ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

Либерализм против научности

Как нельзя быть «светлее ничего» или «правее ниоткуда», так и экономика не бывает сама по себе «просто нормальной». Ведь она изучает выгоду, прибыль – и тут главный вопрос – чьи? То есть – чьи они, выгода, прибыль?

Если мы ответим на вопрос – чьи выгоды и прибыли отстаивает экономист, мы тут же ответим и на вопрос – какая экономика для него представляется «нормальной».

Проще всего – самое естественное, оно же звериное. Миллионы лет взаимного пожирания в биосфере охотно принимают разговор о собственной, личной прибыли.

«Что лично мне прибыльно – то и правильно, то и нормально». Именно с таких позиций обычно и ведут разговор либеральные «экономисты», которые не учёные по определению.

Почему? Потому что учёных объединяет общий предмет изучения, на основе которого и составляется научное сообщество.

У научной экономики такой предмет – обобщённое благо обобщённого, абстрактного, среднестатистического человека.

А если прибыль у каждого псевдоэкономиста сокрыта в его уникальной системе откатов и персональных гешефтов, то какой же у них может быть общий предмет? Для друзей Улюкаева «правильно» чтобы Улюкаев был министром экономического развития, а тем, кто подальше от Улюкаева – это «неправильно», им «правильно» посадить туда своего Пупкина или Лёню Голубкова.

Но, естественно, министр экономики Лёня Голубков построить «правильную» экономику тоже только для своих близких. А для тех, кто имеет несчастье оказаться подальше – она снова будет «неправильной».

В принципе нет никакой единого экономического решения у льва и антилопы, хотя они в саванне и повязаны кровью.


Поэтому либеральная экономическая мысль ВСЕГДА заходит в тупик, потому что обречена гнить в персональном кружке. Суть её – в требовании победителей дать им полноту свободы в расправе над побеждёнными. Меняются победители – меняются и настроения у тех, кто вчера ими был. Вышибленные «герои вчерашнего дня» ноют, что:

- На рынке «либеральных рынков» очень много фальсификата! Опасайтесь подделок! Настоящий либеральный рынок можно приобрести только у нас, лицензированный и сертифицированный!

Для них «настоящий» рынок – тот, на котором они всех подавляют. А точно такой же, но в других руках – уже ненастоящий…

+++

Итак, каков же вывод, образующий раздел между наукой, в том смысле, в каком её знает цивилизация, и криминалом, в том смысле, в каком его знает криминология?

- Можно сделать приоритетом общие правила, включающие и тебя.

- Можно сделать приоритетом только личную выгоду.

Но нельзя совместить то и другое.

Не могут обобщённые правила поведения совмещаться с «максимой» личной прибыли.

Получается, что приоритет общего блага – означает автоматический отказ от максимальной личной прибыли!

Одно дело – делить на всех. И совсем другое – оставить всё «избранным». Во втором случае всегда получается пышнее для «избранных».

Понятно, что если одним меньше – то другим больше.

Понятно и другое: ваше богатство есть дешевизна ваших подрядчиков. Если нужную вам работу, нужные вам товары согласны делать за сумму, которая для вас - гроши, то вы богач. Если нет – то нет. Если нет дешёвых и бесправных работников, то и заказчик становится небогат.

И не только в деньгах.

Если вы министр или директор, то уровень вашей полезности обществу обратно пропорционален вашим выгодам. Конечно, человеку спокойнее и приятнее ни за что не отвечать, и никаких планов не выполнять, кроме собственных, чем и воспользовалось начальство в 90-е годы.

Но полностью безответственный и бездеятельный министр или директор – несчастье для общества. Хотя сам, лично, может быть весел, упитан и румян, ибо не истомлён непосильным трудом. И вообще никаким трудом не отягощён.

Деградация верхов – есть деградация их профессиональной компетенции и уровня ответственности в пользу их личного гедонизма: пользуясь своим положением (вначале называющемся «служебным»!), брать у общества всё больше, а отдавать ему (служить) всё меньше. Система ответственности за порученное дело сменяется произволом и рыночной болтовнёй о «самоналадке» и «благе разрегулирования».

Как будто кто-то хоть раз видел, чтобы сломанный автомобиль сам себя наладил, а разрегулированное автомобильное движение – не привело к массовой дорожной смертности!

За болтовнёй о саморегулировании и разрегулировании стоит только одно: попытка начальства снять с себя ответственность за состояние дел, сохранив господствующие позиции в отчуждении благ.

Мол, участвовать в производстве мы не станем, это тяжело и скучно, а вот налоги с готовеньких прибылей соберём с удовольствием!

Деградация верхов, утопающих в безответственном гедонизме «везунчиков», вписавшихся в конфигурацию власти – немыслима и невозможно без деградации низов, утративших в массе твёрдые (догматические, ядровые) основания формирования человеческой личности.

Дело в том, что человеческая личность кристаллизируется вокруг ядра базовых ценностей: следовательно, нет ценностей, нет и личности!

Мы наблюдаем процесс ОТУПЕНИЯ в очень и очень широком диапазоне:

Отупение – как невзыскательность к окружающему миру.

Отупение – как невзыскательность к себе самому.

Для человека, органично-тупого – нет вопросов ни к миру вокруг, ни к самому себе. В этой невзыскательности предмет психологической тупости, в сущности, и состоит.

Тупой всегда всем доволен: и тем, что снаружи, и собой. Его не посещают мысли о неправильности общества, или о неправильности собственного поведения.

Для человека тупого его желание, похоть – и правильность, эталон тождественны. Это свойство некритического самовосприятия он переносит и на окружающий мир.

Такова ловушка либерализма: я свободен, и делаю, что хочу. Другие тоже свободны – и делают со мной, что хотят. Хозяин хлещет мне плетью по лицу, но я отношусь к этому с пониманием: если бы я был хозяином (точнее: «когда я стану хозяином») – я тоже буду хлестать батраков плетью.

В конечном итоге процессов социального отупения и процессов инфантилизации сознания раб перестаёт понимать, почему он раб, а хозяин – перестаёт понимать всякую ответственность «капитана», из руководителя движения превращается в неподвижного и ведущего бессмысленный образ жизни латифундиста-паразита.

Он не только не развивает культуры подчинённых, но и собственную культуру перестаёт развивать.

Вместо формулы «соответствие идеалу» возникает подгонка идеала под себя. Что мне, хозяину, кажется правильным – то и правильно.

Про такое сложена поговорка: у плохого механика всегда остаются лишние детали.

А у плохого хозяина?

Что ему взбредёт в голову объявить лишним?


А. Берберов


***


Источник.
.

Tags: Берберов, культура, либерализм, либералы, паразит, прибыль, рынок, человек, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments