ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Category:

Здоровьесберегающие технологии Базарного-2

Не раздельное, а параллельное

Отдельно стоит отметить гендерный подход. Одним из базовых принципов ЗСТ Базарного является параллельное обучение девочек и мальчиков по основным предметам в разных классах.

Это обусловлено научно доказанной разницей в развитии психофизиологии полов.


  • Девочки до 13 лет развиваются в 1,5-2 раза быстрее мальчиков

  • Процессы развития зрелой мужской и женской психофизиологии значительно различаются

  • Мальчикам нужно до 5-6 раз больше двигаться, чем девочкам

  • У девочек и мальчиков разные интересы

  • В одном и том же классе девочки и мальчики воспринимают информацию разными способами

Для полноценного развития девочек и мальчиков образовательный процесс должен быть построен на основе научных данных об особенностях развития полов.

С точки зрения образования и здоровья обучение должно базироваться на основе естественных потребностей девочек и мальчиков. Одна из базовых потребностей, которая фундаментально влияет на формирование психики и тела, является физическая активность.

Заметки на полях.

Проведённый в 2014 году мониторинг среди 2500 учеников в Азербайджане показывает, что 40% мальчиков 11 класса отстают от нормального физического развития. У девочек эта цифра меньше в 2 раза.

Окончательное формирование репродуктивной и эндокринной систем организмов как мальчиков, так и девочек требует двигательной активности. При этом для полноценного развития организма мальчика объём физических нагрузок должен быть примерно в 5-6 раз больше, чем это необходимо для развития девочек.

Дефицит движения у мальчиков ведёт к недоразвитости репродуктивной и эндокринной систем, что в конечном итоге может выражаться в общей недоразвитости и бесплодии. У мальчика, который будет недостаточно двигаться, не сформируется соответствующий мужчине гормональный фон и психика.

Соответственно этому обстоятельству, если образ жизни общества навязывает мальчикам-подросткам гиподинамию, то такое общество идёт по пути биологического вырождения и подавления мужского начала.

Девочкам для развития их организма тоже требуется движение. Но если объём физических нагрузок для них превышает биологический оптимум, то для того, чтобы скелетно-мышечная система могла справляться с избыточными для девочки нагрузками, им требуется перестройка гормонального фона в сторону мужского типа.

Поэтому под воздействием избыточных для девочки систематических физических нагрузок происходит извращение развития её эндокринной системы, а скелетно-мышечная система обретает мужские черты (узкий таз, отсутствие талии, широкие плечи). Как следствие, избыточные физические нагрузки для девочек в период полового созревания влекут за собой далеко не только проблемы репродуктивного здоровья.

Соответственно, система образования должна обеспечивать необходимую двигательную активность как мальчикам, так и девочкам, что подразумевает специфику курсов физической культуры в мужском и женском образовании. Это необходимо для обеспечения репродуктивного и психического здоровья представителей обоих полов в новых поколениях.

Исследования под руководством профессора Базарного показали, что в условиях смешанного обучения мальчики феминизируются, а у девочек, наоборот, идёт мускулинизация. Женщина — феминистка или стерва, инфантильный мужчина или альфонс — прямые следствия смешанного обучения.

Таким образом разрушается основа для любого крепкого государства — семья и создаются предпосылки для вырождения населения. Именно неадекватная природе человека система смешанного обучения и воспитания и соответствующая культура, а не природа, производит на свет гомосексуализм и прочие массовые отклонения от нормального взросления человека.

Обучение девочек и мальчиков согласно ЗСТ должно проходить в рамках одного образовательного учреждения в параллельных классах или группах(в детских садах) с соответствующим оформлением, содержанием и нагрузками. При этом немаловажно, чтобы у мальчиков процесс вёл мужчина, а у девочек — женщина. Остранение мужчин от образования — массовая диверсия.

В японских школах, например, при сокращении количества учителей мужчин более чем наполовину, ставится вопрос о закрытии образовательного учреждения.

Результаты применения

Главный результат применения здоровьесберегающих технологий: впервые за 200 лет эпохи всеобщего обучения из практики учебного процесса исчезли традиционные признанные во всём мире школьные формы патологии (близорукость, нарушения развития позвоночника, обмена веществ, сердечно–сосудистые нарушения, нервно–психические расстройства и другие).

Это подтверждено официальными заключениями НИИ РАН, РАМН, а также Министерства здравоохранения РФ. Отмечается положительное влияние на сохранение и укрепление здоровья детей, а именно:


  • в 2-4 раза снижается заболеваемость учащихся и болезни костно-мышечного аппарата, сердечно –сосудистой системы, репродуктивной системы, желудочно-кишечного тракта, нервно-психической сферы и других систем ребёнка;

  • проявления нервно-психических срывов, различных форм агрессии у детей уменьшается в 5–6 раз;

  • жизнестойкость организма ребёнка увеличивается в 2-3раза;

  • плотность двигательной активности на уроке возрастает в 5-8 раз;

Предложенные принципы не просто укрепляют и развивают здоровье детей, но и способствуют более глубокому и прочному усвоению знаний, умений и навыков в более короткие сроки, снимая при этом проблему перегрузки и переутомления школьников.Также важно отметить то, что к настоящему времени эта программа прошла практическую апробацию уже в течение 40 лет на базе более 1000 детских садов и школ России и республик постсоветского пространства.

Класс девочек в Земской гимназии г. Балашиха

В результате использования только одних конторок и динамического режима обучения дети сохраняют и развивают психическое и физическое здоровье, улучшается успеваемость и концентрация внимания на уроках.

Значительно сокращаются риски или останавливается развитие сотен заболеваний: ожирения, диабета, проблем зрения, сколиоза, ослабления фертильной функции, плоскостопия, различных патологий при рождении детей, шизофрении, а также множества других психических нарушений.

Всё это подтверждается множеством исследований и на Западе, в частности, в Австралии, Финляндии и США. На примере Азербайджана: в 2015/2016 учебном году в Баку функционировали 67 классов «Здоровое образование» в 34 образовательных учреждениях. В функционирующих c 2014 года 15 классах «Здоровое образование» проведен медицинский мониторинг, в ходе которого было установлено, что применяемые в этих классах технологии положительно влияют на здоровье детей.

В то же время было установлено, что обучающиеся в таких классах ученики лучше развиваются с интеллектуальной точки зрения, повышается их интерес к обучению и улучшается эмоционально-психологическое состояние. При этом речь идёт не об общих констатациях типа «здоров-нездоров», а о строго количественных замерах, которые позволяют оценить динамику той или иной подсистемы организма, а также его состояние и развитие в целом.

Количественные экспресс-тесты по всем этим показателям были разработаны лабораторией Базарного более 30 лет назад и позволяют проводить мониторинг здоровья учащихся даже низко квалифицированными специалистами.

Заметки на полях

Под работой стоя подразумевается, что бóльшее количество рабочего времени вы проводите в вертикальном положении, в основном, стоя. Также, как когда говорят про сидячую работу, то это не значит, что при этом подразумевается постоянное и неподвижное сидение: вы можете ходить, разговаривая по телефону, к коллегам, на обед, в магазин и т. д.

Но тем не менее подавляющее количество времени вы проводите в сидячем положении. Также необходимо отметить, что при использовании столов для работы стоя и конторок человек не может стоять неподвижно и постоянно осуществляет малые формы двигательной активности: переносит вес с ноги на ногу, ходит около стола и пр.

На Западе

До недавнего времени в мировой науке широко не исследовались взаимосвязи между различными видами серьёзных заболеваний, поразивших современное общество, системой образования и обездвиженностью, которая была вызвана повсеместной автоматизацией труда людей во всех областях их жизнедеятельности.

Основные проблемы здравоохранения и образования, которые решают эти технологии сегодня, признаны ВОЗ(Всемирной Организацией Здравоохранения) и на государственном уровне в США, Норвегии, Швеции, Финляндии, Австралии, Великобритании, Азербайджане, Канаде и других странах. За исключением проблемы смешанного обучения полов, что признаётся только в Азербайджане.

Базовые элементы здоровьесберегающих технологий(обучение в режиме свободы движения, учёт эргономики образовательной среды) используются сегодня уже в сотнях школ США, а также в ряде других стран(Финляндии, Швеции, Германии, Голландии, Англии и пр.).

Дети работают за столами для работы стоя в школе США. Стоит отметить, что использовать без стульев столы для работы стоя по технологии Базарного недопустимо. Ребёнку необходимо предоставить возможность присесть.

Распространение пока не носит массовый характер, но в ряде стран работа в этом направлении идёт уже на государственном уровне. Это, прежде всего, Финляндия и США, где существуют и уже несколько лет успешно работают соответствующие государственные программы Schools on Move(https://liikkuvakoulu.fi/english ) и Let’s Move(https://letsmove.obamawhitehouse.archives.gov/, после ухода Обамы называется Active Schools https://www.activeschoolsus.org/ ).

В 2010 году профессор Базарный вместе с сенатором от Ставропольского края А.А. Коробейниковым выступили с докладом по здоровьесберегающим технологиям в ПАСЕ(Парламентской Ассамблее Европы), где получили общее одобрение. По результату совместной поддержки ПАСЕ и Совета Федерации тогда было выпущено несколько публикаций, книга В.Ф. Базарного «Дитя человеческое» и фильм «Обездвиженность — болезнь цивилизации» с участием ряда известных специалистов и личностей.

В США и в целом на Западне пионером этого направления является Джеймс Левин (James A. Levine) — доктор медицинских и философских наук из клиники Мейо и университета Аризоны. Доктор Левин сегодня самый известный в мире специалист по сидению и проблемам лишнего веса.

Доктор Левин сам с детства страдал от избыточного веса и именно через эту личную проблему раскрыл причину массового ожирения современного человечества. Честный подход, обусловленный перенесённым личным страданием, и открытый разум позволили ему дойти до сути проблемы и первому на Западе поднять флаг борьбы с обездвиженностью «цивилизованного» мира, тем самым вызвав шквал недовольства и обвинений от так называемого научного сообщества.

Но годы упорного труда дали свои плоды: сегодня фундаментальный вред для человеческого организма от сидения официально признан как в США, так и в Канаде, Австралии и ЕС; доктор Левин сотрудничает с правительством США, консультирует многие десятки компаний и учебных заведений, которые начинают вставать со своих удобных стульев и кресел.

В Финляндии с 2012 года официально признана опасность для здоровья нации обездвиженного обучения и принята соответствующая государственная профилактическая программа «Школы в движении», которая успешно работает уже 5 лет и охватывает собой около 80% всех школьников.

«В 2011 году 16,1% 11-летних детей Сейняйоки имели избыточный вес. К 2015 году этот показатель снизился до 8,2%. .. Столы для работы стоя позволяют ученикам укреплять основные мышцы во время учебы»

Всего за последнее десятилетие было опубликовано более 10000 исследований на тему влияния продолжительного сидения и обездвиженности на организм человека.

Заметки на полях

Ссылки на международные медицинские информационные базы по теме вреда от сидения:

http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/?term=sitting+sedentary

http://link.springer.com/search?query=sitting+sedentary

Использование сегодня

Хотя ЗСТ и используются в образовательных учреждениях с начала 80-х годов в СССР, но широкого распространения пока так и не получили.

На данный момент на государственном уровне используются и внедряются в Азербайджане(около 100 классов) и Белоруссии. Под научным руководством профессора Базарного министерством образования Азербайджана в 2014 году была запущена программа «Здоровое образование», которая в результате массовых исследований подтвердила свою эффективность за первый же год.

Министр образования Азербайджана Микаил Габбаров в 2014 году о внедрении ЗСТ:

«– Говоря о пилотных классах, не могу не упомянуть проект «Здоровое образование», основной целью которого является совмещение образовательного процесса с охраной здоровья детей. Потому что современные тренды нас беспокоят: перегруженные программы, перегруженные портфели, необходимость для школьников большую часть времени сидеть за партой, эргономика классов. С 15 сентября в шести школах Баку в начальных классах обучение будет проходить по пилотной методике «Здоровое образование»..

– Речь идет о методике Владимира Базарного?

– Он один из консультантов. Мы используем в этом проекте не только методику Владимира Базарного, но и опыт, технологии США, Канады, Европы. Основная цель этого проекта, чтобы наши дети не получали образование за счет своего здоровья. Охрана здоровья и качественное образование должны идти рука об руку.»

Общий вида класса ЗСТ в школе 47 г. Баку. На данном фото вы можете увидеть почти все базовые элементы оборудования школьного кабинета.

В России школы есть почти в каждом регионе и крупном городе. Но распространение носит общественно-инициативный характер и поэтому даже приблизительной статистики использования на данный момент нет.

Особенно здесь можно выделить Белгород, где около 30 школ используют здоровьесберегающие технологии при непосредственном содействии местной исполнительной власти и губернатора Савченко. В Белгороде также функционируют несколько десятков классов с параллельным образованием девочек и мальчиков.

Ранее внедрение здоровьесберегающих технологий было приоритетом экс-губернаторов Красноярского края, Ставрополья и республики Коми. Также здоровьесберегающие технологии используются в незначительном количестве детских садов и центров стран СНГ. Из бывших республик СССР активнее всего это направление развивает Беларусь.

К сожалению, часто упоминаемые 3000 школ, в которых используются здоровьесберегающие технологии, в реальности оказывается мифом. Причём, на наш взгляд, мифом опасным, так как он создаёт иллюзию, что работа уже идёт полным ходом и нам самим делать ничего не нужно. В действительности, о них даже мало кто слышал даже среди руководства школ и учителей.

Законодательство и стандарты

В.В. Путин в 2012 году в классе ЗСТ гимназии Саяногорска

В 2012 году В.В. Путин посетил гимназию в Саяногорске ( Республика Хакасия), где используются здоровьесберегающие технологии, был удивлён необычным оборудованием класса, а также хорошим здоровьем и успеваемостью учащихся. 1 июня 2012 года был издан Указ Президента №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей», согласно которому, помимо прочего, здоровьесберегающие технологии должны внедряться повсеместно.

Технологии обеспечивают реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Это единственная здоровьеразвивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа. ЗСТ прошли практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, они имеют санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ.

Используемое оборудование включено в список Министерства образования и Науки. В 2015 году Совет Муфтиев России выдал «халяльный» сертификат.

Принятые в Европе и России стандарты в области эргономики требуют при создании рабочего места обеспечить возможности изменения позы (Европейский стандарт ЕН 614-1-95, ГОСТ Р ЕН 614-1 2003). Работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательные учреждения РФ поддерживается Комитетом по образованию Государственной Думы РФ.

Коллективом В.Ф. Базарного был разработан методический пакет документов для самостоятельного внедрения в школах России. В нём есть рекомендации не только для энтузиастов, но и для органов исполнительной власти и директоров образовательных учреждений.

Методический пакет документов

Методический пакет документов для внедрения и полные выдержки из законов доступны в виде архива по следующему адресу:

http://www.pedpoema21.ru/files/Pedpoema-MethodPack-1.zip

Почти все книги и основные публикации профессора Базарного доступны для бесплатного скачивания у него на официальном сайте: www.bazarny.ru

Необходимость создания центра внедрения

В 90-х годах в Сергиевом-Посаде под руководством профессора Базарного существовала научно-внедренческая лаборатория, которая работала и как центр распространения. На сегодняшний день никакого центра распространения нет, целенаправленной организацией процесса, методическим сопровождением, проведением семинаров, разработкой новых материалов и подготовкой учителей никто, кроме небольшого коллектива энтузиастов не занимается.

Организация государственного центра затруднена необходимостью межведомственной координации, отсутствием политической воли, непониманием важности этого вопроса и прочими особенностями структуры госвласти и её кадров.

Сегодня назрела острая необходимость в организации такого центра по координации и методическому обеспечению распространения и внедрения здоровьесберегающих технологий в России: в садах, школах, в домашних условиях, детских центрах, вузах и т. д. В стране сейчас этот процесс проходит стихийно, без соответствующего сопровождения и классы закрываются сразу после ухода инициаторов со своих должностей или выпуска своих детей, для которых они и внедряли эти технологии.

Подобный центр должен заниматься координацией распространения в регионах, информационно-рекламным сопровождении и научно-методическим обеспечением процесса внедрения технологий, в дальнейшем — подготовкой преподавателей, а также общей просветительской деятельностью в этом
направлении. Такой центр мог бы работать как с собственной базой в виде офиса, так и осуществляя основную деятельность через интернет и выездные мероприятия.

Основными задачами этого центра, на наш взгляд, должны быть следующие:


  1. Взаимодействие с Государственной Думой, Министерствами Просвещения и Здравоохранения, региональными и местными органами исполнительной власти РФ по внедрению здоровьесберегающих технологий. Разработка обращений и методических рекомендаций для органов исполнительной власти.

  2. Общая координация родителей, активных граждан и НКО в регионах по внедрению технологий. Обработка обратной связи. На данный момент во многих регионах есть свои группы.

  3. Организация пилотной и экспериментальной площадки центра на базе одной или нескольких школ в виде полностью переоборудованных классов, с организацией мониторинга здоровья и поддержкой учителей.

  4. Разработка и публикация методических, научных и информационных материалов. Создание видео-роликов, съёмка интервью.

  5. Подготовка учителей и специалистов.

  6. Обработка полученного опыта, организация конференций и развитие здоровьесберегающих технологий во всех отношениях.

  7. Создание и поддержка сайта центра с онлайн- картой и списком всех образовательных учреждений, где используются технологии.

  8. Распространение информации через собственные веб-сайты и социальные сети.

  9. Взаимодействие с другими педагогами-новаторами, авторами методик и специалистами в сфере образования и здравоохранения.

  10. Разработка здоровьесберегающих программ для взрослых: для дома, офисов и учреждений.

  11. Дальнейшие исследования и общее развитие направления.

Необходимо отметить, что все эти задачи и общая работа так или иначе выполняется и сейчас, но из-за отсутствия централизованной работы происходит нерегулярно, очень медленно и неэффективно. Также страдает качество распространяемых материалов.

Заметки на полях. Не только для детей.

В 1982 году за разработку системы «охраны здоровья в школах и на производствах напряжённого зрительного профиля» профессор В.Ф. Базарный был награждён 2-мя золотыми, 2-мя серебряными и 2-мя бронзовыми медалями на выставке ВДНХ. Решения для «производств напряжённого зрительного профиля» включали в себя обычные офисы и учреждения, которым также предлагалось начать работать в режиме динамических поз, преимущественно стоя.

Подобные решения пригодные для массового внедрения появились на Западе только немногим более 10 лет назад.

Подробнее об особенностях и значении решений для взрослых читайте в материалах проекта «Учимся Стоя. Работаем Стоя. Живём в движении»: www.planet-standup.com и наших последующих публикациях.

Заключение

Сегодня трудно оценить масштаб трагедии, которая незаметно для нас происходит в школах и детских садах. Миллионы детей теряют здоровье и свой жизненный потенциал. Но у нас есть всё, для того чтобы этот остановить. Предложенные уже 40 лет назад ЗСТ должны стать основой нашей системы образования.

И дело тут не в гении Базарного, а в том, что он вместе с группой советских учёных смог выявить техногенные факторы, которые негативно влияют на развитие человека, и предложить решения этой проблемы, основанной не на каких-то личных изобретениях, а базирующихся на выявленных природных генетических закономерностях взросления организма.

То есть здоровьесберегающие технологии Базарного — это не просто технологии какого-то учёного, а технологии самой природы, не учитывающее которых общество обречено на вырождение.

На основе действия волонтёров и энтузиастов решать дальше проблему здоровья нашей большой страны невозможно. Для этого требуется организация российского научно — методического центра под компетентным научным руководством.

Сможет ли общество самоорганизоваться и создать подобный центр в качестве общественной инициативы или внедрение здоровьесберегающих технологий станет результатом чей-то политической воли, покажет время. Но что точно можно сказать сейчас, и что является научным фактом, так это то, что при существующей системе образования у нашей страны и общества в целом нет никаких шансов в ближайшей перспективе даже на элементарное выживание.

Депутат Государственной Думы О.Н. Смолин за конторкой у себя в кабинете

«В последние годы некоторые чиновники ориентируются на Запад, бездумно заимствуя неадаптированные к российским условиям программы, в том числе подвергшиеся обоснованной критике и уже отвергнутые за рубежом.

Тем временем, Россия сама имеет уникальный опыт в образовании и многое может предложить Западу, в том числе и здоровьесберегающие методики, разработанные под научным руководством профессора В.Ф. Базарного, позволяющие кардинально улучшить здоровье детей в образовательном процессе.

К великому сожалению, большинство сотрудников сферы образования и родителей не предполагают, что же на самом деле происходит с детьми в первые школьные годы, иначе они бы предприняли всё возможное, чтобы сохранить и укрепить психофизическое здоровье подрастающего поколения. Сегодня для этого есть всё необходимое».

Смолин Олег Николаевич (депутат Госдумы всех созывов, первый зампред Комитета по образованию, член-корреспондент РАО, председатель ОД «Образование — для всех»).




ИАЦ

***


Источник.
.
Tags: Базарный, Белоруссия, Запад, Россия, Смолин, дети, здоровье, образование, общество, статистика, технологии, школа
Subscribe

Posts from This Journal “Базарный” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment