое предприятие».

Рабовладельческий строй породил «аграрно-ремесленную среду (оболочку)», рабскою силой расчистил землю для земледелия, провел дороги, вырыл рудники, построил кузницы и гончарные мастерские. Вместе с рабовладельческим строем рухнула и древовидно-иерархическая структура рабовладельческого общества.

Аграрно-ремесленная оболочка, солидно потрепанная «варварами», осталась. И на ее основе появилась возможность в самостоятельном режиме производить продукты питания, одежду, строить жилье. Крестьянская семья или семья ремесленников могли сами решать, как им вести процесс производства. Конечно, у крестьян не было личной свободы, она принадлежала сеньору, но у них появилась производственная самостоятельность. Положение ремесленников, живших в городах, имело еще больше преимуществ, способствующих самостоятельному производству.

Используя рабский труд пролетариев, индустриально-капиталистическая формация, сперва на основе разделения труда, затем за счет механизации, и, наконец, внедряя умные технологии, преобразовала  феодальные ремесла и агрокультуру, торговлю и средства транспорта в «индустриальную среду (оболочку)».

Машины заменили грубую мускульную силу рабов-пролетариев и стали основой империализма, компьютеры в состоянии заменить рутинный труд клерка-управленца, роботы освободят человеческий труд от непосильных и бессмысленных физических, умственных и душевных усилий. На базе «индустриальной оболочки» становится возможным  не только тоффлеровское производство «для себя», но, прежде всего, социально-синергическое производство «друг с другом».

Основа социально-синергической формации – распределение труда между примерно равноправными производителями, владеющими различными профессиональными навыками и вместе «осваивающими» одну или несколько умных технологий. Синергический эффект в таком производстве заключается как в самой умной технологии, так и во взаимодействии сотрудников предприятия, организованных в горизонтально-сетевую структуру.

У социальной синергии есть своя цена: внешняя - для инвестора и внутренняя - для самих производителей. Полагаем норму прибыли при традиционном, индустриально-капиталистическом способе производства, «освеженном» умными технологиями - 10%. Предположим, что норма прибыли при социально-синергическом производстве – 20% (за счет социальной синергии свободных труженников). Для инвестора – выгода налицо.

Но как достичь такой высокой прибыли не на бумаге, а в процессе производства? Как вы думаете, почему монголы пошли за Тэмуджином, который еще не был Чингиз-ханом? Не только потому, что он умел грабить, но и потому, что справедливо делил награбленное. Доля участия в прибыли от предприятия + возможность кооперативного владения средствами производства – вот внутренняя цена социальной синергии, экономической эффективности предприятия.

Отдельно отметим «некоммерческую» социальную синергию. Зачем, с риском для здоровья и жизни, основывать новые религии или становиться политическими диссидентами, что заставляет бывших маменькиных сынков становиться революционерами или террористами?  С одной стороны – невозможность устроиться в старой, застоявшейся системе, с другой стороны – возможность получить социальный капитал, а это для многих людей – дороже материального благополучия.

Уровень готовности к социальной синергии передается по наследству, это замечено Ибн Хальдуном, изучавшим «асабийю» и Л.Н. Гумилевым, изучавшим «пассионарность». Мне представляется, что пассионарность-асабийя передается от родителей к детям посредством сценариев-программ, которые закладываются в детей родителями или окружающей средой в возрасте до 7 лет (формирование суперэго). Сценарному программированию посвящены работы психиатра Э. Берна. В переходные периоды сценарии ломаются, пассивные индивидуалисты превращаются в сверх-активных синергистов.

И Ибн Хальдун, и Л.Н. Гумилев, (независимо друг от друга) отмечали, что пассионарность-асабийя напоминает «большой взрыв», энергия которого постепенно сходит на нет. Не мне рассуждать о предпосылках, породивших империи Чингиз-хана и Карла Великого, о предпосылках освоения Латинской Америки и Сибири. Но я считаю, что империалистический способ производства, основанный на хищническом разграблении трудовых и природных ресурсов, изжил себя, и никакая глобализация ему не поможет.

Возникновение умных технологий на фоне усиливающегося загнивания империализма – вот предпосылки нового «большого взрыва», в результате которого родится новая социально-синергическая общественная формация

Больше производить – меньше работать, больше потреблять, но без отходов, используя только возобновляемые природные ресурсы.

Прекратить разбазаривание трудовых ресурсов – бессмысленную отсидку на школьной скамье и безработицу после 50, бессмысленную эксплуатацию людей от 25 до 45 лет, вынужденных работать за всех остальных. Прекратить унизительно-равноправную эксплуатацию женщин в промышленно развитых странах и совершенно беспощадное ограбление и унижение женственности в т.н. «развивающихся» странах.

Только социально-синергическое производство позволит прекратить вымирание коренного населения промышленно развитых стран на фоне бесконтрольного роста населения стран развивающихся, развивающихся, прежде всего, в военном отношении. Оружие и высокие технологии в обмен на ресурсы, природные и трудовые, – вот основной «гешефт» глобализации, неизбежно ведущий к мировой катастрофе.

Налицо противоречие между застойным индивидуализмом «высокотехнологизированного» Северо-Запада и протестной, разрушительной «асабийей» развивающегося Юго-Востока. И это основное мир-системное противоречие XXI века можно разрешить только посредством социально-синергического производства на основе умных технологий.

Надеюсь, что нам хватит ума, чтобы это понять, и синергии, чтобы это осуществить.



Е.Л. Царфин


***

Источник.

Tags: будущее, закон, капитализм, общество, природа, синергетика, система, технологии, управление, человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments