ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

Власть и Русская православная церковь в период горбачевской перестройки: дружба или конфликт?

Воспринимать советский период как время бесконечных «гонений» на РПЦ — дело неразумное. Хотя для человека с примитивным мышлением модель, прямо скажем, замечательная, которая «объясняет все» простым образом.

В период каждый условной «пятилетки» в советские годы у власти подход к церкви в той или иной мере различался. То есть один был подход в 1920, другой — в 1925 году. Также, очевидно, подход был различным в 1940 и в 1945 гг.

Перестройка — особый период для РПЦ. Потому что это время радикальных политико-экономических реформ, где власть отчасти опиралась на силы, которые негативно оценивали прошлый советский опыт.

Перестройка формально — борьба с так называемым консерватизмом, «застоем» и «догматическим мышлением».

Рассмотрим, как в эти годы власть взаимодействовала с церковью. Стоит особо отметить, что тут важна периодизация, то есть время с 1985 по 1988 гг., когда отмечали 1000-летие крещения Руси и период после этого события.

Перестройка сознания

Важную роль в самой «перестройке» играла «перестройка сознания»:

«Парадоксально, но факт: в начале своего правления Горбачев все время твердил о необходимости перестройки сознания масс, чтобы советские граждане (от рабочего до руководителя), осознав важность момента, начали жить и работать по-новому»[1].

Как это меняло отношение к религии? Прежде всего появлялся интерес к религиозной жизни, началось взаимодействие чиновников с религиозными лидерами и, конечно, благодаря этому имело место укрепление связи с иностранными государствами, которые действительно настаивали на том, чтобы по отношению к религии власть была терпимой, отказалась от атеистической пропаганды.


Тут еще необходимо подчеркнуть другое важное обстоятельство: борьба с религией в 1985 году уже не считалась актуальной. Ведь сменилось не одно поколение, и какие-то остатки былой религиозности по факту уже оставались в далёком прошлом. В стране было менее 10 тысяч активных храмов (причем большая их часть на Украине), спрос на религию был крайне слаб.

Общество середины 80-х сложно назвать атеистическом в плане именно критики религии. Скорее это общество безразличное к религии, то есть апатеистическое. Ну а атеистическая пропаганда, конечно, была, так как все еще существовал институт научного атеизма, но активность снижалась с каждым годом, атеистическая литература и в целом пропаганда такого направления явным образом сокращалась, то есть государство на это особо не ставило.

Можно тут вспомнить лидера КПСС — Горбачёва. Сам он атеист, но никогда особо не интересовался вопросами религии или борьбы с ней, то есть он в большей мере по отношению к религии безразличен. Собственно важно также сказать, что и после краха СССР Горбачёв продолжил называть себя атеистом[2].

Такой человек подходит к вопросам политики, экономики и другим сферам прагматично. То есть если выгодно продвигать религию, использовать её как инструмент — он этим воспользуется. Горбачёв, используя марксистскую терминологию, все же по факту марксистом не являлся и негативно относился к советской системе.

Позднее Горбачёв утверждал следующее[3]:

«Целью всей моей жизни было уничтожение коммунизма, невыносимой диктатуры над людьми. Меня полностью поддержала моя жена, которая поняла необходимость этого даже раньше, чем я. Именно для достижения этой цели я использовал свое положение в партии и стране. Именно поэтому моя жена все время подталкивала меня к тому, чтобы я последовательно занимал все более и более высокое положение в стране.

Когда же я лично познакомился с Западом, я понял, что я не могу отступить от поставленной цели. А для ее достижения я дол­жен был заменить все руководство КПСС и СССР, а также руководство во всех социалистических странах.Моим идеалом в то время был путь социал-демократических стран. Плановая экономика не позволяла реализовать потенциал, которым обладали народы социалистического лагеря. Только переход на рыночную экономику мог дать возможность нашим странам динамично развиваться.

Мне удалось найти сподвижников в реализации этих целей. Среди них особое место занимают А.Н.Яковлев и Э.А.Шеварднадзе, заслуги которых в нашем общем деле просто неоценимы».

В этом высказывании упоминается Яковлев, который в своих воспоминаниях рассказывал интересную вещь: он предложил сворачивать Горбачёву советскую систему плановой экономики еще в 1985 году, а тот не отправил его в отставку, а лишь заявил, что пока «рано»[4]. При этом в карьерном плане Яковлева Горбачёв продвигать продолжал. Следовательно, к марксизму данные лица пиетета не испытывали уже по крайне мере с 1985 года (хотя, конечно, скорее еще раньше).

Вот что о марксизме думал член ЦК КПСС, ответственный за агитацию и пропаганду Яковлев:

«Я много и въедливо изучал работы Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, Мао и других «классиков» марксизма, основателей новой религии — религии ненависти, мести и атеизма. <…> Давным-давно, более 40 лет назад, я понял, что марксизм-ленинизм — это не наука, а публицистика — людоедская и самоедская. Поскольку я жил и работал в высших «орбитах» режима, в том числе и на самой высшей — в Политбюро ЦК КПСС при Горбачёве, — я хорошо представлял, что все эти теории и планы — бред, а главное, на чём держался режим, — это номенклатурный аппарат»[5].

Так как подобное дело издавалось после краха СССР при поддержке фонда Горбачёва, то нет никаких сомнений, что поддерживать марксизм-ленинизм данные лица не собирались, а, наоборот, искали союзников для того, чтобы это дело сломить. Нет сомнений в том, что РПЦ как структура рассматривалась в качестве союзника.

До 1000-летия Крещения Руси

Моментально отношения власти и церкви перестроиться не могли, и поэтому в 1985 году в принципе особой разницы с брежневским периодом в отношениях с РПЦ не было. Хотя стоит отметить, что объективно атеистическая пропаганда с середины 70-х годов явно пошла на спад.

Да и какой смысл был в атеистической пропаганде, если объективно положение было следующим, по утверждению религиоведа Михаила Смирнова:

«Третье поколение, жившее в советском обществе, получало опыт безрелигиозный: и в воспитании, и в образовании постоянного религиозного сопровождения больше не было. Религия вообще рассматривалась как религиозный пережиток, а коли пережиток ― то считалось, что он и уйдет естественным путем. «Белые платочки» ― так называли верующих старушек. Подчеркивался геронтологический аспект: религия если не отмерла, то вот-вот отомрет»[6].

Возможно ли в подобных условиях «усиление антирелигиозной пропаганды»? Конечно нет. В то же время РПЦ в 1980 году открыто «Софрино» и занималось промышленным производством культовых товаров, а также были отменены некоторые нормы времён Хрущева по налогообложению РПЦ[7], то есть от властей церковь добилась некоторых поблажек и даже налоговых послаблений. Почему власти пошли на это? Ради международного авторитета, потому что РПЦ выступала за границей, где оправдывала советскую политику.

Данный фактор широко использовался, что отмечал глава Совета по делам религий в 1986 году:

«СССР к тому времени нужна была помощь Запада, так как у страны возникли проблемы с экономикой, начали все больше и больше брать за рубежом деньги в долг. У руководства государства сформировалось мнение, что с точки зрения внешнеполитических задач и укрепления позиций КПСС внутри государства надо изменять политику в отношении Церкви»[8]

С 1987 года можно наблюдать изменение политики в отношении РПЦ. В частности, был снят ряд ограничений, например попам вновь разрешили распоряжаться церковной казной, пересмотрели фиксированный оклад. И вместе с тем глава Совета по делам религий Харчев разрешил колокольный звон даже в том случае, если это могло мешать местным жителям[9]. Этот же человек в 1987 году «пробил» для патриарха лимузин за счет государства — ЗИЛ[10].

С этого момента можно было наблюдать следующие тенденции: на уровне Совета по делам религий начали лоббировать интересы РПЦ, а атеистическая пропаганда все в большей мере шла на спад. В это же время начался активный процесс передачи храмов и монастырей РПЦ. Не исключено, что таким образом готовились к празднованию 1000-летия крещения Руси и в то же время смягчению в плане отношений церкви и государства.

Ясно то, что в партии считали РПЦ наиболее лояльной структурой и были заинтересованы в том, чтобы было больше верующих именно у РПЦ. Активнее всего открывали храмы в тех местах, где было сильно влияние протестантов, католиков и сектантов, потому что их КПСС явно контролировать не могла.

Здесь необходимо обратиться к интервью Харчева, который был до 1989 года главой Совета по делам религий. Вот что он утверждает:

«Определенные тенденции просматривались еще до начала перестройки. Когда я получил назначение в совет, меня принял секретарь ЦК Зимянин. Он мне сказал: «Мы тебе простим все, кроме одного – если поссоришь нас с Церковью». Такими словами не бросаются. Позже я сделал вывод, что в верхушке партии уже сложилось мнение, что Церковь в социалистическом государстве должна быть»[11].

Примечательно в этом интервью также признание, что местами партия перестаралась с «дружбой»:

«Встретило определенное сопротивление и наше решение открывать храмы. На этот раз уже у священноначалия. Верующих остается столько же, денег поступает столько же – а храмов становится больше. Начали размываться фонды. Доходы епископов стали падать. Я не помню ни одной просьбы от иерархов и священников открывать церкви».

Всё-таки церковь — консервативная структура, и какие-то радикальные перемены, даже теоретически выгодные ей, — воспринимаются как минимум скептически. Отметим, что до активной работы с РПЦ в плане восстановления храмов, на начало 1988 года храмов было во всем СССР всего лишь 6893 (а сейчас почти 39 тысяч)[12].

1000-летие Крещения Руси как переломный момент

Нет сомнений в том, что празднование 1000-летия Крещения Руси — знаковое событие и переломанный момент в отношениях власти и РПЦ. Рассмотрим, что было совсем незадолго до этого события и что было во время празднования.

Тут важно особо отметить, что в атеистической литературе тех лет данное событие за несколько лет до самого торжества освещалось многократно. Например, была даже книга, где подробно рассматривался вопрос прошлого и отдельно затрагивались вопросы взаимоотношения руководства СССР с РПЦ. Книга называлась «“Крещение Руси”: факты против легенд и мифов», издана она была в 1986 году.

Суть атеистической литературы по этому вопросу заключалась в том, что в действительности в 988 году никакого крещения Руси не было, а было крещение Киева. Крещение же Руси в целом — процесс куда более сложный:

«Поскольку введение христианства в Древней Руси не являлось разовым, строго локализированным во времени событием, а представляло собой продолжительный процесс, то его невозможно приурочить к определенному году.

Как нельзя датировать каким-то годом становление и утверждение феодализма или капитализма в России, точно так же нет оснований для установления фиксированной даты христианизации древнерусского общества, которую можно было бы рассматривать как дату «крещения Руси». Следовательно, не может идти речь и о каком-то юбилее крещения или христианизации Руси, в том числе, разумеется, и о его тысячелетии»
[13].

Это верное замечание, которое, однако, игнорирует РПЦ и власть, потому что в действительности это событие во многом политическое, что мы отметим, когда будем прямо рассматривать эти моменты.

На эту дату церковники ставили активно еще до перестройки:

«Начиная с 1981 года предстоящему юбилею, неизменно характеризуемому как тысячелетие «крещения Руси», стали посвящать редакционные статьи, открывающие настольные церковные календаря, которые ежегодно издаются Московской патриархией (лишь в календаре на 1983 год сказано, что в 988 году имело место не «крещение Руси», а только скрещение киевлян», которое «положило начало утверждению христианства во всей Русской земле»). С 1982 года юбилейные материалы появились на страницах «Журнала Московской патриархии» и других периодических изданий русской православной церкви».

На государством уровне, по утверждению социолога Николая Митрохина[14], власть решила отметить «крещение Руси» в 1984 году. Однако, конечно, с этого момента и до 1988 года сами масштабы «праздника» много раз пересматривались. То есть в 1984 году его хотели отмечать явно скромнее, чем в 1988 году отметили по факту.

Знаковое событие — Поместный собор Русской православной церкви незадолго до того, как стали отмечать крещение Руси. На соборе не просто готовились к празднику, но даже успели канонизировать сразу же 9 новых «святых». Не менее важно принятие нового устава РПЦ, над которым работал архиепископ Смоленский и Вяземский Кирилл[15], который в данный момент (2019 г.) является патриархом РПЦ.

Принципиальная вещь, которая была добавлена по инициативе Кирилла — признание прежних уставов устаревшими, как и официальное признание, что советская политика по отношению к церкви меняется, причем меняется радикальным образом.

Итак, важнейшее «достижение» Кирилла, за что его лично благодарили попы, — возможность настоятелей участвовать в финансово-хозяйственной деятельности храма. Собственно говоря, при Хрущеве данный момент не был возможен, потому что там за деньги отвечали старосты, а теперь деньгами мог распоряжаться поп, то есть последствия «хрущевских гонений» на этом соборе были отменены (при Хрущеве у попа была фиксированная зарплата, а теперь поп устанавливал её сам).

Важно подчеркнуть, что этот устав был настолько выгоден РПЦ, что действовал до 2000 года.

Не менее важной была подготовка к Съезду народных депутатов СССР, потому что избираться в качестве депутатов было разрешено служителям культа (примечательно, что в отличие от 1988 года данная практика сейчас отсутствует). Соответственно, попы решили стать депутатами, чтобы иметь трибуну для распространения взглядов. И действительно, в итоге лидеры церковников стали народными депутатами, что власть в лице Горбачёва и Яковлева приветствовали. Среди депутатов было 7 служителей культа в итоге.

Говоря о Горбачёве и Яковлеве, необходимо отметить, что фактически депутатов они «выбирали» самостоятельно, то есть выборы демократическими не были именно ради того, чтобы среди депутатов было полно оппозиции, что впоследствии признавал такой человек, как Анатолий Собчак, которого явно нельзя заподозрить в симпатиях по отношению к СССР или социализму в целом:

«Много позже я понял, почему Горбачев пошел на такую сложную и совершенно недемократическую систему выборов. Хорошо и надежно отлаженный поколениями партийной селекции аппарат при прямых, равных и тайных выборах не оставил бы демократам ни шанса на победу. … Известные всей стране люди — Андрей Сахаров, Дмитрий Лихачёв, Алесь Адамович, Егор Яковлев, Гавриил Попов и многие другие попали в парламент лишь благодаря такой недемократичности избирательной системы»[16].

Прежде чем начать разговор о том, как отмечали 1000-летие крещения Руси, необходимо сразу же указать на то, как в этом деле участвовало государство. Точка зрения главы Совета по делам религий Харчева:

«Государство обеспечило площадку для проведения торжеств, охрану, предоставили льготные условия передвижения для гостей, гостиницы. Конечно, здесь без государства они просто не могли бы ничего сделать. Это был общенародный праздник. Но Церкви напрямую денег не давали. Большой банкет в «Праге» они организовали за свои деньги, оплачивали гостиницы. Концерт в Большом театре – да, организовало Министерство культуры. Но это было государственное мероприятие, там присутствовала супруга Горбачева – Раиса Максимовна»[11].

На самом деле мероприятие в целом также отчасти было нужно и для того, чтобы показать, что СССР «открыт миру», прежде всего Европе и США. Горбачёв в своей книге «Перестройка и новое мышление» утверждал как генсек КПСС: «Мы — европейцы. С Европой Древнюю Русь объединило христианство»[17].

Глава РПЦ патриарх Пимен обращался к Горбачёву таким образом:

«Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич, от имени епископата, клира, монашествующих и мирян нашей церкви — граждан нашей социалистической Родины, выражаю Вам — архитектору перестройки и провозвестнику нового политического мышления — всецелую поддержку этому благотворному процессу. Мы, церковные люди, горячо молимся об успехе этого процесса и стремимся сделать все возможное для его развития»[18].

Следовательно, в период перестройки Горбачёв и Яковлев искали союзников, и однозначно в церкви они этих союзников нашли.

Отмечали 1000-летие крещения Руси пышно, на государственном уровне. Были гости из западных стран, концерты и различные акции, событие освещалось СМИ. Собственно говоря, когда в 1984 году разрешили отмечать «праздник», то не предполагалось ничего подобного.

Считалось, что это будет отмечаться в рамках церкви примерно на уровне условной Пасхи. На самом деле это событие даже ЮНЕСКО отметило особым образом, назвав одним из главных культурных событий 1988 года[19].

Основные мероприятия проходили 5-12 июля, причем широко освещались в прессе и на ТВ. При этом если размах мероприятий был не столь грандиозный, в частности массовых крестных ходов не было, все же это был явный сигнал к тому, что отношения между РПЦ и государством трансформируются в сторону лояльности по отношению к РПЦ.

Также это закономерно приводило к частичному, а затем полному отказу от атеистической и даже научно-популярной пропаганды, где бы затрагивались вопросы религии.

Чтобы понять эти перемены, необходимо привести цитату из советской газеты «Советская культура» как раз в период празднования 1000-летия крещения Руси[20]:

«Мы думали, что, разрушая и разоряя церковные храмы, мы боремся с религией, которая есть “опиум для народа”, а на самом деле мы всего-навсего рушили вековую красоту и лишали себя крепких, добротных построек.

Мы срывали иконы из красных углов, гасили и разбивали вдребезги лампадки, конфисковывали Библии и другие столь же предосудительного содержания книги, полагая, что тем самым мы выступаем против дремучего невежества и мракобесия, а на самом деле мы лишь оскорбляли верующих, обижали безобидных древних старушек и седобородых старцев.

Да мало ли что еще может сотворить нехорошего воинствующий экстремизм безбожия!

Сегодня мы исправляем многое. Среди особо неприятных заблуждений экстремизма непонимания — видение Церкви как врага, противника новой жизни. Это, несомненно, упрощение, опримитивленный взгляд на вещи»
.

Опять же мы должны отметить несколько важных вещей: никто уже не говорил о реакционной роли церкви в годы царизма — в частности поддержка репрессий против иноверцев, насильственное крещение, репрессии за отказ от православия, поддержка крепостного права, благословление деятельности движения «Черная сотня»; о том, что часть церкви поддержала белое движение и с оружием в руках воевала против советской власти, то есть церковь представляли как нечто внеисторическое и абсолютно позитивное.

И сам пафос высказываний на официальном уровне уже говорил о том, что власть идет не просто на сотрудничество с церковью, а на дружбу с ней, и эта тенденция будет продолжена. Поскольку очевидно, что подобное высказывание в официальной прессе, скажем, даже 1986 или 1987 гг. бы явно не появилось.

Тогда же при договоренности патриарха и Горбачёва было решено строить новый храм в Москве именно в честь 1000-летия крещения Руси[21]. Почему это событие заслуживает особого внимания? Потому что в тот период было для РПЦ хорошо, если храмы возвращали, но чтоб началось строительство — это было в диковинку.

В период празднования Орден Дружбы народов получили крупнейшие иерархи РПЦ, включая патриарха и нескольких митрополитов. После празднования, открытия храмов и встреч с государственными чиновниками, Горбачёв пообещал РПЦ, что отменит все «дискриминационные нормы», принятые в прошлом, особенно в период Хрущева.

Это преимущественно финансовые вопросы по налогообложению церкви. Грубо говоря, Горбачёв вновь позволил церкви быть не равной со всеми, а иметь определенные преимущества, налоговые льготы и государственную поддержку, даже монополию на производство культовых товаров (их было запрещено производить кооператорам, которые хотели на этом заработать)[22]...



***


Источник.
.

Tags: Горбачёв, КПСС, РПЦ, СССР, Хрущев, власть, выборы, депутат, идеология, история, народ, партия, перестройка, политика, пропаганда, сознание, финансовый, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment