ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

Москвичи? Нет, не годятся или Об особенностях отбора водителей для „Катюш”

Неожиданную деталь подбора кадров в ГМЧ – гвардейские минометные части привел в воспоминаниях о службе в этих частях Ростилав Жидков (сайт «Я помню»).

Для обслуживания «Катюш» действительно существовала возможность достаточно придирчиво отбирать личный состав.

Принцип – «воюйте с теми, кого прислали» на гвардейские минометные части не распространялся.

На «Катюши» возлагались особые надежды, а обслуживание их требовало от личного состава определенного уровня технической грамотности.


Кроме того, «Катюши» считались секретным оружием, которое не должно было попасть к врагу ни при каких обстоятельствах. В критической ситуации их надлежало подорвать, чтобы ни в коем случае немцы не захватили.


Так что необходимость отбора личного состава была вполне очевидной. Особенно важен был выбор водителя «Катюши»… От него непосредственно зависела жизнь расчетов. Огневые позиции, отстрелявшись, часто нужно было покинуть как можно скорее, пока от немцев «ответка» не прилетела. Ростислав Жидков подчеркнул: «А вдруг он забуксовал - все, будь здоров».


На первый взгляд принцип отбора водителей может показаться странным: «Водителей нам на отбор прислали. Сначала с Москвы - все первого класса. Мы уже умные были: нахрен нам первый класс? С МТС, с деревни - давай к нам. Они же привыкли по грязи, по снегу и ремонт в полевых условиях, а городские что? - они привыкли к дорогам да мастерским. Шофера молодцы были».


Можно представить себе удивление «забракованных» опытных водителей первого класса и тех, кто их присылал. Но ведь и в самом деле «московские «навыки» вождения в полевых условиях, на снегу и в грязи были малоприменимы.

Тут не требовалось соблюдение правил уличного движения, а вот умение (которое приходит только с опытом) не увязнуть в грязи или быстро вытащить увязшую «Катюшу» было жизненно необходимо. Такой опыт в избытке имелся у любого деревенского водителя, а вот москвич мог и вовсе им не обладать.

И умение «выкрутиться», самому быстро устранить неисправность машины у небалованной «деревни» прочно вырабатывалось на гражданке.


Ведь рассчитывать на помощь технических служб, в отличие от москвичей, деревенские водители зачастую вовсе не могли.

Так что решение предпочесть «деревенских» водителей, а москвичей, даже весьма опытных, отослать, выглядит вполне логичным.

Открытым остается вопрос – насколько широко применялся такой принцип отбора водителей? Применялся ли он исключительно в части, где служил Ростислав Жидков, или в других частях его тоже использовали?


Максим Кустов


***


Источник.
.
Tags: война, войска, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments