ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

Чародейство и архитектура


Связь безусловно есть: полагаю, каждому знакомо чувство очарования архитектурой. Однако, чтобы сравнить два понятия, надо, по меньшей мере, их определить. Начну, пожалуй, с чародейства.

Ожегов и Шведова в 2006 году без лишних сомнений считают, что "чародей - то же, что волшебник", а чаровать - "колдовать, наводить чары на кого-нибудь, волшебство".

Это как раз пример того, как из-за неопределённости понятий и небрежности к собственному языку рождаются мифы. Чаровать - это не колдовать и не волшебство. Волшебство происходит от того же корня, что и волхование, волшба. Но и волхв - это не колдун. Как не шаман и не поп. Всё это совершенно разные виды деятельности, понимание которых мы утеряли.


Чаровать - это только наводить чары. Ожегов чуть ниже позволяет себе даже языковую безграмотность: "чародейство - то же, что чары". Делание чар не может быть чарами, как языковедение не может быть языком: действие с предметом - не есть сам предмет.

Как бы там ни было, для языковедов "чары - волшебство, колдовство". К счастью, поминается и второе значение - "обаяние, пленительность. Чары любви".

Словарь Евгеньевой в 1988 году поминает и чару:

"Вообще сосуд для питья вина. Выпьешь чару, отуманишься. Отуманишься, сердцем всплачешься. (А.К. Толстой). Уж ты мать-тоска, горе-гореванное! - ну-с, господа... Выпьем же первую чару за здоровье нашей прекрасной хозяйки и дорогой именинницы (Куприн)".

Как ни странно, именно это старинное понятие чары, как сосуда для вина, оказывается психологичным, поскольку это не просто сосуд для питья, а сосуд для утешения сердца и ослабления горя. Но при этом он ещё и должен давать здоровье! Вряд ли созвучность чары для утешения с чарой чародейства случайна.

Собственно говоря, и само определение понятия "чаровать" у Евгеньевой разительно отличается от определения Ожегова:

"Чаровать - 1. по суеверным представлениям: воздействовать на кого-либо, что-либо с помощью чар. 2. Подчинять своему обаянию, вызывать чувство восхищения; обвораживать, пленять. Средиземное море плещет; померанцы благоухают; пальмы, олеандры, лавровые деревья чаруют взоры. Салтыков-Щедрин. Тогда перед нами и встанет великий русский народный поэт, создатель чарующих красотой и умом сказок. Горький".

Последний пример - слова Горького о Пушкине - особенно важен для меня. В сущности, Горький говорит, что Пушкин был чародеем. Однако, что значит: воздействовать на кого-либо? Языковед не договаривает, но мы прекрасно понимаем, что воздействие шло не на тело. А на что?

Самое простое и почти естественнонаучное объяснение - на сознание. Но верно ли оно? Думаю, Пушкин так не считал. Он, безусловно, был уверен, что воздействует на душу. Да и само понятие сознания в его время было далеко не таким распространённым, чтобы использовать его в бытовых случаях. А чародейство поэтов тогда было именно бытовым и повсеместным.

Если двигаться в то время, когда понятие чародейства было ещё относительно живым в нашем народе, то в словарях русского языка вскрываются дополнительные значения этого понятия.

Стоян в 1913 году пишет:

"Чародей - волшебник, кудесник.
Чары - волшебное влияние, колдовская мара; обаяние (женщины)"

Как раз Пушкин в "Песне о вещем Олеге" использует понятие "кудесник", прося его предсказать будущее: "Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною". Это неверное использование понятия "кудесник" Пушкиным. Кудесник - волхв, использующий в своей работе кудес, то есть бубен. Он не ворожит, то есть не гадает о будущем.

Соответственно, не верно и объяснять чародея через волшебника и кудесника. Зато очень верно объяснять его действия, то есть чары, через волшебное влияние, обаяние и даже колдовскую мару. Но в таком случае придётся искать, что такое "мара" и, наверное, "морок".

В 1901 году Чудинов объясняет "чаровать" как "поражать красотою". Это означает нечто очень важное: красота входит составной частью в чары! А наши души при этом приходят в изменённое состояние... вероятно, сознания?

Красота, как и мудрость - у богов. Мы можем быть лишь любителями того и другого. И быть очарованными красотой означает быть немножко приобщённым к миру богов!

Даль в середине девятнадцатого века использует выражение "творить чары". Не надо понимать его современно. Это выражение ближе к народному "творить" или "затворить" опару, откуда происходит и "творог". Он же говорит о том, что, чаруя, можно "знахарить, наводить обаяние, мару, мороку". А "чаровник - очарователь, любезник, красавец, прелестник". "Чаровать" же - "прельщать, очаровывать собою, своею красотой".

Однако, пора разобраться, что же такое архитектура?
Для начала - словарное определение:

Архитекту́ра, или зо́дчество — искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения [...]. Архитектура создает материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с их устремлениями, а также современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями. В архитектуре взаимосвязаны функциональные (назначение, польза), технические (прочность, долговечность) и эстетические (красота) свойства объектов.

В латинском это слово образовано от architectus «архитектор», которое было заимствовано из др.-греч. ἀρχιτέκτων: αρχι- (главный, старший) и τέκτων (плотник, строитель) — «главный строитель».

В русском языке имеется оригинальное слово для обозначения строительного искусства: «зодчество» (ст.‑слав. «зьдьчий» от «зьдь» — глина, материя).

Firmitas (прочность конструкции), utilitas (польза), venustas (красота) - это знаменитая триада Витрувия: три качества, которыми обязательно должна обладать архитектура

Красота - неотъемлемая составляющая как чародейства, так и архитектуры.
А может, я их вообще зря разделяю? Не вернее ли будет сказать, что архитектура - это один из приёмов чародейства? Я обязательно постараюсь это выяснить.

Но прежде надо бы разобраться, что же такое красота...

Красота

Чародейство и архитектура Владимир Безуглов

Начнём с википедии:

Красота́ — эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является одной из важнейших категорий культуры. Противоположностью красоты является безобразие.

Плохо, когда русское слово определяют через множество нерусских. Попробую перевести.

Эсте́тика (нем. Ästhetik, от др.-греч. αἴσθησι — «чувство, чувственное восприятие») — философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания.

Эстетика& - это то, что я чувствую.

Гармо́ния (др.-греч. ἁρμονία, лат. harmonia, а также лат. coaptatio, convenientia и др. переводы) в философии — согласование разнородных и даже противоположных (конфликтных) элементов, в эстетике — слаженность целого, рождающаяся от сочетания противоположных по качеству сущностей (например, в музыке — консонанса и диссонанса).

Гармония& - это лад или порядок, насколько я понял.

"Противоположностью красоты является безобразие" - тут понятно: безобразие - отсутствие образа.

Образ в психологии — непосредственное или опосредованное отражение реальности в форме целостной невербальной структуры. Мышление создаёт и воспринимает образы на языке чувственного восприятия.

Реальность - это действительность;
Форма - это вид;
Целостная невербальная структура& - непереводимая игра слов;
Снова непонятно.
Мышление не может создавать образы. По определению, образы создаёт воображение.

Попробую зайти с другой стороны. Мы сейчас говорим словами древнего языка. Мир видели иначе, думали иначе. Наш язык - это отражение древнего видения устройства мира от его сотворения.

Образы - это вещи, содержимое сознания. А сознание виделось как среда - пара со знаниями. И соответствующие имена у разных частей разума для работы с образами: воображение (создание образов), соображение (сопоставление образов друг с другом), представление (ставить образ пред внутренним взором - оком души).

Всё, что создано по образу - прекрасно. Всё, что не соответствует образу - называют "безобразным". Тут как бы исходно не допускается, что образ может быть уродлив. Ну, это потому, что всё сотворено по образу и подобию. А Творец безупречен по определению.

Возьмём, например, бизона.

Как полагали индейцы, в начале времён Гитчи Манито создал Великого Бизона - предка всех явленных (материальных) бизонов. На бизонов индейцы охотились и возносили хвалу и благодарности Великому Бизону. Потому что бизоны для того и были созданы, что бы кормить собой индейцев.

Я намеренно привёл пример из другой культуры. Дело в том, что я не нашёл сколько-нибудь существенной разницы в славянской, индейской или любой другой мифологии, с которыми мне довелось познакомиться.

Другой пример. Автомобиль "Москвич" (разумеется, по совету друзей). Общий образ зарождается в сознании у главного конструктора крупными частями. Потом он уточняется, детализируется: освещение, обогрев, двигатель... Части отдаются на проработку в разные отделы или вовсе на другие предприятия сопровождая соответствующими техническими требованиями. Когда все чертежи проработаны до последнего штриха их передают в производство.

Полагаю, смысл понятен - от идеи до воплощения.
К слову сказать, "идея" (др.-греч. ἰδέα) буквально переводится как "образ".

Тут впору сделать важное замечание. Мы всегда прозреваем образ за явлением - сличаем "как должно быть" и "как есть".



Угадай, где должны стоять окна?
Угадай, где должны стоять окна?

И всегда видим даже небольшие несоответствия этому образу на деле. Это несоответствие оценивается нами как "некрасиво", а в крайнем случае "безобразно", как будто никакого исходного образа вообще не существовало.

Что сразу отсылает нас к космосу как противоположности хаоса:
Космос (греч. κόσμος) — прекрасный порядок;
Хаос (греч. χάος) — зев, зияющая пропасть.

Итак, первая и, похоже, важнейшая составляющая в красоте - это порядок.
Однако, что есть порядок?

Порядок - это когда всё по рядкам, подсказывает сам язык.
Рядки, это когда пространство размечено. Но размечено не абы как, а по определённым законам, верно же?

Закон и Порядок - связаны как причина и следствие!



Фрактал
Фрактал

Фрактал - бесконечное количество точек на плоскости, выстроенное по очень простой формуле: Z(i+1) = Z(i)^2 + C

Формула - это закон. Итоговый рисунок - проявление этого закона - порядок.
Чем занимается Наука?

Нау́ка — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой основе, синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью прогнозирования. Те гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в виде законов природы или общества.

Сейчас переведу.
Наука смотрит на фрактал (окружающий мир) и пытается прозреть формулу (закон), по которой он строится и действует. И делается это с единственной целью - научиться предсказывать - а значит управлять! - природой или обществом.

Если ты знаешь закон, то можешь его использовать. По сути, это описание работы разума. Задача разума - обеспечить выживание. А сделать это можно, только находя закономерности в окружающем мире. Так мир становится предсказуемым, а значит управляемым.

Красота в глазах смотрящего. А значит красота не может быть "объективной". Не бывает красоты без того, кто ею восхищается.

Разум всегда ищет закономерности в окружающем мире - хочешь ты этого или нет. Так он устроен. Но разум не в состоянии постичь красоту. Для этого нужно чувствовать, а не решать задачи. Должен быть тот, кто смотрит и использует разум, как одно из своих орудий...

В архитектуре или живописи (если мы говорим о красоте здания или тела) закон выражается в соразмерности частей и целого, т.е. в пропорциях.

Мне определённо предстоит разобраться с пропорциями, но прежде я отмечу ещё одну тонкость.

Есть такое понятие: красота оружия, красота корабля, красота скрипки...
Я говорю о целеположности, когда мы рассматриваем предмет как инструмент. Красоту топора мы оцениваем с точки зрения "рубить", а не с того, какой он резной-расписной. Раньше это называлось "иста" - сама суть, предназначение предмета. Как говаривал Туполев - "Некрасивый самолёт не полетит".

Ну, что ж, "не пора ли, друзья мои, нам замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?" ©

Соразмерность в русском зодчестве - это сажени. А сажени - это великая тайна...



Владимир Безуглов


***


Источник.
.

Tags: культура, народное творчество, русский, язык
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments