ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Category:

Церковь как инструмент политики. Пример из истории

Если послушать церковных «владык», то почти наверняка будет что-то вроде: «церковь вне политики», и следует церковь якобы «истинному пути». Этот путь с точки зрения поповского сообщества является абсолютным, внеисторическим.

Патриарх Кирилл заявлял:

«Религия и политика не могут быть двумя сторонами одной медали, это явления совершенно разного порядка. В центре религиозного послания — душа человека, его сознание, нравственность»[1].

Можно ли принять данную аргументацию? Можно было бы, если бы церковь не менялась действительно. Однако очевидно, что православная церковь была одной в Московском княжестве, другой — в Российской империи, третьей — в СССР, и совершенно это иная структура в наши годы.

Выходит, что есть факторы, которые влияют на социальную, экономическую и политическую позицию церкви, которую выражают высшие церковники (например, патриарх Кирилл и приближенные).

Православная церковь и генерал Деникин

1917 год для церкви — момент переломный. Важно отметить, что до революции 1917 года (вначале февральской, затем — октябрьской) церковная верхушка была за монархию однозначно.

Тут много чего перечислять не будем. Отметим лишь, что незадолго до революции в официальных церковных изданиях указывалось:

«Идея народовластия, или народоправия, как лицемерно нелепая, выдуманная, чтобы дать высшим сословиям незаметно держать в своих руках народ, чужда душе русского народа».


А затем, уже после февральской революции, буквально сразу:

«Совершившийся переворот был делом великой милости Божией к нашему отечеству».

Как можно понять, церковь соблюдала твердое правило, что она вне политики и что осуществляет ту же деятельность, что осуществляла и 1000 лет назад, то есть никак не менялась, ведь истина неизменна.

Рассмотрим всего лишь на одном примере, каким образом церковь является независимой от политики. В годы гражданской войны церковники заняли разные стороны. Но в любом случае кто платил, тот и заказывал музыку. Рассмотрим взаимодействие церкви и генерала Деникина, так называемого главнокомандующего вооружёнными силами Юга России.

Режим Деникина был военной диктатурой, где активно использовался социальный популизм. В плане популизма Деникин в какой-то мере напоминал Сергея Васильевича Зубатова, создателя «полицейского социализма» в России.

В плане идеологии движение Деникина во многом походило на «Черную сотню». В частности, был объявлен крестовый поход против большевизма и еврейства[2]. Естественно, в таких условиях обойтись без церковников невозможно.

И их позиция здесь представляет большой интерес, так как Деникин все же идеологически далек как от абсолютной монархии, так и от демократии, социализма. Мешало ли это как-то сотрудничать?

Отнюдь, если все было вопросом цены. Почему именно цены? Да потому что Поместный Церковный Собор в Ставрополе в 1919 организовывался за счет Деникина. И как этот факт отразился на церковных заявлениях? Тут, конечно, можно уже заранее догадаться, что высокое финансирование прямо говорит о том, что власть Деникина — от бога. Ну а от кого же еще?

Начинается собой эпично:
«Во время пения «Верую» быстрыми шагами вошел в Андреевскую церковь Главнокомандующий ген[ерал] Деникин, и было что-то знаменательное в том, что при пении Символа православной веры вошел символ единой православной Руси. Открывая заседание Собора, архиепископ Кавказский и Ставропольский Агафодор приветствовал Главнокомандующего Вооруженными силами Юга России генерала Деникина как доблестного витязя земли Русской, а также и всех собравшихся на Соборе»[3].

Скажем прямо, этот примечательный поп успел переобуться сразу же 3 раза в очень короткий срок: монархия, временное правительство, а теперь вот и Деникин. И все «от бога», как говорится. Причем большевики, конечно, нет. И нет потому, что отказываются спонсировать подобные соборы, которые казне обходятся достаточно дорого.

Обращение собора к Деникину:

«Ваше Высокопревосходительство. Южнорусский церковный Собор, манием Божественным собравшийся в богоспасаемом городе Ставрополе для разрешения вопросов о временном церковном управлении, благоустроении дел церковных, приносит Вашему Высокопревосходительству почтительнейшую и глубочайшую благодарность за инициативу созыва Собора и за мощное покровительство и содействие осуществлению этого великого и святого дела.

Ваши труды и старания в этом деле с очевидностью свидетельствуют, что не менее судеб Родины Вашему сердцу близки и судьбы многострадальной Церкви, которой Вы сыновне и беззаветно преданы. Вы — истинный патриот и христианин, не мыслящий блага государственного без церковного.

Вы совершаете дело поистине величайшей важности, и славу Вашу возвестят людие, и похвалу Вашу исповесть Церковь до окончания века. Вот какая пленительная для сердца и души перспектива открывается перед нами — блестящие победы водимого и вдохновляемого Вами воинства, ополчающегося на лютого врага веры и Родины, являют светлую зарю близкого восстановления единой и неделимой России и попранных врагами прав Св[ятой] Церкви, возвращения ей должной свободы на спасение людей Божиих.

Веруем, что недалек тот день, когда Пастыреначальник, избравший Вас орудием Своего промышления о Церкви Божией и России, соберет расточенная, и облечется во всю славу свою многострадальная Родина.

Да благословит Вас Христос Господь, да воздаст Вам сторицею за Ваши подвиги и в сей жизни, и в будущей и да сохранит драгоценную для Отечества и Церкви жизнь Вашу на многая лета»
.

Собственно чтоб получить такую порцию восхвалений — достаточно просто выделить 50 тысяч рублей (на тот момент огромная сумма). Почему же церковники ставили на Деникина? Они полагали, что если Деникин победит, то он вернет прежние взаимоотношения государства и церкви. То есть православная церковь станет основной и государство будет ее спонсировать, прямо как и этот собор. Потому что своими силами организовывать подобные соборы — большие затраты, а такие затраты церковниками не приветствуются (они привыкли, что царское правительство платило за подобное).

Помимо дорогостоящей организации собора, Деникин церковникам (участникам собора) гарантировал «суточные», то есть 35 рублей в сутки и оплата дороги. Скажем прямо, что дело тут явно не только в «идейности» церковных лиц. Хотя объективно церковникам явно было бы выгодно, чтобы Деникин вышел из гражданской войны победителем, ведь он сам ставил на православие.

Участники собора о стороне противников заявляли прямо, что большевики — слуги сатаны:

Южнорусский церковный Собор, собравшийся в г. Ставрополе, памятуя, что Господь пришел спасти не праведников, а грешников, обращается к вам от имени распинаемой вами Православной Церкви со словами увещания.

Есть среди вас и обманутые, есть и обольщенные, есть и сознательные преступники, но все вы одинаково служите делу грядущего антихриста...
Долготерпелив Господь. Но страшен и гнев Его. Возмездие земное уже близится. Победоносные полки Добровольческой армии, объединившие почти весь Юг, Сибирская армия адмирала Колчака, подошедшая к Волге, армия генерала Юденича, освобождающая Петроград, западные полки славян, приближающиеся к Киеву, уже сжали железным кольцом Красную армию.

И близок час, когда силой оружия, благословляемые Православной Церковью русские полки с крестом и священными знаменами войдут в Кремль Москвы. Наступит час расплаты. И вожди ваши еще раз предадут вас — с награбленными миллионами они найдут способ убежать и скрыться, а вас оставить для расплаты.

Покайтесь. Сознайте преступления свои, безмерные и тяжкие. Отрекитесь от сатаны. Сложите оружие ваше. Земная власть пощадит кающихся. А перед Богом вы должны искупить грехи всею вашей последующей жизнью. И тогда Господь, веруем, простит вас, примет в лоно Свое, как отец принимает блудного, но раскаявшегося сына.

Попы просто были идеологическим инструментом белых, что можно понять из данного отрывка. И как после такого можно говорить, что церковь вне политики и что якобы задача — проповедь «высших ценностей», большая загадка.

После подобных проповедей, а также активного участия в боевых операциях «белых», попы, конечно, говорили — «а нас-то за что?», когда наступало время отвечать за свои поступки. Собственно большую часть лиц, которые за поступки отвечали, впоследствии называли жертвами, мучениками и так далее.

Хотя по факту это были люди, которые в период гражданской войны агитировали за свержение правительства. Вряд ли в истории можно найти случаи, когда к таким относились терпимо.

Подобные переобувания сегодня церковью оцениваются по-разному. Но мы лучше возьмем официальную позицию, скажем, по поводу патриарха Тихона, который вначале агитировал против советской власти, а затем стал ее сторонником. Вот что по этому поводу РПЦ говорит в наши дни:

«Изменение в политической позиции Патриарха Тихона и большей части православного епископата обусловлено было не только тактическим расчетом, но и соображениями принципиального характера: гражданская война закончилась, государственная власть перестала быть предметом кровавой междоусобной брани, в стране существовало одно законное правительство - Советское, что создавало возможность для построения правового государства, в котором Православная Церковь могла занять принадлежащее ей место»[4].

Таким образом мы можем отметить, что никакой независимости церкви от политики как не было, так и нет. «Духовные» силы выступают на стороне тех, кто видится победителем; кто готов тем более оплачивать их деятельность. Никакой «вечной» политической позиции у РПЦ нет. И «вся власть от бога» работает с явными перебоями, если учитывать историю церкви.

Источники


  1. Патриарх Кирилл: Церковь вне политики, но вправе давать ей нравственную оценку. URL: https://life.ru/t/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/1112625/patriarkh_kirill_tsierkov_vnie_politiki_no_vpravie_davat_iei_nravstviennuiu_otsienku

  2. Энгель В. В. Курс лекции по истории евреев в России. Прочитан в Государственной еврейской академии им. Маймонида в 2000–2001 годах. — Jewish.ru. — 2001.

  3. Юго-Восточный Русский Церковный Собор 1919. Сборник документов под редакцией Ю. А. Бирюковой. М., Новоспасский монастырь, 2018.

  4. Тихон, Патриарх Московский и всея Руси (Белавин Василий Иванович). URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/671310.html


***


Источник.
.

Tags: РПЦ, власть, война, история, народ, правительство, религия, русский, царизм, церковь
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments