?

Log in

No account? Create an account
мера1

ss69100


К чему стадам дары свободы...

Восстановление смыслов


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Музей истории Великой Отечественной войны Белоруссии как факел истины
мера1
ss69100

Сегодня Музей истории Великой Отечественной войны в Минске, расположенный рядом с парком Победы, является уникальным и самым крупным в Республике Беларусь хранилищем реликвий военного периода 1941 — 1945 годов.

30 сентября 1943 года, через неделю после освобождения первого белорусского райцентра, бюро ЦК КП(б)Б рассмотрело вопрос «О создании музея по истории борьбы белорусского народа с немецко-фашистскими оккупантами в Великую Отечественную войну».

26 сентября 1944 года из Москвы в Минск привезли выставку «Белоруссия живёт» и экспозицию белорусских художников, посвящённую 25-летию БССР, которая работала в Третьяковской галерее. Музейное собрание насчитывало уже более 10 тысяч военно-исторических реликвий.

От бывших партизан, подпольщиков, фронтовиков поступали всё новые и новые материалы. Музей официально был открыт 22 октября 1944 года.


Экспозиция состояла из двух разделов — «Вооружение белорусских партизан» и «Большевистская печать Белоруссии в дни Великой Отечественной войны». В них было собрано 1260 экспонатов. Лишь спустя десятилетия подобные музеи появились в Киеве (1974 год) и Москве (1995 год).

Здесь выставлены подлинные документы и предметы, каждый из которых — это напоминание о тяжёлых временах фашистской оккупации, которые невозможно ни забыть, ни вычеркнуть из нашей памяти. Да и архитектура здания представляется очень символичной: глядя на его колонны и наклонные стены, трудно порой отделаться от впечатления, что оно падающее, будто повреждённое вражеским налётом.

И сам музей истории Великой Отечественной войны, и выставленные в нём экспонаты выглядят очень реалистично, возвращая нас в то далёкое, но героическое прошлое и давая пищу для ума и сердца. Побывав в этом интересном и познавательно месте, нельзя не почувствовать огромную гордость за советский народ, победивший в самой страшной в истории человечества войне.

Деятельность Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны — именно так он называется официально — трудно переоценить с точки зрения военно-патриотического воспитания молодёжи, ведь время всё дальше отдаляет нас от ужасов того лихолетья, всё меньше остаётся с нами его живых свидетелей.

И такие сокровищницы истории как раз и призваны сохранять в памяти нынешних и будущих поколений бессмертный подвиг героев: наши дети и внуки всегда должны помнить, кто завоевал для них мирное небо над головой. Об истории создания музея и его роли в деле военно-патриотического воспитания подрастающих поколений в нашей статье.

Практически во всех материалах, посвящённых Белорусскому государственному музею истории Великой Отечественной войны, отмечается, что это первый в СССР музей такого рода. Первенство доказанное и сомневаться не приходится. Но в чём причина такой эксклюзивности?

Из истории музея

В августе 1941 года вся территория Белоруссии была занята немецко-фашистскими войсками. Центральный комитет республиканской компартии большевиков (ЦК КП(б)Б) вынужденно перебрался в Москву.

Он в июне 1942-го и принимает решение о создании комиссии, которая бы вела сбор документов и материалов военного времени.

Обратите внимание: война только началась, враг наступал, но даже в такой тяжелейшей ситуации ни у кого не возникало сомнений в том, за кем будет победа. А это значило, что составлять летопись ВОВ нужно уже сейчас, чтобы потом не было поздно.

Комиссия, председателем которой назначили секретаря ЦК КП(б)Б по пропаганде Тимофея Сазоновича Горбунова, формировалась из высокопоставленных партийных и государственных деятелей.

В её состав вошли заместитель председателя Совнаркома БССР Иван Ануфриевич Крупеня, народный комиссар просвещения Евдокия Ильинична Уралова, секретарь ЦК Владимир Никифорович Малин, председатель правления Союза писателей республики Михаил Тихонович Лыньков, второй секретарь ЦК ЛКСМ Белоруссии Сергей Осипович Притыцкий и другие.

Вскоре был назначен ответственный секретарь комиссии, им стал Василий Демьянович Стальнов (настоящая фамилия — Пархимович), впоследствии занявший кресло первого директора музея.

В первые полгода комиссия работала очень напряжённо. Был собран уникальный материал, который потом распределили по двум основным тематическим категориям, а именно — вероломному вторжению германского фашизма в пределы Советского Союза и героической борьбе трудящихся с гитлеровскими захватчиками.

Огромным подспорьем в сборе первых экспонатов стали успехи Красной Армии зимой 1941—1942 годов. Тесня врага, они сформировали на линии фронта между населёнными пунктами Велиж и Усвяты разрыв в 40 километров, который вошёл в историю под названием «Витебские ворота». Если бы не эта своего рода «буферная зона», неизвестно, как могла сложиться исследовательская работа на оккупированной территории.

Первая выставка — она называлась «Белоруссия живёт, Белоруссия борется, Белоруссия была и будет советской» — открылась в Государственном историческом музее (ГИМ) на Красной площади Москвы в первых числах ноября 1942 года. Экспонатов было немного, всего 313 единиц, но зато какие!

Взору посетителей предстали подлинные документы, вещи, фотографии и даже литературные произведения. Возглавляла выставку Елена Васильевна Аладова, работавшая до войны директором Минской картинной галереи и ставшая в будущем создателем Национального художественного музея Беларуси. В московском ГИМе экспонаты выставлялись вплоть до августа 1944 года.

После освобождения БССР от фашистов всю выставку перевезли в Минск. Она-то и стала по существу первой основной экспозицией музея Великой Отечественной войны, решение о создании которого принималось на Бюро республиканского ЦК ещё 30 сентября 1943 года.

О том, какое значение открытию музея придавало руководство Белоруссии и лично председатель Совнаркома Пантелеймон Кондратьевич Пономаренко, говорит тот факт, что под него выделили Дом профсоюзов — одно из немногих уцелевших зданий в разрушенном на 85% городе. Оно располагалось на площади Свободы.

Здесь располагался музей в 1944 г. Фото из экспозиций музея.
Здесь располагался музей в 1944 г. Фото из экспозиций музея.


Официальное открытие Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны состоялось 22 октября 1944 года.

открытие Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны состоялось 22 октября 1944 года

В январе 1966-го он справил «новоселье», перейдя в помещения по Ленинскому проспекту, 25-а (ныне проспект Независимости).

Музей истории Великой Отечественной войны. открытка, 1967 г. Фото А. и М. Ананьиных
Музей истории Великой Отечественной войны. открытка, 1967 г. Фото А. и М. Ананьиных


Первоначально посетители могли знакомиться лишь с двумя экспозициями — посвящёнными экипировке местных партизан и подпольной белорусской печати в период оккупации.

Собственно оружейная часть музея ВОВ была поделена на три раздела. Их посвятили, соответственно, использовавшимся партизанами трофейным образцам, оружию, проникавшему через линию фронта, и вооружениям, которые изготавливались кустарным способом, то есть являвшимся самодельными.

Особенно примечательным был один поистине эксклюзивный экземпляр: чтобы его сделать, в ход пошли велосипедная рама, обод бочки, детали сбитого вражеского бомбардировщика и даже… коровьи рога.

Музей Отечественной войны. 2 окт. 2008 г. Фото Воложинского В.Г.
Музей Отечественной войны. 2 окт. 2008 г. Фото Воложинского В.Г.



Музей ВОВ в Минске в наши дни

Беларусь — единственная из бывших советских республик, которая День независимости отмечает не в дату принятия соответствующей декларации о суверенитете.

Главный праздник белорусской государственности приходится на 3 июля — день, когда в 1944 году в ходе операции под кодовым названием «Багратион» произошло освобождение Минска (читайте нашу статью «День независимости или День Республики Беларусь — день освобождения»).

День независимости Беларуси

И вот спустя семьдесят лет, к этой героической дате приурочили очередное «новоселье» музея Великой Отечественной войны. Решение об этом было принято по инициативе президента страны Александра Григорьевича Лукашенко.

Новое здание построили в знаковом месте столицы — на площади Героев. Рядом располагаются парково-музейный комплекс «Победа» и обелиск «Минск — город-герой». С последним музей объединён в единый архитектурный ансамбль.

Новый музей ВОВ, Минск, открыт в 2014 году

Новый музей ВОВ, Минск, открыт в 2014 году


Интересен своим архитектурным исполнением главный фасад: он имеет вид лучей (всего их 11), олицетворяющих салют Победы, одновременно напоминая о трагических днях оккупации столицы, которых было 1100. На каждом из них можно видеть скульптурные рельефы, отражающие памятные военные события.

Здание объединяет четыре основных блока, и в этом тоже ощущается свой символизм: столько лет длилась война, и ровно столько фронтов участвовало в освобождении Белоруссии.

Об истории Великой Отечественной рассказывает свыше 8 тысяч экспонатов, которые занимают площадь 4200 кв. м. В целом в музейном фонде насчитывается примерно 145 тысяч уникальных раритетов. Часть из них, как уже было сказано выше, была собрана на территории самой БССР.

Другая часть попала в коллекцию в ходе освобождения Восточной Европы и Германии. Немало экспонатов поступило уже в мирное время, которые официально были переданы посольствами различных государств.


Обзорная экскурсия по музею истории ВОВ

В образном и объёмно-планировочном отношении главная роль отводится центральному фасаду здания, решённому в виде символического фасада Победы, в символических лучах которого отражены наиболее знаковые события времен войны: начиная от обороны Брестской крепости и заканчивая водружением знамени Победы над Рейхстагом.

Обзорная экскурсия по музею истории ВОВ в Беларуси

Экспозиционная площадь нового сооружения составляет 4200 квадратных метров, количество экспозиционных материалов — свыше 8 тысяч музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

Новые экспозиции Музея войны размещены в 10 залах. Только в зале «Дорога войны» можно увидеть 16 единиц крупногабаритной боевой техники и вооружения (танки, самолёты, гаубицы). В экспозициях реализованы всевозможные мультимедийные технологии подачи традиционного музейного материала.

Создан современный визуальный экспозиционный контент с использованием реконструкций исторических событий: «Переправа на плоту артиллерийского расчёта через реку Днепр», «Танковый таран», «Воздушный бой».

В режиме 3D представлен «Туманный экран» в зале, отражающем оккупационный режим на территории Беларуси.

Вот некоторые элементы экспозиции.

Приход к власти в Германии национал-социалистов

Приход к власти в Германии национал-социалистов


История в музее начинается с прихода к власти национал-социалистов в Германии.

Образцы стрелкового оружия

Образцы стрелкового оружия


Наибольшая часть экспонатов относится к периоду Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года и героическая оборона Брестской крепости. Многие отмечают качественные декорации с вкраплением современных технологий. Например, эта 3D видеопроекция с красноармейцами очень впечатляет.

Оборона Брестской крепости.экспозиция музея ВОВ

Оборона Брестской крепости


Посетив многочисленные военные музеи по всему миру, от Великобритании до Болгарии, от Германии до России и от Скандинавии до Прибалтики можно наблюдать не только различные экспонаты, которые зачастую много где совпадают, а в первую очередь — способ подачи информации.

Ведь музей — это не просто выставка, это наглядный учебник истории и отражатель политики действующей партии. Например, в Швеции военный музей будет носить нейтральный характер, акцент будет сделан на технических и научных характеристиках экспонатов или периодов истории.

Во Франции или Англии акцент будет сделан на историю государственности, великое прошлое: колонии, завоевания, Наполеон Бонапарт, Монтгомери, победа в Первой мировой и т.д.

Военная техника времён ВОВ

Военная техника времён ВОВ


В Минске же всё по другому. Русские музеи отражают как главное — силу духа, мужества и человечности на фоне ужасов войны.

Обмундирование советской армии

Обмундирование советской армии


Продолжим экскурсию по залам. Диорамы сделаны очень качественно и естественно.

Диорама музея в Минске

Диорама музея

На этой диораме есть башня от немецкого Т-4

На этой диораме есть башня от немецкого Т-4


Т-34/76 против Panzer III — именно эти танки чаще всего встречались друг с другом в боях до лета 1942 года. Немецкий Panzer III, конечно, макет, но выполнен качественно.

Советский и немецкий танки

Советский и немецкий танки


А эта экспозиция тоже очень сильная: фляга с вдавленной человеческой костью, найденная поисковыми группами в 1992 году среди братской могилы.

Экспонат музея истории ВОВ в Минске

Экспонат музея


Некоторые экспозиции и экспонаты музея ВОВ, относящиеся непосредственно к Белоруссии, всегда привлекают внимание посетителей.

Экспозиции музея ВОВ

Экспозиции музея ВОВ для посетителей представлены по различным направлениям. Чем уникален данный музей? В нём, помимо экспонатов времён Великой Отечественной войны, есть экспонаты и других периодов: становление национал-социализма в Германии, предвоенные локальные конфликты, разгром Польши, советско-финская война в 1939 — 1940 годы и др.

Но более всего сделан акцент на экспонатах и материалах, относящихся к нацистскому оккупационному режиму на территории Белоруссии, партизанскому движению и антифашистской подпольной борьбе.

О трагических событиях тех лет читайте нашу статью «Великая Отечественная война в Белоруссии»

война в Беларуси

С первых дней нового нацистского режима всё население прошло регистрацию в созданных местных администрациях. Вводился пропускной режим и комендантский час. Митинги и собрания были запрещены.

До начала войны в Белоруссии проживало примерно 10,5 миллионов человек. К началу сентября 1941 года успело эвакуироваться около 1,5 миллиона человек. После освобождения, в июле 1944 года население республики составляло примерно 6,3 миллиона человек.

По разным оценкам потери населения составили от 2,2 до 3 миллионов человек. Виной тому были не только бои, но и действия оккупантов.

Во-первых, в целях борьбы с партизанами, фашистами широко использовались карательные экспедиции. Деревню Хатынь, пожалуй, знают все люди, учившиеся в школе. Но не все знают о масштабах трагедии белорусов. За всё время немецкой оккупации было уничтожено 628 населённых пунктов вместе с жителями, а 5295 населённых пунктов уничтожены с частью жителей.

Во-вторых, немецкая администрация, действуя в Белоруссии, ровно также, как на других оккупированных территориях, отправляла население на принудительные работы в Германию, Австрию, Францию, Чехию. Из Белоруссии было вывезено около 400 тыс. человек. 186 тыс.белорусов погибло на работах. Остарбайтеры отличались только цветом нашивки — эти лоскутки сейчас демонстрируются в музейных витринах.

В-третьих, происходило целенаправленное уничтожение цыган, евреев, физически и психически больных. Массовое уничтожение населения осуществляли специально выделенные айнзацгруппы. Тут надо сказать, что особенностью национального состава республики была высокая численность еврейского населения — примерно 1 миллион человек. Связано это с бывшей «чертой еврейской оседлости».

Форма военнослужащего немецкой полевой жандармерии. Справа — фотографии зверств гитлеровцев, образцы печатей для документов

Форма военнослужащего немецкой полевой жандармерии. Справа — фотографии зверств гитлеровцев, образцы печатей для документов


Всё той же цели освобождения на Востоке «жизненного пространства» для немцев и устранению «нежелательных в расовом отношении местных жителей» служили лагеря смерти. В них же истребляли пойманных коммунистов, военнопленных и прочих врагов «нового порядка».

Карта концентрационных лагерей на территории Белоруссии

Карта концентрационных лагерей на территории Белоруссии


На территории оккупированной Белоруссии было создано более 260 концентрационных лагерей и мест массового уничтожения людей. Крупнейшие из них: Тростенец, Минское гетто, Озаричи.

Самым крупным являлся Тростенецкий лагерь смерти, в котором за годы войны было уничтожено более 206 тысяч человек. Больше людей было истреблено только в польских концлагерях Освенциме, Майданеке и Треблинке.

Шинель советского военнопленного с надписью SU, справа — фото Шталаг 352 и один из экземпляров газеты «Пленная правда», 1942 год

Шинель советского военнопленного с надписью SU, справа — фото Шталаг 352 и один из экземпляров газеты «Пленная правда», 1942 год


Справа от шинели, под стеклом  примечательный экспонат — один из экземпляров газеты «Пленная правда». Её нарисовали в одном из концлагерей для советских военнопленных и гражданских лиц — Шталаг №352.

Шталаг — сокращённое русифицированное название образованное от Stammlager (основной лагерь). Появился он около деревни Масюковщина в конце первого военного лета на месте военного городка кавалерийской части.

Выполнял функции распределения и учёта бесплатной рабочей силы, содержания под стражей «противников» оккупационной власти, а также — геноцида людей неугодных представителям «нового порядка».

Бараки Шталага-352 в Лесном лагере в Масюковщине, зима 1941 — 42 года

Бараки Шталага-352 в Лесном лагере в Масюковщине, зима 1941 — 42 года


Лагерь рассматривался как перевалочная база при транспортировке на запад военнопленных с разных участков советско-германского фронта — с территории Белоруссии, из-под Вязьмы, Ржева, Калинина, Москвы, Сталинграда.

В 1941—1942 годах в Шталаге-352 находилось до 130 — 140 тысяч пленных, но к лету 1942 года их осталось 8 — 10 тысяч, к лету 1943 года — 5 — 6 тысяч, к январю 1944 года — около 5 тысяч.

Лагерь был разгорожен колючей проволокой на несколько отсеков — офицерский, украинский, русский, еврейский, национальных меньшинств (казахов, туркменов, киргизов, татар и т.д.).

Газета, выставленная в музее,— это свидетель. Но только не зверств немцев, а мужества советских людей, попавших в нечеловеческие условия немецкого плена.

«В лагере всегда находились люди, которые, превозмогая все ужасы плена, лагерной жизни, своим поведением, верой в победу были образцом для других заключённых, придавая им силы в борьбе за жизнь.

При этом большое значение имело распространение информации о событиях на фронтах войны. Её получали через рабочие команды из города, от вновь прибывавших военнопленных.

Баня и санпропускник, где работали М.Т. Мартынов и Е.Ф. Михненко, были своеобразным агитпунктом, где узнавали все новости о жизни лагеря и положении на фронте, о поражениях и победах Красной Армии. В лагерном гараже военнопленным удалось собрать радиоприёмник и иногда слушать голос Москвы.

По рукам ходили экземпляры выпускавшихся немцами газет «Клич» и «Новое слово» с пометками на полях, отражавших истинное положение дел на фронте.

Событием огромной важности стало появление в лагере в Пушкинских казармах газеты «Пленная правда». Она появилась 10 июля 1942 года. Как указано в газете, она являлась «органом советской совести и непроданной чести».

Девизом газеты были слова И.В. Гёте: «Лишь только тот достоин чести и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Автором, редактором и издателем газеты был СП. Злобин, санитар лагерного госпиталя в Пушкинских казармах.

Три ночных дежурства в лагерном лазарете пошли на подготовку и размножение трёх экземпляров газеты. Санитары С Ведерников, Я.Е. Белов, И.К. Хохлов охраняли его работу все три ночи напролёт. А затем газета пошла с нар на нары, в лагерные бараки.

Один экземпляр рабочая команда вынесла в город. «Мы знаем, какие бы ни были испытания плена, голода, провокаций, болезней, какие бы успехи не имел временно наш враг — конечная победа за нами. Пленные только временно выбыли из братских рядов. Долг каждого — скорейшее возвращение к борьбе за Отечество», — говорилось в передовой статье газеты.

В ней сообщалось о последних событиях на фронте, о побегах из лагеря».

Действия немецкой администрации способствовали подъёму партизанского движения. Оно развивалось несмотря на нехватку оружия, еды, медикаментов. Партизанские отряды формировались из местных жителей и военнослужащих-окруженцев.

Однако, кроме тех что создавались на местах, засылались диверсионные и организаторские группы из-за фронта. Только за 1941 год в Белоруссию было заброшено 7200 человек.

Таким образом, в 1941 году сформировалась организационная структура вооружённого сопротивления и произошла централизация руководства партизанским движением. О партизанской движении на территории Белоруссии читайте нашу статью «Подвиг твой, Партизан Победы, будет жить в веках!»

Активна была и подпольная борьба. Вот только некоторые имена, которые известны всем.

Руководитель подпольной организации на станции Орша Герой Советского Союза Константин Заслонов

Руководитель подпольной организации на станции Орша Герой Советского Союза Константин Заслонов

Фото паровозного депо ст. Орша. Герой Советского Союза подпольщица Зина Портнова

Фото паровозного депо ст. Орша. Герой Советского Союза подпольщица Зина Портнова

Герой Советского Союза Марат Казей разведчик 200-ой партизанской бригады им. К.К. Рокоссовского. Погиб в бою в мае 1944 года.

Герой Советского Союза Марат Казей разведчик 200-ой партизанской бригады им. К.К. Рокоссовского. Погиб в бою в мае 1944 года.


Отдельный раздел экспозиции — освобождение Белоруссии от немецко-фашистских захватчиков.

Экспозиция музея истории ВОВ в Минске

Флаг, поднятый 3 июля над зданием театра им. Янки Купалы

Флаг, поднятый 3 июля над зданием театра им. Янки Купалы


Диорама «Минский котёл».

Центральный зал. Музей истории Великой Отечественной войны

Центральный зал. Музей истории Великой Отечественной войны

Предлагаем Вашему вниманию видео о музее истории ВОВ:

Музей как свидетельство народного подвига

Музей как свидетельство народного подвига

Сейчас, в XXI веке, причины, результаты, последствия небывалой по масштабам в истории человеческой цивилизации войны, приобретённый исторический, политический, военный опыт нуждаются в обстоятельном, в том числе и музейном, осмыслении, обсуждении, в избавлении от фальсификаций, мифов и обманов.

Военные катаклизмы — это и человеческие переживания, поэтому работники музея стремятся к тому, чтобы посетители музея задумались о своих корнях, о судьбе предков в контексте исторической судьбы Родины, о том вкладе, который вносит каждый человек в историю цивилизации, формируя её облик и развитие.

За время существования постепенно менялась и совершенствовалась экспозиционная политика музея с тем, чтобы она соответствовала требованиям конкретного времени.

Сразу после войны, когда у белорусского народа, прошедшего через жернова трёхлетней оккупации, были ещё свежи раны от пережитого, от неимоверных людских потерь, — в основу экспозиции была положена прежде всего идея показа трагедии, ужасов, горя оккупации и подвига героев войны.

Документы и экспонаты с особым документализмом отражали оккупационный режим и борьбу народных мстителей, партизан и подпольщиков, с врагом.

Впоследствии была введена информация о противнике, были помещены фотодокументальные материалы, переданные германской стороной, и материалы по антигитлеровской коалиции, об Армии Крайовой.

Вместе с тем, в это время на Западе и в некоторых СМИ огромным потоком пошла и прямая фальсификация как хода войны, так и её результатов в целом. И неожиданно крен «позитива» пошёл в сторону нашего противника периода войны.

Почти полностью исчезла информация о советских военачальниках и героях войны, зато содержалось большое количество информации о лучших лётчиках люфтваффе, командирах третьего рейха и т.д. В этих сложных условиях музей сохранил историческую преемственность и патриотическую направленность — как, кстати, и старейшая белорусская газета «Звязда», в войну — газета-подпольщица и партизанка.

Со дня окончания Великой Отечественной войны прошло 73 года, во взрослую жизнь вступает уже третье поколение, которое не испытало на себе войну, и очень важно учитывать общее мироощущение этих молодых людей.

Сегодняшней молодёжи доступна вся информация, которой переполнен интернет. С одной стороны, это даёт возможность с разных сторон посмотреть на конкретную проблему, а с другой — молодому человеку непросто разобраться в многообразии взглядов и мыслей.

Взаимопонимание, которое установилось между бывшими противниками, способствует сохранению стабильности в мире. Однако в последние годы, особенно с уходом из жизни ветеранов Великой Отечественной войны, усилилось противоборство в оценках событий войны. На одной чаше весов — историческая правда, на второй — множественные фальсификации…

В новом здании музея созданы все условия, чтобы Правда Истории была неоспоримо засвидетельствована фактами, которые сами по себе являются бесспорными аргументами.

Послесловие

Музей истории ВОВ

«Иду через залы, как сквозь года…» — так когда-то выразил свои чувства при посещении Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны народный поэт Беларуси Петрусь Бровка (1905 — 1980).

Лучше, пожалуй, и не скажешь. Залы этого музея, его уникальные экспонаты, многие из которых были собраны по «горячим» следам событий, бережно хранят память об одном из самых трагических и героических периодов нашей истории, почти реально переносят нас в далёкие грозные годы.

За долгие десятилетия своего существования музей превратился в настоящий историко-мемориальный комплекс. Не только в День Победы, но и по другим памятным датам сюда приходят жители и гости страны.

Очень познавательно проводятся экскурсии для школьников и студентов.

С большим интересом посещают это памятное место и иностранные туристы, открывая для себя новые страницы истории ВОВ, проникаясь подлинным мужеством народа, отстоявшего свою землю и освободившего от «коричневой чумы» всю Европу.


ИАЦ

***



Источник.