мера1

ss69100


К чему стадам дары свободы...

Восстановление смыслов


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Римский клуб, юбилейный доклад. Вердикт: „Старый Мир обречен. Новый Мир неизбежен!”
мера1
ss69100


Руководители «Римского Клуба» и его ведущие эксперты пришли к однозначному выводу о неизбежности коренной смены парадигмы развития нашей цивилизации.

Жёсткая критика капитализма, неприятие финансовых спекуляций, отказ от материализма и упрощенного понимания мира, призыв к альтернативной экономике, «новому Просвещению», духовно-нравственному мировоззрению, единой планетарной гармоничной цивилизации – такова ныне повестка будущего развития, предлагаемая Римским Клубом.

В прошлом месяце Римский клуб представил новый доклад «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты», приуроченный к своему полувековому юбилею.

Потенциально, это один из важнейших документов нашего времени. Римский клуб остаётся основной площадкой, формулирующей повестку ответственного глобализма и устойчивого развития, и ориентиром для значительной части мировой элиты.

Хотя доклады от лица Клуба выпускаются регулярно — всего с 1968 их вышло более сорока — почти все они позиционируются как работы, адресованные Клубу и поддержанные им. «Come On!» второй за пятьдесят лет доклад, выражающий консолидированную позицию Клуба, так что его публикация довольно уникальное событие.

Юбилейный доклад написан двумя президентами Клуба — Эрнстом Вайцзеккером и Андерсом Вийкманом, при участии тридцати четырёх других членов. Содержание доклада может удивить читателя, не следящего за интеллектуальными тенденциями последних лет.


Прежние деления мало отражают реальность — многие идеи «Come On!» скорее найдут понимание у традиционалиста, чем у классического либерала, но многие другие вызовут протест у обоих.

Жёсткая критика капитализма, неприятие финансовых спекуляций, отказ от материализма и редукционизма, призыв к альтернативной экономике, «новому Просвещению», холистическому мировоззрению, планетарной цивилизации — такова повестка, предлагаемая Римским клубом.

Специфика доклада

Уже предисловие даёт понять, что этот доклад будет отличаться от предшествующих, а его главным вопросом станут «философские корни текущего состояния мира». Мир находится в опасности и спасение лежит в изменении мировоззрения.

Отправной точкой для авторов служит концепция «полного мира», предложенная американским экологом и экономистом Германом Дэйли. Человеческая цивилизация сформировалась в условиях «пустого мира» — мира неизведанных территорий и избытка ресурсов.

Превалирующие религии, политические идеологии, социальные институты, привычки мышления всё ещё коренятся в нём. В реальности же человечество вошло в «полный мир», заполненный до краёв, с весьма смутными перспективами дальнейшего расширения границ. Если и далее продолжать жить по правилам «пустого мира» коллапс не заставит долго ждать.

Доклад состоит из трёх частей: первая призвана продемонстрировать всю глубину нынешнего кризиса и тенденцию к его усугублению; вторая посвящена критике доминирующего мировоззрения и изложению альтернативной философии «нового Просвещения»; третья часть — практическим решениям.

Выражение «Come On» несёт два значения— «не пытайся меня обмануть» и «присоединяйся к нам».

Что происходит?

Авторы начинают с анализа текущей ситуации, которая не радует: планета деградирует, авторитаризм и фундаментализм на подъёме, спекулятивный капитал торжествует. Сегодняшний «кризис не циклический, но усиливающийся.

Он не ограничен природой вокруг нас, но включает социальный, политический, культурный, моральный кризис, кризис демократии, идеологий и капиталистической системы».

Похожее изображение

Кризис капитализма

Римский клуб полагает, что в восьмидесятых годах прошлого века произошло вырождение капитализма, основным источником прибыли в рамках которого стали финансовые спекуляции.

Это было одной из причин мирового финансового кризиса 2008-2009, но банкиры не только сохранили свои позиции, но и вышли победителями: «они сделали себя „слишком большими, чтобы проиграть“ — или чтобы отправиться в тюрьму».

Девяносто восемь процентов финансовых операций носят ныне спекулятивный характер. В оффшорных зонах спрятано от двадцать одного до тридцати двух триллионов долларов. «Представители корпораций, избегающих уплаты налогов, постоянно говорят, что не нарушают никаких законов.

Часто так и есть — значит нужно изменить законы» — утверждают авторы. Существует переизбыток капитала в фиктивных, но доходных сферах, в то время как направления, от которых зависит будущее планеты, испытывают дефицит средств. Учёные-экономисты не в состоянии увидеть проблему, так как по-прежнему склонны рассматривать экологический, финансовый и промышленный капитал как эквиваленты: «пока финансовый капитал увеличивается — всё хорошо».

Антропоцен

Мы живём в Антропоцен, геологическую эпоху, когда деятельность человека становится определяющей для планеты. В качестве иллюстрации: 97% массы позвоночных на Земле приходится на людей и скот; на всех остальных, от летучих мышей до слонов, приходится 3%.

Крупнейшей планетарной проблемой остаётся глобальное потепление. Клуб приветствует подписание Парижского соглашения, но указывает на разрыв между прописанными целями (не допустить повышения температуры более чем на два градуса) и принятыми государствами обязательствами, даже полное выполнение которых будет совершенно недостаточным для их достижений.

«Давайте будем честны: чтобы достичь целей Парижского соглашения, миру нужно пройти через быструю и фундаментальную трансформацию систем производства и потребления».

Среди других проблем доклад выделяет «шестое массовое вымирание» — стремительное сокращение фауны, непредвиденные последствия возникающих технологий и угрозу ядерного конфликта. Даже локальный конфликт (наиболее вероятный сценарий — между Индией и Пакистаном) с использованием ядерного оружия окажет воздействие на всю планете.

Авторы считают безумием стратегию гарантированного взаимного уничтожения, служащую оправданием для сохранения ядерных арсеналов, и призывают к новой стратегии «гарантированной планетарной безопасности и выживания».

Избыточное потребление

Если измерять в выбросах CO2 (избыток которого считается основной причиной глобального потепления), один процент самых богатых американцев генерирует триста восемнадцать тонн выбросов CO2 в год на человека, в то время как средний житель земли — шесть тонн (перепад в пятьдесят три раза раза).

Десять процентов самых богатых домохозяйств мира являются причиной сорока пяти процентов общего объёма выбросов. Они первыми должны перейти к устойчивым моделям жизнедеятельности.

Картинки по запросу кризис капитализма

Население, продовольствие, урбанизация

Среди всех предложений Римского клуба, больше всего критики вызывает его демографическая позиция. Клуб продолжает настаивать на необходимости максимального сокращения рождаемости и «благодарит страны, которые добились быстрого сокращения воспроизводства».

При этом доклад отмечает, что неверно сводить увеличение нагрузки на планету только с увеличением населения: с начала прошлого века население выросло пятикратно, но экономический оборот — в сорок раз, потребление топлива — в шестнадцать, вылов рыбы — в тридцать пять.

Имеет место глобальный сбой в распределении продовольствия. Восемьсот миллионов человек продолжают голодать, тогда как два миллиарда имеют лишний вес. Но вопрос не только в том, как производить достаточно еды для растущего населения, но и как не угробить в процессе планету. Наибольший экологический урон наносит животноводство; это роскошь, непозволительная в «полном мире».

Будущее человечества связано с городами. Двести лет назад существовал один город-миллионер — Лондон, сейчас таких три сотни, включая двадцать два с населением более десяти миллионов. Переезжая в города люди начинают потреблять в четыре раза больше ресурсов.

Территориально, экологический след городов намного превосходит занимаемую ими площадь: для среднего американского города с населением шестьсот пятьдесят тысяч он составляет тридцать тысяч квадратных километров (у индийского города аналогичного размера — в десять раз меньше).

Диджитализация и техноутопизм

Доклад обращает внимание на наличие у цифровой экономики тёмной стороны. Так, сервисы, наподобие Uber, и их пользователи не разделяют общих расходов (на используемую водителями городскую инфраструктуру и т.д.) — и в нынешнем виде не соответствуют критериям устойчивости.

Римский клуб осторожно относится к «экспоненциальным технологиям» и обещаниям техноутопистов, как Курцвейл и Диамандис. Есть реальная опасность неконтролируемого развития и неэтичного использования технологий и пока не ясно, как этого избежать.

Авторы согласны с экспертами, считающими, что «закон Мура» перестанет действовать в 2020-2025 гг., так что сингулярности не ожидается. Кроме того, обещания техноутопистов демотивируют людей: если технологии решат все проблемы, нет нужды в поиске сложных, комплексных решений, требующих изменения образа жизни.

Картинки по запросу кризис капитализма

ВВП — не показатель

Среди продуктов мышления «пустого мира», особое неприятие авторов вызывает ВВП. Этот показатель стал фактором, оказывающим постоянное воздействие на политические решения, но в его структуре заложено стремление к неограниченному росту. Он отражает траты, а не благополучие или субъективное счастье, и не видит блага, существующие вне рынка. Единственное, что измеряет ВВП — скорость, с которой деньги движутся в экономике.

Авторы отмечают парадоксальные случаи: разлив нефти увеличивает ВВП, из-за связанных с ним расходов на ликвидацию аварии, также как болезни, бедствия и несчастные случаи, даже если все они, очевидно, уменьшают благополучие.

Выращивание овощей на приусадебном участке не учитывается в ВВП, но их покупка в супермаркете — да. Самое печальное, этот показатель приобрёл такое влияние, что почти невозможно представить успешную политическую силу, заявляющую о желании уменьшить ВВП страны. Необходимые шаги требуют «иной политической и цивилизационной философии».

Новая философия

Вторая часть доклада, «Come On! Не цепляйся за устаревшую философию», посвящена мировоззрению. Она начинается с обсуждения экологической энциклики папы Франциска, в которой верно диагностированы проблемы современности. Затем авторы разбирают истоки и патологии современного мировоззрения, после чего описывают альтернативную философию «нового Просвещения».

«Философские ошибки»

Признавая, что мировоззрение, ответственное за текущие кризисы, имеет много источников, доклад отдельно останавливается на трёх — Адаме Смите, Дэвиде Рикардо и Чарльзе Дарвине, наследие каждого из из которых было неверно истолковано последователями.

Смит исходил из совпадения границ рынка, закона и морали: право и ценности должны быть фоном, на котором разворачиваются рыночные отношения; экономика ограничена более фундаментальными правилами — юридическими и нравственными. Мысль Смита никоим образом не поддерживает глобальный капитализм транснациональных корпораций.

Рикардо разработал теорию относительных преимуществ, использующуюся либеральными экономистами, ВТО и МВФ в качестве одного из основных аргументов для продвижения глобализации.

Но Рикардо исходил из неподвижности капитала и труда. В условиях свободного движения капитала, всегда выигрывает страна, имеющая абсолютное преимущество. Здесь авторы склонны встать на сторону национальных государств, которые с большей вероятностью будут заботиться об общем благе, чем транснациональные корпорации.

Обсуждая Дарвина, авторы напоминают, что конкуренция никогда не являлась для него единственным механизмом эволюции. Верно понятый дарвинизм подразумевает, что ограничение конкуренции и защита слабых видов — фундаментальные столпы эволюции.

При проекции на социальную реальность это значит, что «защита, до какой-то степени, локальных культур, специализаций, политики от подавляющей силы игроков мирового уровня можем помочь диверсификации, инновациям и эволюции».

Похожее изображение

Преодоление ошибок и «новое Просвещение»

На более фундаментальном уровне патологические черты современного мировоззрения связаны с доминированием редукционистского мышления и фрагментацией знания. «Редукционистская философия неадекватна не только для понимания живых систем, но и для преодоления трагедии разрушительного социального и экономического роста».

Авторы указывают на губительность перехода «от рассмотрения реальности как целого к её разделению на множество мелких фрагментов». Наивный реализм и материализм несостоятельны в философском плане и попросту неверны в научном.

Обращаясь к принципу неопределенности Гейзенберга и концепции комплементарности Бора, авторы напоминает, что «взаимодействие исследователя с его объектом — базовая составляющая акта познания».

В качестве альтернативы члены Римского клуба рассматривают визионерские прозрения Грегори Бейтсона, теорию аутопоэза Умберто Матураны и Франсиско Варелы, «системное видение жизни» Фритьофа Капры и Пьера Луиджи Луизи, феноменологическую «биологию чуда» Андреаса Вебера. Соглашаясь с Капрой, они находят возможным достижение согласия между религиозными и научными поисками.

И здесь мы подходим к ключевой точке докладе — идее «нового Просвещения», фундаментальной трансформации мышления, результатом которой должно стать целостное мировоззрение.

Гуманистическое, но свободное от антропоцентризма, открытое развитию, но ценящее устойчивость и заботящееся о будущем.

Наряду с комплементарностью, столпами «нового Просвещения» Римский клуб видит синергию — поиск мудрости, через примирение противоположностей, и баланс. Не претендуя на полноту списка, доклад выделяет несколько областей, в которых необходимо достичь баланса:


  • В отношениях между человеком и природой — устойчивое развитие, экологическое сознание

  • Между кратковременной и долговременной перспективой


  • Между скоростью и стабильностью — изменения и прогресс не должны восприниматься в качестве самоценности

  • Между индивидуальным и коллективным — признавая значение личной автономии — одного за важнейших завоеваний европейского Просвещения — Клуб призывает к балансу и учёту общего блага; в экономике это означает, что государство (общество) должно устанавливать правила для рынков, а не наоборот


  • Между женщинами и мужчинами — здесь авторы обращаются к работам Рианы Айслер, и отмечают, что баланс не означает механического уравнения — перемещения большего числа женщин на «мужские» позиции, скорее достижение баланса требует «изменения типологии функций»

  • Между равенством и справедливым вознаграждением — от государства требуется обеспечить механизмы, гарантирующие социальную справедливость


  • Похожее изображение

    Основываться на «связанности» — отношения были и будут сутью обучения; использование информационных технологий «ценно и эффективно только когда они способствуют связи между людьми». Образование должно «вызывать интерес, освобождать энергию и активно задействовать способности каждого студента учиться для самого себя и помогать учиться другим».


  • Фокусироваться на устойчивости — большая часть знаний, касающаяся экологии, взаимосвязанности систем и устойчивого развития, появилась недавно и ещё не стала частью общего культурного багажа; поэтому обучение новых поколений соответствующим дисциплинам и навыкам имеет принципиальное значение.


  • Исходить из плюрализма содержания. Клуб констатирует, что многие университет продвигают конкретные школы мысли, вместо того, чтобы «давать молодым умам весь спектр противоречивых и комплементарных перспектив».

    Сегодняшние студенты нуждаются в инклюзивном образовании, в котором одни формы знания дополняли бы другие, а не исключали и отвергали их. Культурное разнообразие также необходимо для социальной эволюции, как генетическое для биологической.


 Картинки=

***

«Come On!» — сильнейший текст, который я читал за последнее время. Это глубокий труд, над которым работали десятки ведущих мыслителей.

Не обязательно поддерживать Римский клуб или соглашаться с оценками, содержащимися в докладе, чтобы оценить значение этого документа.

Учитывая влияние Клуба и глубину экспертизы авторов, «Come On!» можно считать авторитетным выражением взглядов самой передовой части мировой интеллектуальной и политической элиты.

von Weizsaecker, E., Wijkman, A. Come On! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet. — Springer, 2018. — 220 p.



Weizsaecker, E., Wijkman, A.


***


Источник.


  • 1

ВСЕ ГОРАЗДО БАНАЛЬНЕЕ.

Опять мы заиграем по их постоянно меняющимся правилам.

Римский клуб может засунуть свое видение в задницу.
Единственное полезное дело, которое могут сделать члены Римского клуба - это сдохнуть.

П.С. В статье баг - она дважды продублирована, причем второй раз мелким шрифтом с многочисленными багами в виде непонятных ссылок.

Теги подправил, спасибо. Сказалась усталость, вызванная переездами)

Отказ от материализма- это как?
Трансцендентализм будут исповедовать?
Солипсизм?))))

Солипсизм и формализм давно являются их религией.

Объявляют "о заботе о будущих поколениях", а на самом деле никого кроме себя ценными не считают и плевать хотели на всех, поэтому и грабят всех - солипсизм.
Говорят что "дают свободу, права и демократию" - но всё это только формально на бумаге, а в реальности война, террор и хаос.

Мне это напоминает обсуждение дикарями устройства космического корабля.Обещано в апокалипсисе человечеству 1000лет мира,но не через этих остолопов .


(Анонимно)
Не можешь остановить - возглавь.

День танцуем до упаду, день работаем до упаду, день молимся до упаду, день читаем бредовые книжки, отдаем все произведенное дяде и никакого размножения это новогодний подарок анонимного общества массам.



Edited at 2017-12-25 22:41 (UTC)

Римский клуб

(Анонимно)
сборище технократов, которое не сделало НИ ОДНОГО серьёзного сбывшегося предсказания (вернее, научного расчёта будущего, т.к. они не "колдуны", которые "предсказывают"). Очевидно, так будет и в дальнейшем. Развитие общества ДИАЛЕКТИЧНО (тем не менее, технократические расчёты НЕОБХОДИМЫ), поэтому серьёзные предсказания НЕВОЗМОЖНЫ.

Автор поста

(Анонимно)
просто сторонник современной концепции "устойчивого развития". Но она давно ПРЕОДОЛЕНА МАРКСИЗМОМ. Движущей силой общественного развития является классовая борьба. И Дарвинизм ту НЕ ПРИ ЧЁМ. Дарвинизм описывает НЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ отношения классов, а отношения ЖИВОТНЫХ. Поэтому не применим к человеческому обществу. Исходя из этого, буржуазия ДОДАВИТ порабощённые классы до следующей войны и революции. Другой вопрос, - когда это случится и какие формы примет.

Марксизм ничего нигде не преодолел, а своей ненавистью к государству еще и явился причиной разрушения СССР, а именно своими заявлениями будто государство это якобы "аппарат насилия" и "паразит на народе", а не защитник и кормилец этого народа.

Нет ничего глупее идеи марксизма "о средствах производства как двигателях развития":

"Нам внушали, что злым и порочным человека делают низко-технологичные орудия труда и "гнёт тиранства". Как совершенно очевидно нам с высоты нынешнего опыта – и то и другое такой же абсурд, как трудовая теория стоимости Смита-Рикардо-Маркса.

Прогрессизм предлагает нам поверить, что дикарь, вооружённый лишь каменным топором, немедленно подобреет и облагородится – стоит только ему дать в руки автомат Калашникова и объяснить, как им пользоваться. Прогрессизм предлагает нам поверить, что варвар, гунн и вандал – незамедлительно превратится в добродетельного человека, если его с первобытной арбы пересадить на суперсовременный танк и обучить тригонометрии…

Безусловно, это нелепость. Технические средства, прикладные науки – потому и технические, и прикладные, что усиливают собой без различия: доброту добрых, и злобу злых.

Может ли прекрасное техническое образование помочь переделать злодея в благодетеля? Нет: чем лучше техническое образование злодея, тем больше оно поможет ему именно в качестве злодея, для его злодейств. Утверждая обратное – марксизм утверждает нелепость.
http://economicsandwe.com/AF139B176165ABA5/


И не существует НИКАКОЙ БОРЬБЫ КЛАССОВ. И классовая борьба не является движущей силой развития общества - чушь полная.
"Получается нелепость: чем жёстче, непримиримее, отчаяннее грызня и ненависть между людьми, тем быстрее, якобы, идёт развитие материальных и духовных сил цивилизации!
По этой логике, очевидно, на самых высоких ступенях прогресса должна разразится самая ожесточённая гражданская война и резня без границ…"

Вопросы деградации производительных сил[3] через дегенеративные революционные потрясения (в нашей терминологии "некролюции", по В.Л.Авагяну) марксизмом не рассматривались.

Цивилизация представлялась марксистам штукой абсолютно прочной, неспособной рассыпаться от стрельбы на улицах и баррикад с конвентами и гильотинами.
http://economicsandwe.com/49D66A769685B994/

Именно, (Анонимно) Развернуть
Ну, (Анонимно) Развернуть
Вы занялись (Анонимно) Развернуть
Всё новое - хорошо забытое старое (с)

Всё хорошо, что хорошо кончается.

I.Asimov

(Анонимно)
... читаю все это не могу избавиться от неуходящего ощущения déjà vu что все это уже где то слышал - вспомнил, книги Азимова периода 60-70 годов. Как по нотам.

Азимов

(Анонимно)
всего лишь писатель, играющий на чувствах и эмоциях. Сошлитесь ещё на Солженицына, и у вас опять появится дежавю. Здесь речь идет о НАУКЕ.

Re: Азимов (Анонимно) Развернуть
Re: Азимов (Анонимно) Развернуть
Да, (Анонимно) Развернуть
Re: Азимов (Анонимно) Развернуть
Вы угадали, (Анонимно) Развернуть

(Анонимно)
https://radiovesti.ru/brand/61007/episode/1634850/#

Вызовы, озвученные в новом докладе Римского клуба, комментирует директор Института опережающих исследований Юрий Громыко.

есть пара вопросов

"Так, сервисы, наподобие Uber, и их пользователи не разделяют общих расходов (на используемую водителями городскую инфраструктуру и т.д.) — и в нынешнем виде не соответствуют критериям устойчивости."
Водители платят за используемую инфраструктуру налоги. В нашем случае - это транспортный налог и акциз на топливо и СМ. Если траты на инфраструктуру больше объема налогов - то это проблема не убера, а налоговой системы государства. У нас в РФ, например, объем "недоплаты" очень существенный.
"Он отражает траты, а не благополучие или субъективное счастье, и не видит блага, существующие вне рынка. Единственное, что измеряет ВВП — скорость, с которой деньги движутся в экономике." Разве не существуют ИРЧП и прочее? Вроде да, они учитываю все объективные факторы и блага. Фразы о "повышении качества жизни" тоже всегда в политической повестке. Хотя, конечно объем ВВП пока ставится во главу угла.
Прямо захотелось прочитать этот отрывок: "разлив нефти увеличивает ВВП, из-за связанных с ним расходов на ликвидацию аварии". Затраты на разлив нефти не берутся из неоткуда, а канибализируют другие расходы. Так что звучит сомнительно.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account