Взрывоопасное и чреватое многочисленными межнациональными конфликтами начало XXI века, пожалуй, как никогда заставляет людей задумываться над извечным вопросом: "Кто мы и откуда?".
Но для того, чтобы ответить хоть сколько-нибудь внятно на этот вопрос, нам необходимо погрузиться в глубины тысячелетий. И там, у колыбели современных народов Европы, перед нами предстанет картина, во многом неожиданная и поучительная.
Общеизвестно, что в глубочайшей древности (примерно до V тыс. до н.э.) предки почти всех современных народов Европы говорили на едином, так называемом индоевропейском языке и жили на единой прародине, поиски которой учёными продолжаются до сегодняшнего дня.
В настоящее время подавляющее большинство их считает, что вплоть до рубежа IV-III тыс. до н.э. людей, говоривших на индоевропейских языках, на землях Индии, Греции, Италии, Франции, Британских островов попросту еще не было.
И хотя именно с книги немецкого ученого Фон Шлегеля "О языке и мудрости индийцев", вышедшей в свет в 1808 году, где высказывалась впервые мысль о единой прародине всех индоевропейцев на территории Индостана, среди европейцев началось повальное увлечение всем индийским, многие последующие немецкие исследователи помещали эту прародину очень далеко от Индии.
Так, в середине XIX в. Шпигель высказал мысль о древнейшей родине всех праиндоевропейцев на территории Восточной Европы между 45° и 69° северной широты. О реке Волге, как восточной границе этой прародины на основании изучения древних арийских текстов, в 1912 году писал Кнауер.
И наконец, в середине нашего века Шерер вновь вернулся к мысли о том, что древнейшая прародина находилась на землях Восточной Европы.
И более того, еще в ХIХ в. Пенкой была достаточно веско аргументирована гипотеза о Северной или Северо-Восточноевропейской прародине арийских народов, на основании и того факта, что северовосточноевропейцы и скандинавы, как и исторические арии, голубоглазы. И кроме того, все вышеназванные ученые в той или иной мере обращались к таким древнейшим литературным памятникам арийских народов, как Ригведа и Махабхарата, кодификация текстов которых относится ко II тыс. до н.э.
Описание же событий в этих сборниках обрядовых гимнов, эпических повествований и мифов уводит нас в глубочайшую архаику. И хотя основное событие Махабхараты - битва между родственными кланами (Пандавами и Кауравами) на Курском поле - происходило в 3102 году до н.э. (т.е. на рубеже IV-III тыс. до н.э), многое, о чем рассказывается в эпосе отодвинуто гораздо дальше в глубь тысячелетий.
Причем, судя по древним текстам, прародиной их создателей была именно территория Восточной Европы, а в описаниях присутствуют детали, которые характерны только для приполярных областей.
Именно на эти детали, такие как описание движения созвездий Полярного неба, Северного сияния, указание на непрерывную зимнюю ночь и непрерывный летний день, обратил внимание выдающийся индийский ученый Бал Гангадхар Тилак, написавший в начале XX в. (1903 г.) свою знаменитую книгу "Арктическая родина в Ведах".
Так что же это за "арктическая прародина", о которой, повествуют древнейшие предания индоевропейцев, унесенные их потомками во II тыс. до н.э. в жаркую Индию, и coхраненные на протяжении тысячелетий в памяти народов?
Так еще на карте в сочинении "Какие земли лежат в мире", принадлежавшем скандинавскому автору ХII в, территория Швеции названа "Свитьод", т.е. "удел света". На той же карте - Восточная Европа названа "Великой Свитьод".
Описывая страны мира, скандинавский географ отмечает: "Великой Азией называются все те страны, которые перечислены от Индиаланда... вплоть до Великой Свитьод... В том государстве есть часть, которая называется Руссия, мы называем её Гардарики".
В преданиях скандинавов говорится о их древней прародине именно на землях "Великий Свитьод". Здесь, вероятно, имеет смысл вспомнить, что еще в середине нашего века шведский исследователь - Г. Ехансон пришел к выводу о том, что в географических названиях Скандинавии и всего Севера Европы присутствует мощная индоиранская подоснова. Начнем с того, что само название Скандинавии не имело надежного объяснения.
Возможно разгадкой здесь может послужить древний арийский миф о боге войны Сканде, которого называют "Молочным братом Стожаров"- одного из созвездий северного неба. Вероятно географическое название Скандинавия состоит из двух частей: имени бога войны Сканды и понятия "навья" или "naviуa", что значит - новый, свежий, молодой (санскрит).
Это сочетание более чем закономерно, так как в мифологических текстах постоянно подчеркивается молодость Сканды, его связь с охраной детей, юношей и их гибелью. Согласно мифу о Сканде, он совершал свои подвиги, находясь на светозарном острове Шветадвита, что значит буквально "светлый остров".
Эпос Махабхарата помещает его на северо-западе Белого моря. Характерны и названия соседних скандинавских стран. Так само название Финляндии - Суоми не имеет надежного объяснения в Финских языках, но соответствует наименованию северо-западной страны "Саумьи" в древнеиндийском тексте "Ваю-пуране".
Название Дании можно связать с наименованием народов "данавов", живших согласно Махабхарате в северной стране Расатале, по берегам "Молочного" т.е. Белого моря.
Единственным исключением является название Норвегии, что значит "Северный путь". Однако это наименование появилось достаточно поздно и было введено после объединения разрозненных королевств в единое государство в IX в.
Но у Тацита (II в. н.э.) сообщается, что по соседству с монархией свеонов (шведов), на территории нынешней Норвегии, находится монархия ситонов. И здесь санскрит дает надежное объяснение. SITA-значит белый, светлый (для сравнения русское "ситный хлеб", что значит "белый").
В географических названиях Скандинавии есть целый ряд очень интересных параллелей. Так река Северная Двина в раннесредневековых скандинавских сочинениях носит название "Вина" (в отличие от Дуны - Западной Двины), что на санскрите значит просто "река".
В Швеции есть река Винганг, на границе Норвегии и России - залив Варангерфьерд, а в Индии (в штате Антхрапрадеш) течет река Винганга и рядом с ней находится город Варангал.
Есть в Швеции река Индальсэльф, что значит "индийская река". Мы можем связать с языком древней арийской культуры - санскритом - многие названия Скандинавии, Например:
название |
санскрит |
река Арна |
arna (волна, поток) |
остров Арней |
(морской) |
озеро Ари |
аri (благочестивый, святой) |
река Варда |
varda (дождевое облако) |
река Ван |
vana (вода) |
город Бара |
vara (замкнутое проcтранство, круг) |
река Вена |
vena (река) |
река Сира |
sira (поток, река) |
город Синда |
sindhu (поток, море, страна саувиров) |
река Пите |
pitu (сок, питье) |
река Пуле |
pulina (низкий песчаный берег, отмель) |
город Пурала |
pura (крепость, укрепленный город) |
река Судон |
su-danu (щедрая) |
река Сурма |
surmi (водопровод) |
река Лаган |
laqati (вытекать, следовать) |
arna (волна, поток) |
|
река Арна |
laqna (придерживаться) |
город Сварга |
svar-qa (ведущий на небо) |
река Сварт |
svartha (преследующая благую цель) |
svarati (звучать, воспевать, сиять) |
|
Мы можем pассмотреть с этих позиций и личные имена скандинавских конунгов и их дружинников, сохранившиеся в песнях скальдов: конунг Ахни (огонь-санскрит), Али (пчела-санскрит), Агнар (огненный-санскрит), Дан (дар-санскрит), Кари (исполняющий, исполнительный санскрит), Сван (шум, грохот, рев, пение-санскрит).
Русский исследователь А.Г. Кузьмин (на фото), анализируя варяжские имена послов и купцов, упомянутых в договорах Руси с греками 811 г и 945 г, приходит к выводу о том, что многие из них иранского происхождения: Сфанъдр, Истр, Прастен, Фроутан, Стир, и т.д.
Несомненный интерес представляют титулы правителей, общие для скандинавских языков и санскрита, причем некоторые из них в Скандинавии архаичнее, чем в Индии, например: rаdа (рада) - совет в славянских и скандинавских языках, Raja (раджа) - Правитель, газ (радж) - сверкать, царствовать в санскрите.
Наличие множества производных от слова "рада" в Европе и их отсутствие в Индии свидетельствует о том, что слово попало в санскрит уже после того, как раджи, т.е. "советники" или главы советов узурпировали власть, превратив ее в монархическую.
Германское RIK, REX-правитель имеет аналогию в санскритском RAKS - охранять, защищать, BAKSA -защитник, сторож, покровитель, Скандинавское drot-князь, король аналогично trata - защитник, druts -быстрый, летящий. Не менее интересным представляется термин dronning - королева, dronenq-король.
В датском языке dronninq не только "королева", но еще и пчела-матка, а единственное слово drone обозначает трутня. Между тем в санскрите drona - бочка или колода.
Общеизвестно, что до изобретения современного улья пчел держали именно в колодах. Интересно, что один из героев Махабхараты - великий воин-жрец, главнокомандующий войсками Кауравов во время их войны с Пандавами, носил имя Дрона. Его сын и наследник Ашваттхаман, также воин-жрец, после мести победителям - пандавам, ушел на северо-запад в область Ашвавирас, т.е. "Голова Лошади" (Кольский иолуостров),
Вполне возможно, что наследники воина-брахмана приняли династическое имя Дроны, ставшее впоследствии титулом подобно Ингви в эпоху скальдов в Швеции, Карл в средневековой Европе или Август и Цезарь в Древнем Риме.
Согласно ведическим сказаниям Ашватхаман был правнуком Гаутамы, всвязи с этим стоит отметить, что в Южной Швеции проживал народ, называющийся гаутами. Вообще для этого региона характерны наименования народов, имеющие прямые аналогии в древнеиндийских преданиях.
Так даны, датчане (danok, daner) аналогичны dan, danu, danuja, danava (санскрит) - данавам, сыновьям богини Дану и божественного мудреца Кашьялы, которому приписывалось участие в творении мира. Так как Кашьяпа считался сыном и земным воплощением бога-творца Брахмы, то все живые существа были его потомками.
Помимо данавов, его детьми были также сыновья от других жен: от Дити-дайтьи (daiteya, daitya), что имеет аналогию в самоназвании немцев - дейч (deutsche); дети от Винаты-Аруна и Гаруда, вероятно, могли носить по матери название Винатов или Венетов.
Мы знаем также, что в Дании и Норвегии проживал народ гаруды. Гаруда-царь птиц в эпосе, часто изображался существом с человеческим туловищем, орлиной головой, крыльями и когтистыми птичьими лапами. Его сына - Jatayu - коршуна можно связать с народом ютов в Южной Дании. Имя коршуна в качестве этнического наименования вполне возможно, ведь в соседнем с Ютландией Северном Мекленбурге жил славянский народ рароги ими рюрики-соколы...
Несомненный интерес представляют также названия других племен и народов, населявших в древности Скандинавский полуостров и Германию, с точки зрения их северных истоков:
Название народа |
санскрит |
Аугандии |
au/qanda - сторонние |
au/qandha - благоухающие |
|
Агдйры |
aqa/dirqha - большегорцы |
Арохи |
aroha - всадники |
Авионы |
avana - благосклонные |
avani - речные |
|
Адогит |
adohati - мудрые |
Батавы |
bhata - наемные воины |
Ванзы |
vana-ja - слоны, рожденные в лесу |
Вагры |
viqra - сильные, могущественные |
Варисты |
varistha - находящиеся в морe |
Велеты |
vela - морской, берег (береговые) |
Варанги |
varya - выдающиеся, самые лучшие |
Гауты (готвы) |
qavyuti - пастбище, выгон |
qavyant - воинственные |
|
Геты |
qita - священное песнопение |
Готы (гуты) |
qodha - воин, боец |
Гуны (хуны) |
qouna - название народа, нить |
Доксане |
daksina - южный, |
daksayna - происходящий о Дакши |
|
Евагры |
eva/aqra - главнейшие |
Емты |
ema - дорога, путь |
Евниксы |
eva - быстро, naks - идти, достигать |
Кавии (кавки) |
kavi - мудрец |
kavasa - кольчуга |
|
Куберны |
Kubera - царь глубин, бог сокровищ |
Квады |
kvath - варить |
Кампсианы |
kanpisyte - потрясающий |
Леваны |
lavana - соленый (морской) |
Ленчичане |
lanchana - заметный |
Манимы |
manimaya - жемчужная |
Матттиаки |
matta - ликующий, бешенный, опьяненный |
Нерки (ньяры) |
nirqa - страна |
nar - человек |
|
Нуитоны |
nutana - молодой |
Ратары |
rathira - колесничие |
Раумы |
raumaya - серебренный |
Ревдигны |
ravi - солнце, солнечносторонние |
diq - сторона |
|
Саксы |
saksani - соединенные |
Сваринги |
sva-rajya - державные |
Суэхане |
su-hana - легкопроходимые |
Семноны |
samahas - единодушные |
Тавты |
tavat - большой, хороший |
Трены |
trana - защита, охрана |
Франки |
franc - направленный вперед, крайний (авестийское) |
Халейги |
halika - пахари |
Карины |
harina - лебедь, гусь, солнце |
Халлин |
halin - плугоносцы |
Хельги |
haleq - священник, жрец (авест.) |
Зоны |
ayana - идущие |
Юты |
yuti - объединенные |
Среди народов, живущих на севере Европы, на берегу Ледовитого океана, древние авторы называют Уннов или Гуннов. Так Аммиан Марцелин (IV в н.э.) писал, что: "Гунны жили по ту сторону Меотийских болот у Ледовитого океана".
О том же говорил во II в. н.э. Дионисий, помещавший уннов на побережье Ледовитого моря. Но название народа "хунна" (huna) восходит к санскриту.
Согласно "Ваю-Пуране", страна Хуна находится на западе, а по "Самхите"- на севере.
Выдающийся русский ученый Егор Классен еще в середине XIX века писал: "Геты, живущие на севере Европы, названы историками: Gethini, Gothini, Gothunni; в этих мы видим Гетов-Уннов, коих жительство должно быть в той стране, где есть и доныне признаки их там пребывания, это две реки Унны, озеро Унно, Унский залив, Унская губа; местность в нынешней Архангельской губернии.
О жительстве Уннов в этой стране нам свидетельствуют и скандинавские предания, рассказывающие о войнах скандинавов на севере с Уннами и Руссами, постоянными союзниками между собой... Унны, или северные Готвы, а по Нестору Гофь или Гьте, состояли в родстве с Руссами".
Отметим, что на санскрите "Гауты" (гавы) - пастухи и воины одновременно, "Готы" (гуты) -также воины и пастухи. Но Клавдий Птолемей на своей карте Азии помещал на севере Восточной Европы (за Гиперборейскими или Рипейскими горами) и на берегах Белого моря ("Молочного моря" арьев) скифоаланов.
По исландским преданиям между Балтийским морем и Ледовитым океаном обитали руссаланы а Адам Бременекий в XI в. писал, что на северо-востоке Европы проживали аланы, которые сами себя - звали "VIZZI".
Е. Классен считал, что "аланы" - слово нарицательное, обозначающее понятие "пастухи", т.к. до недавнего времени у русских Тверской, Новгородской и Смоленской областей существовало слово "алань", в значении-пастбище, выгон. Исходя из этого он писал: "может быть, по дальнейшим исследованиям и окажется, что Руссы и Унны составляют одно и тоже племя, и что название "Унны" есть только нарицательное, как и название "славяне".
Стоит отметить то обстоятельство, что подавляющее большинство рек и озер Русского севера имеют названия, которые объясняются только при помощи санскрита. Приведем только некоторые примеры: р. Ганга, оз. Ганго, р. Гангрека, оз. Гангозеро, р. Дан (Дану "река" в Ригведе), р. Ида (Ида - "река" в Ригведе), р. Куш (куша-осока), р.Кала (кала-темный, тихий), р. Дала (лая-играть, переливаться волнами), р. Мандара - (мандара - густой, медленный), Падма (падма - водяная лилия), р. Пуя (пуя-чистоистекающая), р. Рана (рана-рокочущий) и т.д.
Как известно, природные условия Скандинавского полуострова стали благоприятными для проживания больших человеческих общностей не ранее рубежа VII-VI тыс. до н.э.
Но многие арийские народы упоминаются в источниках в более ранний период. Где же тогда могли проживать арии, в том числе дайтьи и данавы?
И здесь имеет смысл обратиться к священной книге древних иранцев "Авесте", в которой, наряду со священной рекой Ардвисурой Анахитой (Северной Двиной), упоминается также река "благая Дайтъя" (Датия), тоже впадающая в Ледовитый океан.
Именно по берегам этих рек, согласно Авесте, располагалась прародина арьев - страна "Арьянам Вайдха", что значит "арийский простор".
Единственной большой рекой (рядом с Северной Двиной), впадающей в Ледовитый океан, была и остается река Печора, верхнее течение которой во время последнего оледенения занимали луго-злаковые лесостепи, по которым бродили многочисленные стада мамонтов, носорогов, оленей, диких лошадей, туров и сайгаков. Вероятно именно ока и называлась "благой Дайтьей".
Кроме "дайтьев" Авеста, упоминает: "народ Дану", Скандинавию (SKANDAVA), страну Мазана (Мезень), русов и царя Франкрасьяна. Таким образом, все древнеарийские источники свидетельствуют о том, что прародиной арьев, в том числе руссов и германцев, были земли севера Восточной Европы.
О том же говорит и великий готский историк Иордан, который в своей книге "О происхождении и деяниях гетов" (511 г.) указывает, что в 1490г. до н.э.:
"С этого самого острова Сканды, как бы из мастерской народов, по преданию вышли некогда готы с королем своим по имени Бериг" и переселились в Центральную Европу.
Однако остров Сканда, по авторитетному мнению Иордана, занимал не только нынешний Скандинавский полуостров, но и побережье Белого моря, бассейны рек Ваги и Сухоны, т.е. территории Вологодской и Архангельской губернии.
Не случайно именно в этих местах еще в начале нашего века в ткачестве и вышивке русских крестьянок стойко сохранялась традиция геометрического орнамента, истоки которого можно найти в древнейших культурах каменного века Восточной Европы, некоторые ученые считают "визитной карточкой" арийских народов.
***
Источник.
.