мера1

ss69100


К чему стадам дары свободы...

Восстановление смыслов


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Госдолг Беларуси достиг критического максимума
мера1
ss69100


Эксперты и СМИ Республики Беларусь бьют тревогу по поводу того, что по итогам первой половины 2017 года госдолг Беларуси достиг максимального показателя за четверть века независимости республики. Его размер составил 40,4% к уровню ВВП. В то же время правительство привлекает новые заёмные средства из-за рубежа.

За 25 лет суверенной истории Беларуси долговая нагрузка сегодня на экономику самая высокая. Динамика роста госдолга Беларуси, считают эксперты, формирует серьёзные вызовы для экономического развития страны.

Насколько опасна такая скорость увеличения долгового бремени и чем это грозит стране?

Темы долгов являются постоянно актуальными в любой финансовой теме, будь то потребительское кредитование, взаимное кредитование стран или кредитование стран третьими сторонами. При этом если во взаимоотношении банков с обычными заёмщиками всё решается намного проще, то с внешними долгами государств ситуация с каждым годом становится всё более запутанной.

Впрочем, не было бы по этому поводу столь ожесточённых споров, если бы наличие и размер кредитных долгов правительств не влиял на состояние и развитие их стран в целом.



Структура государственного долга страны. Динамика его роста

По состоянию на 1 июля 2017 года государственная задолженность Беларуси составила 39 681,3 млн рублей и достигла 40,4% валового внутреннего продукта. По данным Минфина, 30,7% приходится на внешнюю государственную задолженность (15 576,4 млн долларов), а 9,7% — это внутренняя государственная задолженность (9 562,8 млн руб.) По состоянию на 1 января 2017-го государственная задолженность составляла 39,4% ВВП. В течение полугода она постепенно снижалась и 1 июня составляла 37,6% ВВП. Однако к 1 июля заметно увеличилась. Резкому росту госдолга Беларуси в июне «поспособствовало» размещение Минфином евробондов на 1,4 млрд.долларов.

Как свидетельствуют официальные данные, в 1997—2006 годы долговая нагрузка на белорусскую экономику оставалась весьма низкой — внешний и внутренний госдолг Беларуси составлял менее 10% ВВП.

Льготные цены на энергоносители, получаемые от России, и растущий российский рынок, позволяли белорусской экономике в 2000-е быстро расти без необходимости привлечения заимствований. Так, согласно данным Минфина, на 1 января 2007 года внешний и внутренний госдолг Беларуси составлял 6,5% по отношению к ВВП Беларуси.

Решение России о пересмотре цен на энергоносители для Беларуси привело к тому, что с 2007 года Беларусь, желая обеспечивать высокие темпы экономического роста и стабильность обменного курса белорусского рубля, стала активно привлекать заимствования.

Отношение госдолга в процентах к ВВП

За 2007—2011 годы уровень долговой нагрузки на экономику существенно вырос: если на начало 2007-го внешний и внутренний госдолг Беларуси по отношению к ВВП составлял 6,5%, то в начале 2012-го — 27%. Причём внешний госдолг Беларуси за этот период вырос более чем в 20 раз: если на начало 2007-го он составлял менее 600 млн долларов, то на начало 2012-го — уже более 12 млрд долларов.

В последующие годы скорость накопления госдолга в долларовом выражении замедлилась, поскольку его обслуживание и погашение становилось серьёзным бременем для государственных финансов. Начиная с 2013-го, ежегодные выплаты Беларуси по внешнему и внутреннему госдолгу превышают 3 млрд долларов.

Девальвация белорусского рубля в 2015—2016 годы привела к тому, что белорусская экономика в долларовом выражении сжалась, и госдолг Беларуси, номинированный преимущественно в инвалюте, существенно вырос по отношению к ВВП. Как свидетельствуют данные Минфина, если в начале 2015-го внутренний и внешний госдолг Беларуси по отношению к ВВП составлял 22,3%, то в начале 2016-го — 31,5%, а в начале 2017-го — 39,4%.

В первой половине 2017-го выплаты по внутреннему госдолгу способствовали его уменьшению, однако на 1,9 млрд долларов (в связи с июньским размещением евробондов) вырос внешний госдолг Беларуси до рекордных 15,6 млрд долларов (рост с начала года составил 14,7%). Как следствие, уровень госдолга по отношению к ВВП достиг максимального значения за всю историю Беларуси — 40,4%.

В январе-августе 2017 года Беларусью привлечены внешние государственные займы на сумму 2,65 млрд долларов (по данным Минфина). В их числе: 1,4 млрд долларов — еврооблигации; 600 млн долларов — от Евразийского фонда стабилизации и развития; 353,1 млн долларов — от правительства и банков России; 190,4 млн долларов — от банков КНР; 108,7 млн долларов — от Международного банка реконструкции и развития; 3,6 млн долларов — от ЕБРР и СИБ.

На погашение внешнего долга в 2017 году Беларусь уже направила 697,8 млн долларов.

Внутренний госдолг Беларуси с начала 2017 года уменьшился на 8,7%, или на 0,9 млрд рублей, и составил на 1 сентября 9,5 млрд рублей (или 4,4 млрд долларов).

Динамика госдолга в 2017 году изображена ниже.

В целом государственный долг Беларуси с начала года увеличился на 7,2%, или на 2,7 млрд рублей, и составляет на 1 сентября 39,6 млрд рублей (20,1 млрд долларов по курсу Нацбанка РБ на 29 сентября), в том числе: 78% — внешний долг и 22% — внутренний долг.

Постоянный рост госдолга стал серьёзной проблемой для бюджета. В 2018 году Беларуси предстоит направить на выплаты по госдолгу 3,7 млрд долларов (против 3,4 млрд в 2017-м).

ПРИЧИНЫ РОСТА ГОСДОЛГА К ВВП

Основными причинами проблем, связанных с постоянным возрастанием государственной внешней задолженности для многих стран в современных условиях, экономисты считают — бюджетный дефицит и обращения к внутренним и внешним источникам финансирования для его покрытия.

При этом они не рассматривают проблематику устройства всей финансовой системы и того факта, что главным генератором инфляции (и косвенно — бюджетного дефицита) является ссудный процент по кредиту (любой предприниматель будет системно закладывать в цену продукта как проценты по кредиту, так и само тело кредита).

Однако, экономисты всё сваливают на недостаточную продуманность экономической политики этих стран, сетуют на то, что эта непродуманность приводит к чрезмерно высокому уровню социальных финансовых обязательств (закономерно, что в их логике — сокращение социальных обязательств — это нормальная государственная практика).

Ясно, что основными причинами появления и увеличения государственного долга считаются финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации экономики, выполнение крупномасштабных социальных программ за счёт внутреннего и внешнего займов, но не системные свойства финансовой системы.

Внешний долг более опасный, чем внутренний, т.к. внешний долг надо отдавать теми деньгами, которыми занимал, т.е. в валюте, кроме того государство вынуждено отдавать другим странам ценные товары и услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг, что снижает жизненный уровень населения данной страны.

Для того, чтобы государственный долг не стал причиной нарушения экономической безопасности страны, необходимо целесообразное использование занятых средств и правильное управление государственный долгом.

В последние годы проблема внешней задолженности обрела глобальный характер.

Состоятельность обслуживания государственного внешнего долга — один из ключевых факторов макроэкономической стабильности и в Республике Беларусь. От характера решения долговой проблемы зависит бюджетная дееспособность Беларуси, состояние её валютных резервов, а, следовательно, стабильность национальной валюты, уровень процентных ставок, инвестиционный климат, характер поведения всех сегментов отечественного финансового рынка. Однако отсутствие целостной государственной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов ведёт к росту внешней задолженности, которая становится серьёзным препятствием на пути экономических преобразований.

В чём же причины столь резкого роста госдолга к ВВП в последние годы?

В последнее время ввиду девальвации белорусского рубля и рецессии экономика страны в долларовом выражении существенно сжалась (хотя следует учитывать в статистике и долларовую инфляцию).

Так, если в 2014-м ВВП Беларуси составлял 76,1 млрд долларов, то в 2016-м — менее 50 млрд долларов. Как следствие, госдолг Беларуси по отношению к ВВП за последние годы существенно вырос. Как долго нынешний уровень госдолга (40,4% ВВП) может ещё увеличиваться?

Программа социально-экономического развития на 2011—2015 годы предполагала (https://brrb.by/assets/upload/documents/Soc%20razvitie%202011-2015-11%2004%202011%20№136.pdf), что внешний госдолг Беларуси не должен превышать 25% к ВВП. Однако ввиду упомянутого сжатия белорусской экономики в последние годы это пороговое значение было преодолено и уже в 2016-м перевалило допустимую отметку.

Сегодня правительство придерживается другого ориентира — госдолг Беларуси (внешний и внутренний) не должен превышать 45%. С этим пороговым значением госдолга, который стал ориентиром для белорусских властей, согласились и кредиторы — в частности, Евразийский фонд стабилизации и развития.

Основные показатели, которые традиционно характеризуют качество госдолга — стоимость заимствований и срок, на который деньги привлечены.

Понятия внешнего и внутреннего государственного долга

Госдолг страны, как известно, делится на внутренний и внешний.

Внутренний — в валюте самой страны, внешний — в иностранной. Внутренний долг принято считать почти «безрисковым», так как теоретически при необходимости ЦБ всегда может «напечатать» необходимую сумму для его покрытия. Впрочем, такая практика считается порочной, поскольку инфляцию под контролем сдержать будет почти невозможно.

Госдолг России, например, на 31 процент внешний и на 69 процентов — внутренний. Тогда как весь госдолг как США, так и Великобритании является внутренним. И это очень выгодно. Зачем занимать валюту, когда у этих стран высочайшие рейтинги надёжности, а их облигации разлетаются как горячие пирожки?

Под внешним государственным долгом понимаются платёжные обязательства страны перед иностранными компаниями и гражданами. Его размер влияет на экономику, поскольку выплаты должны происходить в определённый срок, кроме того, начисляются немалые проценты и погашение задолженности происходит в долларах. Также кредиторы выдвигают определённые условия, на которых они могут предоставить средства. К примеру, Международный валютный фонд выделяет деньги с оговоркой, что руководство конкретной страны будет уменьшать дефицит бюджета, не учитывая то, насколько негативные последствия повлечёт за собой подобное решение (а чаще и проще всего чиновники государств решают эту проблему как раз через сокращение социальных обязательств).

Если государство обязано перечислять средства своим компаниям, гражданам и организациям, долг считается внутренним. Его наличие провоцирует перераспределение финансовых средств внутри страны и расслоение населения, так как владельцами госбумаг зачастую являются обеспеченные люди.

ЧЕМ ОПАСЕН РОСТ ГОСДОЛГА?

Чем больше сумма государственного внешнего долга, тем обременительнее его воздействие на национальную экономику, финансовую сферу и на дальнейшее экономическое развитие страны. Рассматривая влияние государственного внешнего долга на экономику страны, необходимо учитывать, что чрезмерный рост государственного внешнего долга является опасным для государственного бюджета, международной кредитоспособности страны.

Эффективное использование долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим сглаживать экономические флуктуации и дающим дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствует укреплению её международного авторитета и обеспечивает дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к её валюте, укрепляя тем самым внешнеторговые связи.

Хотим обратить ваше внимание, что само наличие долга не рассматривается современными экономистами, как негативный фактор. На западе считается, что наличие долга — это не проблема: и на уровне граждан и на уровне государств — все должны иметь долги в данном финансовом климате. В Русской цивилизации наличие долгов, всё-таки пока считается (даже чисто бессознательно) чем-то неправильным, ущербным, хотя уже довольно много тех, для кого перманентные долги — это нормально.

Однако кризис внешней задолженности может стать и серьёзным негативным фактором не только экономического, но и политического характера. На обслуживание государственного долга направляются большие средства государственного бюджета, вследствие чего возникает необходимость сокращения расходов на развитие национального производства, а также на социальные нужды, что, в конечном счёте, негативно отразится на жизненном уровне населения.

Государственный долг — это составная часть экономической системы, которая оказывает прямое и косвенное влияние на многие её элементы, в частности, на государственный бюджет, денежно-кредитную и валютную системы, уровень инфляции, внутренние и внешние сбережения, иностранные инвестиции.

Резким изменением направления политики обслуживания государственного внешнего долга можно вызвать рост задолженности, увеличить уровень инфляции, способствовать снижению конвертируемости национальной валюты и, в конечном итоге, подорвать авторитет страны в лице собственного населения.

Рассмотрим отрицательные последствия наличичия государственного долга на экономику страны:


  • При чрезмерном развитии «рынка» государственного долга правительство вынуждено ограничивать инвестиционные капиталовложения в народное хозяйство. Это имеет место при привлечении государством заёмных средств путём снятия с рынка части финансовых ресурсов, которые можно было бы направить в реальный сектор экономики. Негативное воздействие государственного долга на экономику будет возрастать также при чрезмерно высокой доходности государственных ценных бумаг.

  • Увлечение государства заёмными операциями способствует отвлечению солидных бюджетных средств от нужд хозяйственного и социального развития страны.

  • Увлечение государства внешними заимствованиями приводит к чрезмерной зависимости отечественных финансов от финансов международных и к потере своей политической независимости.

  • Мобилизуемые с помощью государственных заимствований средства являются антиципированными, т.е. взятыми вперёд налогами, а долги необходимо погашать вместе с процентами.

Мировая практика жизни в современном финансовом климате показывает, что допустимо краткосрочное в течение одного года или двух лет превышение темпов роста государственного долга над темпами экономического роста страны.

Финансирование государственных расходов за счёт увеличения государственного долга с точки зрения эквивалентности Барро-Риккардо — это альтернативный рост налогов, а увеличение государственного долга рассматривается в качестве той меры, которая позволяет стимулировать рост экономики. Такое временное превышение роста долга над экономическим ростом должно компенсироваться в дальнейшем снижением темпов роста государственного долга относительно темпов экономического роста.

Постоянный рост внешнего долга ведёт к снижению авторитета страны-должника на международной арене и вызывает психологический эффект, который способствует усилению неуверенность населения страны-должника в завтрашнем дне.

Следовательно, можно отметить, что страна переносит экономическое бремя своего долга на будущее поколение, оставляя ему уменьшенные основные производственные фонды.

В условиях обременительного размера государственной внешней задолженности существенно возрастают трудности в укреплении доверия к национальной валюте, противодействии инфляции.

В странах с развивающейся или переходной экономикой, к которым относят и Россию, и Беларусь, процентные ставки по государственному внешнему долгу значительно превышают темпы экономического роста. Следствием исчерпания возможностей для новых заимствований и рефинансирования внешней государственной задолженности страны прибегают к повышению налогообложения, а в этом случае долг негативно сказывается на объёме и структуре распределения национального дохода.

В зависимости от структуры внешней задолженности перераспределение национального дохода сопровождается или полностью замещается его снижением.

На сегодняшний день управление государственными финансами осуществляется в условиях глобальных рынков капитала, предлагающих до недавнего времени ряд выгод и преимуществ. Но как показал негативный опыт, имеющийся у некоторых стран-должников, направление потоков иностранного капитала и общая экономическая ситуация в зависимости от конкретных условий могут резко измениться.

Высокая доля внешней задолженности, т.е. задолженности, номинированной в иностранной валюте, делает страну чувствительной к изменениям настроений инвесторов, а резкие и неожиданные колебания потоков капитала в дальнейшем приводят к серьёзным проблемам.

Таким образом, увеличение внешнего долга чревато такими неприятными последствиями, как:


  • Снижение авторитета страны.

  • Риск дефолта государства.

  • Увеличение разницы в доходах населения.

  • Быстрый рост инфляции.

  • Снижение уверенности в перспективе экономического развития и, как следствие, уменьшение инвестиций.

  • Специалисты утверждают, что внешний долг отражается не только на экономической сфере страны-заёмщика, но и может привести к долгосрочной политической зависимости.

Согласно рейтинга стран мира по госдолгу на 2017 год, составленного экспертами, работающими в Мировой банкоской стстеме, определены страны с меньшим процентом по отношению к минимальному ВВП, так и с наибольшим (http://finbazis.ru/vneshnij-dolg-stran-mira-na-2016-god-tablica/, http://investorschool.ru/gosdolg-stran-mira-2017, http://svspb.net/danmark/vneshnij-dolg-stran.php) Беларусь — внешний долг к ВВП составил 68,89%, Россия — 19,43 %.

В результате анализа этих таблиц можно сделать вывод, что стран, не имеющих внешнего долга, удивительно малое количество — только три (Бруней, Макао и Республика Палау), в отличие от других государств, которые должны практически всему миру. Об этом же есть ролик в сети под названием «Кому должны все страны мира?»

В видео делается вывод о том, что все страны должны совокупной банковской корпорации, которая фактически скупает весь мир. Механизм скупки предельно простой (на примере одной отраслевой цепочки):

Таким образлом в мировом банковском секторе концентрируется платежеспособность общества, что позволяет всем причастным к этому иметь существенные преимущества не только в монопольно высоком потреблении, но и главное — управлении всеми экономически подчинёнными объекатми (в том числе и многими государствами мира) по своему усмотрению

США, лидирующие по величине внешнего долга другим странам мира, являются должниками Китая, Японии, России, Великобритании, Швейцарии, Тайвани, Бразилии, то есть тем государствам, которые экспортируют нефть, держат облигации, имеют паевые инвестфонды. Но наибольшая задолженность у США перед ФРС — Федеральной резервной системой (части той самой совокупной банковской корпорации), которая выполняет функции центрального банка этой страны.

При достаточно подробном анализе рейтингов можно увидеть, что экономически оправданными являются не внешние займы, а внутреннее заимствование (как у США — наше прим.). Этот вариант хорош тем, что долги не увеличат денежную базу, а оборот финансовых средств будет осуществляться только в пределах одного государства.

Весь госдолг как США, так и Великобритании является внутренним. И это очень выгодно — зачем занимать валюту, когда у этих стран высочайшие рейтинги надежности, а их облигации разлетаются как горячие пирожки.

Состояние экономики как России, так и Беларуси с положением дел в США, Великобритании (где госдолг тоже выше 100 процентов ВВП) и тем более в Японии (свыше 200 процентов ВВП) не сравнить.

Откуда такая разница, и почему «что американцу здорово, то белорусам — смерть»?

В современном финансовом климате считается, что главное — это не абсолютная величина долга, а стоимость его обслуживания. В таком мнении есть одно интересное умолчание, заключающееся в том, что, если ты кому-то должен, то, естественно, у этого кого-то будут определённые права в отношении тебя, как своего должника, и этому кому-то будет более выгодно, чтобы ты долг никогда не отдавал, чтобы у него сохранялись эти его права в отношении тебя.

Поэтому-то страны оценивают не по тому, есть долг или нет (он есть у всех, что обеспечивает кредиторам определённые права в отношении своих должников), а может или нет экономика страны вечно выплачивать проценты по имеющимся долгам, вечно обеспечивая социальных паразитов, которыми являются акторы ссудного процента, всем необходимым.

У США стоимость обслуживания долга очень низкая — как известно, базовая ставка Федеральной резервной системы (ФРС) — 1,0 — 1,25 процента (за первое полугодие 2017 года, при этом регулятор Регулятор также улучшил прогноз по росту ВВП США в 2017 году до 2,2% с 2,1%.

Прогноз по динамике инфляции на текущий год снижен — до 1,6% с прогнозировавшихся ранее 1,9%. Прогноз по безработице улучшен до 4,3% с ожидавшихся в марте 4,5% — http://1prime.ru/state_regulation/20170614/827567637.html — то есть все цифры сбалансированны).

У России, например, долг меньше, однако его обслуживание обходится гораздо дороже (в пределах 1,2 % от расходов федерального бюджета). В Беларуси обслуживание долга также велико (порядка 10% расходов бюджета), при этом проблема также заключается и в том, что отечественная экономика до сих пор во многом зависит от мировых цен на сырье, в первую очередь — на нефть.

Серьёзная проблема состоит также и в целях привлекаемых заимствований. Если займы государство осуществляет для обеспечения будущего экономического роста — это одна ситуация, которую можно приветствовать. У Беларуси же новые долги привлекаются для погашения старых, и это совершенно другая история, при том — тревожная, особенно — для суверенитета страны.


ИАЦ

***

Окончание статьи следует.


Источник.


  • 1

Бедолаги, Путин за долги ресурсами расплатился,а этим взять их не откуда,вот и крутятся как белка в колесе расчитывая на свой труд.Стратеги кремля  в сравнении разные условия не видят.


  • 1
?

Log in

No account? Create an account