ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

Вологодские попы о народе: Редкий снимет шапку вперед нас, все более смотрят, долго ли мы не снимем

Выдержки из церковно-приходских летописей Верхо-Моломской Спасской церкви.

Из приходской летописи за 1871 год.

Общественного благотворительного заведения в приходе не имеется; прихожане не развиты ни умственно, ни нравственно и нравы их (вообще) отчасти грубы, потому и расположения к грамотности мало; предрассудки, хотя есть в приходе, но особенных не заметно; особенных пороков между прихожанами не видно, кроме простоты и честности их, которыми они особенно отличаются.

Занятия приходских людей преимущественно в зимнее время перевозка из Вятских городов купеческой разной клади на Подосиновскую и далее, а летом рубят подсеки или новинки, с которых и хлеб снимают и лишний продают; промыслы у них — стрельба диких зверей и рябчиков, от чего преимущественно и снискивают себе пропитание и средства к жизни и живут вообще довольно достаточно.

Из приходской летописи за 1917 год.

Всемирная война продолжалась, и народные бедствия в отечестве умножились до крайней степени.

В Феврале месяце произошел Государственный Переворот: Император Николай II отказался от престола и вместо Государя [...] за Временным Правительством до созыва Учредительного Собрания, анархия в государстве развилась до крайности, пошли всюду погромы, грабежи и убийства, в армиях, на морях и в тылу полная дезорганизация власти; всеобщая неимоверная дороговизна продуктов на [...], оскудение их и всяких предметов продолжается и дороговизной рабочих рук также дошли до крайности и Государство Российское приходит на край погибели.

В Августе м[еся]це созван в Москве Поместный Собор Российской церкви, который избрал для Русской церкви в Патриархи — Митрополита М осковского] Тихона, к[ото]рый 21 Ноября и поставлен Патриархом в Московском] Успенском соборе.


Выдержка из церковно-приходских летописей Халезской Введенской церкви.
Из приходской летописи за 1886 год.
Религиозно-нравственное состояние крестьян нашего прихода, — плохо.

В храм Божий народу ходит очень мало, несмотря на многочисленность душ прихода.

На исповедь и к Св[ятому] причастию ходят далеко не все, — мужички отговариваются тем, что они были не дома: в барке или в дорогах, — женщины — тем, что некого оставить дома с ребятами и скотом...

Это печальное явление резко бросается в глаза и ясно, как Божий день, говорит за себя, — народ не радит о спасении души своей, или по лености и нерадению или по незнанию, по неразвитости.

Отличительная черта нашего прихожанина — это любовь к спиртным напиткам. Не говоря о праздниках, а так, например, на помин души отца — сын варит пиво, покупает водку, в церковь же приходит с 15-ю копейками из коих 10 к причту — за панихиду, 3 коп[ейки] на свечку и 2 коп[ейки] за медь; — как, подумаешь, целесообразно все устроено!..

Вместо того, чтобы варить пиво и покупать водку, лучше бы заказать Литургию, так нет, говорит: «не подняться», т. е. не позволяют средства, не на что.

Грубость в нашем прихожанине тоже не отсутствующая черта, редкий снимет шапку вперед нас, а все более смотрят, долго ли мы не снимем.


***


Источник.
.

Tags: РПЦ, Север, народ, русский, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments