мера1

ss69100


К чему стадам дары свободы...

Восстановление смыслов


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Тадеуш Костюшко и польская шляхта: невыученные уроки истории-2
мера1
ss69100

СПАСТИ ГЕНЕРАЛА КОСТЮШКО ИЛИ РОЛЬ РУССКИХ В ЕГО ЖИЗНИ

Биография Тадеуша Костюшко достаточно изучена историками разных стран, но всё же в ней остаётся несколько недописанных и поучительных страниц, о которых предпочитают молчать и белорусские, и польские историки.

Одна из них о том, как командир донского казачьего полка, майор и будущий генерал-майор русской армии Василий Тимофеевич Денисов в боевой обстановке в 1794 году познакомился с командующим войсками противника, личным другом Томаса Джефферсона и боевым товарищем первого президента США генерала Джорджа Вашингтона и вынес его с поля боя.

image7

Атаман Войска Донского Матвей Иванович Платов. Художник С. Карделли

Пути генералов Тадеуша Костюшко и Василия Денисова снова пересеклись весной 1814 года под Парижем, когда он встречал под Парижем отряд Платова, в котором служил В.Денисов.

В 1815 году по военным тропам, проложенным казачьей разведкой, под чужим именем и с русским дипломатическим паспортом в кармане Тадеуш Костюшко покинул Францию, а далее через Браунау и Вену отбыл в швейцарский город Золотурн.

Сегодня Костюшко является национальным героем Беларуси, Литвы, Польши и США. В истории России у него также есть своё почётное место военного теоретика и практика, дипломатического и политического собеседника. За храбрость его уважали не только американские повстанцы и польские солдаты, но и русские казаки — начиная с того памятного дня, когда они ему спасли жизнь и дали генералу Костюшко второе рождение.

image4

Взятие в плен Т. Костюшко

Как это было? В сражении на берегу Вислы в 60 верстах южнее Варшавы при Мацеёвице (в старой транскрипции — Мациовице) 29 сентября (10 октября по новому стилю) 1794 года майор Василий Денисов со своими казаками вынес получившего ранения Тадеуша Костюшко с поля боя, соорудив носилки из казачьих плащей, закреплённых вместо ручек на боевых пиках.

Перед этим командовавший спецотрядом из пяти донских полков двоюродный брат Василия подполковник Андриан Денисов промыл и перевязал отважному пану Тадеушу его колотые раны и синяки.

Командир сводного армейского корпуса генерал-майор Фёдор Денисов, родной дядя Андриана и Василия, предоставил Костюшко лучших врачей, а позже отправил его в Петербург.

image12

Генерал-лейтенант казачьих войск Андриан Карпович Денисов. Неизвестный художник

В своих воспоминаниях Андриан Денисов так описал первые мгновения своего разговора с Костюшко:

«Я его спросил, не хочет ли он чего, на что он отвечал спокойно, что ничего. Тогда я ему сказал, что его знаю и что великому человеку готов сделать всякую помощь. Он отвечал, что он также меня знает, что я — полковник Денисов, и сказал ещё несколько слов… Вынутый из кармана у него пистолет и доныне у меня находится».

Как известно, войны начинают политики, а заканчивают военные: когда с победой, а когда — с поражением. Костюшко тогда проиграл, но его мечту (Польша в прежних границах) осуществили другие, но не поляки.

Весьма символично, что Польша спустя столетия вернулась к своим древним, исконным границам, в которых она и сегодня существует (благодаря Российской империи, СССР и позиции Сталина). И ровно через 150 лет после того последнего боя одинокого рыцаря Речи Посполитой 1-я ударная дивизия имени Тадеуша Костюшко 1-й армии Войска Польского вместе с Красной Армией освобождала Варшаву, после чего двинулась на Берлин. Уроки военной истории учат тех, кто хочет учиться.

Честь, ум и доблесть требуются не только на поле боя, но и в борьбе за мир и справедливость. «Истинным сыном Свободы» назвал своего товарища по оружию генерал Вашингтон. Вероятно, так же рассудил донской генерал Денисов, отдавая своим казакам короткий приказ:

«Спасти генерала Костюшко!»

Почему генерал А.Денисов назвал Костюшко «великим человеком»? Наверно потому, что русским всегда свойственно уважать и ценить воинов-героев, каким является Тадеуш Костюшко, за мужество, достоинство, самоотверженность и отстаивание своих идей и принципов.

Только помнит ли об этом (о той же роли русских в спасении Т.Костюшко) Польша? И помнит ли Беларусь, что Россия всегда защищала её земли и народ от польско-католического ига и иноземного гнёта?

А КАКОВА ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ? И КТО БОЛЕЕ МАТЕРИ ИСТОРИИ ЦЕНЕН?

Всего в истории Беларуси было три великих освободительных похода, которые несли Белой Руси (историческое название ряда регионов на территории современной Беларуси и России — https://ru.wikipedia.org/wiki/Белая_Русь) избавление от иноземного гнёта (польско-литовского и прусского).

Первый поход

В середине XVII века — это знаменитый Государев поход 1654 года. Тогда белорусские города с восторгом встречали царя Алексея Михайловича.

image3

Когда русская армия вошла в Полоцк, выдающийся западнорусский поэт и просветитель Симеон Полоцкий вместе со своими учениками торжественно встречал государевы полки и написал знаменитые «Метры на пришествие во град отчистый Полоцк пресветлого благочестивого и христолюбивого государя Царя и Великого князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцы»:

«А днесь послал нам царя, который выбавил з недоли народ руский, потвары избавил. Царствуй же многа лета, правоверный царю, личы часто трыумфы з божиего дарю».

Тогда почти все западнорусские (белорусские) земли и Литва перешли под руку русского царя. Но война была тяжёлой и изнуряющей. К тому же в войну вступила Швеция и шведский король обещал польской шляхте помощь «против Москвы и казаков».

Речь Посполитая находилась на грани краха, но война со Швецией вынудила царя Алексея Михайловича заключить с поляками Виленское перемирие и обратить силы на борьбу со Швецией. Тогда Речи Посполитой удалось избежать ухода в небытие, а тяжелая война растянулась на долгие годы. Только в 1667 году был заключён Андрусовский мир, по которому к Царству Русскому отходила левобережная Украина. Но правобережная Малая Русь и Белая Русь вновь оказались под властью Речи Посполитой.

Второй поход

Освобождение Белой Руси от польско-католического ига пришло в конце XVIII века, и принёс его великий Александр Суворов. В 1794 году в Речи Посполитой началось польско-шляхетское восстание генерала Тадеуша Костюшко, целью которого было превращение Речи Посполитой в польское унитарное государство с полной полонизацией белорусских земель.

Над западнорусским (белорусским) народом нависла прямая угроза исчезновения, если помнить о политике ополячивания, проводимую польской шляхтой. И только решение российской императрицы Екатерины Великой и стремительные действия русских войск под началом А.В. Суворова по разгрому польских мятежников защитили современные белорусские земли от рокового хода событий.

В отношении же поверженного неприятеля и мирных обывателей А.В. Суворов проявлял великодушие и заботу. Вот как звучал приказ по русским войскам, находившимся в Польше, от 22 августа 1794 года:

«Строжайше указывается всем господам полковым и батальонным начальникам внушить и толковать нижним чинам и рядовым, чтоб нигде при переходе местечек, деревень ни малейшего разорения не делать. К продовольствию войск съестное будет брато по учреждению.

И если военных поляков и вооруженных обывателей наказывать, то напротив того прибывающих спокойно щадить и нимало не обидеть. При вступлении в каждое местечко или селение впереди с казаками всегда ставить заслоны перед мельницами и хлебными хранилищами, чтобы нигде ничего не трогали и не разрушали».

И вспомним, как устроил резню в Варшаве Тадеуш Костюшко над русскими!

Третий поход

Сентябрь 1939 года, в результате которого произошло присоединение Западной Белоруссии к СССР.

Эти походы сыграли решающую роль в сохранении белорусским народом своей самобытности и общерусской сущности. Благодаря им Белая Русь/Беларусь вообще существует как таковая. Но вот официальная белорусская историография рассматривает эти события с польско-шляхетской точки зрения и, надо полагать, по этой причине они представляются в учебниках по истории в отрицательном свете, а подлинные причины и цели упомянутых военных кампаний искажаются.

Это в меньшей степени относится к освободительному походу Красной Армии в сентябре 1939 года, но и он едва ли не скрывается не только от учащихся, но и от широкой общественности. В результате большинство выпускников белорусских школ ничего не знает о событиях сентября 1939 года и их значении для судеб белорусского народа, не говоря о столь далёких временах, как восстание 1794 года.

БЕЛАРУСИ НАВЯЗЫВАЮТ ФАЛЬШИВЫХ ГЕРОЕВ

image5

Подведём некоторые итоги и сделаем выводы, исходя из вышеизложенного.

Начнём с того, что сам предводитель — Анджей Тадеуш Бонавентура Костюшко, потомственный польский шляхтич, родился на территории нынешней Брестской области Беларуси. Номинально это была территория Великого княжества Литовского (ВКЛ), на основании Люблинской унии 1569 года вместе с Польшей сформировавшего Речь Посполитую.

На деле же РП была польским государством, ВКЛ никакой самостоятельной роли не играло (об этом читайте нашу статью «Могилёвское восстание 1618 года — протест против религиозной экспансии» http://inance.ru/2016/10/mogilevskoe-vosstanie/).

Это не мешает современным фанатам Костюшко измышлять пропагандистские мифы, один замысловатее другого. Самый распространённый — миф о белорусском происхождении Костюшко. Раз родился на территории Беларуси, значит — белорус.

Шаткость такого довода более чем очевидна.

Второй миф — о литвинском происхождении Костюшко и, следовательно, литвинском характере самого восстания. Утверждается, будто он отождествлял себя с литвином, уроженцем ВКЛ, и поднял восстание, дабы возродить былую славу княжества, сбросив иго российского царя. Такой вывод делается на основании обращения Костюшко к местным жителям:

«Литва! Земляки и соотечественники мои… кто же я есть, как не литвин, земляк ваш, вами избранный?» (1. Емельянчык, У. Паланез для касінераў: (З падзей паўстання 1794 г. пад кiраўнiцтвам Т. Касцюшкi на Беларусi) / У. Емельянчык. – Мн., 1994.)

Заметки на полях

Кстати, с подобным обращением «К гражданам бывшего Великого княжества Литовского» в апреле 1919 года выступил другой польский «начальник» — Ю. Пилсудский. Этот господин также, бывало, называл себя литвином, поскольку родился на Виленщине.

Для белорусов эта «литвинская ностальгия» очередного польского «начальника» окончилась закрытием национальных школ и газет, арестами лидеров освободительного движения и массированной полонизацией (http://beldumka.belta.by/isfiles/000167_570557.pdf).

Необоснованность утверждений о литвинском самосознании Костюшко бросается в глаза. Никогда польские мятежники о восстановлении ВКЛ в прежних границах не помышляли. Для них ВКЛ было неотъемлемой частью Польши, и предоставлять ему какие-то субъектные права никто не собирался. Слова Костюшко о его литвинском происхождении были всего лишь пропагандистской уловкой.

Часть белорусской националистической публики популяризирует идею преемственности постсоветской Беларуси от ВКЛ, считая белорусов русифицированными литвинами, а Костюшко — борцом за восстановление литвинской государственности.

Литвинизм пока уступает по численности и раскрученности стандартному белорусскому национализму, но у него есть то, чего нет у белорусского национализма — идеологический потенциал в попытках полностью оторвать историю Беларуси от истории остальной Руси.

Корень «рус» есть в словах «Белоруссия», «белорусы», и отсутствует в словах «Литва», «литвины». Сторонники литвинизма силятся обосновать принадлежность белорусов/литвинов к балтийским народам, «привязать» их этническую историю к истории прибалтов, особенно литовцев, опровергая принадлежность белорусов/литвинов к славянскому племени. Кратко тезис литвинизма звучит так: белорусы — не русские и даже не славяне, белорусы — это балты-литвины.

Фигура Костюшко — удобный идеологический инструментарий как для белорусских националистов, так и для фантазёров-литвинистов. Каждый из них находит в польском повстанце то, что хочет найти.

Но есть ещё третья, и главная, сторона — Польша. Для поляков Костюшко — национальный герой универсального характера. Варшава проталкивает в массы легенду о том, будто мятеж 1794 года был братским союзом поляков, белорусов и литовцев против царской тирании. И при этом Варшава — одновременно — против присвоения Костюшко белорусскими националистами.

21 октября в Швейцарии чуть не дошло до дипломатического конфликта.

Действия польского посла Я. Кумаха вызваны тем, что Варшаве важно придать антироссийским выступлениям Костюшко универсальный и всечеловеческий характер, не позволить сузиться его фигуре до национал-местечкового размера. Иначе антироссийский идеологический заряд, содержащийся в биографии Костюшко, не будет использован полностью.

Варшава настаивает: он — национальный герой сразу и поляков, и белорусов, и литовцев, ибо сама историческая миссия польского народа — быть светочем для соседних народов, вести их навстречу европейской цивилизации. Из этого персонажа истории пытаются сегодня слепить символ борьбы с Русским миром. Не зря же одно из белорусских националистических изданий, возмущаясь действиями посла Я. Кумаха в Швейцарии, написало:

«Польский мир» не лучше русского».

Костюшко для них — воплощение устремлений западных евразийских окраин навстречу Европе.

Культ Костюшко неизбежно сопровождается истеричными нападками на его победителя – гениального русского полководца Александра Васильевича Суворова. Это он разнёс отряды Костюшко в пух и прах.

Сам мятежник был ранен, взят в плен, но затем помилован. Финансируемые Польшей националистические СМИ в Белоруссии, возвеличивая Костюшко, распространяют небылицы о том, будто суворовская армия утопила Белоруссию в крови, деревни сжигала, расправлялась с женщинами и детьми (http://beldumka.belta.by/isfiles/000167_570557.pdf , газета «Труд 7» 1.03.2007 г. «Тёмная история», статья «Храм-памятник вешателю Суворову» газета «Секретные исследования» №3 2007 г. — http://george-rooke.livejournal.com/90310.html, «Храм на крывi» Е.Онищенко (газета «Народная воля» 18.01.2007 г., а также:https://news.tut.by/society/385256.html, http://www.liveinternet.ru/users/batik_los/post293562953).

Но есть и противоположные мнения (http://ipolk.ru/blog/ratnoedelo/23658.html, http://beldumka.belta.by/isfiles/000167_570557.pdf, http://www.belvpo.com/ru/6871.html).

В учебнике по истории Суворов не выступает в качестве «палача белорусского народа». То есть учебник не формирует из генералиссимуса образ врага белорусов. Но, если Речь Посполитая представляется в учебнике как «своё» государство, учебник всё равно намекает на то, как нужно относиться к Суворову (http://museum.mykobrin.by/articles/115-formirovanie-obraza-vraga-iz-istoricheskih-personazhey-na-primere-lichnosti-avsuvorova.html).

Отсюда следующий посыл: суворовские училища надо переименовать, негоже носить белорусским военным учебным заведениям имена палачей белорусского народа.

В 2007 году суворовские училища удалось отстоять, но нападки не прекращаются и сегодня. Не произойдёт ли в Беларуси так, как на Украине, где Киевское военное суворовское училище в 1998 году переименовали в лицей имени гетмана-русофоба Ивана Богуна?

К сожалению, предпосылки к этому есть. С 2015 года на официальной странице Министерства обороны РБ Тадеуш Костюшко значится в рубрике «Наши герои». Вместе с ним там можно увидеть Януша Радзивилла, Яна Сапегу и прочих польских магнатов. Характерно, что генералиссимуса Суворова там нет, хотя именно его полководческий талант спас белорусов от тотальной полонизации. Ведь не секрет, что польские мятежники о процветании белорусской культуры заботиться и не думали.

Мятеж 1794 года был попыткой восстановить Речь Посполитую в границах «от моря до моря». Это был экспансионистский порыв, а не борьба за свободу Беларуси. Костюшко был искренним патриотом, но вовсе не Беларуси, а Речи Посполитой и, по мнению небольшой группы — литвы.

Преследованию подвергалось православное духовенство за отказ поддержать Костюшко. Учреждённый карательный орган (Депутация общественной безопасности) безжалостно карал инакомыслящих. Мятеж Костюшко был кровавой акцией, где полякам и не польскому населению была уготована разная судьба.

Костюшко — фигура символичная и знаковая для белорусской истории. Даже само его рождение и становление как личности символизирует трагедию белорусской шляхты, ополяченной, утратившей связь со своими народными корнями, забывшей обычаи, язык и веру своих предков.

Т. Костюшко умер в Швейцарии, той самой стране, где в 2010 году отмечали юбилей Альпийского похода А.В. Суворова. В маленьком европейском государстве уважительно относятся к двум выдающимся историческим персонажам: и русскому, и поляку.

Их память одинаково почитается и должным образом увековечена. Так не пора ли и белорусам перестать сталкивать этих двух великих людей (противопоставляя их между собой: Костюшко — герой, а Суворов — палач), тревожа их вечный покой, а начать относиться к ним как к символам нашей непростой и противоречивой истории. Тем более что на поле сражения два военачальника никогда не встречались, а вот места в Беларуси, связанные с их именами (Кобрин и Меречевщина), находятся так близко…

И очень важно, чтобы современные белорусы это понимали.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

image19

Почему и зачем возникла такая шумиха вокруг имени Тадеуша Костюшко?

До сих пор в войны за наследие Великого Княжества Литовского и Речи Посполитой играли — с разной степенью интенсивности — соседи Беларуси: Польша, Литва, местами Украина. Теперь на этот путь вступает и Беларусь: в поисках своего исторического прошлого, поскольку все государства — молодые.

Романтический национализм — естественный этап в европейской истории. В XIX и начале XX века многие государства — от Великобритании до России — переживали подъём национальных чувств, увлечение историей и собственной культурой.

Поскольку мы имеем дело с романтизмом, то речь шла не столько о вкрадчивом научном поиске, призванном разглядеть многогранные и противоречивые тени прошлого, сколько об идеализированном восхищении «славной стариной» — будь то викинги, «Песнь о Нибелунгах» или Куликовская битва.

Что Беларусь, что Польша этот этап в свое время полноценно не застали — после разделов Речи Посполитой такого государства вовсе не было. Так что теперь они догоняют историю, местами невольно возвращаясь к практикам позапрошлого века.

Беларусь на официальном уровне также стремится по-новому осмыслить свою историю и нащупать свои корни значительно глубже 1917 года.

Пример тому — героизация Тадеуша Костюшко и страсти по нему.

Конфликт с установкой памятника Костюшко показал, что Польша вовсе не собирается делиться с белорусами своей историей, а, значит, по мере «национализации» белорусского исторического мифа (Костюшко — национальный герой Беларуси) отношения между Варшавой и Минском всё чаще будут обостряться из-за разного видения прошлого.

Нечто подобное происходит сегодня в польско-украинских отношениях: принципиально разная оценка поляками и украинцами действий Украинской повстанческой армии (УПА) серьёзно омрачила отношения между некогда ближайшими союзниками.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Уважаемые читатели! Мнение автора может не совпадать с вашим.


ИАЦ

***



Источник.


  • 1
  • 1
?

Log in

No account? Create an account