ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Камень в огород правообладателей

Что называется, в тему. Самое интересное, что специально материал против авторского права не искал. Просто вчера договорились в комментариях о взаимном зафрендинге, вот и стал изучать ЖЖ нового френда.
Воистину, ничего в мире „просто так" никогда не происходит.

Оригинал взят у ka4aet в Камень в огород правообладателей
Оригинал взят у senya_dog в Камень в огород правообладателей

Схлестнулся  в ЖЖ awas1952 с одной своеобразной особой matilda_bella по поводу пиратства. Нет, обсуждали не сомалийских чернокожих бандитов. Дискуссия  разгорелась о внешне безобидных, бледнолицых, в халате и тапках, с кружечкой остывшего кофе перед монитором, компьютерных пиратах. Таких же людях, как и мы с Вами, но у которых палец поднимается кликнуть ЛКМ по ссылке "скачать бесплатно и на большой скорости". 

Кому хочется острых ощущений, может получить их, почитав непосредственно сами комментарии.  Сразу предупреждаю, это мое личное мнение, я никому его не навязываю. Но после неоднократно встречаемого бурления сами-знаете-чего в интернетах, не могу не высказаться.
 Свободу пиратам!


  

Немного теории
Информационное произведение, будь то код программы, слезливая мелодрама или стих, писанный хореем, будучи оцифрованным, теряют свою ценность.
Ценным в принципе может остаться только материальный оригинал творения - огрызок бумаги с набросками, либо километр потертой кинопленки. При высокой художественной ценности самого произведения они со временем только прибавляют в цене. 

К примеру возьмем зеленые бумажки, на которых американцы печатают портреты своих мертвых президентов. У них есть ценность, пока за ними стоят станки, самолеты и шахты. Но представим, что в один не очень прекрасный день их начинают бесконтрольно копировать. Что получим в итоге - каждая такая бумажка будет обесцениваться  и в определенный момент потеряет какое бы то ни было доверие к себе. И станет тем, чем является по сути - ничего не стоящей аккуратно нарезанной бумагой, имеющей ценность макулатуры. 
 

Аналогично и с цифровой информацией. В качестве сферического примера в вакууме примем программу. Пока она существует в единичном экземпляре без доступа к ней посторонних - она ценна. Но имея копию, доступную посторонним - ценность ее становиться равной стоимости печатной платы или стоимости доступа во всемирную паутину. Правильнее даже будет сказать, стоимость виртуального творения определяется стоимостью его копирования. Способ, предотвращающий нежелательное клонирование, еще не придуман (если вообще будет изобретен), а потому - городить на пустом месте заборы, препятствующие свободному распространению цифровой информации - борьба с ветряными мельницами. 

Так что же, стоимость всех усилий, квалификации и времени - не выше стоимости бумажки или CD, на которой они хранятся? Отнюдь. Диск с материалом, не имеющим копий, передаваемый заказчику, полностью сохраняет свою ценность. При этом обязательное условие передачи - автор получает законное вознаграждение, в которое он может включить и квалификацию, и репутацию, и оперативность выполненных работ. Но если будет известно, что осталась копия, с вероятностью передачи ее конкурентам, останется ли цена прежней? Нет, потому что заказчик платил за уникальность этой информации. 

   
Немного практики

В свое время в институте я промышлял тем, что делал различные курсовые с расчетами нерадивым студентам. Так вот, создал я программу, которая производила автоматом все вычисления, оставалось только ввести данные.  Конечно же, брал я за свою работу ненамного дешевле, чем если бы я производил расчеты вручную, как это было в начале этого "бизнеса". Но ни что не мешало мне вообще не сбавлять цену. К слову, оперативность и безошибочность решения только привлекали клиентов. Выручка в "сезон" достигала нескольких моих повышенных стипендий.


Теперь скажите, сколько бы стоили эти расчеты, если бы программа попала в руки этих студентов? А если такой же вариант был бы у одногруппника моего клиента, пришел бы он ко мне с деньгами, после того как я передал первому результат вычислений?

Если же мое творение все-таки спионерили похитили, максимум, на что я имею право предъявить  претензии - воровство. К его одногруппнику, воспользовавшемуся плодом моих трудов, у меня не может быть ни каких претензий. Программа при этом для меня обесценивается, так как больше нет уникальности, а соответственно стоимость ее и решенных ею задач упадет. В идеале стоимость скатится до нормо-минут, которые я потрачу на решение. 

Если же я зашифровал код программы и выпустил ее в открытое пользование с условием отчислений на мой счет - вопрос времени, сколько мой код будет оставаться защищенным шифром и соответственно, столько же она будет оставаться уникальной и ценной.

Кроме программок я шабашил черчением проектов на ватманах. Работа единичная (задание у каждого индивидуальное), потому проект для всех стоил одинаково дорого, потому что просто так не скопируешь. Себестоимость носителя ни в какое сравнение не идет с тем же носителем, но с уникальной и востребованной информацией. Цена чистого ватмана не может быть равна цене ватмана с безошибочно выполненным чертежом. Опять же, есть типовой проект, который, грубо говоря, нужно скопировать, внося изменения с учетом своих данных. Но не все на это способны. Потому цена готового проекта будет определяться стоимостью такого копирования. Разумеется, если проект уникальный, он должен стоить на порядок дороже. 

Итоговые умозаключения
В идеале картинка должна выглядеть так: любая информация, имеющая широкий круг пользователей должна быть бесплатной. Реальную цену имеет только уникальный продукт, оригинал,  не имеющий копий. При наличии копий, пусть даже ограниченных к распространению, ценность снижается. Попав в общий неконтролируемый доступ,  произведение обесценивается совсем.
Эти принципы следует относить не только к ПО, но и продукции кинематографа, творениям музыкантов и дизайнеров, всему, что может быть легко скопировано. Получить полную цену за проделанную работу можно один раз - во время передачи от автора распространителю. 
Прежде чем напоминать мне про совесть, порядочность и необходимость защиты правообладателя, попробуйте для начала донести эти истины китайцам.

Конечно, чтобы полностью и законно соответствовать этим требованиям, общество должно изменить свое отношение к правообладанию. Потому поддерживаю инициативу, из-за которой собственно разгорелся спор.



Tags: авторское право
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments