ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

Китайская Культурная революция — что она принесла стране?


16 мая 1966 года, вслед за принятием плана 3-ей пятилетки развития экономики Китая, была принята резолюция ЦК, в которой сообщалось о проникших в партию ревизионистах и капиталистах, которые «словно Хрущёв, спят у нас под боком и готовы захватить власть, сменив курс на капиталистический».

Этот день принято считать началом Культурной революции. Некоторые явления Культурной революции осуждены в начале 80-х годов, тем не менее, её последствия для страны имеют как плюсы, так и минусы. Что такое китайская «культурная революция», какова историческая роль Мао Цзэдуна в те годы во внутренней и внешней политике страны, расскажем в данной статье.

Термин «культурная революция» впервые употребил В.И. Ленин в работе «О кооперации» (1923), подразумевая под ним, прежде всего, распространение грамотности, развитие массовой просветительной работы среди сельского населения. Впоследствии термин утвердился для обозначения политики замены «буржуазной» культуры на новую, социалистическую, сформированную, по словам Ленина,

«с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры».

Важнейшей целью культурной революции являлось превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека.

Культурная революция включала перестройку народного образования и просвещения на социалистических началах, «перевоспитание» буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, создание основанных на марксистской идеологии литературы, искусства и науки, утверждение новой морали и атеистического мировоззрения, преобразование быта и т.п.

Прежде чем пояснить смысл китайской «культурной революции», необходимо остановиться на основополагающей роли Мао Цзэдуна в те годы в жизни страны и компартии.

МАО ЦЗЭДУН В КИТАЙСКОЙ ИСТОРИИ

Свыше 85 процентов жителей Китая считают, что заслуги перед страной первого её Председателя Мао Цзэдуна превосходят по своему значению допущенные им ошибки. Такие данные были получены в ходе опроса в 2013 году, посвящённого 120-й годовщине со дня рождения Великого Кормчего, которое отмечается в стране 26 декабря. Как говорится в сообщении по результатам опроса:

«…более 85 респондентов считают, что заслуги Мао Цзэдуна намного значимее его ошибок, а чувство глубокого уважения к нему высказало более 90 процентов опрошенных (http://www.easttime.ru/news/kitai/kak-segodnya-otnosyatsya-v-kitae-k-mao-tszedunu/5524)».

Среди опрошенных, как и ожидалось, чувства уважения и восхищения в большей степени проявились у людей, старше 50 лет. Более молодые граждане страны настроены в отношении Председателя несколько более критично.

Что же считают сегодня граждане Китая главными заслугами Мао?

На первое место 90 процентов поставили то, что именно он стал во главе народной революции, которая привела к созданию независимого государства.

На втором месте — реализованная им концепция справедливости, в пользу которой высказались 60 процентов ответивших. Очень многие люди вспоминают времена Мао с ностальгией, хотя жизнь тогда и была более бедной. Тем не менее, по их словам социальное расслоение и разница между доходами не была такой вопиюще большой, как сегодня.

На третьем месте среди заслуг Мао Цзэдуна — создание во время его правления атомного и термоядерного оружия, что одобрило около 50 процентов респондентов. Примерно столько же одобряют уравнивание в правах мужчин и женщин, произошедшее в те времена. Также 48 процентов ставят в плюс Мао то, что при нём страна открылась внешнему миру, и были заложены основы отношений с США.

Что же касается ошибок Председателя, главной из них 80 процентов считают агрессивную «культурную революцию» в 1966 —1976 годах. Ещё 60 процентов не согласны с политикой «большого скачка», имевшего место в 1958 — 1961 годы. Ну а примерно 46 процентов не одобрили сложившийся при жизни Мао «культ его личности».

В целом же, свыше 90 процентов опрошенных считают, что эпоха Мао и сегодня оказывает значительное влияние на Китай.

Официальная позиция компартии о деятельности Мао выражается (http://www.epochtimes.ru/veterany-kompartii-kitaya-trebuyut-peresmotret-otnoshenie-k-mao-tszedunu-98991537/) формулой «30% ошибок и 70% побед» и не меняется уже несколько десятков лет.

Тело «великого кормчего» находится в мавзолее, его портрет висит на центральной площади Пекина Тяньаньмэнь, а также печатается на денежных банкнотах и почтовых марках в Китае.

Мавзолей Мао Цзэдуна в Пекине — в хрустальном гробу и под красным флагом. И в качестве юморески приведём следующих стих (соотнеся его с китайской «мёртвой царевной» — спящим пока народом Китая):

«… Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов….( А.С.Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).

Мы не знаем, читали ли Пушкина создатели мавзолея Мао Цзэдуна. Но лежит великий китайский лидер действительно в хрустальном гробу, а мемориальный комплекс в центре площади Тяньаньмэнь в Пекине действительно напоминает гору. Вот только цепей там нет.

Философия практической деятельности Мао Цзэдуна — это продукт конкретно-исторических условий Китая, ведущего в то время борьбу за освобождение страны, проведение народно-демократической революции, образования Китайской Народной Республики и построения социализма.

Эта деятельность в жизни Мао Цзэдуна относится к периоду с 1918 года по 1957 год, когда он принимал непосредственное участие и в борьбе многонационального китайского народа за освобождение страны, и в проведении народно-демократической революции, её перерастания в социалистическую, и в построении социализма под его руководством.

Философия практической деятельности Мао Цзэдуна (вплоть до его смерти в 1976 году) базировалась на его диалектико-материалистическом, а не на метафизическом мировоззрении, сформировавшегося на основе перевоспитания, преодоления мелкобуржуазных взглядов, освоения основ марксизма-ленинизма, а главное — оно проходило в ходе длительной классовой борьбы, борьбы с проявлениями догматизма, консерватизма и ревизионизма внутри партии и в международном коммунистическом и рабочем движении.

Не будучи философом в полном смысле этого слова, Мао Цзэдун был последовательным сторонником учения К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина в области: марксистской философии, политической экономии и научного коммунизма.

КИТАЙСКИЙ ОПЫТ МОДЕРНИЗАЦИИ СТРАНЫ

На данном витке развития, когда многие страны стоят на пути модернизации и реформ, специфический опыт Китая привлекает внимание благодаря не только своим особенностям, но и предварительным итогам модернизации, поставившей это государство в первую пятерку мировых лидеров по многим показателям.

Опыт проведения политики модернизации в КНР вызывает огромный интерес, основанный на реальных достижениях Китая в кратчайшие, по историческим меркам, сроки в контексте сопоставления китайской модели с реформами в странах постсоветского пространства и других государствах.

Если мы хотим понять модернизацию Китая лучше, мы должны рассматривать её как процесс изменений, долгосрочный переход от одного состояния общества к другому. Что касается модернизации Китая, то это процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу. В то же время мы должны учитывать, что модернизация Китая происходила в определённой среде, не схожей с западной.

Профессор Восточно-китайского педагогического университета Ли Хунту в своей статье «Модернизация Китая: исторический обзор» (LI Hongtu China’s modernization: a historical survey w1.ens-lsh.fr/colloques/chine 2004/ china_modernization.html)

разделяет модернизацию Китая на четыре периода:


  1. 1840-1910 годы — первый период и начало модернизации Китая.

  2. 1911 — 1949 годы — вторая модель модернизации, соответствующая изменениям от реформ в рамках федеральной системы династии к буржуазной революции.

  3. 1949—1976 годы — третья модель, соответствующая переходу от капиталистической к социалистической модернизации ( в этот период и была Культурная революция),

  4. С 1976 года по настоящее время. Это четвёртый период модернизации.

На вопрос, что же получится в результате китайской модернизации -— социализм или капитализм, наилучший ответ дал Дж. Арриги в своей книге «Адам Смит в Пекине». Он выделяет капиталистический путь развития, который характерен для Запада, и некапиталистический рыночный путь развития в Китае.

Последний идейно восходит к А. Смиту. Этот путь был в Китае в XVII веке, и он же реализуется там сегодня, как утверждает Арриги. Он говорит, что, если Китай не построит капитализм, это не будет означать, что он построил социализм. Если же он не построит социализм, это не будет означать, что он построил капитализм (Арриги Дж. Адам Смит в Пекине. Что получил в наследство XXI век. — М.: Институт общественного проектирования, 2009).

Не исключено, что именно здесь произойдет рекатегоризация привычных понятий, и термин «капитализм», введённый В. Зомбартом в 1902 году, исчезнет, как и гораздо ранее предложенный термин «социализм». То есть мыслители ведут речь о некой конвергенции, причём толпо-«элитарного» характера, если посмотреть вглубь китайской конфуцианской культуры. Об этом читайте статью «Конфуцианство — мягкий толпо-«элитаризм» китайской культуры» (http://inance.ru/2015/10/konfutsianstvo/).

ПОЧЕМУ РЕВОЛЮЦИЯ НАЗВАНА «КУЛЬТУРНОЙ»?

Политическое противостояние, связанное с борьбой в партии различных группировок, на первоначальном этапе вылились в идеологическую борьбу в прессе и различных театральных постановках.

Первым с критикой Мао Цзэдуна (毛泽东) выступил вице-мэр Пекина и уроженец провинции Чжэцзян (Шанхайский регион) У Хань с пьесой «Разжалование Хай Жуя» («海瑞罢官»), которую предваряла статья в шанхайско-гонконгском издании «Вэньхуэй бао» — «Хай Жуй бранит императора» («海瑞骂皇帝»). Пьеса повествовала о неподкупном чиновнике, боровшемся за благо страны, и провоцировала политически активную бюрократию на открытую борьбу.

Ответом на идеологические провокации оппонентов стала широкая критика различных культурных явлений в Китае, которая увенчалась вышеуказанным постановлением ЦК («Директива 5–16»). Как считается, термин «Культурная революция» был создан Пэн Чжэнем, который предложил её как альтернативу политическим распрям и перевод дискуссии в сферу культуры.

В июле 1964 была создана «Малая группа по вопросам культурной революции» при ЦК КПК под руководством Пэн Чжэня. Интересно, что критик Мао Цзэдуна У Хань был непосредственным подчиненным Пэн Чжэня. Таким образом, Мао использовал созданную против него структуру в своих же целях.

Мао Цзэдун, поэт и знаток классической китайской литературы, не первый раз использовал поэтические и околокультурные лозунги для обоснования идеологической войны против оппонентов — первой его кампанией по борьбе с оппонентами, ещё в середине 40-х годов, было придано название «Исправление стиля», как будто бы речь шла не о партийной и идеологической работе — а о работе над ошибками в эссе на классическую конфуцианскую тему.

Значение Культурной революции, как правило, разъясняется и в более широком смысле — революции против реакционного сознания, феодальных порядков, старого общества, продолжение и усиление классовой борьбы в деле формирования мировоззрения рабочих и с реакционными элементами в интеллигентских кругах.

ПРИЧИНЫ КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Международный фон

В конце 1950-х годов произошёл дипломатический конфликт между КНР и СССР. Пик конфликта пришёлся на 1969 год. Окончанием конфликта считается конец 1980-х. Конфликт сопровождался расколом международного коммунистического движения.

Разоблачения сталинизма на XX съезде КПСС, хрущёвский курс на постепенную либерализацию в экономике при политике «Мирного сосуществования» вызвали недовольство Мао Цзэдуна, как противоречащие всей коммунистической идеологии. Политика Хрущёва была названа ревизионистской, а её сторонники (Лю Шаоци и др.) подверглись уничтожающей критике в годы Культурной революции.

Со стороны СССР знаком недовольства маоистской политикой стал внезапный отзыв всего корпуса советских специалистов, работавших в КНР по программе международного сотрудничества. Кульминацией конфликта стали пограничные столкновения вокруг острова Даманский на реке Уссури.

В октябре 1964 года в КНР были успешно проведены испытания ядерного оружия.

Культурная революция в Китае - Держись курса на использование системы трех третей и достижение новых побед

Китайский антисоветский плакат, начала Культурной революции 1967 года, гласящий «Долой советский ревизионизм!». Подпись снизу — «Разобьём собачьи головы Брежнева и Косыгина»

Борьба за единоличное лидерство в партии

Большинство исследователей «культурной революции» сходятся на том, что одной из основных причин развернувшейся в Китае «культурной революции» была борьба за лидерство в партии.

После провала «Большого скачка» позиции Мао в стране сильно пошатнулись. Поэтому в ходе «культурной революции» Мао Цзэдун ставил перед собой две главные задачи, обе из которых сводились к укреплению его лидирующего места на политической арене КНР: уничтожить оппозицию, у которой начали появляться мысли о реформах экономики с частичным внедрением в неё либеральных, или как принято говорить, «рыночных» механизмов, и, в то же время, занять чем-то бедствующие народные массы. Свалив всю вину за провал «Большого скачка» на внутреннюю оппозицию (Лю Шаоци) и внешних врагов (ревизионистский СССР во главе с Хрущёвым), Мао убивал двух зайцев сразу: и убирал конкурентов, и давал выход народному недовольству.

Партийные чистки

Дэн Сяопин

К середине 60-х годов в партии сформировалось недовольство политикой Мао Цзэдуна. Более того, это недовольство основывалось на всеобщем разочаровании от политики «большого скачка», скопившемся в народных массах.

У оппозиции к тому появились и свои негласные лидеры: Лю Шаоци и Дэн Сяопин. Эти лидеры предлагали свои подходы к развитию Китая, во многом более умеренные, чем маоистские. Их подходы базировались на возвращении элемента частной собственности в экономические отношения и во многом они сходны с теми, которые после 1978 года повели Китай по пути быстрого капиталистического развития.

Понимая, что может не удержать власть, Мао устраивает чистки в партии, по сути дела, массовый террор, заменяя «старую» партию, в которой состояли люди, способные на несогласие, на «новую», от которой остаётся лишь одно название КПК и которая состоит из лично преданных Мао выходцев из хунвэйбинов.

В ЧЁМ БЫЛ СМЫСЛ КИТАЙСКОЙ «КУЛЬТУРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ»?

«Культурная революция» в Китае — это политическая кампания, инициированная лидером компартии Мао Цзэдуном в 1966 году, с целью создания «нового человека». Этот «новый человек» должен был стать

«бескорыстным общественным созданием в свободном от господства социуме, которое то и дело встречается в разных утопиях», отмечает китаевед Оскар Веггель (Oskar Weggel).

Для достижения этой цели Мао призывал уничтожить «четыре пережитка»:


  • старые идеи,

  • старую культуру,

  • старые обычаи

  • старые привычки.

Их место должны были занять идеи Мао Цзэдуна.

Можно соотнести это со спиралью развития общества и классифицировать эти действия Мао, как попытку создать новую культуру, однако, без работы в сфере образования и науки, это преображение было неполным.

Кроме того, Мао выступал за нейтрализацию так называемых контрреволюционных и ревизионистских элементов внутри партии, воплощением которых стал его политический оппонент Лю Шаоци, который сменил Мао на посту председателя КНР несколькими годами ранее. Таким образом, «культурная революция» также была своего рода борьбой за власть в руководстве Коммунистической партии Китая.

В области экономики Лю делал ставку на либеральные «рыночные» отношения (как позднее и Дэн Сяопин), а в политике — на партийную дисциплину. Для Мао же любые стимулы к обогащению были ненавистны.

Даже партийных функционеров он относил к «новому классу эксплуататоров», как это не без оснований  делали Сталин (например, устроив взбучку основным партийным бонзам на пленуме 1952 года) и Берия (уже после смерти Сталина продолживший его курс на оттеснение партии от рычагов власти). Соответственно Мао видел двигатель социального прогресса лишь в перманентной классовой борьбе. Тут можно вспомнить высказывание Сталина 3 марта 1937 года в докладе на Пленуме ЦК ВКП(б):

«…Необходимо разбить и отбросить прочь гнилую теорию о том, что с каждым нашим продвижением вперед классовая борьба у нас должна будто бы все более и более затухать, что по мере наших успехов классовый враг становится будто бы все более и более ручным.

Это не только гнилая теория, но и опасная теория, ибо она усыпляет наших людей, заводит их в капкан, а классовому врагу даёт возможность оправиться для борьбы с Советской властью.

Наоборот, чем больше будем продвигаться вперед, чем больше будем иметь успехов, тем больше будут озлобляться остатки разбитых эксплуататорских классов, тем скорее будут они идти на более острые формы борьбы, тем больше они будут пакостить Советскому государству, тем больше они будут хвататься за самые отчаянные средства борьбы как последние средства обреченных…»

(Сталин И. «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» // «Слово товарищу Сталину». М., 1995 г., с.121—122).

Культурная революция в Китае вызывает споры и всё равно остается загадочной в силу внешней абсурдности событий. Однако помимо хаотичности и разрушительности в ней есть свой смысл и замысел. Страна шла к социально-политическому кризису, в Китае накапливалась энергия протеста, и Мао нашел ей полезное с его точки зрения применение.

КАК ПРОХОДИЛА «КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»?

image22

Длилась эта кампания с 1966 по 1976 год. Всё началось с разгромной деятельности школьников и студентов — хунвейбинов («красногвардейцев»): сформированная в отряды молодёжь затеяла агрессивную борьбу с «четырьмя пережитками».

Конкретно это коснулось в первую очередь учителей и профессоров, которых принуждали к «признаниям». Квартиры учителей были разгромлены, храмы, пагоды и библиотеки — разрушены. Вскоре к «революции» примкнули и рабочие, а также значительная часть городского населения. Всё чаще жертвами становились сотрудники партийного аппарата на местах.

Публичная казнь во время культурной революции

Публичная казнь во время «культурной революции»

Страна погрузилась в хаос. Более половины всех членов Политбюро, а также ЦК и секретарей местных партийных организаций потеряли свои посты в первые же месяцы «культурной революции». Государственная система рухнула.

Когда ситуация полностью вышла из-под контроля, Мао пустил в дело Народно-освободительную армию Китая под руководством его соратника, министра обороны Линь Бяо.

Поскольку армия представляла собой своего рода государство в государстве, её мало затронул царящий хаос. К 1968 году военные почти полностью взяли страну под контроль. Хунвейбины, которые продолжали сопротивление, были отправлены «на перевоспитание» в сельские районы или в ускоренном порядке казнены.

Мао Цзэдун и Линь Бяо

Линь Бяо и Мао Цзэдун

В 1969 году началось восстановление партийного аппарата. Однако военные под командованием Линь Бяо не горели желанием добровольно сдавать свои позиции. Сам Линь Бяо участвовал в печально известном заговоре под названием «Проект 571», целью которого было, в том числе, и убийство Мао. Но заговор был раскрыт, а самолёт, на котором Линь Бяо бежал из Китая в сторону СССР, рухнул при до сих пор неясных обстоятельствах на территории Монголии.

Несмотря на восстановление партии, спокойствие вернулось в Китай лишь в 1976 году. Так называемая «банда четырёх», в которую входила и жена Мао Цзэдуна, пыталась выступить против новых партийных звезд — Чжоу Эньлая и Дэн Сяопина. Окончательное поражение они потерпели в момент смерти Мао 9 сентября 1976 года. Хаос «культурной революции» закончился вместе со смертью её инициатора.

Работа на селе во времена культурной революции

Работа на селе во времена «культурной революции»

И все же, в эту эпоху, как ни удивительно, научная мысль умудрилась не только остановиться, но и активно развивалась: за это десятилетие мудрецы из Поднебесной успели синтезировать биологически активный инсулин и транспортную рибонуклеиновую кислоту, испытали водородную бомбу, запустили несколько искусственных спутников, которые благополучно вернулись на Землю… Нация продолжала думать и творить. Странный какой-то хаос получается, верно?

КАКУЮ РОЛЬ СЫГРАЛА «КРАСНАЯ КНИЖЕЧКА»?

«Цитатник» Мао Цзэдуна, также известный под названием «маленькая красная книжечка», представляет собой сборник текстов, речей и лозунгов, которые Линь Бяо собрал воедино в середине 1960-х годов.

Плакат с изображением Мао Цзэдуна

Во времена «культурной революции» каждый истинный революционер должен был иметь при себе экземпляр этой книги. Часто хунвейбины даже приветствовали друг друга цитатами оттуда. К сегодняшнему дню по всему миру напечатано не менее миллиарда экземпляров «Цитатника» Мао.

Молодёжная аналитическая группа

***


Источник.

Tags: Запад, Китай, МАГ, СССР, США, Сталин, идеология, история, капитализм, коммунисты, культура, марксизм, народ, общество, партия, революция, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments