ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Category:

Послесловие к съезду учителей математики

Особенностью текущего момента является показательное «общение власти с народом». Судя по каждодневным отчётам, можно сделать вывод, что ничем иным первые лица государства не занимаются, ибо в сутках всего 24 часа.

Однако и при таком плотном графике гарант успевает далеко не на все проводящиеся мероприятия.

Вот так, без него, прошёл и съезд учителей математики, состоявшийся в МГУ 6-7 декабря.

Московский университет уже проводил конференцию математиков-педагогов весной 2015. Тогда её инициаторами были учёные мехмата, обеспокоенные резким снижением математической подготовки абитуриентов.

Конференция приняла обращение к власти с предложением отказаться от аттестации по примитивным тестам базового ЕГЭ и восстановить школьные выпускные экзамены (см. https://vk.com/wall-62604527_2229 ). Естественно, эти решения не получили никакого освещения в СМИ, а организаторам мероприятия жёстко указали их место.

Нынешняя встреча была навязана и профинансирована сверху, и проводили её без всякого энтузиазма с учётом горького опыта трёхлетней давности. Установка власти на поддержку проводимой образовательной политики («новое время – новые грамотности») была очевидна всем ответственным лицам, и они, по возможности, постарались этот «одобрямс» изобразить.


Опубликованный в СМИ отчёт о мероприятии (см. https://www.mk.ru/social/2018/12/06/na-sezde-prepodav.. ) отражает детали их «творческой работы».

Цитата:

«Сегодняшние школьники — это поколение Z, родившееся в цифровую эпоху и не выпускающее из рук гаджетов. Однако эти школьники пребывают в ХVIII веке в своих занятиях по алгебре и в эпоху Древней Греции по геометрии».

Говорит это уважаемый математик, заведомо знающий очевидные вещи, которые, тем не менее, стоит напомнить.

В середине прошлого века, когда наше математическое образование было эталоном для всего мира, в школах изучали ровно ту же алгебру 18 века и античную геометрию, которой (как принято считать) более двух тысяч лет. Но тогда никому и в голову не могло прийти называть это анахронизмом.

Основное назначение школьной математики – формирование логической культуры («приведение ума в порядок» по Ломоносову), и делать это удобнее всего в тех областях, где человечество делало первые шаги в этом направлении. Всё дальнейшее развитие математической науки опирается на этот фундамент, перескочить наверх, не зная азов, невозможно. При этом нарушается логическая обоснованность и математика перестаёт быть математикой.

Разумеется, «в школьный курс можно включить изучение таких современных математических проблем, как, скажем, теория хаоса, теория катастроф, статистика или обработка данных» (это снова цитата), если кому-то кажется, что наши ученики ещё недостаточно загружены.

Но при этом придётся чётко отделить эту «описательную математику» (в школе она может быть подана только в таком качестве) от математики строгой, ибо теория хаоса вперемежку с классической геометрией «ум в порядок не приведёт», а даст строго противоположный эффект.

Всем этим новациям место не в курсе математики, а в какой-нибудь собирательной дисциплине под названием «наука и окружающий мир» (пишем об этом исключительно для того, чтобы такой курс не появился).

Но кроме лиц «ответственных и подневольных» на съезде были и те, с кем заранее не договаривались. Как обычно, их выступления не отражены нигде и никак, хотя именно их учительская масса награждала дружной овацией.

Не осталась без внимания и скандальная оценка учителей-математиков тестами ЕФОМ в октябре сего года.

На эту тему делал доклад профессор, доктор физ-мат наук Павел Семёнов.

Содержание предложенных материалов он охарактеризовал одной фразой:

«ЭТО НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОЗОР!»

В докладе было приведены любопытные цифры. Оказывается, первоначально «порог аттестации» для учителей был установлен на уровне выполнения 80% предложенных заданий (разумно, не правда ли?). И на выходе получилась следующая статистика:

- по математике и информатике «справились с заданием» 16% учителей;

- по русскому языку - 30.5%.

Таким образом, сенсационное заявление Кравцова о половине учителей математики, «которые не знают свой предмет» было подправлено.

Креативный глава надзорного ведомства (Кравцов) мог шарахнуть по обществу более крутой сенсацией: 84% математиков и 70% учителей русского «не знают предмет», но сообразил, что это будет слишком и подправил зачётный порог (известная технология, не раз применявшаяся на ЕГЭ).

В своём докладе П. Семёнов провёл анализ содержания диагностической работы ЕФОМ и «провальные результаты» «аттестации» объяснил следующими причинами (цитата):

1. Эта работа:

- не соответствует поставленным целям и задачам (…обеспечить формирование национальной системы учительского роста…);

- выполнена на унизительно низком квалификационном уровне (дизайнерском, тестологическом, методическом, математическом).

2. Единственный надёжный вывод – некомпетентность составителей.

3. Для составления «методических» заданий отсутствует основное – надежно проверенная и валидная обширная база такого типа заданий.

4. Наличие «методических» заданий – естественная идея, но не реализуемая в терминах и рамках ныне действующих ФГОС (ФГОС – это головная боль, которая (теперь) никому не нужна).

5. Одновременная проверка учителей и математики, и информатики в рамках одной работы не соответствует реалиям нынешнего контингента школьных учителей.

Такова оценка работы Рособрнадзора снизу. Но всё это бурление, как обычно, осталось внутри, где дозволено пошуметь и «спустить пары».

А в массы СМИ транслируют лишь избранные цитаты фигур крупного масштаба, демонстрирующие полный консенсус «власти и общества».

Так формируется иллюзия «непрерывного прогресса», которая неизбежно кончится крахом.




***


Источник.

Tags: Иванов, власть, дети, математика, образование, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments