?

Log in

No account? Create an account
мера1

ss69100


К чему стадам дары свободы...

Восстановление смыслов


Предыдущий пост Поделиться Пожаловаться Следующий пост
О себе, любимом. Фактам вопреки
мера1
ss69100

О себе, любимом. Фактам вопреки17 июня 2019 г. скончался бывший первый заместитель Председателя КГБ СССР генерал армии Филипп Денисович Бобков.

В последующие дни о нем было написано и сказано немало. И, естественно, разного.

В конце августа на почве «демонизации» отечественной истории отметился и небезызвестный Александр Ципко, выступивший с претенциозной статьей «О подлинной драме жизни руководителя Пятого управления КГБ Филиппа Бобкова».

От внимательного читателя вряд ли ускользнул тот факт, что фамилия Ципко на пяти страницах машинописного текста встречается… 15 раз! Так что, понятно, речь не о генерале, а о «себе, любимом». Да и собственный образ «диссидента»-либерала ваяется им с тщательностью и любовью.

Быть «гонимым», «преследуемым при советской власти» - вошло у нас в моду в начале 1990-х годов. Такие «антибиографии» рассматривались их творцами не только как средство потешить собственные тщеславие и самолюбие, но и способом повысить свою значимость, общественную оценку собственной личности.

При этом, по версии неолиберала Ципко (напомним при этом, что в 1986 – 1990 гг. Александр Сергеевич исправно служил консультантом в международном отдела ЦК КПСС), причиной его «оперативной разработки» и нелюбви к нему «КГБ» якобы стала его записка в ЦК «О судьбах социализма в Восточной Европе». Подробнее об этом мы еще скажем далее.

Сейчас же приведем один оперативный документ, показывающий, что в 5-м управлении КГБ отнюдь не закрывали глаза на противоречия и проблемы советской действительности, но и, в полном соответствии с положением о ведомстве, информировало о них ЦК КПСС. О политической остроте этого документа предоставляю читать самим читателям.

Итак, из записки КГБ при СМ СССР в ЦК КПСС от 5 ноября 1968 г. (А. Ципко только окончил философский факультет МГУ!) о настроениях студенческой молодежи:

«В Комитет госбезопасности поступил документ, в котором излагается ряд суждений, касающихся современной студенческой молодежи.

Автор документа – студент вуза, общается со многими молодыми поэтами, художниками, артистами…».

В связи с тем, что в обзоре содержится ряд весьма нетривиальных оценок, присущих некоторым социальным группам общества, но непривычных для партийных бонз, председатель КГБ специально оговаривал:

«Несмотря на незрелость автора и его очевидный субъективизм в анализе отдельных вопросов, документ, по нашему мнению, заслуживает внимания, так как многие положения его совпадают с мнениями других наших источников….

Приложение: Документ на 33-х листах.

Председатель Комитета госбезопасности Андропов».

Излишне говорить о том, что документ этот для отправки «в инстанцию» был подготовлен в «ведомстве Ф.Д. Бобкова».

Следует подчеркнуть, что, в ЦК КПСС обязанность и прерогатива решения вопроса о том, кого конкретно, даже в Центральном аппарате партии, ознакомить с конкретной информацией, кому ее направить «для учета в работе» и соответствующих выводов, принадлежала Общему отделу ЦК, непосредственно его руководителю – К.У. Черненко.

Внизу процитированной сопроводительной записки имеется помета: «В Отделе науки и учебных заведений ЦК КПСС ознакомились». 19.XI.68 г.

«Ознакомились», однако явно не сделали должных выводов…

Помимо этого, на мой взгляд, содержание и оценки прилагаемого доклада – сам автор называет его «обзором», - представляли первостепенный и несомненный интерес и для идеологического отдела ЦК КПСС, однако этот отдел с ним ознакомлен не был…

Именно ввиду объемности начального текста, воспроизведение которого способно утомить современного читателя, мы приводим его с некоторыми сокращениями.

«Глава 1. Студенчество как социальная группа. Ее внутренние разновидности

К понятию «студент» в нашей стране относится чрезвычайно большое количество людей. Однако данный обзор посвящен описанию и анализу поведения студентов дневного обучения, которые в социальном отношении являются в силу ряда факторов потенциально – наиболее неустойчивой и наиболее подвижной группой населения.

Этими факторами являются сравнительная молодость, ежедневное общение с себе подобными, большая свобода, отсутствие (в большой степени) материальных обязательств перед семьей и т.д..

Уже в девятом-десятом классах молодой гражданин нашей страны твердо уверен, что он поступит в институт. Исключительность его положения по отношению к сверстникам в капиталистических странах практически не осознается. Это является одним из важнейших недостатков первой ступени формирования мировоззрения молодого человека – школьной.

Отсутствие реального фактора в школьном воспитании, преобладание ложной патетики и романтики в освещении сложных исторических событий, неумение бороться с неизбежными в юности попытками преувеличения значимости собственной личности приводит к тому, что молодой человек по окончании школы оказывается между психологическими «ножницами» - сформированным в школе представлением о действительности и ее реальным видом….

…и без того распространенное пренебрежительное отношение абитуриентов [вузов естественно-технического профиля, - здесь и далее в квадратных скобках дополнения мои – И.Х.], вызванное их кажущейся самоочевидностью, отсутствием сиюминутных результатов и т.д., еще более усилилось. Такая политика дала два отрицательных результата:

а) Еще больше усилилось пренебрежение у будущих специалистов к общественно-политическим наукам;

б) Наиболее одаренные и талантливые люди шли в технические науки.

Таким образом, еще в процессе выбора будущей специальности, молодой человек формирует свое отношение к циклу общественных наук, которые призваны формировать его мировоззрение.

По данным автора обзора, в гуманитарные вузы направляются люди, решившие сделать партийно-политическую карьеру. Гуманитарное образование, по их мнению, поможет им в этом, да и получит его значительно легче. Эти люди еще в период обучения формируют конъюктурный подход к читаемым дисциплинам, совершенно отсутствует у них и анализ конкретной ситуации. Став преподавателями общественных наук, они во многом способствуют развитию у студентов беспринципности и аполитичности, что будет показано далее на конкретных примерах.

Основную часть современного студенчества составляют молодые люди лет 17 – 18 (имеются в виду студенты-первокурсники). Они привносят в вуз желание учиться, смутные мечты о дальнейшей специальности и совершенно несформировавшееся мировоззрение. Основными чертами таких молодых людей является их восхищение умными людьми, чрезвычайно острое реагирование на все общественные явления, некоторый снобизм по отношению к «колхозникам», так называют они своих соучеников из сельской местности».

Здесь позволю себе несколько комментариев. Довольно точно и верно автор обзора подмечает, что ставшие студентами вчерашние абитуриенты, 17-18 лет, и ныне – ввиду отсутствия системы направленной социализации школьников, - имеют абсолютно несформировавшееся мировоззрение крайне туманные, расплывчатые представления о будущей профессии.

Абсолютно новым фактором уже ХХIвека российской действительности является социальное расслоение студентов на среднеобеспеченных «бюджетников» и посматривающих на них свысока «платников», чье весьма дорогостоящее обучение оплачивается родственниками.

И нынешними «колхозниками» - для подростков не только из сельской местности, но и из «малых городов» России, для них поступление в вуз – это запредельная мечта, стали именно бюджетники.

Нынешняя капиталистическая действительность ликвидировала то «исключительное» - исключительно привилегированное, - положение студента в обществе, о котором писал автор цитируемого нами обзора.

«…В значительной мере скованность студентов-первокурсников объясняется и благоговейным отношением к институту, в который они поступили. Первые две сессии резко меняют ситуацию. Выпускник школы становится студентом…».

Но еще ему перед этим необходимо научиться учиться, приобрести навыки, ныне абсолютно не культивируемые в школах. Продолжим однако цитирование автора аналитического обзора:

«Преклонение перед институтом исчезает, сменяясь спокойным отношением и даже кое-где пренебрежением…. Студент переходит во вторую, наиболее интересную и опасную категорию – студенты средних курсов. Она включает второй, третий и частично четвертый курс.

…школярский подход к изучению, призывы преподавателей к запоминанию, а не к пониманию, вплоть до мнемонических правил – как запомнить даты съездов РКП(б), дающихся с кафедры, заставляют студентов относиться к общественно-политическим дисциплинам как к набору фактов, как ко второстепенной нудной обязанности. Именно здесь закладывается мнение о том, что общественные дисциплины – «это не предмет»….

Со второго курса, характер поведения студента постепенно меняется. В возрастном отношении это период первых любовных опытов, жадного поиска истины, беспорядочного активного чтения. С точки зрения учебной студент достаточно искушен во всех уловках, которые позволяют ему, не прилагая усилий, заниматься в данном вузе. К слову, очень немногое количество студентов стремится выбиться в отличники. Здесь затраты на достижение цели не оправдываются вознаграждением. Поэтому в вузе отлично занимаются главным образом … патентованные отличники, для которых «пятерка» стала собственным утверждением….

Студенты средних курсов отлично ассимилируются в городе, находят друзей по интересам из других вузов. У них нет в принципе очень больших материальных забот; и потому все свободное время их направляется на познание окружающего. На средних курсах обычно начинается самостоятельная работа творчески одаренных молодых людей. Студентов среднекурсников вы встретите на всех вернисажах, в каждой интересной компании, куда не придет пятикурсник, занятый дипломом, или первокурсник, зубрящий предметы.

Теперь студенты собираются по интересам. Групповая (имеется в виду группа студенческая) жизнь в вузах теперь очень слаба. Она сводится к обмену учебными материалами и т.д….

Типичной для среднего одесского студента является такая схема поведения: посещение института (точнее тех лекций и лабораторок, которые невозможно не посещать). Затем встреча с компанией и дальнейшее совместное времяпрепровождение. Это обязательное посещение какого-либо питейного заведения. Затем длинные совместные прогулки, разговоры, обмен мнениями. Типичными для такого разговора являются внутриполитические темы, политика внешняя, институтские темы. Наиболее доминирующими темами являются секс и выпивка. Именно в этих встречах студенты узнают все новинки «песенного творчества», здесь распространяются анекдоты, слухи и т.д. Необходимо отметить, что общественная активность студента проявляется именно в этой групповой среде, а общеинститутские мероприятия... вызывают лишь желание от них избавиться…

«Начиная приблизительно с середины четвертого курса, интересы студенчества приобретают более конкретный характер. Большинство из них в это время имеет прочное знакомство с кем-либо, которое впоследствии должно перейти в брачные отношения….

«Да и в социальных поисках студенчества наступает период спокойствия, в основном вызванный факторами личного благополучия и доводами окружающих типа «плетью обуха не перешибешь». Студент переходит в категорию старшекурсников.

Эти люди более степенны и осмотрительны в своих поступках. Теми либо иными способами они стремятся укрепить свое общественное положение и продемонстрировать лояльность…. В этот же период стремятся вступить в партию [КПСС]. Поступки становятся более жизненными и осмотрительными, в сознание все больше проникает элементов конформизма…

Однако этот период характерен и большей восприимчивостью к враждебной пропаганде. Это объясняется не только возросшей способностью реагировать на аналитический подход к событиям, столь излюбленный у западных комментаторов, но и конкретный экономический анализ, показывающий ничтожность дальнейших перспектив. Сравнение положения (чисто материального) своего западного коллеги с собственным заработком приводит к двум интересным результатам:

1. Одни в результате анализа приходят к необходимости «делать карьеру», т.е. любыми способами пробивать себе дорогу и обеспечить высокий жизненный уровень. Именно эти люди рвутся в аспирантуру, пытаются использовать общественное положение в личных целях. Они беспринципны, сильны фразой и представляют большую опасность как перерожденцы и отрицательный пример для молодых. Однако с социальной точки зрения они выглядят прекрасно, ибо достаточно осторожны и раскрывают свои взгляды лишь немногим доверенным друзьям.

2. Другие решают жить как придется. Однако это решение впоследствии приносит им немало огорчений и расстройств, так как перед их глазами стоит пример более удачливых друзей. Поэтому данная категория представляет отличную среду для слухов, анекдотов и т.д. Некоторые ее представители пытаются в собственных произведениях перенести вину за все несбывшееся на окружающее общество...».

Здесь нам вновь представляется важным подчеркнуть следующие слова неизвестного автора: «пытаются … перенести вину за все несбывшееся на окружающее общество». Это весьма распространенная и ныне социально-психологическая позиция, персонально-личностная установка, когда собственные лень, апатия, безволие и отсутствие упорства малодушно объясняются злонамеренными происками окружающих. В современных условиях к этому добавляются «происки инородцев», которые также являясь гражданами Российской Федерации, отличаются только большим упорством, целеустремленностью в достижении сознательно определенных для себя целей. И, разумеется, для подобных «критиканов» абсолютно неважно, что персональные достижения их «конкурентов» достигнуты реальным личным трудом и собственными усилиями, тогда как у критиканов вся энергия и пар творческих возможностей уходят в «свисток» малодушных сетований на «несправедливость судьбы».

Продолжим однако прерванное нами цитирование документа:

«…Другие решают жить как придется. Однако это решение впоследствии приносит им немало огорчений и расстройств, так как перед их глазами стоит пример более удачливых друзей. Поэтому данная категория представляет отличную среду для слухов, анекдотов и т.д. Некоторые ее представители пытаются в собственных произведениях перенести вину за все несбывшееся на окружающее общество. Эти люди очень восприимчивы к западной пропаганде, ибо «свободный мир» кажется им местом всеобщего процветания…

Реальное столкновение [молодых специалистов, примечание мое – И.Х.] со сферой производства подрывает у очень многих веру в рабочий класс как самый передовой отряд коммунистического строительства. Именно здесь появляется вера в научно-техническую интеллигенцию, способную управлять современным обществом.

Недостаточно четкая организация труда, беспорядок на многих предприятиях приводит к мнению, что все в нашей промышленности – «гигантский бардак».

Автору обзора неоднократно приходилось слышать заявления молодых инженеров о желании работать в науке – «там хоть порядка побольше». С огромным удовольствием говорят в вузах и на предприятиях об организации труда на заводе «Фиат» в Тольятти. Распространенное мнение о заводе – место, где ты дисквалифицируешься как специалист.

Глава 2. Формирование общего мировоззрения студентов. Роль в этом государственных институтов

Пришедший в институт школьник представляет из себя «идеологическую заготовку». Его убеждения – интересная смесь школьной романтики, горячей веры в коммунистические идеалы, и одновременно начинающегося сомнения в их осуществимости. Однако подавляющее большинство школьников искренне ждет от будущего исполнения всех идеологических надежд. Этот период характерен верой в комсомол, готовностью работать для общего блага…

А. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Их авторитет чрезвычайно низок у студентов. В тех вузах, где они являются неосновными, их не рассматривают иначе, как «болтовню». В этом повинны прежде всего педагоги, которые являются на лекции, чтобы в сотый или пятидесятый раз изложить студентам свой конспект или положения учебника.

Лекции в большинстве случаев неинтересны, и потому лекции по истории партии [«История КПСС» - одна из обязательных дисциплин социально-гуманитарного цикла во всех вузах СССР], философии, основам научного коммунизма, используются для приготовления домашних заданий, веселой переписки и т.д. Семинарские занятия сводятся к установлению очередности выступлений, и те, кому не нужно выступать, спокойно занимаются своими делами.

Такая постановка преподавания приводит к тому, что студент привыкает к бездоказательности основных положений марксистской философии, к тому, что это догматическая, негибкая наука, которая не в состоянии даже объяснить, а не то, что предсказать ход событий. Острые вопросы либо избегаются преподавателями, либо на них дается столь невразумительный ответ, что всех слушателей охватывает скука. Студенты, пытающиеся активно мыслить на первых курсах, к окончанию института молча заучивают «от сих до сих». В результате идеологические дисциплины «сдаются», а не становятся основой дальнейшего развития.

Подвергая уничтожающей критике эмпириокритицизм и сопутствующие ему во времени философские направления [автор имеет ввиду знакомство студентов в обязательном порядке с философским сочинением В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1909г.) – И.Х.], преподаватели общественных наук совершенно не обращают внимания на современные философские течения Запада.

Это приводит к тому, что философия Ницше, Гуссерля, Бергсона, Фрейда, Хайдеггера, Сартра, Дьюи совершенно неизвестна студентам и первое же столкновение с ней вызывает живейший интерес.

Философское невежество студентов столь велико, что, по данным автора обзора, 6 из 10 опрошенных студентов даже не слышали термина «экзистенциализм». Поэтому произведения экзистенциалистов и других новомодных западных философов попадают на совершенно невозделанную идеологическую целину, и потому сила их воздействия многократно возрастает.

Привыкшие к легким доказательствам своих теоретических построений, студенты при столкновении с мало-мальски опытным спорщиком или идеологическим противником легко «вышибаются из седла». Они не приучены спорить, они не умеют аргументировать свои положения. Поэтому тут же почти они занимают позицию противника либо оставляют у него впечатление неуверенных в своей правоте людей.

Студентов не умеют заинтересовать произведениями Ленина и Маркса. Психологический эффект противодействия обязательному приводит к тому, что книги классиков марксизма прочти не открываются. Стараются читать о книгах, а не сами книги. Призыв одного из студентов на страницах «Комсомолки» к чтению «Капитала» вызвал усмешку у многих моих знакомых: это дело специалистов, да и не читать же нам этот «талмуд»…

Несомненна личная роль преподавателей общественных наук в формировании взглядов студенчества. Однако они крайне непопулярны в студенческой среде. Большинство из них не умеют общаться со студентами, выглядят убого на фоне ищущей молодежи. Преподаватели общественных наук в технических вузах не имеют ни малейшего понятия о новейших направлениях науки и техники, что еще больше заставляет студентов ощущать свое превосходство.

Кроме того, многие преподаватели и не скрывают своего личного отношения к событиям, отличающегося от официального. Это явное «раздвоение» очень чутко замечается студентами, которые во многом в силу этого примера признают возможность двух мнений для одного человека – официального, высказываемого всюду, и личного, о котором знают немногие.

Реагирование преподавателей на волнующие всех события отстает от той информации, которую студент получает от других источников. Ничем практически не отличаясь от официальных сообщений, объяснения такого рода еще больше роняют авторитет преподавателей.

Б. ПАРТИЙНАЯ И КОМСОМОЛЬСКАЯ ОРГАНИЗАЦИИ

С сожалением приходится констатировать, что роль парткома в институте чаще всего сводится к функции надзирателя, который лишь принимает у студентов те или иные идеологические мероприятия, и выступает при этом в крайне невыгодной роли.

У подавляющего большинства студентов складывается впечатление о парткоме как об организации, в составе которой находятся невежественные люди, безнадежно отставшие от современных требований.

Незнание руководителями партийных организаций вузов модной музыки, взглядов, любимых героев молодежи, ее требований к своим старшим товарищам, отсутствие у многих из них глубокой культуры (что вызвано объективными причинами), приводит к тому, что при столкновении с молодым поколением представители партийной организации кажутся студенчеству догматиками и ретроградами.

Чаще всего это происходит от неумения достаточно доказательно сформулировать свою мысль. Нередки случаи, когда секретарь парткома в глазах студентов становится олицетворением глупости…

Именно такие люди формируют у студентов мысль о том, что партийное руководство подбирается из неумных людей, которым больше ничего нельзя поручить.

Студенты-коммунисты не являются в группах пропагандистами и организаторами. Их отличие от обычных студентов заключается, может быть, лишь в более прилежном отношении к учебе. Идеологическое их воздействие на своих соучеников отсутствует. Студенты-коммунисты в подавляющем большинстве – демобилизованные солдаты, отстающие по общему развитию от основной массы студентов. Следовательно, и в этом случае понятие «член партии» ассоциируется у студента с недостаточным умственным развитием.

Комсомольский комитет в глазах студентов не является самостоятельной идеологической организацией. Во всех спорных случаях комитет комсомола все равно апеллирует к парткому. Чисто идеологические мероприятия у комитета комсомола отсутствуют. Многочисленные воскресники и собрания создают лишь видимость подобной работы, ибо отношение студентов к ним более чем прохладное.

… Суть праздничной демонстрации [в день Международной солидарности трудящихся 1-го Мая, или 7 ноября, в очередную годовщину Великой Октябрьской социалистической революции] выхолощена. Ее рассматривают как встречу с друзьями и как лишний повод выпить, на этот раз в компании преподавателей…

В. ОФИЦИАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА

На студенчество воздействуют основные каналы нашей пропаганды: пресса, радио, телевидение. Их воздействие неравноценно. Пресса читается студенчеством охотно, однако наибольшей популярностью пользуются спортивная хроника и раздел происшествий. Международные события прочитываются регулярно, но в их выборе сказывается элемент сенсационности.

Очень вяло читаются сообщения о внутренней жизни страны. На популярности прессы, несомненно, сказались многочисленные шаблонные публикации, посвященные 50-летию Октября….

Немалую роль в непопулярности прессы играет ее неоперативность по отношению к радио. Радиопередачи слушаются студентами регулярно, но предпочтение отдается западным радиостанциям, так как они передают новости раньше, чем мы, передачи строятся интереснее, в них содержится много пикантных подробностей.

Кроме того, всегда интересно рассказать друзьям свежую, только что переданную информацию. Объемом информации, получаемым от западных радиостанций советским студенчеством, нельзя пренебрегать.

Официальная позиция (прекращение «глушки») сделали слушание Запада легальным делом, и в разговорах студентов совершенно спокойно появляются фразы: «А вот «Голос» передал, что…»…Наиболее популярны из радиостанций «Голос Америки» и «Немецкая волна», так как они занимают большое эфирное время и их всегда можно услышать.

… большинство студентов не расстается со «Спидолой» или «Меридианом» даже на свиданиях. Желание фрондировать приводит к тому, что западные радиостанции слушают в публичных местах…

Телевидение в Одессе практически не оказывает влияния на воспитание студенчества…. Вообще «телик» стал синонимом пустого вечера, зрелища, которое спасает от скуки, но когда на экране появляется ведущий какой-либо идеологической передачи, рукоятка звука поворачивается…

Московские передачи смотрятся с большим интересом, однако показ жизни в капиталистических странах вызывает недоумение, так как показываются только трущобы, демонстрации, стычки с полицией и т.д. Это считается слишком тенденциозным. Резкое недовольство вызывает сама методика передач, когда выступающий читает запинающимся голосом якобы импровизированное выступление. У студенчества нет любимого диктора или комментатора, что является большим упущением…



Игорь Хлебников


***


Источник.
.



  • 1

Дорога в капитализм-вымощена в ЦК

Нет сомнений,что идеологический курс на запад лежал в недрах ЦК КПСС и Политбюро.В статье не показана реакция центральных партийных органов. Нет сомнений,что центральную партийную газету "Правда",которую возглавлял интриган и пройдоха -космополит Зэнечка Примаков, олицетворял скрытую, подпольную линию осуществления идей конвергенции на условиях западной цивилизации. Вопросов к тому же Бобкову остаются,который как "слепой котенок"доверительно велся на идеи своего шефа- карьериста Андропова ставленника Куссинена. Статья показывает.что потенциал образования после смерти Сталина за два десятилетия "вымыт" троцкистами практически полностью и продолжают планомерно разрушать.К примеру высказывание Фурсова о осведомителе Ципко
https://www.youtube.com/watch?v=VzQXGC4TWhA

Edited at 2019-09-26 08:53 (UTC)

Другим интересным моментом в природе есть природа "облома". Строгал строгал папа Карла буратино, а он чуркой так и остался


Вся советская система и ее орденские организации доказала свою несостоятельность в мировоззрении, стратегии, дисциплине,  кадровой подготовке и передаче преемственности. Че мусолить одно и то же? Не рассчитана она была на развитие, а на истребление и застой. Не захотели заключить союз с людьми, которые на тот период обладали знаниями, опытом, разгромили и сослали людей.  Теперь пристегните ремни. За все надо платить. Особенно за такие провалы. 



Edited at 2019-09-26 11:32 (UTC)

Провал социального порядка сродни отношениям насильника который  имитировал джетльмэнстао. Когда дело было сделано и подруга боагополучно удушена взялись за "воспитание" детишек. Их "светлое будущее" Довольно банальная история у ссср. Янычарская. В России в плане планомерности развития социума как бы не за кого и зацепится. Только забеременеет, бах, изнасиловали, бах забухали, хлоп выкидыш. Отчего же так повеломь на Руси? Смыло, смыло родимую вместе с городами. Причем очень подозрительно смыло  ее античность. Много воронок, много заделок. Короче закопали эту часть территории некогда подабщей надежды цивилизации. Нам то что? Вторая половина менее пострадала, вернее ее провинция. Но и там не все ладно, а где идеально в природе? Прямые извилины только в образе. Пока не поймешь что остается прежним - хода нет, одна "иллюминация" перемен. А нет скорее всего мааахонькой детальки, может даже с булавку, не обязательно с лапоть


https://youtu.be/jtE-UTDdoiU


И все такие умные, приличные, клейма некуда поставить


России нужны вот такие джентльмены, в управлении которые хорошо умеют думать и обхажмвать дам и учить детишек. Один на всю страну только маловато, вот в чем проблема


https://youtu.be/gtB6utsFKUw


К слову про  потоп


https://youtu.be/mSPNX860UIE


Техно-Одическая культура антов


https://youtu.be/dpuG6huKWpI



Edited at 2019-09-26 16:47 (UTC)

  • 1