ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

Купола и главы храмов

История куполов началась в доисторические времена. Из материалов раскопок, проводимых на острове Кипр, мы можем выяснить, что настоящему своду предшествовал так называемый ложный, который был изобретен гораздо раньше арки, где-то в 5 тысячелетии до нашей эры.

Технологически сложные и большие купола стали строить в древнем Риме. Купола стали использовать при строительстве храмов и больших общественных сооружений примерно в 128 году нашей эры.

Позже традиция куполостроения была перенята византийской религиозной и культовой архитектурой. Кульминацией этого периода стало применение революционной парусной технологии при возведении Софийского собора в Константинополе.

После завоевания мусульманами империи Сасанидов и Византийского Ближнего Востока купол стал также частью мусульманской архитектуры.

В Западной Европе купола снова приобрели популярность в эпоху Ренессанса и достигли расцвета в начале XVIII века в архитектуре барокко.

В строительстве домов купола использовались редко, будучи в период барокко атрибутом лишь самых больших построек и дворцов.

[Ниже помещена 61 фотография куполов. - Прим. ss69100.]

Купола занимают важное место в христианской и мусульманской архитектуре. Большинство православных церквей и мусульманских мечетей, а также многие католические соборы венчаются куполами. Для многих вероучений купол имеет символическое значение.

Так, в православии купол является образом небес, он украшается образами Небесного Царства Бога и ангелов. Цвет купола также важен в символике храма. Золото - символ небесной славы, синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии, зеленые купола посвящены Святому Духу. Храмы, посвященные святым, увенчаны серебряными куполами.


Сразу после крещения киевлян в 988 году в Киеве была построена Десятинная церковь (989–996 гг.), разрушенная при взятии Киева Батыем. При Ярославе Мудром построили главный храм Киева – Софийский собор. За время правления Ярослава были сооружены ещё два Софийских собора: в Новгороде ( в 1045–1050 годах) и Полоцке (в 1060-е годы). Хорошо сохранился Спасо-Преображенский собор Чернигова, заложенный в 1030-м году.

Образцом для строительства соборов в русских городах стал Успенский собор Киево-Печерского монастыря, построенный греками в 1073–1089 гг. Успенский собор был взорван в 1941 году, в настоящее время восстановлен в формах украинского барокко, так, как выглядел на момент разрушения. К ним близок Успенский собор Владимира-Волынского (1160 год). Древнейший из сохранившихся храмов Смоленска – собор Петра и Павла (1140–1150 гг).


Ряд храмов Великого Новгорода были возведены в первой трети XII века. В их числе – княжеский Николо-Дворищенский собор, построенный на другом берегу Волхова, напротив Софии, Георгиевский собор Юрьева монастыря, собор Рождества Богородицы Антониева монастыря.

На протяжении XII века были построены храмы Старой Ладоги, из которых сохранились Успенская и Георгиевская церкви (1165 год), близ Новгорода — церковь Спаса на Нередице (1198 год), Собор Иоанна Предтечи.

Преображенский собор в Переславле Залесском был построен в 1152 году. Постройки Владимира, Суздаля и других городов Северо-Восточной Руси отличаются от храмов Киева, Чернигова, Новгорода, Смоленска иной строительной техникой – после 1152 года они строились из белого камня.

Строительство в Северо-Восточной Руси вел отец Юрия Долгорукого Владимир Мономах, построивший в начале XII века в Суздале первый собор по образцу Успенского собора Киево-Печерского монастыря.

При Андрее Боголюбском были построены Успенский собор во Владимире (1158–1160 гг.), позднее ставший главным храмом России (до постройки московского Успенского собора ), дворец с храмом Рождества Богоматери в Боголюбове (1158–1165 гг.) и церковь Покрова на Нерли (1158 год).

При князе Всеволоде был построен придворный Дмитриевский собор (1191 год). При ошибочной реставрации XIX века этот храм потерял первоначальные галереи и лестничные башни.


В монгольский период на Руси строительство храмов продолжалось, например, были возведены: церковь Иоанна Лествичника (1329), храм Спаса на Бору (1330), Архангельский собор (1333) и храм Богоявленского монастыря на посаде (1340), Успенский собор на Городке в Звенигороде (1396–1399 гг.), Собор Рождества Богородицы в Савво-Сторожевском монастыре (1405 г.), Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры (1422 г.), Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (1425–27 гг.).

Самыми ранними сохранившимися постройками являются небольшие храмы: Никольский в селе Каменское и Рождества Богоматери в Городне на Волге. Заграевский датировал их началом XIV века. Перестройка Московского Кремля была сделана при Иване III (Успенский собор Московского Кремля в 1475–79 гг.; Архангельский собор Московского Кремля в 1505–1508 гг.; купол и своды Архангельского собора Московского Кремля в 1505–1508 гг.).


Известно, что купола, а точнее, главы над храмами бывают шлемовидными, луковичными, грушевидными и конусовидными. Иногда главками называют главы, устроенные не на световых (дающих свет в храм), а на декоративных барабанах (=башенках).

Шлемовидными покрытиями чаще всего называют специфическую форму купольных покрытий с килевидным верхом, близкую к форме древнерусского шлема. Такие завершения мы сегодня видим на реконструкциях как домонгольских храмов Владимиро-Суздальской земли, так и на подавляющем большинстве церквей и соборов XV–XVI веков.

Таким образом, шлемовидная глава (купол) – это купольное покрытие кровельным материалом непосредственно по своду башни или башенки. «Византийские» посводные купольные покрытия имели место в большинстве княжеств домонгольской Руси (Киев, Чернигов, Смоленск и пр.), а шлемовидные главы преобладали в домонгольском Владимиро-Суздальском княжестве.

Затем такая форма глав была воспринята в Тверском и Московском великих княжествах, а затем и в централизованном Русском государстве. Соответственно, подавляющее большинство русских храмов XIV–XVI веков обычно реконструируется со шлемовидными завершениями.


Купол-луковица имеет выпуклую форму, плавно заостряющуюся на вершине, похожую на луковицу. Чаще всего такие купола применяются в России, Турции, Индии и на Среднем Востоке. Купола такой формы чаще всего используются в строительстве храмов русской православной церкви.

Они имеют больший диаметр, чем основание, на котором они установлены, а их высота обычно превышает ширину. Обычно для наиболее распространённой луковичной главы соотношение диаметра барабана (башни) к диаметру широкой части (пучины) главы составляет 1 : 1,382, а к высоте главы – 1 : 1,618.


Овальные купола являются частью архитектуры барокко. Первый овальный купол барокко был построен Джакомо да Виньола для церкви Сант'Андреа-ин-Виа-Фламина в 1553 г. Самый большой овальный купол был построен в Викофорте архитектором Франческо Галло.


Горизонтальные сечения полигональных куполов представляют собой многоугольники. Одним из самых известных примеров таких куполов является восьмиугольный купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, возведённый Филиппо Брунеллески.


Купол-блюдце ниже, чем другие виды куполов. Многие из самых больших существующих в наше время куполов имеют именно такую форму. Купола-блюдца приобрели популярность в XVIII веке, но популярны и по сей день. Они используются как элемент внутреннего дизайна помещения, располагаясь в пространстве чердачных помещений.

В этом случае купол оказывается снаружи не виден, а внутри создает ощущение увеличенного пространства. Часто такие купола украшают орнаментами или фресками. Такие купола использовались при возведении византийских церквей и османских мечетей. Большинство мечетий Индии, Пакистана, Ирана и Афганистана покрыты куполом-блюдцем.


Купола-зонтики разделены на сегменты ребрами, расходящимися от центра к основанию купола. Они передают вертикальную нагрузку на рёбра. По такой схеме построен центральный купол Софийского собора и главный купол собора Святого Петра.


Луковичные главы появились во второй половине XVI века, а в XVII веке стали на Руси массовым явлением. Таким образом напрашивается вроде бы следующий вывод: из Византии было заимствовано посводное покрытие, затем оно все больше и больше «вытягивалось» вверх и превратилось в шлемовидное. Затем в XVI веке «высотность» шлемовидных глав оказалась недостаточной, и над куполом стали надстраивать конструкции луковичной формы.


Впервые с этими положениями не согласился Б.А. Рыбаков. Он полагал, что многие миниатюры Радзивилловской летописи XV века являются копиями изображений XII–XIII веков, а на этих миниатюрах изображены луковичные главы. Следовательно луковичные главы появились уже в конце XIII веке. Эту позицию Б.А. Рыбакова поддержал и Н.Н.Воронин.


Луковичные главы могли появиться и в конце XIII века в начале в деревянном зодчестве, а в конце XVI века их могли начать использовать и при возведении каменных храмов. Н.Н. Воронин отмечал что луковичная форма глав была использована и в раннемосковских Сионах и кадилах, и в миниатюрах, и в резных иконках, начиная с XIII века: эта форма имела сакральное значение и должна была воплощаться в зодчестве.

Вслед за С.В. Заграевским (2008) я считаю, что проблема времени появления луковичных глав на храмах Руси и России остается до конца нерешенной. По всей вероятности, образцом для художников миниатюр в летописях служила сама находящаяся перед их глазами архитектура, то есть луковичные главы на реальных храмах Древней Руси.


Большинство изображений храмов на иконах и миниатюрах (иконы и фрески московской, новгородской и псковской школ) изображают главы больших каменных храмов: художники равнялись не на второстепенные церкви, а на крупные соборы своего времени.

Впервые луковичные главы встречаются в галицко-волынских миниатюрах 1164 года. Но никакими другими известными нам изображениями наличие луковичных глав в домонгольское время не подтверждено. Огромное большинство купольных покрытий имеют луковичную форму, начиная со второй половины XIII века. Планы Москвы рубежа XVI и XVII веков свидетельствуют о том, что в это время главы храмов уже были исключительно луковичными. Это подтверждается и изображениями других русских городов.

Важно обратить внимание на изображения храма из рукописи Амартола (1294 года) с луковичной главой, так он показал некий обобщенный «образ церковный». Луковичные главы в начале XIV века изображали не только художники Москвы, Твери и Новгорода.

Такую главу мы видим и на иконе киевской школы. Это лишний раз подтверждает повсеместное распространение купольных покрытий луковичной формы в конце XIII – начале XIV веков. Луковичными были и все главы, возведенные в XVI веке над шатрами русских храмов. Шлемовидных глав ни в домонгольское, ни в раннее послемонгольское время не было (С.В. Заграевский, 2008). Первые изображения купольных покрытий близкой к шлемовидной формы появляются на рубеже XV и XVI веков. В это время на храмах уже были шлемовидные главы.


Мусульманские храмы часто тоже увенчаны куполами. В XIV в., в ту эпоху, когда каирский султан Хассан послал своих архитекторов в Иран учиться строительному искусству, система куполов получает широкое применение. Иранский купол имеет очень повышенный профиль.

Часто купол, сферический в своей нижней части, в вершине принимает форму конуса, устраняющую ту трудность конструкции, на которую мы указывали, говоря о византийской архитектуре, — трудность сохранять в верхней части купола перпендикулярное положение рядов кладки по отношению к внутренней поверхности свода. Другие формы являются лишь вариациями иранского свода: купол принимает то форму конуса, то ячеистую поверхность, то форму луковицы.


Конический купол – это армянский купол, выложенный из кирпича. Конический купол появляется в Армении около X в.; в XI в. его заимствуют сельджуки и переносят его в области своего расселения, от Каппадокии до Босфора.

Используя те преимущества, которые дает употребление кирпича, они придают куполу ребристое очертание и применяют складчатую облицовку, увеличивающую прочность свода и усиливающую декоративный эффект.

Ячеистый купол строился в виде ячеистого конуса.

Ряды кладки здесь совершенно горизонтальны, а купол составляется из маленьких ниш, поднимающихся выступами одна над другой. Один из древнейших примеров такого купола мы находим в так называемой гробнице Зобеиды в Багдаде; мы встречаем его также в гробнице Даниила близ Суз и т. д.

Луковичный купол, едва намечающийся в деревянном своде Эль-Сахра, приобретает существенное значение только в Иране около XVI в., в то время, когда исламизм завоевывал Индию; вероятно, он связан с влиянием Индии, где мы находим его в гораздо более раннюю эпоху.

Расширенная часть купола выкладывается горизонтальными рядами вперевязку. Купол, в собственном смысле слова, начинается только там, где кончается выпуклость.

Хронология мусульманских куполов следующая: 1) первоначальный период – купол с сильно повышенным яйцевидным профилем, покоящийся на парусах в виде тромпов (памятники Древнего Ирана); 2) XII и XIII вв. – конические купола, гладкие и ячеистые, сельджукской архитектуры; 3) XIV в. – купола на парусах в виде тромпов (мечеть Хассана); к этой же эпохе относятся и купола с двойной оболочкой, скрепленной связями, образец которых мы видели в Султаниэ; 4) XVI в. – луковичный купол, вывезенный из Индии.


Грушевидные и луковицевидные купола ростово-суздальского (русского) типа




Купола храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве.


Луковицевидные купола. Основание купола Уже его середины, верхушка оттянута, поверхность куполов неровная: ребристая или ячеистая.



Православная церковь в Лондоне.


Луковицевидный купол, который от куполов храма Василия Блаженного отличается некоторой приплюснутостью.



Храм в старинном городе Угличе.


Здесь тот же тип куполов луковицевидной формы. Основания куполов значительно уже середины, поверхность ячеистая.



Собор иконы Божией Матери в Новгороде на Ильмене.


Купола луковицевидной формы, отделка стен и форма сходна с таковой храма в г. Угличе. Отношение наибольшего диаметра к диаметру основания купола здесь меньше, чем на храме в г. Угличе.




Храм в Ярославле с крашеными луковицевидной формы куполами.


Юрьевский монастырь в Новгородской области. Все купола грушевидной формы, но чуть сплющенные. Храм на звоннице позолоченный, остальные нет.



Церковь в Харьковской области. Луковицевидной формы позолоченные купола, но с ребристой поверхностью.




Храм в городе Каргополе в Архангельской области. Огромные купола луковицевидной формы когда-то были покрашены в зеленый цвет.



Воронцовский храм в Крыму. Позолоченные грушевидной формы купола установлены очень скученно. Такое впечатление, что их установили на здании, построенном значительно раньше, чем установили купола.




Кремь в Ростове Великом. И здесь мы видим типичные луковицевидной формы купола. Только на башнях крепостной стены купола двойные.





Церковь на реке Нерли в Ярославской области. Здесь мы видим крашеные в зеленый цвет типично луковицевидные купола.



Город Белозеро. Церковь очень похожа на церковь на Нерли, только купола здесь чуть приплюснутые.




Старинный храм в г. Вологде. Обратите внимание на кресты с полумесяцем в основании. Скорее всего, кресты значительно старше самого здания и его луковицевидных куполов. Эти кресты могли стоять на деревянном храме, на месте которого построили этот - каменный.



Знаменитые Кижи в Карелии. Шедевр деревянного зодчества. Огромное количество куполов и все луковицевидной формы. Почему-то считается, что луковицеобразные купола сначала появились на деревянных храмах, и только потом их стали возводить на храмах каменных. Но ведь такой купол-главу устроить сложнее, чем шлемовидный, а тем более, сферический. Так что же так выпендривались северные русичи? У церкви и исторической науки нет ответа на этот вопрос.


Но ведь луковицеподобные купола называют чаще главами, а название 'купола' больше подходит сферическим покрытиям и шлемовидным. Так может, эти главы первоначально символизировали главы богов языческих? А христианская церковь на Руси приспособила этот обычай под христианство? Ведь приспособили же языческие праздники под христианские, и храмы христианские на месте языческих капищ стоят и по сей день.




Деревянная церковь на Онежском полуострове. И здесь мы видим типично луковицевидный купол.


Еще одна старинная православная церковь, она находится в Архангельской области. Типично луковицевидные купола и кресты с полумесяцем в основании. Кресты и купол на колокольне позолочены, а купола на церкви покрашены в зеленый цвет.


А что, если и правда, главы храма посвящены разным божествам, например, Даждьбогу, Велесу, Роду, Макоши и Лелю?



Типичные луковицевидные купола на храме в Рождественском монастыре. Только купол на колокольне сложный (см. ниже). Скорее всего, колокольня и основное здание построены в разное время.



Деревянная церковь в Новгородской области с типично луковицевидными куполами. Дом с двухскатной крышей исполнен в типично новгородском стиле.




Город Астрахань, привратный храм с небольшими грушевидными куполами. Стена и башня построены значительно раньше установки куполов. Купола, вероятно, установлены после взятия Астрахани и присоединения Астраханского ханства к России, а вот башня, вероятно, построена еще в монгольский период.



Еще один старинный храм в Астрахани с луковицеобразным куполом. Вначале храм вряд ли был христианским, грушеобразный купол, венчающий башню на его башне, – это, скорее всего, более позднее строение.



Конические купола Армяно-грузинского типа




Так выглядят грузинские христианские храмы, построенные в Византии. Грузия некогда была частью Византийской империи. Главой этот купол назвать трудно, это просто крыша свода.


Старинный Храм Баграта в Грузии. Здесь мы видим конусовидной формы купол на звоннице. Поверхность купола ребристая. Ребра – это соединение листов кровельного железа. Обратите внимание на то, что купол один.




Грузия. Церковь Светицховели (Столп Животворящий). Купол на башне также один, конический шлемовидный. Поверхность купола гладкая, так как соединение листов выполнено по другой технологии.



Храм Святой Троицы в Тбилиси с одним конусовидным ребристым куполом.





Южная Осетия, Схинвал. Старинный храм с двумя конусовидными куполами. Обратите внимание на то, что кресты установлены четырехконечные, не православные.



Храм в Армении тоже с коническими куполами и четырехконечными крестами.




Старинный христианский храм в Армении (Севанавак). Здесь мы видим, что стиль куполов строго канонизирован: на всех грузинских и армянских храмах купола конические шлемовидные, чаще всего по одному.


Храм с конусовидными ребристыми куполами в г. Харькове. Разумеется, это новодел, но построен он в канонах грузинской христианской церкви.



Храм в Северной Осетии, установлены два конической формы купола.


Храм в Харьковской обл. в с. Сенькино. Купол на колокольне имеет коническую форму, а над самой церковью купол сложный: сферический купол внизу, увенчаный типично грушевидным куполом сверху. Кресты четырехконечные. Какая-то странная эклектика. Случай в церковном строительстве редкий.




А это католическая паломническая церковь Сент Фуа во Франции, посвященная Святой Вере. Можно полагать, что три конических купола посвящены христианской троице.



Католический храм знаменитый Нотр Дам в Париже. Его тоже венчают острые конические купола.



Католический монастырь Мария Лах.

Как видим, ни в католической церкви, ни в апостольской луковицеобразные купола не использовались.


Думаю, что количество куполов на храме как-то связано с ипостасями бога.


Сферические и шлемовидные купола Византийско-древнерусского типа




На этом фото мы видим храм с так называемыми шлемовидныыми куполами. От луковицевидных куполов эти отличаются тем, что наибольший диаметр имеют в основании. На куполах установлены четырехконечные кресты с полумесяцем в основании. Сочетание креста с полумесяцем не вполне понятно. Скорее всего, это символ солнца (крест) и луны (серп). А что симолизирует шар в основании креста?



Храм в городе Владимире с шлемообразными куполами. Но малый купол, установленный на колокольне, имеет типично грушевидную форму, и на нем установлен четырехконечный крест с полумесяцем в основании. На больших же куполах кресты без полумесяца четырехконечные. Интересно, чем объясняется такое разнообразие куполов и крестов на древних Владимирских храмах?




Храм в Крыму со сферисческим куполом и четырехконечным крестом. В отличие от шлемовидного купола, верхушка купола сферического не оттянута.



Католический храм в Риме со сферическими куполами и четырехконечными крестами и шаром в основании.




Храм Преображения Господня (г. Белгород) был построен в 1813 году на средства прихожан. Сферические позолоченные купола с шестиконечными православными крестами, полумесяцем и шаром в основании. На храме установлено пять куполов и один на колокольне.



Северная Осетия. Православный храм одним сшлемовидным куполом на церкви и сложным коническим в основании и луковицевидным сверху куполами на колокольне. Думаю, что соединение куполов разного типа происходило не сразу. Сначала были установлены конические купола, а много позже конический над башней церкви заменили шлемовидным, а на колокольне поверх конического поставили луковицеобразный маленький купол. Так апостольскую церковь превратили в православную.




Астрахань. Храм Князя Владимира со сферическими шлемообразными куполами и православными крестами.



Церковь в Костромской области. На сферический купол установлена башенка, и на нее поставлен маленький луковицеобразный купол. Церковь построена явно не в православной традиции. Об этом говорят и колонны, и купол на башне.


Справа видны два дома с четырехскатными крышами, со светелками, построенные в традиционном русском стиле.




Золотые купола. Сферические шлемовидные купола на боковых башенках. Двойной большой сферический купол в центре и малый грушевидный на колокольне. Странное смещение стилей. На храме установлено пять куполов, среди которых центральный самый большой – главный.



Храм в Западной Гузии. Грузинских храмов со сферическими куполами очень мало. Возможно, такой тип купола – это влияние Константинополя. Апостольская грузино-армянская церковь сформировалась независимо от византийской.





Храм Святого Петра в Риме. На храме установлены сферические купола. Но центральный крест находится на башенке с коническим куполом. В основании креста шар.



Астрахань. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. На церкви сферический купол с ребрами, и на нем установлен шестиконечный православный крест. Не исключаю, что некогда на этой церкви стоял совсем другой крест.




Рим. Сферические купола на храмах – это типично для Рима. А крест на куполе обязательно должен быть с шаром в основании.



Храм Иоанна Предтечи в Крыму. Сферические купола и кресты с полумесяцем в основании – это очень древний стиль, он сформировался в древнем Риме. Таким образом, луковицевидные купола – это типично русский, по всей вероятности, дохристианский стиль украшения храмов, который переняла православная христианская церковь.




Харьков, синагога. Подтверждением древности сферического купола на храмах может служить то, что такие купола были характерны и для синагог, а христианство, как известно, сформировалось как одна из сект в рамках иудаизма и переняло сферический купол на свои храмы.



Храм в Харькове. На больших сферических куполх установлены маленькие луковицевидные главки с православными крестами и шарами в основании. Здесь сплошная эклектика – смешение всех стилей. Храм явно возведен недавно.




Смоленск. Древний храм с одним шлемовидным куполом. Колокольня же построена значительно позже, и на ней мы видим грушевидную главу над двойным коническим куполом.




Иерусалим. Мечеть Омара. На мечети установлен огромный позолоченный сферический купол. Наверху вместо креста мы видим позолоченное кольцо.



Киев. Храм Успенья Богородицы. Сферический одиночный купол, форма стен – все это говорит о древности храма. И то, что звонница расположена не на колокольне, а на земле, это тоже в пользу его глубокой древности.


Лондон. Буддийский храм Ханди Мардир. Обратите внимание на форму куполов: часть куполов имеет сферическую форму, а другая часть форму полукуполов-полупирамид, причем весьма причудливую.





Харьков. Храм в честь спасения Царской семьи
возведен в 1888 г., при советской власти был разрушен. Здесь мы также видим смешение всех стилей. Огромный купол в виде шлема, конуса на башенках и на колокольне. Православные кресты с полумесяцем внизу и шарообразными утолщениями. Храм построен под старину, но выглядит очень эклектично и, по-моему, излишне напыщенно.



Город Томск. Православный храм со сферическими куполами, над которыми надстроены башенки и на одной из них установлен шпиль с крестом, а над двумя другими – небольшие луковицеобразные позолоченные купола. Здесь тоже налицо эклектика стилей.


Другого места памятнику В.И. Ленину в Томске не нашли. Что ж, как говорят, противоположности сходятся.





Церковь Архангела Михаила на Кубинке. Здание было построено в византийской традиции. На сферический купол установлен крест с полумесяцем и шаром в основании. Стиль явно не русский.




Константинополь. Бывший Софийский храм, а ныне мечеть. Сферические купола - это от христианского храма, а вот башни с коническим верхом – это типично мусульманская более поздняя архитектура. Но бог-то один, ему, вероятно, все стили нравятся, ему без разницы, на каком языке молятся, в храме или вне. Интересно, а как глухонемые молятся? Да, я думаю, что можно молитвы к богу и без слов отправлять, и без попов, и без ксендзов, и без мулл.



Константинополь. Базилика святого Марка. Крышу увенчивают двойные сферические купола, слегка похожие на шлемы.


Типично шлемовидные купола на храме в городе Тверь.




Бахайский храм в Хайфе в Израиле. Храм с огромным сферическим куполом.



Юрьев монастырь. На храме установлены типичные шлемовидные купола.




А.В. Галанин


***


Источник.
.

Tags: Галанин, Кавказ, ислам, русский, хронология, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments