ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

Споры об исторической судьбе молдавского народа

Прежде, чем опубликовать помещаемую ниже основную статью (без её марксистской концовки) про Молдавию, попросил своего питерского товарища Александра Запорожана, родившегося и прожившего в той стране, дать небольшую рецензию на упомянутый текст. Его отклик с удовольствием помещаю ниже.
*
Молдавия раньше была большой. В этом отношении формирование племен "Румынии" (я так понимаю, правителем Михаем Витязу) было позже чем, если я правильно помню, само название Молдовы. Румыния это как некий Советский Союз в прошлом, который пытался объединить народы даков для отпора туркам.
Составитель карты Молдавии и Валахии

В итоге войны новое государство реально отжало кусок Молдовы, а позже территорию сегодняшней Молдовы переименовали в Бессарабию. В общем, там до сих пор на территории Румынии есть географический участок, называющийся "Молдова", так что видно, что оттяпали знатный себе участок, разделив племя пополам.

Валахи - мунтяне, "мунте" переводится как "горы", что явно говорит о происхождении народа мунтении из Карпат.
Фишка в том, что генетически это те же гето-даки, если совсем грубо - имеющие большое отношение к скифам, это лично мое мнение. И в этом аспекте Молдова сохранила больше общего со своими славянскими корнями, за что порицаема румынскими националистами.

На каком то этапе даже язык был идентичен. Румынский выбрал неологизмы итальянского и английского языков, чем и дифференцировал себя от молдавского языка, оставшегося и по сей день с "варварским", "грубым" славянским уклоном.

**
Споры об исторической судьбе молдавского народа


На протяжении последних тридцати лет никак не утихают споры об исторической судьбе молдавского народа. На волне подъёма националистических настроений в ходе развала советской политической системы, вызванной горбачёвской «перестройкой», молдаване стали стремиться к выходу из состава Союза ССР для последующей интеграции с соседним государством — Румынией.

В конце 1989 г. в Румынии, как и в ряде других стран Организации Варшавского Договора, происходит «бархатная революция» (наименее бескровная из всех), в ходе которой было свергнуто социалистическое правительство и реставрирован капитализм.

В результате к власти приходят представители буржуазии, до этого пятьдесят лет находившиеся в изгнании и в придавленном состоянии внутри страны, которые в кратчайшие сроки свели на нет все социалистические преобразования в стране и превратили Румынию в очередную колонию западных империалистов.

Одновременно с этим были реанимированы территориальные аппетиты в отношении Молдавии, которые издавна вынашивали румынские националистические круги. Внутри самой Молдавии прорумынски настроенные политики и интеллигенты начали вести активную пропаганду «исторического родства» румынского и молдавского народов.

При этом договаривались даже до того, что оба народа — румыны и всегда ими были, а молдаване — искусственная, выдуманная нация, культивируемая сначала чиновниками царской России, а затем и «тоталитарной коммунистической диктатурой» СССР.

Что же до молдавского языка, то, по мнению «румынистов», он представляет собой всего лишь диалект румынского языка с минимальными отличиями от языка жителей Южных Карпат.

Вся эта «румынизация» привела к резкому обострению межнациональной розни в Молдавии среди самих молдаван, а также представителей других народностей, населявших республику: русских, украинцев, болгар, гагаузов и др., что в конечном счёте вылилось в кровавые разборки начала 90-х и фактический откол от Молдавии Приднестровья и Гагаузии, однако современные правители независимой Молдовы не приблизились к заветной мечте интеграции в Румынию и по сей день.

Стоит отметить, что далеко не все молдаване с энтузиазмом отнеслись к идее «воссоединения со своей исторической родиной».

Сторонники самобытного существования Молдавии и по сей день составляют в республике весьма внушительный контингент и не прекращают попытки теоретически отстоять существование Молдавии как отдельного государства.

Наибольший интерес в этом отношении представляет книга «Молдаване — не румыны» за авторством Василия Стати — молдавского академика и ярого сторонника т.н. «молдовенизма» — идеологии, взятой на вооружение современными националистами Молдовы умеренного толка, которые выступают против вхождения в состав Румынии.

В начале книги автор кратко обосновывает свою теоретическую позицию такими словами:

«Почему молдаване не являются румынами? Потому что не хотели и не хотят. Это самое простое и решающее объяснение».

Однако автор не удовлетворяется подобными краткими декларациями и приводит в доказательство своей позиции развернутую аргументацию. Рассмотрим же её подробнее.

Стати начинает с того, откуда появилось самоназвание молдаван. Для этого он обозначает предков современного молдавского народа — волохов, расселившихся к югу и востоку от Карпатских гор после ухода из региона римских легионов.

Последние как раз и стали предками современных молдаван, обособившись от своих южных соседей, которые и стали валахами (мунтянами). На формирование молдавской культуры оказало большое влияние тесное соседство с восточными и южными славянами — предками современных украинцев и болгар, при этом молдаване также ассимилировали саксов — немецких переселенцев из венгерской Трансильвании.

При этом предки современных румын находились под большим влиянием со стороны венгров и болгар, имеют большие черты балканского народа, нежели молдаване.

Таким образом, молдаване и мунтяне (валахи), несмотря на общих предков, развивались разными путями. Последующие конфликты с соседями и самими валахами породили сильное недоверие у молдаван и валахов по отношению друг к другу.

При этом Стати приводит свидетельства существования двух разных племён влахов ещё с XII века, упоминаемые в документах венгерских, польских и греческих хронистов. Причём об обоих княжествах у иностранцев имелись весьма противоречивые и отрывочные сведения, что зачастую порождало путаницу в названиях.

Вот весьма любопытная выдержка:

«Еще в 1712 — 1714 гг. воевода Мазовии Г. Хометовский предостерегал: „Должен предупредить читателя, чтобы не путал эти провинции, потому что названия, которые мы им даём, не соответствуют тем, которые дают географы: страна, которую мы именуем Wolochy на картах, называется Молдавия, а ту, которую мы называем Мултану, отмечена как Valahia.

У нас в Польше с древних времен существует традиция именовать близкую к нам страну Wolochy, а более дальнюю — Multany. Следовательно, когда речь идет о господарях, никто не должен обманываться насчёт разницы в названиях географов“».

Далее в своей книге Василий Стати представляет богатые свидетельства молдавской культуры и искусства, рассказывает о печатных памятниках молдавского языка, представляющих большой интерес для историков, этнологов и лингвистов.

Королевская Румыния всегда посягала на Молдавию. В 1918 г. румынские войска свергли cоветскую власть в Кишиневе и насильно присоединили Бессарабию. «Возвращение» Молдавии было оформлено через вооружённое принуждение депутатов «Сфатул Цэрий» вынести соответствующее решение о «воссоединении».

Так была восстановлена власть помещиков и капиталистов, введен режим военно-полицейской диктатуры. Правительство румынских капиталистов и помещиков вовсе не желало сохранять и приумножать молдавскую культуру и идентичность, наоборот: заставить их исчезнуть.

Последствия такого «воссоединения» были хорошо известны уже в 1940 г., когда румынские войска по требованию Советского правительства в спешке оставили оккупированную Бессарабию: болеющее тифом и полуголодное население, запущенные промышленные предприятия и сельское хозяйство.

Такой же результат имелся в Молдавии и после периода 1941 — 1944 гг. Поэтому ничего удивительного в том, что большинство молдаван, что в период с 1918 по 1940 гг., что в 1941 — 1944 гг., ждали прихода бойцов Красной Армии как своих освободителей от цепких объятий румынских помещиков и капиталистов.

Всего лишь неполный год жизни в составе Союза ССР убедил большинство молдаван (не считая жителей Молдавской АССР в составе Советской Украины) в преимуществе советского, социалистического образа жизни над капиталистическим, которые могли предложить им румынские и германские империалисты.

Однако же, несмотря на интересные свидетельства и исчерпывающие данные по истории и культуре самобытного молдавского народа, приведённые Василием Стати, следует отметить следующее. Сам автор относит себя к идеологии «молдовенизма» — умеренному молдавскому национализму в «патриотической обёртке».

Описанию этой идеологии посвящен целый раздел его книги, в котором он выступает с гневными и эмоциональными призывами недопущения поглощения страны соседом и румынизации. Также публикуются признания «прозревших» румын, уверовавших в существование молдавской нации.

Данную идеологию взяла на вооружение часть современной молдавской буржуазии, не желающей быть поглощённой румынскими «коллегами» или просто ориентированной на современную Россию. Стати избегает открытых антисоветских и антикоммунистических высказываний, но в его суждениях можно отыскать подпевание антикоммунистической риторике. При этом автор признаёт, что

«благодаря русской культуре за 50 лет советского тоталитаризма, мы, молдаване, включили во всемирный культурный оборот престижные имена: Мария Биешу, Илья Богдеско, Евгений Дога, Владимир Курбет, Ион Друцэ, Николай Сулак, Игорь Виеру, Ион Унгуряну, Михаил Греку, Домника Дариенко, Виктор Телеукэ, София Ротару, Михаил Волонтир, Спиридон Вангели, Эмиль Лотяну… С румынской культурой о нас, не то чтобы в мире, но даже в Румынии ничего не слышно».

Короче говоря, перед нами обыкновенный буржуазный патриот. Его книга имеет ценность для общего развития и разоблачения различных румынизаторских мифов, но для коммунистов, сторонников научного преобразования общества, её ценность весьма ограниченна.

Важно осознавать, что коммунистам, как России, так и Молдавии, нужно вырабатывать собственную позицию, а не плестись в хвосте у буржуазных националистов разного толка.

Ибо цель состоит вовсе не в том, чтобы «вбить клин между молдаванами и румынами», изображая последних как отсталых и неполноценных людей, выдумавших себе историю, а первых — как высококультурных людей с богатой историей (как это делает Стати), а в формировании научного мировоззрения как у русских, так у румын, молдаван и всех других народов.

Достижения и уровень развития Румынской Социалистической Республики являются несбыточной мечтой для современной буржуазной Румынии, дела в которой, по некоторым свидетельствам, были куда унылее, чем у едва обретшей независимость Молдавии в 1991 г. Эти страны обречены быть поставщиком сырья, дешевой рабочей силы и даже проституток на западные рынки.

Точно так же и период нахождения Молдавии в поистине равноправной семье советских республик — в обществе, где отсутствовала эксплуатация человека человеком, — является самой яркой страницей в истории молдавского народа, особенно по сравнению с её текущей судьбой.

Только молдаване едут продаваться в рабство не в Берлин, а в Москву и города России. Хотя в последние годы наличие безвизового режима с Европой дало молдавским пролетариями счастливую возможность… продаваться в обе стороны. Отдельного упоминания заслуживает и утрачиваемая возможность сохранения анклава советской власти в Приднестровье, как и не так давно в ЛДНР.

Также стоит помнить, что сам фактор национальности, который так горячо волнует националистов всех мастей, пусть и существует объективно, но в сущности является субъективным массовым невежеством, ведь с научной точки зрения носителями каких бы языка и культуры мы ни были, мы прежде всего люди, объективной целью которых является коммунизм во всем мире.

После низвержения капитализма все разнообразные культуры поднимутся в своем развитии до подлинно научной, единой коммунистической культуры, впитающей всё действительно ценное из национальных сокровищниц...


А. Сорокин


***


Источник.

***

Молдавия и Валахия


Молдавия и Валахия

Вернуться к тексту.
.


Tags: Молдавия, Россия, Румыния, СССР, география, история, капитализм, коммунисты, культура, народ, развитие, славяне, советский, социализм, язык
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments