?

Log in

No account? Create an account
мера1

ss69100


К чему стадам дары свободы...

Восстановление смыслов


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
ЭТО НЕ АУШВИЦ, ЭТО - ТАЛЕРГОФ
мера1
ss69100
Оригинал взят у karpets в Моя колонка в "Завтра"
Битва за историю    



Термин "концентрационные лагеря" в массовом сознании вызывает ассоциации либо со Сталиным, либо с Гитлером. Как и вообще упоминания о геноциде в ХХ веке. Однако о том, с чего все начиналось, почти никогда не вспоминают. А начиналось, если не брать англо-бурские войны, с геноцида русских людей — вернее, карпатских русин на территории Галиции, входившей в состав Австро-Венгерской империи. Надо иметь в виду, что геноцид осуществлялся по прямому указанию Ватикана.



Русины — прямые и наиболее чистые потомки древнейшей Руси. На самом деле "русин" и "русский" — одно и то же. "Русины" упоминаются в "Русской Правде". Так называлось население Руси и Киевской, и Новгородской, в дальнейшем и Московской, и Литовской. В XVI-XVII вв. это по преимуществу самоназвание всего народа Западной Руси — нынешней Украины. Оно сохранялось в значительной степени и в следующие столетия. В XVIII-XIX вв. значительная часть карпатских русин проживала в пределах Австро-Венгерской империи. Во второй половине XIX в. начинается русинское возрождение, которое воспринималось самими русинами как возврат к принадлежности к единому русскому народу "от Карпат до Камчатки", а также от унии к Православию. Слово "украинец" означало тогда "антирусское меньшинство" (см. Н.М. Пашаева "Очерки истории Русского Движения в Галичине 19-20 веков").

Накануне Первой мировой войны австро-венгерские власти закрывают большинство русинских организаций в Галиции. В 1913 г. в Угорской Руси начинается Мармарош-Сигетский процесс, на котором 32 обвиняемых приговорили в общей сложности к 39,5 годам заключения за переход в Православие. Во Львове перед самой войной прошел нашумевший процесс против двух православных священников Игнатия Гудимы и Максима Сандовича, С.Ю. Бендасюка и студента В.А. Колдры, которые два с половиной года просидели в тюрьме без предъявления обвинений и затем были оправданы.

В 1914 г. уже "хватали всех сплошь, без разбора. Кто лишь признавал себя русским и русское имя носил. У кого была найдена русская газета или книга, икона или открытка из России. Хватали кого попало. Интеллигентов и крестьян, мужчин и женщин, стариков и детей, здоровых и больных. И, в первую голову, конечно, ненавистных им русских "попов"… Тысячи безвинных жертв, море мученической крови и сиротских слез". (Ю. Яворский. из работы "Террор в Галичине в первый период войны 1914-1915 годов") Начинается геноцид. Расправы осуществлялись на месте, без суда и следствия. Так 15 сентября 1914 г. венгерские гонведы убили сорок четыре гражданских лица в Перемышле. В 1915 и 1916-1917 гг. в Вене прошло два политических процесса, на которых обвинялась сама идея единства русского народа и русского литературного языка. Большинство обвиняемых было приговорено к смертной казни, которую заменили на пожизненное заключение. В одном Львове оказалось около 2000 узников. Именно тогда создаются первые в Европе концентрационные лагеря: Талергоф в Штирии, Терезин в Северной Чехии и др. При этом Талергоф, по свидетельству узника Талергофа и Терезина Василия Ваврика ("Терезин и Талергоф". Львов, 1928), "был лютейший застенок из всех австрийских тюрем".

Первую партию туда пригнали 4 сентября 1914 года. Лагерь представлял собой участок невозделанного поля в виде длинного четырехугольника в пяти километрах от железной дороги. На первых порах его отделили деревянными кольями и колючей проволокой. Со временем лагерь расширился. В официальном рапорте фельдмаршала Шлеера от 9 ноября 1914 года сообщалось, что в Талергофе в то время находилось 5700 "русофилов". До зимы 1915 г. не было бараков. Люди лежали на земле под открытым небом в дождь и мороз.



В.Ваврик рассказывает: "Смерть в Талергофе редко бывала естественной: там ее прививали ядом заразных болезней. О каком-нибудь лечении погибавших речи не было… Для запугивания людей, в доказательство своей силы тюремные власти тут и там по всей талергофской площади поставили столбы, на которых довольно часто висели в невысказанных мучениях и без того люто потрепанные мученики… Талергофскими невольниками в жаркое лето и в морозную зиму, избивая их прикладами, выправляли свои дороги, выравнивали ямы, пахали поле, чистили отхожие места. Ничего им за это не платили, а вдобавок ругали их русскими свиньями". При этом, добавляет Ваврик, "все-таки пакости немцев не могут равняться с издевательствами своих людей. Бездушный немец не мог так глубоко влезть своими железными сапогами в душу славянина-русина, как этот же русин, назвавший себя украинцем".

Всего через Талергоф с 4 сентября 1914 года до 10 мая 1917 года прошло не менее 20 тысяч русских людей, только в первые полтора года погибло около 3 тысяч заключенных. Лагерь был закрыт в мае 1917 года по распоряжению последнего императора Австро-Венгрии Карла I, который в своем рескрипте от 7 мая 1917 г. написал: "Все арестованные русские невиновны, но были арестованы, чтобы не стать ими".

Именно Русский народ был первой и главной жертвой геноцида ХХ века. За Терезином и Талергофом последовали "красный террор", "расказачивание", коллективизация, "рыночные реформы" 90-х… Ну, а сегодня, стигматизируя "православное быдло", готовят "новую волну"…


В дополнение, предлагаю посмотреть следующий фильм, в котором лишь частично использованы материалы статьи.






  • 1

ЭТО НЕ АУШВИЦ, ЭТО - ТАЛЕРГОФ

Пользователь e_kopylov сослался на вашу запись в «ЭТО НЕ АУШВИЦ, ЭТО - ТАЛЕРГОФ» в контексте: [...] Оригинал взят у в ЭТО НЕ АУШВИЦ, ЭТО - ТАЛЕРГОФ [...]

ЭТО НЕ АУШВИЦ, ЭТО - ТАЛЕРГОФ

Пользователь osman9 сослался на вашу запись в «ЭТО НЕ АУШВИЦ, ЭТО - ТАЛЕРГОФ» в контексте: [...] нал взят у в ЭТО НЕ АУШВИЦ, ЭТО - ТАЛЕРГОФ [...]

Талергоф и Терезин - концлагеря только для русских

Пользователь cinic_alighieri сослался на вашу запись в «Талергоф и Терезин - концлагеря только для русских» в контексте: [...] Оригинал взят у в ЭТО НЕ АУШВИЦ, ЭТО - ТАЛЕРГОФ [...]

жуткие кадры, но это история...

наслышана в т.ч. из уст выживших в КЦ.

Вы общались с теми, кто пережил то, о чем написано в статье? Именно в этих краях?

Нет, только из Освенцима (кц Аушвиц-Биркенау), но принцип похожий, думается.

Это очень интересно! Что Вам рассказывали, поделитесь, пожалуйста. Было ли, например, к евреям особо негативное отношение со стороны администрации, действительно ли травили людей и т.д.

Да, всё это было...

Вот будет перерывчик в работе, освежу память и обязательно расскажу.
Тяжёлые воспоминания. Но, что самое удивительное для меня, люди оставались, что называется, в своём уме и испытания их не сломили.

Сейчас не могу найти свои записи по теме. Исписала иероглифами блокнот. И в ЖЖ где-то была краткая заметка.

В целом запомнилось особенно, как выжившие узники (они были угнаны туда детьми, потому были в состоянии выступать ещё на конференциях), когда обсуждали вопросы обращения с узниками и их между собой, что хорошо бы добавить к 10-ти известным "базовым" заповедям, общим для мусульман, христиан и иудеев, 11-ю заповедь о человечности. Человеколюбии, вне зависимости от нации.
Передали свидетельство одного уже умершего воина-освободителя, выступавшего на предыдущем юбилейном съезде, который, пообщавшись с пленниками, поразился состоянию особенно одного из них, силе его духа при крайнем истощении, уподобившегося смиренным претерпеванием скорбей Самому Христу.
И всё в таком духе. Интересно было, что в рамках светского форума эти вопросы свободно обсуждались в религиозной плоскости, с уклоном именно в христианство.
К евреям по крови, разумеется, без разбора их вероисповедания, и в концлагерях было стандартно-наихудшее отношение, то есть им почти вообще не оставляли шансов на выживание.
Что для меня самой примечательно, в период работы с этой темой у меня тоже был крайне нелёгкий период или момент в жизни, и тема меня как-то привела в чувство, т.к. свои скорби в сравнении с теми показались просто ничем...
А в проф. плане полезно было посотрудничать с коллегой-немцем из МИДа Сергеем (переводили с ним попеременно где-то по часу), который переводил уже ряд таких мероприятий и поделился ценными соображениями, похожими на некоторые затрагиваемые Вами в блоге проблемы - например, о свободе личности, нравственном выборе и т.п.

Спасибо, очень интересно! Если еще что вспомните - пожалуйста, дополняйте. Любые подробности об организации жизни в лагерях важны.

Договорились. Но тема такая, что у меня из памяти вытеснились подробности практически сразу, к тому же, на фоне личного дестабилизированного состояния, но повспоминаю как-нибудь или когда найдутся записи.


ЭТО НЕ АУШВИЦ, ЭТО - ТАЛЕРГОФ

Пользователь sergeykulikov сослался на вашу запись в «ЭТО НЕ АУШВИЦ, ЭТО - ТАЛЕРГОФ» в контексте: [...] нал взят у в ЭТО НЕ АУШВИЦ, ЭТО - ТАЛЕРГОФ [...]

  • 1