ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Category:

Здоровьесберегающие технологии: зарубежный опыт (часть 1.1)

Здоровьесберегающие технологии для образовательных учреждений под руководством профессора Владимира Филипповича Базарного (род.4 мая 1942 года) были разработаны в СССР уже более 40 лет назад, но повсеместного распространения в нашей стране так и не получили.

Единственной страной, в которой на государственном уровне внедряются данные технологии в школах, остаётся Азербайджан.


Но в других странах действуют альтернативные программы и общественные движения, которые продвигают схожие идеи и решения.

Как это уже случалось со многими советскими (русскими) разработками, столкнувшись с проблемами внедрения в своём отечестве, эти технологии могут прийти к нам повторно уже с Запада. Сегодня фундаментальные проблемы здоровья населения, которые решают здоровьесберегающие технологии, признаны как Всемирной Организацией Здравоохранения, так и практически всеми странами Запада.

Рассмотрим зарубежный опыт в этом направлении и постараемся разобраться, может ли он обогатить существующие наработки в России.

Здоровьесберегающие технологии (далее — ЗСТ) для школы впервые были разработаны и апробированы коллективом учёных в НИИ Медицинских Проблем Севера АМН СССР в Красноярском крае в конце 70-х годов под руководством профессора В.Ф. Базарного.


Основанием послужило выявление массового ухудшения здоровья детей в школе. В процессе исследований выяснились причины и реальный масштаб проблемы. Те или иные нарушения здоровья выявились у всех детей уже после детского сада, таким образом определился эпидемиологический характер проблемы, носивший популяционное значение и ставивший под вопрос развитие всего общества.


Профессор Базарный с фотографией согбенных за партами детей, 1980 г.


Выяснилось, что основные факторы, ухудшающие здоровье детей, заключаются в классической организации учебного процесса (форма проведения урока, продолжительное сидение и обездвиженность и пр.) и пространства (мебели, оборудования, освещения, архитектуры) именно в школах и детских садах, постоянное нахождение в которых за долгие годы обучения и формирует растущий организм ребёнка.

Современный процесс организации учебного процесса во всём мире принципиально не отличается и основан на неизменных базовых принципах, заложенных ещё несколько веков назад. Подробнее о ЗСТ читайте в нашей предыдущей публикации на эту тему «Здоровьесберегающие технологии Базарного» [ 1 ].


В 2010 году на выездном заседании Парламентской Ассамблеи Европы сенатором от Ставропольского края (где ранее ЗСТ внедрялись губернатором А.Л. Черногоровым), А.А. Коробейниковым был сделан доклад «Европейское образование в целях гармоничного развития учащихся».

В нём аргументированно было доказано, что именно образовательное учреждение и его образовательная среда оказывает решающее влияние на формирование здоровья и образа жизни учащихся. В принятых по докладу рекомендациях, а также в ответе Комитета Министров Совета Европы на них, предлагается провести исследования взаимосвязи образования и состояния здоровья учащихся, результаты которых могут быть использованы школами стран — членов Совета Европы.

В рамках доклада с предложением внедрения в Европе ЗСТ также выступил сам профессор Владимир Базарный.


Данный доклад вы можете скачать по адресу здесь. [ 2 ] Также можно ознакомиться с полным сборником докладов «Актуальная проблема внедрения здоровьеразвивающей педагогики» здесь. [ 3 ]


Тогда же в 2010 году при поддержке ПАСЕ и Совета Федерации РФ в рамках международного симпозиума «Образование в Европе для гармоничного развития учащихся» была переведена на английский язык и издана научная монография В.Ф. Базарного «Дитя человеческое: психофизиология развития и регресса» (Эта книга доступна для свободного скачивания) [ 4 ].

А также был снят фильм «Обездвиженность — болезнь цивилизации». [ 5 ] На этом международное сотрудничество в этом направлении заканчивается.


Исторический факт


Интересно, что впервые в современной истории чередование поз во время учебного процесса и соответствующая парта были предложены немецким гигиенистом Коттманом в конце XIX века. О судьбе и подробностях его подхода практически ничего неизвестно.




Парта для работы сидя/стоя, предложенная немецким гигиенистом Коттманом. Из книги доктора Людвига Котельманна «Школьная гигиена», 1899 г.


Основная проблема, которую решают ЗСТ — продолжительное сидение в условиях ограниченного и бедного в плане сенсорных стимулов пространства учебных заведений — сегодня признана как мировым научным сообществом, так и на государственном уровне уже в целом ряде стран. На ликвидацию гиподинамии в школе и за её пределами в общем и направлены все их усилия.

Традиционная школьная среда не только нарушает осанку, но и значительно тормозит развитие мозга и психики ребёнка, деформирует детородные органы у девочек и понижает фертильность у мальчиков, понижает иммунитет, ухудшает внимательность и умственные способности в целом.

Обездвиженность организма, предназначенного для движения, значительно нарушает обмен веществ, что приводит к появлению лишнего веса и угрозе диабета. Последствия продолжительного сидения в детстве — это сотни различных патологий и заболеваний, укороченная и неполноценная жизнь.

Австралия, Европа, США и Канада за последние несколько лет формально признали вред от продолжительного сидения. Затем это сделала и Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ), назвав обездвиженность одной из важнейших проблем современного общества. [ 6 ]

В 2018 году министр здравоохранения Великобритании Мэтью Хэнкок начал продвигать использование столов для работы стоя после выводов из совместных исследований SMART университетов Лафборо и Лестера, которые показали, что регулируемые по высоте столы для работы стоя сокращают время сидения и увеличивают двигательную активность на работе, что приводит в свою очередь к большей производительности труда и улучшению здоровья сотрудников.

За последнее десятилетие в мире было опубликовано более 10,0 тыс исследований на тему негативного влияния продолжительного сидения и обездвиженности на организм человека. Хотя количество исследований в мире и велико, но в плане глубины и широты рассмотрения проблемы и сделанных выводов не дотягивают до научной работы, проведённой в СССР небольшим коллективом учёных. В том числе это является результатом того, что за рубежом, как правило, исследовались взрослые люди с уже сформированными современной обездвиженной культурой организмами, а Владимир Базарный исследовал растущих детей.


Как сегодня в мире решают проблему массового ухудшения здоровья детей в образовательных учреждениях?

Конечно, за исключением Азербайджана и частично Беларуси (где текущая ситуация в этом плане схожа с Россией), об опыте внедрения ЗСТ в школах говорить можно весьма условно и только в отношении некоторых их элементов. Но всемирное признание фундаментального значения проблемы обездвиженности современного общества — необходимый и важнейший шаг на пути неизбежного внедрения подобных компенсирующих решений в школах других стран.

За исключением доклада 2010 года в ПАСЕ, никакого обмена информацией между научными и общественными организациями России и других стран в этом направлении не было и нет. Как показывает практика общения, практически никто из зарубежных учёных не знает о том, что ещё в 70-х годах в СССР были разработаны и апробированы массовые решения для профилактики школьных форм патологии.

Данное направление школьной гигиены развивалось в России и западных странах независимо (с отставанием западных стран на четверть века), но тем и интересен полученный опыт и результаты. Начнём с единственной страны, где сегодня применение ЗСТ является важной частью государственной политики в сфере образования и здравоохранения.


Внедрение ЗСТ в Азербайджане

Министерство образования Азербайджана с 2013 года официально вводит обучение по системе профессора Владимира Базарного. Это первая страна, которая полноценно реализует ЗСТ на государственном уровне.

Дети в этих школах учатся стоя за конторками, чередуя их использование с ростомерной партой. Внедрение ЗСТ в республике сопровождается массовым мониторингом состояния здоровья детей и оценкой результатов реализации. Дети, задействованные в новом проекте министерства образования, признаются, что больше не хотят учиться сидя.

Плюсы этого проекта отмечают и медики, следящие за здоровьем школьников. Первый же год замеров показал хорошие результаты и было принято решение о планомерном распространении опыта на всю республику. Министр образования Азербайджана Микаил Габбаров так прокомментировал начало работы в одном из интервью:


«…— Говоря о пилотных классах, не могу не упомянуть проект «Sağlam Təhsil», основной целью которого является совмещение образовательного процесса с охраной здоровья детей. Потому что современные тренды нас беспокоят: перегруженные программы, перегруженные портфели, необходимость для школьников большую часть времени сидеть за партой, эргономика классов. С 15 сентября в шести школах Баку в начальных классах обучение будет проходить по пилотной методике «Sağlam Təhsil».

– Речь идёт о методике Владимира Базарного?


– Он один из консультантов. Мы используем в этом проекте не только методику Владимира Базарного, но и опыт, технологии США, Канады, Европы. Основная цель этого проекта, чтобы наши дети не получали образование за счет своего здоровья. Охрана здоровья и качественное образование должны идти рука об руку». [ 7 ]


Фрагмент официального буклета азербайджанской программы «Здоровое образование» со списком внедряемых решений ЗСТ


Главная цель проекта «Здоровое образование – здоровая нация» — повышение учебных достижений учеников, устранение исходящего из условий обучения фактора ограничения движения и защита их здоровья.

Разминка на занятии в классе программы «Здоровое образование» в Азербайджанской школе



Сюжет об Азербайджанской программе «Здоровое образование»



«Здоровое Образование — Здоровая Нация» (Фильм-отчет 2013-2015)


Дети в Азербайджане настолько привыкли учиться стоя, что порой упрашивают друг друга постоять ещё немного, но только не садиться на стул.

«Это даже удобно даже. Мне все говорят — садись-садись, а мне все равно хочется стоять. Я уже привыкла и могу постоять 20-30 минут. Через 15 минут мы меняемся. У нас звонят звонки. Один раз мы хлопаем, а потом делаем полоски (упражнения для зрения)», — пояснила школьница 18-й школы в Баку Арзу Исмайлова, показывая на разноцветные трафареты на потолке.


В их классе уже имеется свой рекорд. Мальчики могут подтягиваться по десять раз на турнике, несмотря на свой юный возраст. И даже экспериментируют с разными акробатическими элементами. Классный руководитель Ульвия Гашимова уверена, что эти дети в старшем классе больше не смогут усидеть на месте и, наверное, станут проситься постоять на уроке, так как воспитаны по-иному. Педагог призналась, что одна из её учениц недавно требовала у родителей купить домой такую парту.

Кстати, такие парты изготавливаются в Азербайджане. Для этого принимаются во внимание физические показатели учащихся, их рост, нагрузки и эргономика мебели, имеющей обтекаемые углы и края. Но нельзя просто взять и установить эти парты в каждом классе. В соответствии с критериями проекта, классы должны отвечать гигиеническим стандартам.

Например, элементарно в классе должны иметься умывальники, наличие определённой исходной площади на каждого школьника и другие условия. Однако, не все школы пока готовы принять классы «Здоровое образование» ввиду отсутствия элементарного ремонта. [8]

Стоит отдельно отметить, что эта программа является единственной, организованной при непосредственном участии автора ЗСТ и которая в наиболее полном объёме и качестве реализует их базовые принципы в действии.

В самой России внедрение носит точечный, стихийный и непрофессиональный характер, как правило, не проводится анализ здоровья и оценка результатов, отсутствует качественное оборудование и ремонт, нет научного сопровождения. У нас в стране, в основном, используются только конторки, хотя они и являются базовым и важнейшим элементом (точнее их использование для организации свободы движения и укоренения телесной вертикали).

К сожалению, и в Азербайджане внедрение не проходит беспроблемно и быстро: за 6 прошедших лет переоборудованы только 38 начальных школ.


Материалы и ссылки »



Материалы:


[ 1 ] https://inance.ru/2019/03/zst-bazarny/


[ 2 ] http://obrzdrav.ru/documents/KAA_PACE_report.pdf


[ 3 ] http://obrzdrav.ru/Books/symposium_2010.pdf


[ 4 ] http://www.bazarny.ru/files/BAZARNY-Child.pdf


[ 5 ] https://www.youtube.com/watch?v=f_J12SzQbek


[ 6 ] https://www.who.int/ncds/prevention/physical-activity/inactivity-global-health-problem/en/


[ 7 ] http://www.bazarny.ru/files/BAZARNY-Az.pdf


[ 8 ] https://az.sputniknews.ru/health/20180522/415410880/zdorovoe-obrazovanie-baku.html


[ 9 ] http://planet-standup.com/files/PS-Levine-Vstavay.pdf


[ 10 ] https://www.mprnews.org/story/2006/03/14/futureclassroom


[ 11 ] http://mindstreamschool.org


[ 12 ] https://www.vallecitoelementaryschool.org/


https://www.slavicsac.com/2015/10/13/standing-desks-for-elementary-students/


https://standupkids.org/


https://youtu.be/ifWPDOMpfio


http://www.liikkuvakoulu.fi


https://hit.by/best/345


https://virtualbrest.by/news58234.php


https://www.activeschoolsus.org/


https://letsmove.obamawhitehouse.archives.gov/


http://www.heartfoundation.org.au/SiteCollectionDocuments/HW-PA-SittingLess-Adults.pdf


http://www.acsm.org/docs/brochures/reducing-sedentary-behaviors-sitting-less-and-moving-more.pdf


http://www.nrcresearchpress.com/doi/pdf/10.1139/H11-012


https://www.who.int/ncds/prevention/physical-activity/inactivity-global-health-problem/en/


https://www.youtube.com/watch?v=f_J12SzQbek


Джеймс Левин «Вставай! Почему стул убивает вас» http://planet-standup.com/files/PS-Levine-Vstavay.pdf


В.Ф. Базарный «Дитя человеческое: психофизиология развития и регресса» http://www.bazarny.ru/files/BAZARNY-Child.pdf


https://www.who.int/ncds/prevention/physical-activity/inactivity-global-health-problem/en/


http://www.bazarny.ru/files/BAZARNY-Az.pdf


www.movemoresheffield.com


www.yourmove.org.au


www.activemovementschools.co.uk


www.myschoolinmotion.org


http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/?term=sitting+sedentary


http://link.springer.com/search?query=sitting+sedentary


V.F. Bazarny «THE HUMAN CHILD. PSYCHOPHYSIOLOGY OF PROGRESS AND REGRESS» http://www.bazarny.ru/files/BAZARNY-Child-Eng.pdf


Physical Immobility and sitting disease is civilization ailment https://www.youtube.com/watch?v=eEP244CnE5M


http://mindstreamschool.org


https://www.mprnews.org/story/2006/03/14/futureclassroom


https://au.news.yahoo.com/a/20232711/standing-classroom-trial/


https://onashem.mediasole.ru/waldkindergarten__lesnye_detskie_sady_populyarnye_v_germanii


Рефлексы головного мозга. М., 1952.


Людвиг Котельманн «Школьная гигиена», 1899 г.


www.bazarny.ru


www.pedpoema21.ru


www.planet-standup.ru


http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=11425#09968616069677083


http://vestikavkaza.ru/articles/Dlya-molodoy-strany-vsegda-neprosto-sozdavat-sovershenno-novye-uchebniki.html


www.likes.fi


www.uef.fi/en/web/uef-bulletin/keep-kids-moving


https://www.youtube.com/channel/UCe6TIxF72RCSeUXTAMkbH8A




ИАЦ


***


Источник.
.

Tags: Азербайджан, Базарный, Европа, ИАЦ, Россия, дети, здоровье, статистика, технологии, школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments