?

Log in

No account? Create an account
мера1

ss69100


К чему стадам дары свободы...

Восстановление смыслов


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Ева
мера1
ss69100


Все мы хорошо знаем историю "первородного греха", но мало понимаем, что за ней скрывается...

"Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания... И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих" (Бытие, 3)

Забавно, что в церковнославянской и греческой версиях Бытия змей не "хитрый", а "мудрый". Но некомильфо называть того, кто должен быть, по придуманным правилам, врагом человечества, "мудрым"... А змей-то знал, что говорил, ведь он говорил это не одному поколению...

В «Бытии™» всё довольно просто: Господь заповедовал не есть плодов от Древа, но коварный Змей уговорил глупую Еву пойти против табу и вкусить запретного. Ева же из благих побуждений не только сама согрешила, но и Адама не оставила в стороне. И первое, что они оба поняли, вкусив от Древа "Знаний", — это то, что они голые. И именно на этом их поймал Господь. А далее — грехопадение.


История, ни много ни мало, культурообразующая для всего европейского мира. С неё начинается и философский аспект Христа, пришедшего на землю, дабы искупить грех первопредков.

Между тем, легенда эта, мягко говоря, вывернута наизнанку, и в оригинале своём говорила совершенно о другом. И тут многое завязано на Еве. Кем она была? Праматерью человечества? Первородной грешницей? Жертвой хитрого Змея?

— Нет.

Традиционно считается, что имя "Ева" происходит от еврейского "Хава", то есть "жизнь, живущая". В европейский и русский обиход оно попало посредством латыни, где имеет форму "Eva".

Тут, вроде бы, совершенно нет никаких препятствий для распространенной среди альтернативщиков теории о том, что "Ева" — это славянская "Жива" (санскрит, जिव (жива) — "жизнь, существование, здоровье, душа"), ведь сам перевод с еврейского этому вторит...

Более того, в греческом переводе Бытия так и говорится: "И назвал Адам жену ту именем Жизнь (καὶ ἐκάλεσεν Αδαμ τὸ ὄνομα τῆς γυναικὸς αὐτοῦ Ζωή)", как и в нашем церковном варианте: "И нарече Адамъ имя женѣ своей жизнь, яко та мати всѣхъ живущихъ".

Загадка решена? Снова нет. Ведь, если вы вдруг не знали, поделюсь с вами одним тезисом, который выработался у меня после нескольких лет работы с фольклором: миф — это не сюжет, а совокупность символов, разными способами отображающих один образ.

А какие в данной легенде символы: райский сад, плод от Древа (яблоко), змей, Ева, прикрытие наготы. Истина — там, где все эти символы сходятся в одной точке. И, увы, эта точка — не библейский сюжет... и не "Жива".

До-Евы

Интересно, что в английском языке словом "Eve" обозначается не только библейская Ева, но и канун Рождества (Сочельник) — и это совсем не совпадение. Более того, "Eve" — это не только "ночь перед рождеством", но и вообще Вечер.

Появление вечера и утра знаменует вечерняя и утренняя звезда — планета Венера, богиня любви. Античное название вечерней звезды — Веспер или Геспер. А дочери Геспера — Геспериды — хранили в саду золотые яблоки. Сад охранялся Змеем Ладоном (который, видимо, затем стал Лотаном и библейским Левиафаном).

Вот вам и библейская изнанка: змей — не искуситель, а страж; Ева — не глупая грешница, а хранительница волшебных яблок.

В скандинавской мифологии её звали Идунн, и она хранила яблоки, которые давали молодость. Имя «Iðunn» не имеет буквы "д" в корне — вместо неё стоит "ð", межзубная звонкая "θ", которая и дала разночтения в разных языках "д", "б", "в", "п", "ф"... Таким образом, "Идунн" — это и есть "Ева".

И важная деталь тут — яблоки-то МОЛОДИЛЬНЫЕ.

А значит, "Ева" — это не просто "Жизнь", а имеет непосредственное отношение к Молодости. Именно Молодость оценивается культурой как самый "живой" период нашего пребывания в яви.

Как "молодость" по-древнегречески, знаете? — Йви!

Нам это слово традиционно грубо читают как "Геба (Ἥβη)". Так звали самую молодую "богиню", которая на Олимпе во время пиров разливала "богам" нектар.

Но в таком случае у нас появился ещё один символ — Напиток (нектар, сок), напрямую связанный с именем "Геба", то есть с юностью. Что ж, давайте взглянем чуть ближе на эту "Гебу":

ἥβη, ἥβᾱ - юность, молодость; юношеская сила, свежесть, бодрость; отроческий возраст; возраст; юношество, молодежь; пышность, великолепие; лобок, гениталии.

ἡβηδόν - по достижении возмужалости, в зрелом возрасте.

ἡβητήρ - юноша, отрок.

ἡβάω - быть в юношеском возрасте, быть возмужалым, быть во цвете лет; пышно расти; сохранять юношескую свежесть, быть в полной силе; шуметь, бушевать.

ἡβός - возмужалый, перен. зрелый (ἄμπελοι)

(Древнегреческо-русский словарь И.Х. Дворецкого)

Вот тут-то нам и пригодится "Сочельник" (см. статью о нём), который тоже "Ева (Eve)".


Самый смак

Символ Евы - яблоко. Яблоко - это СОЗРЕВШИЙ плод, то есть налившийся соком. Как и о человеке говорят "в самом расцвете сил", "в самом соку".

Не зря в греко-русском словаре Дворецкого рядом со словом "зрелый" стоит "ἄμπελοι": ἄμπελος - это "виноград", который в славянской и греческой традициях полностью соответствует символике яблока (в принципе, "ампелон" - это и есть "apple, яблоко" на греческий манер) и вообще плода. Недаром наши сватовские песни назывались "виноградьем" и содержали в себе неизменный рефрен "виноградье моё, красно-зелёное".

Сватовство - это тоже о зрелости, о готовности человека создать семью.

Между тем, в легенде о Трое пресловутое "яблоко раздора" - тот же символ. Ведь за него "борются" три персонажа: Гера, Афина и Афродита, - являющиеся просто тремя ликами одной "богини", отвечающей за зрелость. И как бы, кому бы оно не досталось, - это всё одно и тоже.

Но в легенде выделяется именно Афродита, наиболее удобная для сюжета, которая в обмен на яблоко даёт Парису жену - Елену Прекрасную. То есть символ яблока связывается напрямую с браком - то же самое "виноградье". Ну, и сами понимаете: Афродита - Венера - Ева - "яблочная" богиня.

Виноград, как и яблоко, - это "сочность", спелость. Из Советской энциклопедии:

"Созревание плодов — совокупность морфологических и биохимических изменений в плоде, в результате которых семена становятся полноценными зачатками новых растений, а околоплодник приобретает способность выполнять функции защиты и распространения семян.

Половое созревание — период индивидуального развития (онтогенеза), по окончании которого организм становится способным к половому размножению"

Половое созревание в науке называется "пубертатным периодом" от "pubes" - "лобковые волосы". Тут комментарии излишни.

Надо лишь сказать, что для древнего времени это (а также волосы на теле и лице) был реальный индикатор созревания, а не просто биологический факт. Вот здесь-то и возникает вопрос к библейской истории об Адаме и Еве. Ведь первое, что происходит после вкушения яблока, - это осознание наготы и прикрытие её.


Ева. Часть 1 peremyshlin
Корнелис ван Харлем, Грехопадение

За "прикрытие" отвечает символ смоковницы или фигового листа. И кстати, смоковница также звалась "винной ягодой" - еще один отсыл к ἄμπελοι, то есть к "винограду-яблоку", то есть к зрелости.

Фиг вам!

Странно получается: ведь христианство внедрило в общество идею о том, что фиговым листом прикрывали "срамоту", что это довольно стыдливый образ. Но символика языческая не несёт негативного окраса смоковницы.

И выходит, стыдливо прикрепленный листочек на пикантном месте - прямой символ пубертата - зрелости. Ведь те же самые волосы - это покров, прикрытие, защита, как и лист смоквы. Один и тот же символ.

Что означает само слово "Фига":

Европейские наречия: fige, fygge, fyke, figue, feige, fīcus. По-гречески σῦκον, τῦκον.

Сайт "краткая энциклопедия символов" пишет, что "в Греции смоковница посвящалась богине Афине, а ее священные плоды не разрешалось вывозить за пределы страны". Не знаю, насколько это правда, но посвящение Афине, подобно оливковому древу, выглядит вполне уместным. Между тем, Афина - как раз покровительница "созревших" юношей - героев.

Там же: "В Риме смоква посвящалась Приапу по причине его чрезмерной плодовитости и, подобно гранату и абрикосу, имела эротический смысл".

У буддистов же вообще почти библейский посыл фикуса:

"Для буддистов это священное дерево является символом бессмертия и высшего знания: под баньяном, или пагодовой смоковницей, завершились поиски Знания Буддой, ибо здесь он достиг состояния просветления. Она почитается индусами, потому что Вишну увидел свет под ее сенью"

Как и Адам с Евой достигли своеобразного "просвещения" под Древом. Ну, и скандинавский Один тоже...

Я не красоты ради привел различные вариации написания-произношения "Фиги". Как видите, имеем в начале и "f", и "σ", и "τ". О чём это говорит? - Правильно, о великой букве "θ" в корне "фиги". И тогда нам следует поискать соответствующее слово. Вот оно:

θήκη - ящик, могила, ножны меча.

Что еще есть: славянское "сукно":

"су́кня "платье", укр., блр. су́кня "шерстяная юбка", сербохорв. су̏кња, словен. sȗknja, чеш. sukně "юбка", слвц. sukňa, польск. sukniа "какая-то одежда", в.-луж. suknja, н.-луж. sukńа – то же. Связано с сука́ть, сучи́ть, скать" (словарь М. Фасмера)

Староанглийский: þiċġan - принимать, получать, потреблять, глотать, есть, пить.

Исландское: þiggja - получать, принимать.

Между тем, упомянутые "feige, σῦκον" - не только "фига", но еще и "влагалище". Понимаете, почему? Тогда добавим к "фиговому" корню ещё и латинское "vāgīna" с тем же корнем, которое помимо нынешнего смысла имело изначально и такие значения, как "покрытие, оболочка, ножны, держатель чего-либо, шелуха".

То есть тут видно, что это всё об одном и том же: оболочка, одежда, ящик - это то, куда что-либо помещается ("вкладывается"), как и шерсть - это внешний покров, "обёртка". Это то, что покрывает, принимает внутрь себя ("þiggja"), хранит. Ровно как индуистский баньян, который даёт убежище и скрывает в своей тени.

Как и любой фрукт-ягода хранит в себе СЕМЯ. Как и фиговый лист скрывает "самое главное" под собой. Всё это - ВНЕШНЯЯ защита, чем в биологическом плане и являются волосы в особо нежных местах тела (где кожа тоньше).

Совсем как греческое "τεῖχος", где просматривается тот же "фиговый" корень - "стена, насыпь, замок, укрепление" = ВНЕШНИЕ стены, защита.

Понимая это, необходимо дополнить наш смысловой ряд словом "фигура":

figūra - образ, форма, контур = другими словами, ВИД, ВНЕШНЕЕ представление

fingō (озвученная "г" стала "нг") - придаю форму, образ, украшаю, одеваю; притворяюсь, обманываю, симулирую = тоже относится к Виду и Внешности.

feign - симулировать, представлять, предполагать, обманывать, притворяться, выдумывать = снова вид, как и "выдумка, дума" = это рисовать в голове образ, вид (внешность, обёртку).

И если уж такая пляска пошла, то сюда же и "think, þencan, tenkja" - "мыслить, думать" (рисовать в голове образ - вид).

Как видите, я не вышел за грани символа фигового листа, ведь все приведенные слова, какими бы они разными не были по значению и звучанию, говорят об одном и том же - покрове, защите, внешности, одним словом, оболочке. И опять же, несмотря на языковые разночтения, это один корень, который условно можно записать как "θήκ".

Я знаю, среди читателей есть такие, которые каждую мою подобную статью называют "словоблудием", но, уважаемые, вы, скорей всего, не найдёте в открытом доступе столь подробного изложения мысли с логическими связями, где автор бы вам показал, что откуда берётся и как к этому прийти.

Зато найдёте кучу халтурных фантазий, где чисто ВНЕШНЕ всё сходится, на том и стоят... Как домики двух из трёх поросят, которые только внешне казались устойчивыми. Здесь же, как видите, нет никаких готовых таблиц со значениями корней и образов, всё находится "вручную".

И это я молчу уже о пресловутой выдуманной "на коленке" Буковице... А вот внимательный читатель увидит в моём несложном разборе реальный образ (часть его) одной древней буквы...

Кстати говоря, слово "явь" тоже относится к этому же образу - видимость, оболочка, внешность (но не только, там еще кое-что интересное есть)... Интригует, не правда ли?

Забавно, что даже знаменитый "фиговый" жест показывает нам то же самое: большой палец как бы прячется в кулаке, вкладывается в него, оказывается под его могучим покровительством, говоря всему остальному миру: "я в домике, не достанешь меня - фиг тебе" (как в том мультике, "а для волка - кожура...")

Ева. Часть 1 peremyshlin

И я сейчас тут распространяться не буду, но еще одно греческое название фигового листа - это "трагос", то бишь КОЗёл. А Козлиная шкура - это как раз к святочным обрядам, которые грекам отошли в качестве "Трагедии".

Я думаю, здесь надо бы остановиться, глотнуть чайку и подвести некоторые промежуточные итоги, чтобы чётко видеть уводящую в тёмный лес тропинку, ибо дальше будет хуже:

Ева, Идунн, Афродита, Геспериды - хранительницы молодильных яблок. Молодильные они - не потому, что дают молодость их вкусившим, а скорее как символ зрелости. Зрелость - это способность давать потомство, не только биологическое, но и КУЛЬТУРНОЕ, то есть "продолжать Род", особенно на новых территориях в ходе некогда священной для европейского человека традиции "Ver Sacrum".

Зрелость эта выражается не только в виде яблока (винограда, фиги), но и в более широком символе - Нектаре, соке.

Греческой Гебе соответствовала римская Ювента, чьё имя "iuventus" (юность), имеет тот же корень, что и наше имя "Иван (Ян)". И вот же "неожиданность": Ювента - покровительница юношей, которые доросли до статуса "novorum togatorum", то есть стали частью гражданского сообщества. Говоря по-христиански, КРЕЩЁННЫЕ. А на Руси как раз именно крещенных юношей кликали "Иванами"...

Немного об "арьях"

Поэтому тема Евы не имеет ничего общего с "первородным грехом", но зато напрямую связана с темой "Ариев". Только не с тем глупым образом "достославных" "ариев", которые благородно и безвозмездно (то есть даром (с)) просвещали весь мир (хотя и не без этого, но мотивы были иными) и были все из себя "светлые, добрые (?) боги", за что воспелись особо романтичными альтернативщиками и известным телеканалом, а с нормальными "арьями", являющимися скорее статусом, чем отдельным народом.

И этому есть не только смысловое и фольклорное подтверждение, но даже словарное. Ведь синонимом слова "ἥβᾱ" являлось "ἅρᾱ" (так в словаре и написано). Куда уж прямее!

Между тем, известно такое понятие, как "арете". В Википедии про него написано всё, что нужно:

"Арете́ (др.-греч. ἀρετή) — термин древнегреческой философии, означающий "добродетель", "доблесть", "совершенство", "достоинство" или "превосходство" любого вида.

В своём самом раннем появлении в греческом языке это понятие было связано с понятием соответствия цели или функции, обозначая «собранность, слаженность, пригодность» всякой вещи или существа.

Применительно к человеку понятие арете принимает значение "доблести" и шире — добродетели: нравственного качества, присущего достойному человеку. Приобретение этого качества требует усилий: "Порок достигается легко, а овладеть арете трудно", — говорит Гесиод (Орр. 287).

При этом первоначально арете воспринималось не только как состояние, требующее усилий для своего достижения, но и как "некое природное свойство благородного человека", доступное не всякому; это отразилось в однокоренном понятии "аристократия".

Специально выделил некоторые слова, чтобы акцентировать внимание читающих на действительно важных вещах, отгоняя образ "чистых, светлых, лучших" арийцев. Всё-таки поймите, что все эти определения подходят, но не отражают сути, потому смотрите дальше красивой "обёртки" (того же "фигового листа"... если вам 18+), НА ЧТО указывают сии славные слова. "Арья" - это прежде всего ответственность, а не просто "Я - д’Артаньян"...

Пригодность чего-либо - это часть символа "созревания". Не созревший фрукт кислый и не пригоден для еды, следовательно, не может распространить семена внутри себя. Созревший плод так и манит вкусить. Он СОЧНЫЙ. Он полезен, как поедающему, так и своему Дереву.

Не созревший физически человек - непригоден для работы, не созревший ум - бесполезен для общества.

Недаром в русском языке сохранилось два однокоренных слова: поспеть и успех. Поэтому налившийся "соком" (не только биологическим, но и культурным) юноша - это и "ἥβᾱ" и "ἅρᾱ". И именно поэтому "ᾰ̓ρετή" - это не только "совершенство" (опять же, в русском языке есть подсказка: совершенный = завершённый, т.е. сложившийся, созревший), но и "мужество", что прямо-таки тыкает в правильное мужское воспитание. Ну, и тут же такие значения, как "слава, честь", почему?

Латинский эквивалент "ареты" - "virtue" имеет в своём корне "vir", взятую от "героев" или нашего "ярь".

Так что не всё так поверхностно в "арийском" королевстве... От словарных определений мужественного "virtue" дух захватывает: "сила, присущая богам"; "существо, воплощающее божественную силу"; "присущая чему-либо сила или эффективность"; "соответствие моральным принципам"; "нравственное превосходство"; "преимущество, выгодное качество".

Причем тут "боги"? - Да притом, что пресловутые "боги" - это персонификации качеств. И понятие "virtue" как раз показывает нам, что раскрытие своих полезных качеств, врожденных, эффективных для общества, - это и есть правильное воспитание. Образование - это, прежде всего, РАСКРЫТИЕ потенциала юноши, что в древнем мире почиталось за судьбу, предназначение, суть.

Человек, познавший себя (свою "божественную врожденную силу" - судьбу), своё призвание, выгоден, полезен обществу. Для этого познания и существовали оракулы, а вместе с ними и ежегодные "святочные" ритуалы. А вот, поняв, что такое "мораль" в данном контексте, вы узнаете, чем же являлось настоящее "Язычество", и тогда уже всякие там моления Солнцу и Грозовой туче станут совсем неуместными и неинтересными...

Так что, да, Ева реально просветила Адама, как и обещал Змей. И недаром, он говорил об особом "дне" ("в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши") - срок созревания, условными аналогами которого ныне являются 1 - День рождения, 2 - Рождество Христова.

Далее мы углубимся в дебри фольклора, чтобы еще раз поставить ваши представления о языческих символах под сомнение, ткнуть пальчиком и ехидно протянуть "ничегошеньки-то вы не знаете!" (но узнаете). Ведь мы ещё даже не коснулись богатого славянского материала на эту тему. Так что продолжение следует...

***

P.S. Только не ругайте в комментах Церковь. Тут не об этом речь. Она, по сути, ничего нового не внедрила, только провела ребрендинг с некоторыми потерями... Однако, посмотрите на европейское искусство - библейские мотивы так и переплетаются с "античными" формами...

В конце концов, даже распиаренный яблочный "грех" Адама и Евы всё-таки исполнил своё языческое предназначение - сделал их теми, кем и надлежало им быть, - людьми...

peremyshlin

***



Источник.
.



  • 1
...Таким образом, "Идунн" — это и есть "Ева".

А Eden — это "рай" ("Эдем")...

...и увидели что они нагИ или нАги? Так как правильно ставить ударение? Ведь НАГ - это змееподобное мифическое существо(https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bhuvanesvar.jpg?uselang=ru)

фига — figūra — fingō — англ. finger (палец)

Первых людей создали по образу Божиему. Адам и Ева уже вторые - рабы Божие.
И вот создатели описывают процесс полового созревания первых рабов.
У Адама вырос кадык, его ещё называют Адамовым яблоком. Ева прикоснулась к нему, типа обнаружила. К Адаму, как уже половозрелому, пришло понимание, что он, а главное самочка перед ним, голая. И это прикольно! Их признали годными к размножению и выпустили на волю. Теперь это звучит как, "выгнали из Рая!" Плодитесь и размножайтесь, сказали им.

Где в Библии написано, что Ева сорвала яблоко? Сказано, что сорвала плод дерева познания добра и зла. Адам, а затем и Ева были созданы Господом Богом для охраны и возделывания Эдемского сада. И, похоже, наличие разума у них не предполагалось. Изгнаны были после вкушения плода с дерева познания добра и зла, т.к. стали как боги и могли вкусить плод с дерева жизни и иметь жизнь вечную.

Вообще то первой женщиной была Лилит ! Далее по тексту не буду, дабы не нервировать аФФтаров, пущай читают и мивиной потчуются.

Тема "первородного греха" не раскрыта. Которым обладают даже младенцы. И который как-то связан со срыванием плода знания

\\откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.\\
То есть после того как Адам и Ева попробовали яблоки, все их потомки стали как боги? А какого же чёрта церковники все мастей втирают что человек раб божий, хотя в Библии на первых страницах написано обратное.

  • 1