ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Category:

Обзор шестиклассницы публикаций газеты „Пионерская правда” за 1951 год

В Национальную электронную детскую библиотеку добавлена подшивка газеты »Пионерская правда» за 1951 год. С первых номеров газета рассказывает о великих стройках, которые были начаты в 1950 году, в специальной рубрике «Великие стройки коммунизма».

Попробуем проследить развитие событий.

№2 от 05 января 1951 года. «Дорога к пяти морям». Главный геолог Волго-Донского канала В.Д. Галактионов рассказывает о строительстве самого канала и вспомогательных или сопутствующих стройках: о Цимлянском гидроузле, Главном Туркменском канале. Совет министров СССР на два года сократил срок создания водного пути и к весне 1952 года на канале должна открыться навигация.

№2 от 05 января 1951 года. «Дорога к пяти морям»

№3 от 09 января 1951 года. «Разведчики». О подготовительных работах, геологических и гидрологических изысканиях с целью определения места для возведения плотины Куйбышевской ГЭС рассказывают специалисты «Куйбышевгидростроя». И через пять лет, по плану, на необозримом пространстве должно разлиться Волжское море.


№2 от 05 января 1951 года. «Дорога к пяти морям»

№4 от 12 января 1951 года. «На трассе Волго-Донского канала». Не взирая на суровые погодные условия работы идут полным ходом, идет поставка необходимых материалов: леса, цемента. Монтируется сверхмощный электрический экскаватор, строятся городки для речников и электриков.

№5 от 16 января 1951 года. «Наступление на пустыню». На юге идут подготовительные работы к прокладке Главного Туркменского канала. Уходят в походы изыскатели, ставятся буровые вышки для забора проб грунта, намечаются места будущих сооружений – гидростанций, плотин, шлюзов.

К тому времени, когда закончится сооружение канала, биологи и почвоведы будут уже точно знать, какие сельскохозяйственные культуры смогут хорошо развиваться на орошённой земле Кара-Кумов.

№59 от 24 июля 1951 года. «На земле Сталинградской»

И.В. Сталин в беседе с корреспондентом газеты «Правда», опубликованной в «Пионерской правде» №15 от 20 февраля 1951 года, упоминает великие стройки как один из аргументов против заявления английского премьера Эттли о наращивании Советским союзом боевой мощи.

… не может ни одно государство, в том числе и Советское государство, развёртывать во-всю гражданскую промышленность, начать великие стройки вроде гидростанций на Волге, Днепре, Аму-Дарье, требующие десятков миллиардов бюджетных расходов, продолжать политику систематического снижения цен на товары массового потребления, тоже требующего десятков миллиардов бюджетных расходов, вкладывать сотни миллиардов в дело восстановления разрушенного немецкими оккупантами народного хозяйства, и вместе с тем, одновременно с этим, умножать свои вооружённые силы, развернуть военную промышленность.

№№21, 22 от 13, 16 марта 1951 года. «1500 километров по пескам» Рассказ главного инженера проекта Главного Туркменского канала И.С. Семенова о работах, предшествующих началу строительства. Несмотря на то, что главное направление трассы уже определено, необходимо исследовать местность от мыса Тахиа-Таш через Кара-Кумы по древнему руслу реки Узбой до Красноводска и найти ответы на множество жизненноважных вопросов. Главный – где взять воду для строителей канала?

№23 от 20 марта 1951 года. «Крым завтрашнего дня». Секретарь Крымского обкома ВКП(б) П.И. Титов рассказывает о планах строительства Северо-Крымского канала.

Много было смелых, но нереальных проектов. Только в наши дни по гениальному Сталинскому плану преобразования природы будет, наконец, осуществлён проект, который сделает Крым цветущим; будет построен Северо-Крымский канал.

№59 от 24 июля 1951 года. «На земле Сталинградской». О строительстве Сталинградской гидростанции и самотечного канала, который должен соединить Волгу с Уралом. Он должен стать самым длинным в мире после Главного Туркменского.

№59 от 24 июля 1951 года. «На земле Сталинградской»

№71 от 4 сентября. «Советская география». Первое стихотворение турецкого поэта, бежавшего из Турции в Румынию, а оттуда в Советский союз, написаное на советской земле.

Эти смелые люди творят чудеса —

Строят землю с горами, лесами.

И советские горы, каналы, леса

Так светлы, как строители сами.

Здесь невиданный мир создаётся для всех,

Мирный мир, справедливый, свободный.

И всеобщее право на радостный смех

В этом мире — закон всенародный!

Назим Хикмет (пер. С. Маршак)
(«Пионерская правда», 1951 год, №71)

В том же номере рассказывается о работах на Цимлянском гидроузле.

Цимлянский гидроузел называют сердцем Волго-Дона, потому что он будет питать своей водой и оросительные каналы, и главный судоходный канал, соединяющий Волгу с Доном.

№76 от 21 сентября 1951 года. «Стройки счастья и стройки горя». По традиционной схеме «у нас – у них» рассказывается о советских стройках и американских проектах.

Стройки счастья («Пионерская правда», 1951 год, №76)

Взгляни на эту карту, читатель. В ней отражен и сегодняшний день и прекрасное завтра нашей любимой Родины. Ровными прямоугольниками выстроились полезащитные лесные полосы, плотины мощных гидроэлектростанций преграждают течение могучих рек, новые оросительные каналы перерезают засушливые земли…

Новые моря намечены, а тех местах, где сегодня ещё шумит под ветром ковыль. Карта сталинского плана преобразования природы, карта созидания, карта мира перед тобою, читатель.

На 150-летний юбилей Владимира Ивановича Даля в №94 вышла статья Ожегова «Сокровищница русской речи» с кратким экскурсом в историю развития языка.

В своих гениальных трудах по языкознанию товарищ И.В. Сталин учит, что с развитием промышленности, сельского хозяйства, науки, развитием общества в целом обогащается и словарный состав. Особенно быстро расширяется словарный состав в советскую эпоху.

Новыми словами, такими, как «высотник», «скоростник», «колхозник», «новостройка» и тысячами других, обогатился наш язык. Появились такие выражения, как «великие стройки коммунизма», «герой труда», «новатор производства».

В последнем выпуске 1951 года сообщается об предстоящем открытии новых станций московского метро: «Комсомольская» (кольцевая), «Ботанический сад», «Белорусская» (кольцевая) и «Новослободская».

Красивая мраморная колоннада открывает вход в вестибюль станции «Новослободская». 32 витража — картины из цветного стекла — украшают подземные залы. Уже появились на стенах позолоченные надписи: «Новослободская»; уже установлены часы и секундомеры, по которым будут следить за точным движением поездов.

До встречи в новом, 1952, году. Продолжим наблюдать за реализацией великих планов.

Сталин — это дружба,

Сталин — это мир,

И великих строек

Славный командир.


Вера Цибикова,
ученица 6-го класса


***


Источник.


Вопрос к родившимся в РФ: как вы думаете, кто изображён крупным планом на коллаже?

.

Tags: Родина, СССР, Сталин, история, народ, развитие, советский, счастье
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments