?

Log in

No account? Create an account
мера1

ss69100


К чему стадам дары свободы...

Восстановление смыслов


Предыдущий пост Поделиться Пожаловаться Следующий пост
Вологодские попы о народе: Редкий снимет шапку вперед нас, все более смотрят, долго ли мы не снимем
мера1
ss69100
Выдержки из церковно-приходских летописей Верхо-Моломской Спасской церкви.

Из приходской летописи за 1871 год.

Общественного благотворительного заведения в приходе не имеется; прихожане не развиты ни умственно, ни нравственно и нравы их (вообще) отчасти грубы, потому и расположения к грамотности мало; предрассудки, хотя есть в приходе, но особенных не заметно; особенных пороков между прихожанами не видно, кроме простоты и честности их, которыми они особенно отличаются.

Занятия приходских людей преимущественно в зимнее время перевозка из Вятских городов купеческой разной клади на Подосиновскую и далее, а летом рубят подсеки или новинки, с которых и хлеб снимают и лишний продают; промыслы у них — стрельба диких зверей и рябчиков, от чего преимущественно и снискивают себе пропитание и средства к жизни и живут вообще довольно достаточно.

Из приходской летописи за 1917 год.

Всемирная война продолжалась, и народные бедствия в отечестве умножились до крайней степени.

В Феврале месяце произошел Государственный Переворот: Император Николай II отказался от престола и вместо Государя [...] за Временным Правительством до созыва Учредительного Собрания, анархия в государстве развилась до крайности, пошли всюду погромы, грабежи и убийства, в армиях, на морях и в тылу полная дезорганизация власти; всеобщая неимоверная дороговизна продуктов на [...], оскудение их и всяких предметов продолжается и дороговизной рабочих рук также дошли до крайности и Государство Российское приходит на край погибели.

В Августе м[еся]це созван в Москве Поместный Собор Российской церкви, который избрал для Русской церкви в Патриархи — Митрополита М осковского] Тихона, к[ото]рый 21 Ноября и поставлен Патриархом в Московском] Успенском соборе.


Выдержка из церковно-приходских летописей Халезской Введенской церкви.
Из приходской летописи за 1886 год.
Религиозно-нравственное состояние крестьян нашего прихода, — плохо.

В храм Божий народу ходит очень мало, несмотря на многочисленность душ прихода.

На исповедь и к Св[ятому] причастию ходят далеко не все, — мужички отговариваются тем, что они были не дома: в барке или в дорогах, — женщины — тем, что некого оставить дома с ребятами и скотом...

Это печальное явление резко бросается в глаза и ясно, как Божий день, говорит за себя, — народ не радит о спасении души своей, или по лености и нерадению или по незнанию, по неразвитости.

Отличительная черта нашего прихожанина — это любовь к спиртным напиткам. Не говоря о праздниках, а так, например, на помин души отца — сын варит пиво, покупает водку, в церковь же приходит с 15-ю копейками из коих 10 к причту — за панихиду, 3 коп[ейки] на свечку и 2 коп[ейки] за медь; — как, подумаешь, целесообразно все устроено!..

Вместо того, чтобы варить пиво и покупать водку, лучше бы заказать Литургию, так нет, говорит: «не подняться», т. е. не позволяют средства, не на что.

Грубость в нашем прихожанине тоже не отсутствующая черта, редкий снимет шапку вперед нас, а все более смотрят, долго ли мы не снимем.


***


Источник.
.