ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Category:

Иван Сергеевич Тургенев — знаменитый мастер русского слова (2)

«Лишние люди» в изображении Тургенева

Несмотря на то что традиция изображения «лишних людей» возникла до Тургенева (Чацкий А.С. Грибоедова, Евгений Онегин А.С. Пушкина, Печорин М.Ю. Лермонтова, Бельтов А.И. Герцена, Адуев-младший в «Обыкновенной истории» И.А. Гончарова), Тургеневу принадлежит приоритет в определении данного типа литературных персонажей.

Дневник лишнего чнловека

Название «Лишний человек» закрепилось после выхода в 1850 году тургеневской повести «Дневник лишнего человека». «Лишние люди» отличались, как правило, общими чертами интеллектуального превосходства над окружающими и одновременно пассивностью, душевным разладом, скептицизмом по отношению к реалиям внешнего мира, расхождением между словом и делом.

Тургенев создал целую галерею подобных образов: Чулкатурин («Дневник лишнего человека», 1850), Рудин («Рудин», 1856), Лаврецкий («Дворянское гнездо», 1859), Нежданов («Новь», 1877). Проблеме «лишнего человека» посвящены также повести и рассказы Тургенева «Ася», «Яков Пасынков», «Переписка» и другие.

Главный герой «Дневника лишнего человека» отмечен стремлением анализировать все свои эмоции, фиксировать малейшие оттенки состояния собственной души. Подобно шекспировскому Гамлету герой замечает неестественность и натянутость своих размышлений, отсутствие воли:

«Я разбирал самого себя до последней ниточки, сравнивал себя с другими, припоминал малейшие взгляды, улыбки, слова людей… Целые дни проходили в этой мучительной, бесплодной работе».

Разъедающий душу самоанализ доставляет герою неестественное наслаждение:

«Только после изгнания моего из дома Ожогиных я мучительно узнал, сколько удовольствия человек может почерпнуть из созерцания своего собственного несчастья».

Несостоятельность апатичных и рефлексирующих персонажей ещё более оттенялась образами цельных и сильных тургеневских героинь.

Итогом размышлений Тургенева о героях рудинского и чулкатуринского типа стала статья «Гамлет и Дон Кихот» (1859 год) Наименее «гамлетичным» из всех тургеневских «лишних людей» является герой «Дворянского гнезда» Лаврецкий. «Российским Гамлетом» назван в романе «Новь» один из его главных персонажей Алексей Дмитриевич Нежданов.

Одновременно с Тургеневым феномен «лишнего человека» разрабатывал И.А. Гончаров в романе «Обломов» (1859), Н.А. Некрасов — Агарин («Саша», 1856), А.Ф. Писемский и многие другие. Но, в отличие от персонажа Гончарова, герои Тургенева подверглись большей типизации. По мнению советского литературоведа А. Лаврецкого (И.М. Френкеля),

«Если бы у нас из всех источников для изучения 40-х гг. остался один «Рудин» или одно «Дворянское гнездо», то всё же можно было бы установить характер эпохи в её специфических чертах. По «Обломову» мы этого сделать не в состоянии».

Позднее традицию изображения тургеневских «лишних людей» иронически обыграл Антон  Павлович Чехов. Персонаж его повести «Дуэль» — Лаевский представляет собой сниженный и пародийный вариант тургеневского «лишнего человека». Он говорит своему приятелю фон Корену:

«Я неудачник, лишний человек».

Фон Корен соглашается с тем, что Лаевский — это «сколок с Рудина». Вместе с тем он отзывается о претензии Лаевского быть «лишним человеком» в издевательском тоне:

«Понимайте так, мол, что не он виноват в том, что казённые пакеты по неделям лежат не распечатанными и что сам он пьёт и других спаивает, а виноваты в этом Онегин, Печорин и Тургенев, выдумавший неудачника и лишнего человека».

Позднее критики сближали характер Рудина с характером самого Тургенева.

Но писатель в своих произведениях, помимо социальных тем, тонко и мудро описывает и любовную тему.

Трагическая любовь Ивана Тургенева

«Роман всей жизни» Тургенева длился четыре десятилетия. Биографы Ивана Сергеевича Тургенева до сих пор не сошлись во мнении — был ли писатель в интимной близости с певицей Полиной Виардо или нет. Поговаривали, будто она родила от него сына, по другим слухам — дочь.

Но есть и другая версия: их связывали лишь духовные отношения, любовь, но не плотская, а возвышенная, что может быть вполне правдоподобно.

В 1843 году 25-летний Иван Тургенев записал в своём дневнике: «Встреча с Полиной» — и нарисовал рядом крест. Откуда ему тогда было знать, что этот «крест» ему предстоит нести через всю жизнь…

Тургенев и Виардо

Про неё говорили, что она «потрясающе некрасива», «сажа да кости». Сутулая, с нескладной фигурой, с глазами навыкате и лицом, на которое, по словам художника Ильи Репина, невозможно было смотреть анфас. И в то же время она была наделена грацией, шармом, умом и талантом.

Полина Виардо потрясла весь Петербург своим необыкновенным голосом, гастролируя в составе итальянской оперы. Крупные черты лица и неказистая фигура певицы имели значение только в первые мгновения выхода её на сцену: «Некрасива!» Но стоило ей повести огромными чёрными глазами, стоило запеть… «Божественна!» — вздыхали все.

Художник Богомолов так писал о их взаимоотношениях :

«Он был счастлив по-своему, и бахвал тот человек, который подвергал суждению таких двух гениальных личностей, как он и она».

Не случайно упоминает людей, осуждавших Полину, из-за которой русский писатель большую часть  своей жизни провёл вне Родины. Эти разговоры, ставшие особенно громкими в момент смерти писателя, заставили Полину, гордую волевую женщину, женщину, произнести:

«Ежели русские дорожат именем Тургенева, то с гордостью могу сказать, что составленное с ним имя Полины Виардо никак не умаляет, а разве возвышает».

Но лучше всяких объяснений этой удивительной любви, длившейся 40 лет, является стихотворение в прозе «Когда меня не будет», написанное за несколько лет до смерти:

«Когда меня не будет, когда всё, что было мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня, — не ходи на мою могилу… Тебе там делать нечего…».

Предлагаем вашему вниманию видео о Полине Виардо и И.С.Тургеневе:

Прямая речь писателя и мнение о нём

Тургенев

О русском языке:

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

О крепостном праве и создании «Записок охотника» за границей:

«Я не мог, дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага затем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него».

О женщинах:

«Вся моя жизнь пронизана женским началом. Ни книга, ни что-либо иное не может заменить мне женщину… Как это объяснить? Я полагаю, что только любовь вызывает такой расцвет всего существа, какого не может дать ничто другое».

О русской драматургии:

«Тень Шекспира тяготеет над всеми драматическими писателями, они не могут отделаться от воспоминаний; слишком много эти несчастные читали и слишком мало жили».

Антон Чехов о Тургеневе:

«После этого писателя останется одна восьмая или одна десятая из того, что он написал. Всё остальное через 25–35 лет уйдет в архив».

В чём-то Антон Павлович оказался прав: новые времена, новые герои.

Заключение

Тургенев в одном из писем признался, что когда он писал Базарова, то, в конце концов, почувствовал к нему не неприязнь, а восхищение. А когда писал сцену смерти Базарова, то рыдал навзрыд. Это не были слёзы жалости, это были слёзы художника, который видел трагедию человека, в котором воплотилась часть его собственного идеала.

«Отцы и дети» вызвали, по-видимому, самую ожесточённую полемику во всей истории русской литературы XIX столетия. Писарев считал, что Базаров необычайно полно воплотил в себе качества революционера поколения 60-х годов, Антонович провозгласил Тургенева реакционером.

«Отцы и дети»

Тургенев в пылу раздражения резко отзывался не только об Антоновиче, но и о Некрасове, и о Чернышевском. Во второй половине 60-х годов его конфликт с лагерем революционной демократии достиг наибольшего накала. Он считал себя несправедливо обиженным, негодовал, жаловался, грозился «положить перо» и… не переставал с напряжённым вниманием следить за перипетиями общественной борьбы в России.

Художник, всегда верный правде жизни, он понял, что и в годы реакции, и в годы нового подъёма освободительного движения именно молодые последователи Чернышевского играли ведущую роль.

С их методами борьбы он и теперь не был согласен; но перед их благородством, перед готовностью во имя блага народа принести жертвы он открыто преклонялся. Именно это чувство руководило им, когда он писал и свой последний роман «Новь», и знаменитый гимн революционному подвигу — «Порог».

«Литературная деятельность Тургенева, — писал Салтыков-Щедрин, — имела для нашего общества руководящее значение, наравне с деятельностью Некрасова, Белинского и Добролюбова.

И как ни замечателен сам по себе художественный талант его, но не в нём заключается тайна той глубокой симпатии и сердечных привязанностей, которые он сумел пробудить к себе во всех мыслящих русских людях, а в том, что воспроизведённые им жизненные образы были полны глубоких поучений.

Тургенев был человек высокоразвитый, убеждённый и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоценённую заслугу перед русским обществом. В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает».

И как же он почитается в наше время и как планируется отметить юбилей писателя?

Москва и страна останется в стороне от юбилея писателя?

В разных странах Eвропы проходят крупные мероприятия в честь тургеневского юбилея. Только в июле 2018 года состоялись два из них:


  • Международная научная конференция «Русские писатели за рубежом» в Брюсселе — Буживале («Правда», №78)

  • и Международный дипломатический форум в честь 200-летия И.С. Тургенева в Баден-Бадене — Цюрихе. В Eвропе давно объявлена программа празднования дня рождения писателя 9 ноября 2018 года. Центрами торжеств станут Баден-Баден (в этом городе Тургенев прожил восемь лет, сохранился его особняк, жива память о русском писателе) и Буживаль под Парижем, где находится единственный за пределами России Дом-музей Тургенева. Празднества пройдут при поддержке Тургеневских обществ Германии и Франции, а также местных властей.

В Москве юбилейные мероприятия были представлены лишь в городских культурных акциях под названием «Библионочь — 2018», прошедших в апреле (свыше ста московских библиотек включили сюжеты на темы жизни и творчества Тургенева в свои программы).

В мае в Государственном Историческом музее открылась выставка «И.С. Тургенев. Время московское», экспонаты для которой представили 18 организаций России, много малоизвестных артефактов показал и её главный организатор. Проведение этой выставки, которая продлилась до сентября, свидетельствует не только об уважении к классику русской литературы, но и о том, что тема «Тургенев и Москва» действительно существует и её изучение должно быть продолжено («Правда» писала об этой выставке в №55).

На протяжении всего года в театральной афише Москвы значатся 24 спектакля по произведениям юбиляра. Тургенев, популярный драматург середины XIX века, возвратился на московскую сцену полтора столетия спустя (об этом писала «Правда» в №79).

Остаётся только сожалеть, что при таком богатстве нынешнего тургеневского репертуара идея проведения театрального фестиваля, предложенная Тургеневским обществом в Москве, не нашла поддержки у Департамента культуры столицы.

Московские власти вообще проявляют сдержанность в отношении ожидаемых всей общественностью торжеств, которые должны бы состояться в столице в юбилейные ноябрьские дни.

До сих пор не решён вопрос о главном событии, приуроченном к самому дню рождения великого писателя. Это мог бы быть праздничный литературно-музыкальный концерт в большом концертном зале в центре Москвы, на котором прозвучали бы отрывки из произведений Тургенева, романсы на его слова, положенные на музыку Полиной Виардо и отечественными композиторами, сцены из спектаклей по тургеневским произведениям. В зале могли бы собраться почитатели писателя и русской классики, старшеклассники и студенты — победители творческих конкурсов, учителя, преподаватели вузов.

Конечно, времена, когда подобные юбилейные концерты устраивались в Большом театре, давно миновали. Но неужели русские литераторы, чьи юбилеи отмечались в последние полтора десятилетия (Гоголь, Гончаров, Лермонтов, Маяковский, Тургенев, Горький и другие), не заслужили торжественного вечера в крупном столичном концертном зале?

Остаётся только сожалеть, что эта традиция ушла из нашей общественной жизни. Конечно, Москва поистратилась на футбольный чемпионат, но разве в бюджете города нельзя найти средства на организацию концерта 9 ноября, например в Колонном зале Дома союзов, бывшем Благородном собрании, где Тургенев 7 июня 1880 года выступал со своей знаменитой речью в дни открытия памятника Пушкину?

Пока что в московской программе на 9 ноября значится лишь открытие после реставрации Дома-музея И.С. Тургенева на Остоженке с обновлённой экспозицией, а также памятника писателю в сквере возле музея. Памятник будет установлен на частные деньги, средств на него в бюджете самого богатого города России, увы, не нашлось.

Следует заметить, что, несмотря на Указ президента Российской Федерации о праздновании 200-летия Тургенева и постановление правительства РФ, утвердившего план основных мероприятий по подготовке и проведению юбилейных празднеств с графой «финансирование», юбилей Тургенева проводится почти без целевых средств федерального и региональных бюджетов.

Приходится «затыкать дыры», главным образом, скудными средствами, полученными учреждениями науки, образования и культуры «от приносящей доход деятельности», а в командировки для участия с докладами в научных конференциях тургеневеды, как правило, вынуждены ехать в счёт отпуска и на собственные средства.

Центром юбилейных торжеств вышеупомянутый план правительства провозгласил Орловскую область, однако расположенные здесь тургеневские музеи (в Орле и Спасском-Лутовинове) получили финансирование на ремонт зданий и обновление экспозиций настолько поздно, что на протяжении всего юбилейного года орловский музей закрыт для посетителей, а в Спасском-Лутовинове не проводят экскурсий по главному усадебному дому.

Да и само решение сделать Орловскую область (село Спасское) центром празднеств, мягко говоря, вызывает недоумение. Конечно, Орёл — родина Тургенева, а Спасское-Лутовиново — самое дорогое для него место в России, но, когда речь идёт об одном из столпов русской литературы, таком всемирно признанном писателе и общественном деятеле, как Тургенев, главные торжества, наверно, следует проводить в столице страны, причём с международным размахом и федеральным финансированием.

В заключение ещё об одном пункте, внесённом (как водится, без финансирования) в правительственный план основных юбилейных мероприятий, — о назначенном на ноябрь Международном научном форуме «Тургенев — наш современник». Пока никто не взял на себя ответственность за его организацию, да и как возьмёшь, если денег на это не выделено?

Зато широко планируется отметить 100-летие А.И.Солженицына.

Так более 134 млн рублей выделено из федерального бюджета на создание музейного центра Александра Солженицына в Рязани, в Москве — около 500 млн.руб. Общая сумма затрат на проведение мероприятий, к сожалению, нигде не афишируется. Как говорится: «новые времена, новые герои».

Послесловие

Тургенев, Горький и Солженицын. Кто более власти ценен?

Выступление В.В.Путин

Выступление В.В.Путина

Путин, выступая на Всемирном конгрессе соотечественников, проживающих за рубежом, крайне неизящно обошёл имя всемирно известного русского писателя и гуманиста Алексея Максимовича Горького:

«Хочу от всей души поблагодарить филологов, преподавателей, литературоведов, просто энтузиастов, которые помогают нам в организации празднования за рубежом юбилеев наших выдающихся писателей: Льва Николаевича Толстого, Ивана Сергеевича Тургенева, Александра Исаевича Солженицына и многих других».

У Максима Горького в этом году как раз был 150-летний юбилей со дня рождения, но упомянуть его имя видимо зазорно?. Не от того ли, что «нашу» либеральную власть корёжит от всего советского.

Зато было упомянуто имя «литературного власовца» и агента ЦРУ Александра Солженицына — злописущего графомана, причём в одном ряду с классиками, чей юбилей скоро широко будет праздновать кремлёвская власть. Даже очередной памятник своему кумиру-предателю, призывавшего США сильнее бороться с нашей страной, откроют в Москве.

Далее Путин сказал, что в Москве откроется Солженицын-центр:

«Рад также сообщить, что в Москве уже построено современное, оснащённое по последнему слову техники здание Музея русского зарубежья имени Александра Исаевича Солженицына. Сейчас завершается формирование его экспозиции. В дар музею соотечественниками переданы бесценные реликвии, свидетельства драматических событий в истории нашей страны.

Весной следующего года музей откроется для посетителей, и, уверен, он станет одним из ведущих интеллектуальных и культурных центров России, площадкой для плодотворного диалога с нашими соотечественниками во всём мире».

Мало нам двух Ельцин-центров в стране, так власть ещё и Солженицын-центр открывают (для справки: общая стоимость работ составит около 500 млн рублей!).

Так и хочется сказать, что совсем меру потеряли, увековечивая имена предателей и разрушителей нашей страны. А спросили мнение народа? Ставить в один ряд Солженицына с Тургеневым, как кажется, это уже перебор.

Поэтому, уважаемые читатели, читайте русскую классику, в том числе и Ивана  Сергеевича Тургенева. Истинно большой художник, он, как никто другой, вбирает в себя все характерные черты народа и эпохи, в которую он жил, думал, дерзал и творил. Мир художника — необъятен. Чтобы понять писателя, полюбить его, следует обращаться только к его произведениям.

Душеприказчик писателя — книга его, он свои думы доверяет только ей. Чтобы понять Тургенева, разобраться в мучивших и волновавших его вопросах, надо перечитывать, ещё и ещё раз перечитывать его произведения.

тургенев

«Уходят дни. И вот уж десять лет
Прошло с тех пор, как смерть к тебе склонилась.
Но смерти для твоих созданий нет,
Толпа твоих видений, о поэт,
Бессмертием навеки озарилась…
Пусть мы с тобой разлучены судьбою
Уж десять невозвратных долгих лет,
Но ты, наш друг, учитель и поэт,
Средь нас живёшь! Сверкает над тобою
Бессмертия нетленный, чистый свет!
(К.Д. Бальмонт, 1893)

Русская классическая литература — одна из основ нашей национальной идентичности. Именно она воспитывала, закладывала идеалы и традиции. Тургенев — неотъемлемая её часть.


А сейчас обычный читатель всё чаще сталкивается с тем, что едва ли не всё в произведениях прошлого вызывает непонимание: идеалы и традиции, лежащие в основе нашей культуры, к сожалению, постепенно становятся чужды нашим современникам, особенно, воспитанной уже в американской культуре (только на русском языке) молодёжи.

Теряя живую связь с культурой, с её классической основой, мы одновременно рискуем утратить и важнейшие ценности. Ведь именно литература всегда формировала традиционно русское представление о самом важном в жизни…

И когда мы говорим о таком писателе, как Тургенев, то особенно остро понимаем эти идеалы, их истинную суть. Особенно остро понимаем, как страшно их потерять…

ИАЦ

***



Источник.

Tags: ИАЦ, власть, история, культура, литература, народ, русский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments