ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Category:

Почему в российских магазинах египетская картошка и китайский чеснок, а не наши овощи?

На самом деле вопрос о большем вовлечении отечественной продукции в торговые сети решается довольно просто - было бы на это желание правительства.

Вообще все торговые розничные сети по их структуре можно поделить на две большие группы: с жёстко централизованным управлением (напр., „Ашан”) и с франчайзингом (напр., „Пятёрочка”).

В первом случае ассортимент, цены, поставщики, оформление и прочее задаётся единым для всех торговых точек. Во втором же допускается тот или иной уровень свободы.

На Западе для франчайзинговых магазинов уже давно внедрена более-менее общая норма: определённый процент продукции должен быть местного или регионального производства. Кстати, магазины этот факт активно используют в рекламе, взывая к патриотизму покупателей.

А с магазинами первого, жёстко-иерархического типа надо, конечно, договариваться отдельно.

Но в обоих случаях правительство имеет вполне реальные рычаги, чтобы обязать все торговые сети продавать как минимум 20% продовольствия местного производства. Например, установив некоторые налоговые скидки на проданные местные товары. Потерю дохода правительство с лихвой возмещает стабильным производством продукции местными фермерами и кооперативами, что является одним из важных элементов развития регионов.

В общем, проблему, освещённую в предлагаемой публикации, вполне несложно решить - была бы на то добрая воля правительства РФ.

*

Почему в российских магазинах египетская картошка и китайский чеснок, а не наши овощи?
Разбираемся, кто стоит между нашими фермерами и потребителями

Свои томаты девать некуда

Глядишь на полки торговых сетей и диву даешься: вроде импортозамещение у нас и овощей страна стала производить больше, а тут по-прежнему – перец и помидоры турецкие, баклажаны израильские, чеснок китайский. И ладно там овеянный легендами имбирь, но неужели даже картошку вырастить не можем, отчего и таскаем ее аж из Египта?

Да нет, вроде все нормально – известный ресурс, где аграрии предлагают свою продукцию, забит предложениями. Отличный брянский картофель по 6,50 за кило, мордовский по 6, подольский всего по 5 рублей. Партии – от 20 тонн.

Есть и огурцы, и кабачки с перцами, и та же редиска. С помидорами в кризис вообще переизбыток образовался. Казалось бы: торговым сетям стоит только свистнуть, как тысячи родных фермеров завалят их магазины качественными овощами. И дешевле, и везти недалеко. Но вот же – Турция, Израиль, Египет, Китай.

Что происходит?

Неужели даже картошку вырастить не можем, отчего и таскаем ее аж из Египта? Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Неужели даже картошку вырастить не можем, отчего и таскаем ее аж из Египта? Фото: GLOBAL LOOK PRESS

С иностранцами работать выгоднее?

Представители торговых сетей часто объясняют – мол, рады бы брать картошку-моркошку у наших фермеров, но многие из них выдают небольшие партии. Гигантам же магазинного бизнеса нужны большие объемы и гарантии, что товар будет поставляться стабильно на протяжении долгого времени.

– Был я как-то на совещании с губернатором Волгоградской области, встал фермер: у меня столько-то тонн картошки в поле, берите! – приводит пример исполнительный директор Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов. - Я тут же с сетями списываюсь – возьмете, сколько надо? Выясняется, что весь объем картошки этого фермера – однодневный оборот «Пятерочки» региона. То есть, нужно 365 таких фермеров, чтобы удовлетворить спрос!

Кроме того, фермер, как правило, может предложить ту или иную продукцию у себя на поле – приезжайте и забирайте. Но для того, чтобы она попала в магазин, ее нужно собрать, обработать, упаковать, заключить договора, получить все необходимые сопровождающие документы и тому подобное. У фермера часто этого нет…

Вот и получается, что порой сети выгодно заключить один договор с одним оператором, который этот объем весь год будет поставлять, чем 365 договоров с местными фермерами – представляете, сколько сотрудников надо, чтобы эти договора обслуживать?..

В Россию морковь попадает из Белоруссии, Китая и Израиля. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

В Россию морковь попадает из Белоруссии, Китая и Израиля. Фото: GLOBAL LOOK PRESS


Израильские фермеры работают под заказ

Очень часто путь иностранного овоща к российскому прилавку выглядит так. Многие зарубежные фермеры, поняв, что пропадут по одиночке, давно сбились в кооперативы, когда 10-15 хозяйств сообща работают над формированием большой партии того или иного овоща. При этом у них четкие инструкции – какой именно сорт сажать, какого должен быть размера и чем опрыскивать. В этом же забугорном «колхозе» он моется, упаковывается и отгружается.

Причем, фермеры заранее знают, кто его купит и в каком количестве – кооператив получил соответствующий заказ от дистрибьютера. Который, в свою очередь, уже договорился поставлять его в сети по графику. С оговоренными качеством и объемами. Партия обеспечивается хорошим юридическим сопровождением, в случае срыва – большие штрафы.

– У России есть еще одна проблема, – говорит директор Плодоовощного союза России Михаил Глушков. - Мы можем произвести, сколько угодно, но мы не можем это все сохранить – нет хранилищ хороших. Урожай получаем осенью, до февраля он кое-как лежит, а потом собственные запасы начинают заканчиваться, и начинаем активно импортировать.

Выращивание помидоров в Китае. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Выращивание помидоров в Китае. Фото: GLOBAL LOOK PRESS


Попасть в сети невозможно?

Да и к магазинам к фермеров свои претензии.

– В торговых сетях, как правило, присутствуют агрохолдинги, – убежден глава Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Калужской области Бабкен Испирян. – У сетей очень много условий: от фиксированных объемов до скидок на акционные продукты. Не очень большому производителю со всем этим справиться просто невозможно.

– Там все непросто, – прокомментировал «Комсомолке» один из бывших менеджеров известной сети. – Те же зарубежные поставщики могут кровно заинтересовать конкретного представителя российской торговой сети, чтобы именно их товар попал в продажу. Например, хорошей суммой на его счет – скандалов много на эту тему было.

Сбор урожая перцев в Китае. Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Сбор урожая перцев в Китае. Фото: GLOBAL LOOK PRESS


У фермеров нет денег на кооперативы

Тем не менее, все сходятся в одном – забить магазины только лишь российскими овощами не получится, пока наши фермеры по примеру иностранных коллег не станут объединяться в кооперативы. Причем, с мощной государственной поддержкой, как в тех же зарубежных странах. Однако таких примеров пока мало.

– Российские фермеры способны объединяться, но нет должной поддержки тех, кто может играть роль посредника между производителем и торговыми сетями, – констатирует Бабкен Испирян.
– Да, все предлагают нам сплотиться и создать кооперативы, но на это нужны хорошие деньги. Допустим, мы соберем 50 фермеров. Чтобы создать кооператив и распределительный центр при нем, нужно вложить около 1 миллиарда, а, значит, нужно будет скинуться по 20 миллионов. Но если фермер продает продукции на 10 миллионов в год, ему неоткуда взять эти 20 миллионов, чтобы скинуться. В это все и упирается.

В минсельхозе есть программы поддержки таких кооперативов. А теперь сравним: в прошлом году на поддержку таких объединений у нас в области было выделено 20 миллионов рублей, а только одному из агрохолдингов в нашей области досталось 300 миллионов…

НАГЛЯДНО

Откуда едут овощи в Россию.

Откуда едут овощи в Россию.



А. Овчинников


***


Источник.
.

Tags: правительство, рубль, рынок, экономика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments