ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

«Найденная рукопись _ фрагменты»_1

Пару лет назад мне довелось поучаствовать в мозговых штурмах одного проекта, посвящённого методологии восстановления истории и собственно процессу познанию того, как она протекала.

Кстати, большую помощь в более чётком осмыслении поставленной задачи, а также поиску подходов к её решению в порядке многочасовой консультации оказал М.В. Величко, один из авторов ВП СССР. Ещё раз, огромная благодарность, Михаил Викторович!

На этой консультации, которая развернулась во время обстоятельного посещения Русского музея, мы втроём, в т.ч. с коллегой под псевдонимом "Антимрак", много говорили о том, каким должно быть познание вообще и познание истории в частности. И в последующем мозговые штурмы протекали с учётом выданных Величко идей.

Из того коллективного творчества долгими окольными путями появилась  работа "Антимрака"; надеюсь, она многим будет интересна.

"Антимрак", в числе прочего, изучает вопросы, связанные с достоверностью информации, её надёжностью.

И если, например, И.С. Ашманов, также являясь специалистом по вопросам информации, занимается скорее её оцифровкой, анализом статистики с ней связанной, то "Антимрак" подходит к изучению природы и свойств информации с другой стороны - через процессы познания. Т.е. изучает когнитивную сторону одной из трёх основополагающих ипостасей (Материя, Информация, Мера) Мiроздания: информации.

Хочется надеяться, что предлагаемые эссе за авторством Антимрак будут интересны и полезны подавляющему большинству читателей. Первоначально они публикуются в её блоге под псевдонимом antimrak.

*
«Найденная рукопись _ фрагменты»_1

Дневник изслҌдователя
Часть 1

05.05.2017. Праздничные майские дни предполагали какой-то хотя бы номинальный труд: решил помочь Андрхе разгребаться на свежекупленной даче. На чердаке дачного домика нашли странную рукопись. Не старая, похожа на черновик книги. Название утеряно, первые страницы тоже.
Мираж понимания

Вспомнил, как я нашел свой старый дневник. Точнее конспект. Ни даты, ни указаний, что это я такое читал раньше. А тут такое богатство: столько цитат и ссылок и с указанием источников!

Начал читать. Зачитался.

Некоторые мысли понравились, даже законспектировал:

«Все чаще появляется ощущение, что мы живем в вымышленной реальности. Причем вымыслы, которые нас сопровождают, самые различные.

В них переплетаются фрагменты из забытых школьных учебников, новые «открытия» историков, альтернативные версии возможного протекания прошлого, новые «откровения» познавших истину прошлого, идеологические нововведения и «великие миссии» борьбы с прошлым.

Можно ли чему-то верить? Что есть правда, что есть ложь? Вопросов очень много, и на самом деле ответов на них нет. Зато есть вымыслы всех мастей и статей. Вымыслы, которые формируют вымышленные реальности. Мир напоминает библиотеку Борхеса, в нем собрана вся информация и вся дезинформация. Причем без маркировки: что есть что …

В вымышленной реальности стабильно предвидеть невозможно. Все вымысел и нет опоры для осуществления какого-либо прогноза. Можно угадать, но не предвидеть. Отсюда и гадания на кофейной гуще экспертов о войне/мире, долларе/рубле, нефти/золоте и прочая и подобная в контексте прямо противоположных прогнозов...

Для того, чтобы научиться Знать, необходимо для начала научиться Не знать.
Не знать – это забыть то, что знал. Конечно, может повезти и буквально пару-тройку дней провалялся в забытьи, и если выжил – то, как правило, забыл многое даже без обширной амнезии.

Ну, а если не выжил – то так получилось. Риски велики при таком подходе. Есть варианты и менее рискованные: сознательная деконструкция того, что знал. Ведь и не жалко с этим проститься – в большей мере все это выдумки разных людей, времен, эпох.

Сознательная деконструкция – это своеобразный результат работы с информацией, который при интерпретации предполагает наличие передающего и принимающего звена, наличие определенного кода и канала передачи информации, а также подразумевает участие внутреннего и внешнего контекста при создании послания.

В помощь метод ментального эксперимента «инфоведение»: своеобразное путешествие в мир неясной и зыбкой информации. Не факт, что это путешествие получиться на 100%, но попробовать стоит…

Разобраться с различными процессами Познания человек может только при наличии собственного внутреннего запроса «хочу знать, хочу понимать».

Собственно это лишь первое необходимое условие для начала движения по пути деконструкции вымышленных миров, а значит и по Пути Познания. И это условие совершенно недостаточное, чтобы добраться в точку удовлетворяющего Познания.

Туда придется следовать рука об руку с дисциплиной и различными ограничениями, с распознаванием собственных ошибок и заблуждений (что скажется на собственном самомнении), с внутренней целеустремленностью (можно читать: упертостью) и желанием понять тот мир, что окружает человека.

По сути, придется реально штудировать массивы новой информации, упорно искать новые источники сведений, пробираться тонкими тропинками осмысления к новым и новым формам понимания исследуемого объекта.

Познающему придется подружиться и с глубоким разочарованием: один неосторожно найденный факт и выстроенная, и вымученная структура доказательств может обрушиться и придавить самомнение плитой утраченных иллюзий».



08.05.2017. Думаю о найденной рукописи. Буду разбираться. Жалко, что не хватает частей текста, некоторые схемы сделаны явно вчерне. Взялся за первую главу, точнее ее части.

Выписал пару идей:

«Познание можно рассматривать как сложный процесс перехода от незнания к знанию. Можно утверждать, что Познание – это активный процесс разрушения незнания. Любое разрушение – это пыль и грязь, это груды ненужного хлама, это расставание со всем, что утратило смысл, новизну, актуальность…

На первом этапе – это определенная деконструкция того, что уже знал и во что верил…

Описаний перехода от незнания к знанию за историю человеческого постижения мира накопилось не мало. При этом почти каждый новый подход критиковал и в значительной мере отрицал предыдущие наработки.

Пока суть да дело, процессы познания развивались подобно качанию маятника из стороны в сторону: от констатации факта непознаваемости мира и до утверждения о возможности полной познаваемости бытия на базе неких законов, которые формулировались достаточно произвольно и признавались истинными для различных групп объектов.

Такие оппозиционные взаимоотношения между методами познания позволяли с легкость отрицать значимые пласты знаний, а значит, и забывать их со временем».



Вот нравится мне эта деконструкция. Явно. Да и инфоведение симпатично смотрится. И вопросов накопилось в миру пруд пруди, которым бы эта самая деконструкция не помешала от слова «совсем». И Петр I, и Тартария, и потоп, да, и вопросов нашего ближайшего прошлого не мало: был человек на Луне или не был, кем был ХХХ_список_ ХХХ врагом или гением, кто отравил/сбил/попал в катастрофу и прочая и подобная.

Выписал еще пару идей:

«Метод ментального эксперимента инфоведение разрабатывается в соответствии с «принципом пересмотра» [термин Ф. Гонсета], из которого следует, что любая истина, которая даже кажется весьма достоверной и сотни раз изученной, должна оставаться, однако, «открытой» для переосмысления и уточнения в свете возможного появления новой информации об этом событии.

Собственно ранее об этом толковал преподобный Томас Байес, показывая зависимость увеличения нашего понимания изучаемого объекта в свете новых сведений об этом объекте.

Исходя из этих предпосылок, инфоведение позволяет себе пересмотреть некоторые подходы метода познания и иначе скомпоновать этапы этой деятельности для улучшения стратегии исследовательских процессов.

Важной составляющей метода инфоведение является понимание, что любое познание начинается, прежде всего, с пересмотра собственных знаний об исследуемом объекте: со своеобразной инвентаризации информации, которой человек уже обладает.

Это формирование нового качества «внимания» к уже знакомым деталям и поиску новых фрагментов понимания. Это и этап воспитания усердия в поиске нового знания, который в какой-то момент позволит вскрикнуть: «Эврика! Я нашел!»

Еще одной составляющей инфоведения является развитие навыка человека размышлять о том, как он думает, как формируются его мысли».



Весьма любопытной видится трактовка составляющих слова «инфоведение»

«Инфо – сокращенно от слова «информация». Значение слова информация изменялось во времени.

Так, например, слово informatio в источниках [по Dictionnaire Gaffiot, 1934 Félix Gaffiot] имеет значение: рисунок, эскиз.

Второе значение: идея, восприятие; идея, выраженная образом слова.

Третье значение: объяснение словами, смысл слов через этимологию.

В целом же источники дают множество различных трактовок этого слова: это и зародыш, и что-то бесформенное, и процесс формирования и образования, и идея, и запись, и знак, и код, и к тому же совокупность сведений.

Кроме всего прочего, это не материя и не энергия, то есть то, что вне формы (in-forme).

По своей сути, информация представляет собой организационное взаимодействие отображений (того, что не в форме).

Слово «ведение» происходит от глагола «ведать» - вѣдѣти (др.рус). Слово вѣдѣние имеет значение: «знание».

Вопросы поиска знаний, ведение истиной – это вопросы, связанные с гносеологией, логикой, методологией, исторической объективностью, взаимной связностью исторических фактов и источниковедением.

Инфоведение – это системный метод исследования информационных «следов», оставленных деятельностью людей во времени.

Инфоведение предоставляет методологию исследования информации (то есть того, что вне формы, что отображено) о прошедших событиях с целью формирования массива проверяемых знаний. И рассматривает каждый информационный «след», как некое послание, которое было передано в какой-то момент времени с какой-то территории и дошло до конкретного человека, который его исследует в контексте других сообщений этого периода и во взаимосвязях с другими сообщениями об объекте исследования».

«Под методом „инфоведение” подразумевается определенный стратегически обоснованный способ изучения информации о каких-либо явлениях и событиях, это своеобразная дисциплина ума и сознательные целенаправленные усилия человека, предполагающие поиск знаний и понимания. Это своеобразная схватка с информацией, своеобразное инфо-штудирование, направление на поиск новых смыслов».



Тут, конечно, все верно: со смыслами совсем беда приключилась. Все скоротечно и Познание стало быстрым продуктом: по верхам пробежал название заголовков и типа все понял.

Хотя так не бывает. Необходим ряд усилий для постижения мира, для постижения смысла. И эти усилия могут растянуться на месяцы и годы.

В этих поисках смыслов могут и должны быть промежуточные точки отчета, и процесс Познания – он как ремонт – закончить его невозможно. Можно лишь приостановить, выдохнуть, съесть «Мишку на Севере» и с новыми силами приступить к следующему этапу инфо-штудирования.

Эх, все ведь просто, но времени нет, а информация прибывает. И так из дня в день.


(Продолжение следует.)

***

Tags: Антимрак, информационная, познание, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments