ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

Беловодье или Откуда в Китае русские

Ты, большая мышь, жадна
Моего не ешь зерна
Мы трудились целый год
Нет твоих о нас забот

Мы трудились – ты б хоть раз
Кинуть взгляд могла на нас
Мы трудились столько лет –
От тебя пощады нет

Кинем мы твои поля
Есть счастливая страна
В той стране, в краю чужом
Мы найдем наш новый дом[1]


Староверы-странники

Значительная часть населения России отвергла церковную реформу XVII века. Политика Петра углубила разрыв между правительством и русским народом. "Старообрядцы утверждают что правительство со времен Петра теснит будто бы Русскую жизнь, преследует будто бы Русские обычаи и заводит иноземные, не знает будто бы Руси, её духа, её путей, меряет будто бы Русский народ на иноземный аршин и применяет будто бы к народному быту учреждения и постановления немецкие" (И.С. Аксаков, 1851 г).

Во второй половине XVIII века среди староверов возникло течение странников, или бегунов. Странники отрицательно относились к государственным учреждениям Российской империи - судам, армии, полиции; осуждали раздачу властями земли в собственность; критиковали крепостное "право"; считали российского царя и никонианскую церковь воплощениями Антихриста.


"Когда император запретил отлучку крепостных с мест жительства тогда седмиглавый змей (антихрист) и воцарился на земле. Орёл Российской Империи держит не скипетр и державу, крестами увенчанных, как было во времена благочестия, а змей антихристовых".

Они отказались подчиниться установившемуся в Российской империи эксплуататорскому и аморальному социальному порядку и призвали к бегству от него.

"Самое большое преступление – житие, согласное с мыслью антихриста". "Специфику страннического вероучения определяла проповедь побега из мира антихриста (под которым подразумевалось российское государство и общество)… бегство из мира, в котором неистинная, ложная церковь освящает социальное зло - обязательство человека и основное средство противодействия социальному злу".

Странники не платили подати, не работали на помещиков, не служили в армии, не ходили в церковь, не имели недвижимого имущества, постоянного места проживания; уничтожали государственные паспорта, писали свои пародийные; при поимке сказывались не помнящими родства.

Некоторые не принимали реформы 1861 года, другие избегали любых предметов, изготовленных антихристом; например, применяли вместо свечей лучины, третьи попытались ввести общее пользование имуществом.

Пути противодействия, несотрудничества с властями были различными, общей была только решимость, с которой странники отказывались подчиниться, казалось бы, всеохватывающему государственному аппарату насилия. "Победа над антихристом заключалась в том, что странник не давал покорить себя, не становится частью антихристова мира".

Длительное существование в полицейском государстве целого общества беспаспортных людей было возможно потому, что бегуны были разделены на два разряда: странники и странноприимцы. Странники - это люди, совершенно отказавшиеся от мирских связей, не имеющие ни имущества, ни крова, а странноприимцы - это значительная часть бегунов, которая находилась в положении как бы оглашенных. Они не прерывали окончательно связи с миром.

В домах таких странноприимцев были оборудованы специальные тайники для укрытия странников. В случае болезни странноприимца или другого опасного обстоятельства странники крестили его, и если он выживал, то должен был оставить дом, имущество и уйти странствовать.

Власти, нуждавшиеся в солдатах и землепашцах, резко отрицательно отреагировали на появление бегунов. "В 1850 году о существовании странников узнало правительство, тотчас же начавшее против них массовые репрессии… разгромили основные бегунские центры, большое количество странников было арестовано"[2].
Отношение помещиков к странникам было аналогичным.

"В то время ходили слухи о секте бегунов, которая переходила из деревни в деревню, взыскуя вышнего града и скрываясь от властей. Помещики называли эту секту "пакостною", так как одним из её догматов было непризнание господской власти" (Салтыков-Щедрин). Бегунов- странников заметила и осудила государственная церковь. "Вреднейшая секта странников… их учение не только противно учению православной церкви, но и отвергает верховную власть" (м. Филарет).

Беловодье

В XIX веке в России, особенно среди староверов, распространилась легенда о Беловодье – стране, расположенной далеко на Востоке, где живут русские люди старой веры, где нет царя, чиновников, помещиков.

О пути в Беловодье и жизни там рассказывалось в рукописи якобы побывавшего в этой стране Марка Топозерского.

"От Москвы на Казань, от Казани на Екатеринбург, и на Томск и на Барнаул… вверх по реки Катуни… там есть места, где скрыться от антихристовой руки, есть и люди, которые проводят дальше… Проход в Апонское царство Китайским государством, сорок четыре дня ходу, через Буран-реку… Приходящих из Руси перекрещивают первым чином.

Говорят: "Все вы осквернились от великого зверя антихриста, сказано ведь: изойдите от среды нечестивых"... В тамошнем месте воровства не бывает, светского суда не имеют. Деревья там – как высокие горы, всякие земные плоды в изобилии. Войны ни с кем не имеют. Там антихрист не может быть и не будет… Землю ту только те могут достичь, что имеют ревностное желание не вернуться".

Легенду о Беловодье упоминали русские путешественники по Востоку.

"На Алтае было распространено поверье о стране Беловодье, которая лежит за морем, там живут православные русские люди"; (Г. Потанин). "Через Кокуши горы. Через Богогорше. Через Ергор по особому ходу. А кто пути не знает, пропадёт в озерах или степях. Бывает, что и беловодские люди выходят. Все знают о Беловодье" (Н. Рерих, "Алтай-Гималаи").

Поиски Беловодья староверами изображали в своих романах писатели.

"Шесть дней мы в Лаврентьевской обители пожили, а потом пошли всемером к Беловодью. Дошли в Сибири до реки Катуни и нашли там христолюбивых странноприимцев, что русских людей за Камень и в Китайское царство переводят. Там множество пещер тайных, в них странники привитают, а немного подале стоят снеговые горы, верст за триста, если не боле, их видно…

Шли мы через великую степь Китайским государством сорок и четыре дня кряду. Но дошли мы таки до Беловодья. Стоит там глубокое озеро да большое, ровно море какое, а зовут то озеро Лопонским и течет от него на запад река Беловодье. На том озере большие острова есть, и живут на тех островах русские люди старой веры
"[3].

"Житие, согласное с антихристовыми слугами, человека убивает… спасение в бегстве. От зверя антихриста, от властей его, от соблазнов. Путь тот в Беловодскую страну ведет. Слугам антихристовым дорога туда заказана. Барам да чиновникам и близко не подойти. Но если поколеблешься в вере, то Беловодская справедливая земля туманом закроется, в пустыне очутишься".

Русские крестьяне не раз отправлялись на поиски Беловодья.

"Нет правды на земле, но правды нет и выше…"

В 1860-х годах группа староверов попыталась обосновалась в Китае, близ Лоб-нора (монг. Белое озеро), сочтя это место за Беловодье. Н.М. Пржевальский, побывавший в этих краях, рассказал об их судьбе: "Через год после их прибытия явился из Туркестана по приказу китайского губернатора князь лобнорцев и разорил поселение староверов. Китайцы сожгли их дома и жителей избили. Лишь четыре семьи ушли на Сачжеу"….

"Он знал, что никакого Беловодского царства нет, ни за Бухтармой, ни на Алтае. Не раз он встречал в своих странствиях по Алтаю и за его пределами русских людей, искавших Беловодскую землю. Одни погибали в пустыне, других захватывали в плен и продавали в рабство, третьи оставались в верховьях Бухтармы, основывали селения и никого в них не пускали"[4].

"Странники полагали, что деятельность Петра сделала фактом наступление антихристова царства в России, в других странах уже давно воцарился антихрист. Доказывая, что в мире царствует антихрист, странники утверждали, в сущности, что социальное зло неисправимо".



[1] Книга Песен", Китай, –I тыс., фрагмент.

[2] Мальцев А.И. "Староверы-странники в XVIII - 1 половине XIX вв., 1994 г.

[3] Мельников (Печерский) П.И., "В лесах", 1897 г.

[4] Утков В.Г. "В поисках Беловодья", 1977 г.


***


Источник.

Tags: Китай, Россия, вера, власть, история, религия, русский, старообрядцы, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment