ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

Технологии 18 века. Искусство гидравлики

Продолжаем знакомить читателей tart-aria.info c историческими источниками. На этот раз предлагаю вашему вниманию книгу посвященному инженерному искусству, а конкретно касательно гидравлики и строительству в воде и на воде.

Книга эта была издана во Франции в 1737 году и называется она «Гидравлическая архитектура, или искусство отведения, поднятия и управления водами для различных потребностей жизни» (Architecture hydraulique, ou, L'art de conduire, d'elever et de menager les eaux pour les différens besoins de la vie).

Книга довольно объемная: в 4-х томах, каждый из которых содержит от 400 до 700 страниц и примерно по 50-70 подробных чертежей.

Чертежи очень интересные. Текст, возможно тоже. Но прочитать его мне сложно, потому что он написан не просто на французском языке, который я не знаю, а на старо-французском, который и для гугл- переводчика не всегда читаем.

Приведу выборочно некоторые картинки из этой книги.

Водяные мельницы

В 1-м томе рассказывается об общих принципах механики, различных механизмах, приводящие в движение колеса мельниц и дробилок.

Устройство мельниц

Устройство мельниц

мельница

Поперечный разрез план 1-го этажа мельницы и башни

Толщина стен этой мельницы впечатляет. Если принять толщину дымохода за 0,5 м, то толщина стен получается более 2-х метров верхней части и около 4-х - в нижней.

мельница

Продольный разрез мельницы

мельница

Чертеж мельницы в Провансе и Дофине

элеватор

План, разрез и разрезы цепочной (элеваторной) машины, служащей для откачивания воды строений Рошфора

Рошфо́р (фр. Rochefort) — торговый порт во французском департаменте Шаранта Приморская, на правом берегу Шаранты, в 16 км от её впадения в Бискайский залив и острова Иль-д’Экс c цитаделью, фортом и маяком.

архимедов винт

дизайн новой машины для выпуска большого количества воды Вид сбоку; архимедов винт; уравновешивание двойного зигзага, вид спереди

водяное колесо

Дизайн колеса для поднятия воды

Каналы и шлюзы

Во 2-м томе речь идет об устройстве портов, каналов, ведущих к ним, шлюзов и различных механизмов и орудий для их строительства. В основном на примере французского порта Дюнкерк.

Этот порт находится на берегу Ла-Манша, в 75 км к северо-западу от Лилля и 295 км к северу от Парижа и 10 км от границы с Бельгией. Это тот самый Дюнкерк, где проходила известная Дюнкерская операция:

«Дюнке́ркская эвакуа́ция, кодовое наименование опера́ция «Дина́мо» (англ. Operation Dynamo) — операция в ходе Французской кампании Второй мировой войны по эвакуации морем английских, французских и бельгийских частей, блокированных у города Дюнкерк немецкими войсками после Дюнкеркской битвы.» History of the Second World War. Paulton, 1966 - 1968, p. 248

Даже фильм снят на эту тему. Называется «Дюнкерк». На этом чертеже представлено развитие Дюнкерка:

Дюнкерк

1 План первых стен Дюнкерка в 960 году при Бодуэне 3 графе Фландрии 2 План первого укрепления Дюнкерка, известного в 1400 году при Роберте де Марте 3 План города Дюнкерк, который был принят маршалом Тюренном 28 июня 1658 года

В Атлантическом океане на­блюдаются наибольшие по величине приливы. Которые происходят регулярно два раза в сутки. Наибольшая высота прилива -18м наблюдается у берегов Новой Шотландии (в Канаде). У берегов Франции они мо­гут достигать 14-15 м, в проливе Ла-Манш (где расположен порт Дюнкерк) - до 11 -12 м.

Поэтому для Франции всегда было актуально иметь порты, не зависящие от приливо-отливного движения океана.

Для этого к порту прорывали канал, который перегораживали шлюзами, чтобы во время отлива вода не уходила из него и находящиеся там корабли оставались на плаву.

Дюнкерк

Карта города, цитадели, порта и форта Дюнкерка до его разрушения.

Здесь хорошо видно линию берега во время прилива -она обозначена валом. Собственно длина канала -это как раз разница в береговой линии во время прилива и во время отлива.

Кале

План Кале (порт у пролива Па-де-Кале, Франция) относительно проекта шлюза для углубления порта и канала

Шербур

план проектных работ для города и порта Шербур (Нормандия, Франция)

Во всех этих планах мы видим один и тот же принцип: длинный канал, проходящий от береговой линии во время отлива внутрь крепости, и шлюз при входе в саму крепость. Удержание воды, возможно, было необходимо не только для стоянки кораблей, но еще и для ряда оборонительных рвов.

На черно-белом чертеже, возможно, плохо видно, что красивые правильные зубчики представляют собой сочетание земляных валов и рвов, наполненных водой. На этой схеме это видно более наглядно:

Дюнкерк

План Дюнкерка, реконструкция

Все крепости-звезды были окружены двойным или тройным водяным кольцом. Но были ли такие сложные формы необходимы для обороны? Это уже другой вопрос.

шлюз

План шлюза с двумя проходами, характерными для каналов, ведущих к морю Способ скрепления камней

шлюз

общее развитие большого шлюза, c показом основных частей, которые входят в его состав: план поверхности шлюза, вид по линии А-В, вид по линии С-D

шлюз

Чертежи шлюзовых ворот, использующихся ранее в различных французских портах и профиль машины, используемой для подъема клапанов небольших шлюзов расположенные в боковых стенах шлюзовых камер.

забивание свай

Несколько чертежей различных машин для забивания свай

забивание свай

Способ забивания горизонтальных свай с поверхности воды.

забивка свай

Машина для забивки наклонных свай

Насосы и водонапорные башни

3-й том посвящен искусству подвода, поднятия и очистки воды, а также описанию насосов, и других механизмов и изделий, необходимых для этого.

насос

разработка отечественного (французского) насоса

гидравлическая машина

Разработка машины, выполненной в Нимфенбурге

гидравлическая машина

Фасад здания, включающего гидравлическую машину, применяемую к новому мосту в Париже

гидравлическая машина

План основания и разрез здания с гидравлической машиной , применяемой к новому мосту в Париже

гидравлическая машина

разработки основных частей предыдущей машины

пожарный насос

разработка насоса для тушения пожаров, применяемая в Страсбурге

пожарная машина

Внешний вид цилиндра и сопутствующих труб для работы пожарной машины

машина Марли

план и профиль колеса машины Марли и всех связанных с ней частей от реки до акведука

Из другого источника:

Машина Марли

Машина Марли на картине Пьера-Дени Мартина (Pierre-Denis Martin)1723 года

Машина Марли (фр. Machine de Marly) была построена голландским архитектором Свалемом Ренкеном (Rennequin Sualem) в начале 1680-х годов при дворце Марли на территории современного Буживаля по заказу французского короля Людовика XIV для водоснабжения прудов и фонтанов Версальского парка.

Уникальное для своего времени инженерное гидроустройство представляло собой сложную систему из 14 водяных колёс, каждое диаметром 11,5 м (около 38 футов), и приводимого ими в действие 221 насоса, служивших для поднятия воды из Сены по Лувесьенскому акведуку длиной 640 м в большой водоём на высоту около 160 м над уровнем реки и в 5 км от неё.

Далее вода по каменному акведуку (8 км расстояния) поступала в Версальский парк. На строительстве было занято 1800 рабочих.

Потребовалось 85 т деревянных конструкций, 17 т железа, 850 т свинца и столько же меди. Устройство обеспечивало подачу около 200 кубометров воды в час. Строительство было завершено в 1684 году, открытие состоялось 16 июня в присутствии короля.

На обслуживании устройства и ликвидации частых поломок было занято 60 рабочих. В первоначальном виде машина Марли прослужила 133 года, затем в течение 10 лет водяные колёса были заменены паровыми машинами, а в 1968 году насосы переведены на электрическую энергию. Источник

насосы Норт-Дам

Специальные профили насосов одного из оборудования машины, примененного к мосту Норт-Дам.

Так выглядел этот мост в 18-м веке:

Нотр-Дамский мост

Нотр-Дамский мост, 1756г. Художник Nicolas Raguenet Источник

Или художник изобразил рулевых на лодках непропорционально большими, или гиганты еще жили в середине 18-го века?

водонапорная башня

План водонапорной башни, используемой для моста Норт-Дам Планы, разрезы и фасады раздаточных чаш фонтанов Святой Катерины и ворот Сен-Жермена в Париже

И разные вентили и краны, картинка без подписи:

Технологии 18 века. Искусство гидравлики i_mar_a

Трубы изготавливались в основном из меди и свинца. Вот цитата из книги:

«Следуя этой теории, легко определить геометрически усилие, с помощью которого вода ломает трубку; но для его применения необходимо предупредить о каком-то опыте.

Мы знаем, что свинцовая труба диаметром 12 дюймов (30,5см) и высотой 60 футов (18,3м) должна иметь толщину в 6 линий (15 мм), чтобы выдержать напор воды.

Медная труба, также 12 дюймов в диаметре и 60 футов в высоту, должна иметь толщину в 2 линии (5мм), чтобы поддерживать силу воды, которой она заполнена. Из чего следует, что медные трубы имеют тройную силу свинца, при одинаковых размерах изделия, что хорошо согласуется с экспериментами, которые цитирует М. Парент.»

На этом пока все. Продолжение следует

В оформлении этой статьи использован фрагмент вида морской стороны Дюнкерка около 1700-1710 годов. Оригинал.




i_mar_a


***



Источник.
.
Tags: Франция, вода, история, технологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments