ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Category:

36 лет назад открыто движение по Байкало–Амурской магистрали

Началось все еще в позапрошлом веке, когда железнодорожное сообщение рассматривалось едва ли не как панацея от всех транспортных проблем России.

Мысль о том, чтобы помимо Транссиба обзавестись еще одной дорогой, выходящей прямо к Тихому океану, вызывала неподдельный энтузиазм. Но отправленная на место экспедиция вернулась с неутешительными вестями: план смотрелся хорошо только на карте.

На деле железной дороге в этом направлении пришлось бы пересечь семь горных хребтов и более 3500 водных преград, включая 11 крупных рек. В тот момент Россия просто не обладала техническими возможностями для создания такой трассы.
36 лет назад открыто движение по Байкало–Амурской магистрали

К теме вернулись уже после революции, причем о строительстве дороги задумались военные. Железнодорожная линия, проходящая в глубине страны параллельно Транссибу, могла бы стать большим подспорьем для доставки и снабжения войск на случай войны с Японией. В апреле 1932 года вышло постановление правительства о строительстве Байкало–Амурской трассы.


Но дело застопорилось из–за недостатка рабочих рук. Тогда строительство передали в ведение ОГПУ, начали использовать труд заключенных. Продолжалось это, впрочем, недолго: в 1942–м значительные участки уже уложенного пути были разобраны, чтобы построить Волжскую рокаду — железную дорогу, проходившую вдоль линии фронта за Сталинградом. После войны работы велись на отдельных участках БАМа, но достроить магистраль целиком никак не получалось.

Ключевой датой стало 8 июля 1974 года, когда было опубликовано постановление ЦК КПСС, объявлявшее БАМ всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Иными словами, была решена проблема рабочих рук: комсомольские десанты направили одновременно на разные участки дороги, так что строительство пошло по всей ее протяженности.

Нашлись и бюджетные средства. Но вложения потребовались не только в собственно строительство. БАМ оказался проектом, для обеспечения которого потребовалось создание целого ряда производств, а также разработка новых технологий прокладки дороги в условиях вечной мерзлоты. На создание магистрали работала вся страна. Но все равно для завершения понадобилось еще 10 лет и примерно вчетверо больше средств, чем рассчитывали на старте. Впрочем, с Транссибом дело обстояло точно так же.

Справедливости ради нужно отметить, что Байкало–Амурская магистраль до сих пор не выглядит так, как ее хотели видеть проектировщики: примерно на 75% протяженности дороги уложена только одна нитка пути. Но строительство продолжается. Работает трасса с полной, предельной для сегодняшнего ее состояния нагрузкой, а потенциально может быть загружена вдвое больше.

В июле этого года был введен в строй новый участок второго пути с мостом через реку Лену, а в августе началось строительство еще одного Северомуйского тоннеля длиной 15 км, параллельного первому, сданному в эксплуатацию в 2003–м. В общем, постепенно реализуется стартовавший в 2013–м проект с рабочим названием БАМ–2. Суть его в том, чтобы развести функции двух дорог и сделать Транссиб в большей степени пассажирским, а БАМ отвести в основном для тяжелых грузовых поездов.

Так что как ни крути, а 27 октября для транспортной системы страны — дата значимая. А для родившихся в СССР еще и ностальгическая. Потому что более романтичного проекта, чем БАМ в 1970–1980–х годах, не было, наверное, во всем мире. И песня ВИА "Голубые гитары" о том, что "Тында — крайняя точка Москвы", по–прежнему вызывает улыбку.

И. Хлебов


*





**


Источник.
.

Tags: КПСС, Россия, СССР, история
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments