ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

Поляки, и где же ваша „Солидарность”, так ратовавшая за рынок и капитализм?!!

Долгое время жизнь маленького городка Нужец-Стацья на востоке Польши крутилась вокруг вокзала, рассказывает Le Monde.

Это небольшое здание из кирпича и камня было построено в 1905 году, когда страна входила в состав Российской империи, — через эту станцию пролегал железнодорожный путь, служивший для доставки грузов в соседнюю Белоруссию.

В 50-х годах XX века здесь, вблизи железнодорожной станции, были размещены оружейные склады, а в городе поселились около 300 военных с семьями. «Благодаря им, а также лесоперерабатывающим заводам, город стал процветать», — вспоминает мэр поселения Пётр Ящук.

Однако после распада советского блока приватизированные заводы стали закрываться один за другим. Чуть позже, в 1999 году, «собрали чемоданы» и военные. С тех пор население города продолжает уменьшаться, а коммерческие предприятия закрываться, отмечает издание. На свежеотремонтированный вокзал, частично переоборудованный в библиотеку, поезда заезжают всё реже.


«Наш город красив, но ни одному инвестору не захочется располагаться так близко к Белоруссии, — сетует глава города. — Большая часть польского экспорта идёт в Германию с другого конца страны, поэтому вся промышленность развивается там».

Как сообщает газета, в 2017 году ВВП на душу населения Подляского воеводства, в котором располагается Нужец-Стацья, составил €11 800 против €45 700 для жителей Варшавы, €23 100 для обитателей Нижнесилезского воеводства или €22 800 для области Великой Польши на Западе, в центре экономической жизни страны. Именно там построили свои заводы крупные предприятия: Volkswagen, Siemens, LG, — в то время как транснациональные гиганты вроде IBM, Capgemini или HSBC локализовали часть своих служб в Кракове — всё это в ущерб востоку страны.

Как и во многих других странах, эта «пропасть» обязана своими размерами «исходу» населения из сельскохозяйственных областей, который стал набирать обороты в Польше после падения коммунистического режима в 1989 году.

Однако, по мнению экспертов Института развития сельской местности и сельского хозяйства в Варшаве, раскол может быть связан и с многолетней раздробленностью страны, длившейся до начала XX века. Если запад и юг страны находились под влиянием Пруссии и Австро-Венгрии — там преобладало развитие промышленности и обработка больших сельскохозяйственных угодий, — то восток находился под властью России, где преобладающей формой производства оставались небольшие фермерские хозяйства.

Этот раскол только усилился во времена коммунистического режима, когда основные инвестиции также шли на запад, а не на восток.

После краха коммунизма переход к капитализму на востоке был непростым, замечает фермер Михаль Куптель, семье которого удалось выкупить 7 гектаров государственной земли и превратить их в сельхозугодья площадью 300 гектаров.

Многие фермеры, превратившие государственные земли в частные кооперативы, ввиду недостатка коммерческого опыта разорились, другие, добившиеся успеха, с трудом находят себе замену после ухода на пенсию — «молодёжь уже не хочет заниматься столь тяжёлым трудом». Треть земель, обрабатываемых предприятием Михаля, взята в наём у детей бывших фермеров, переехавших в город или за границу.

Из соседнего города Семятичи десятки автобусов ежедневно отправляются в Брюссель. По словам одного из шофёров, превратившего подобные перевозки в собственный бизнес, число отъездов существенно возросло после 2004 года, когда Польша стала частью ЕС. «В Бельгии больше рабочих мест, и зарплаты лучше, вот и всё», — замечает он.

«Эта волна эмиграции только подстёгивает негативную спираль, в которой находятся области, затронутые этой проблемой: снижение бюджетных поступлений, трудность оказания государственных услуг, снижение привлекательности», — анализирует ситуацию специалист польской академии наук Пжемислав Слешинский.

«Когда я начинала работать в 1991 году, в нашем поселении было четыре школы, сейчас осталась только одна, — делится с изданием Галина Трещотка, школьная учительница села Дубиче-Церкевне, расположенного недалеко от Беловежской пущи. — Мы надеемся продержаться хотя бы до пенсии».

С каждым потерянным учеником сокращается и финансирование со стороны государства, а значит, для поддержания работы учебного заведения необходимо отыскивать средства в сельской казне, сетует глава поселения Леон Малашевский, добавляя, что надежды на будущее области связаны исключительно с продажей опустевших дворов под дачные участки столичным жителям.

«Благодаря помощи структурных фондов ЕС, мы оборудуем дома солнечными батареями, отремонтируем канализацию — улучшение качества жизни может привлечь людей», — отмечает мэр. При этом Малашевский не верит обещаниям властей, в частности, об улучшении транспортного сообщения в регионе.

По его словам, прежде чем увеличивать автобусный парк, необходимо отремонтировать дороги в регионе. Но и это, по мнению собеседника газеты, не решит главной проблемы востока Польши: «Здесь нет рабочих мест».

***



Источник.

Tags: Восток, Запад, Польша, капитализм, коммунисты, рынок, советский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment