ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Categories:

Зачем нужен миф о грамотной царской России

Вообще поражает либероидное восхваление царской системы образования. Нет, то, что науки преподавались весьма качественно - с этим никто не спорит. Речь о доступности для простого народа гимназического и университетского образования.

Зачем нужен миф о грамотной царской РоссииВообще на конец эпохи царизма студенты вузов составляли менее 0,1% от общего числа населения Российской империи. И понятно, особенно учитывая т.н. „Указ о кухаркиных детях” (действовавший 13 лет вплоть до 1900 года), что в эту одну тысячную населения входили в подавляющем большинстве дети высших сословий.

Для народа же оставляли высшие школы, готовившие лишь узких профессионалов, доступ которым в управление практически был закрыт. Ведь чтобы поступить в университет, надо было иметь гимназическое образование. А вот туда-то вход простому люду был упомянутым указом запрещён.

Также можно провести следующий подсчёт. К рубежу веков в РИ дворяне всех типов составляли 1,5%, духовенство и купечество по полпроцента. Итого - два с половиной процента населения.

Теперь цитата:„
Согласно исследованиям православного населения, в 1909-1910 годах средняя продолжительность жизни в Европейской России составляла 32 года”. Пусть высшие сословия жили дольше, скажем, 50 лет. Доля лиц мужского пола студенческого возраста (20-25 лет) составит 5%.

Понятно, что все перечисленные выше „успешные” сословия стремились дать своим детям высшее образование. Вот и вычислим пять процентов от общего числа представителей высших сословий в РИ: 2,5% х 5% = 0,125%.

Иными словами, студенты из этих сословий составляли одну восьмую процента всего населения РИ. В то же время общее число студентов не превышало одну десятую процента населения. Получается, что практически все места в высших учебных заведениях скорее всего были заняты сыновьями дворян, духовенства, почётных граждан и купечества.

А что оставалась на долю большинства народа империи??!

*
Зачем нужен миф о грамотной царской России
Получившие образование в СССР граждане со школы знали, что большинство населения царской России было безграмотным, а пришедшие к власти после Великой Октябрьской социалистической революции большевики разработали и провели программу всеобщего образования.

Однако после «перестройки» и победы «демократии» об этом перестали говорить и начали рассказывать детям о «кровавых красных комиссарах», и «России, которую мы потеряли».

Среди этих рассказов есть и миф о высоком уровне образования в дореволюционной России.

Как обстояло дело с образованием в царской России

В целом нужно отметить, что в царской России последовательно повышали уровень образования населения. Империи нужны были офицеры, инженеры, архитекторы, учёные, врачи и квалифицированные рабочие. Высшее образование в Российской империи при царе Николае II, вообще, было лучшим в Европе (по числу студентов и качеству).

Однако тут стоит отметить, что высшее образование получали в основном представители высших социальных слоев – дети дворян, военных, чиновников, буржуазии, интеллигенции. То есть те, кто получил начальное и среднее образование и мог продолжить обучение.


Быстро рос бюджет Министерства народного просвещения. Кроме того, школы финансировали военные, Синод, земства и города.

Успехи в образовании были очевидны: начальных школ в 1896 году было 78 тыс., а в 1914 году уже свыше 119 тыс.; число гимназий (средних учебных заведений) в 1892 году было 239, а в 1914 году – 2300; количество учащихся в 1896 году было 3,8 млн., в 1914 году – 9,7 млн.; количество учителей в 1896 году было 114 тыс., в 1914 году – 280 тыс.; число студентов в 1890 г. – 12,5 тысяч, в 1914 году – 127 тыс.


По данным первой полной переписи населения России 1897 года, в стране было выявлено 22,7 % грамотных (вместе с Финляндией). К 1914 году около трети населения было в той или иной степени грамотно. Но это в среднем. Грамотных было больше в русской Польше, Финляндии, европейской части России, в городах.

В Туркестане и на Кавказе неграмотных могло быть до 90 %, низкий уровень был в сельской местности. Также грамотным мог оказаться человек, который мог написать свою фамилию. Низкий уровень образования был у женщин. Значительная часть детей вообще нигде не училась.


Образование в царской России, конечно, развивалось, а в годы правления Николая II весьма быстрыми темпами. Это было связано с необходимостью модернизации страны, общими мировыми тенденциями. Существовали объективные трудности: огромная территория, большое население (тогда мы уступали только Китаю и Индии), слаборазвитые национальные окраины, где ещё недавно существовало рабовладение, господствовали родоплеменные традиции и т.д...

Н. П. Богданов-Бельский. «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», 1895 г.

...Миф о грамотной царской России


Очевидно, если бы не мировая война, революция и Гражданская война, то уровень образования населения Российской империи также значительно вырос. Однако новые монархисты и сторонники «России, которую мы потеряли», идут дальше и утверждают, что Россия была грамотной уже до 1917 года.

К примеру, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) во время лекции «Февральская революция: что это было?» от 3 сентября 2017 года в Екатеринбурге сообщил:

«В 1920 году новоявленное Министерство просвещения, которое тогда называлось Наркомпрос, решило изучить, какова же грамотность в Совдепии – новой тогда Советской России. И была проведена перепись грамотного населения в этой самой отсталой, безграмотной, темной России. 1920 год – это третий год Гражданской войны.

Понимаем, что большинство школ не работает, разруха, платить учителям – всегда огромные проблемы и прочее. Так вот, выяснилось, что подростки с 12 до 16 лет на 86 % грамотны».

Соответственно, делается вывод: эти дети получили образование ещё в царской России.

Что реально показывает перепись 1920 года?

В предварительных результатах переписи вообще не было возрастного разделения. В ней приводится состояние образования: число образовательных учреждений, учащихся (5,9 млн). Также общее число граждан РСФСР и Украины (без областей, где продолжается Гражданская война), оно составляло 131,5 млн человек.

В более поздних документах Центрального статистического управления 1922–1923 годов указана грамотность населения по итогам переписи 1920 года – более 37 %. Есть разбивка по возрасту, но не отмеченные епископом Тихоном от 12 до 16 лет, а от 8 до 15 лет. 49 % грамотных детей в возрасте 8–15 лет. При этом стоит помнить, что при переписи 1920 года критерии оценки грамотности были максимально расширены – грамотными считали тех, кто умел читать по слогам и написать свою фамилию на родном или русском языке.


Сколько было детей в то время?

Средние величины современного периода – более трети от населения. Тогда рождаемость была значительно выше, население было намного «моложе». В более точной переписи СССР 1926 года, в которой есть возрастные группы, из 147 млн человек до 19 лет – 71,3 млн. В переписи представлены возрастные группы от 10 до 14 и от 15 до 19 лет.

То есть рассчитать, сколько было детей в возрасте 12–16 лет, невозможно. Суммируя две группы, получаем 33,9 млн человек, из которых грамотными были 20,3 млн. Это две трети, и это более широкая возрастная категория, а не 86 %. Причём это данные 1926 года, а не 1920 года.


Таким образом, большевикам досталось тяжёлое наследство. Им пришлось не только создавать сначала всеобщее 4-летнее образование (затем 7 и 10-летнее), но и проводить ликбез среди взрослых и форсированными темпами. Так, через ликбез прошло около 40 млн неграмотных, и к началу 40-х годов грамотность среди населения в возрасте до 50 лет составила свыше 90 %. Проблема неграмотности в стране была практически решена.

Большевики смогли сделать то, что не сделали до них цари: совершили качественный скачок, не только догнали, но и обогнали все передовые страны Запада. Русская школа стала лучшей в мире, отсюда все последующие успехи СССР в науке, технике, космосе, атоме, военном деле и т.д. При этом стоит помнить, что лучшие традиции русской классической (дореволюционной) школы были в полной мере унаследованы и советской школой.


Зачем нужен миф о грамотной царской России
Н. Богданов-Бельский. «Воскресное чтение в сельской школе», 1895 г.

«Россия, которую мы потеряли»


Зачем же создали и поддерживают миф о высоком уровне образования в Российской империи?

Вплоть до 80 % образованных. Дело в том, что уже три десятка лет в РФ формируют кастово-сословное общество. Где есть успешные и богатые, для которых Россия – страна возможностей, и все остальные – нищие, бедные и неудачники, якобы не желающие развиваться и заниматься бизнесом.

Каста «новых дворян», которых полностью удовлетворяет такое положение дел, когда 90 % всех богатств страны принадлежат 2–3 % населения. Именно для этой касты и формируют миф о «России, которую мы потеряли». Мол, всё было прекрасно, красиво, чинно и благородно. Но пришли «кровавые большевики» и разрушили этот рай.


Факты о том, что Романовы сами привели Россию к катастрофе 1917 года, предпочитают не озвучивать. Как и то, что Февральская революция и разрушение царской России – дело рук не красных комиссаров и красногвардейцев, а тогдашней российской элиты, включая представителей дома Романовых, аристократии, генералитета, высшей бюрократии, Думы, ведущих политических партий.

Умалчивают и про тот факт, что большевики спасли
историческую Россию от полной гибели и захвата её земель другими державами. Что большевики воссоздали российскую государственность (в виде советской) и это был этап качественного исторического восхождения России, а не тупиковый путь развития.

Поэтому все «реформаторы» с 90-х годов и по настоящее время так последовательно разрушали-оптимизировали советско-русскую школу.

«На дурака не нужен нож,
Ему с три короба наврешь –
И делай с ним, что хошь!
»

Ведь на наших глазах происходит постепенное возвращение в прошлое. Низам будет достаточно уметь пользоваться цифровыми приспособлениями (быть цифровыми идиотами), а классическое и качественное образование останется лишь для «элиты».

Зачем нужен миф о грамотной царской России
Советский плакат: «Все – в библиотеку!»

А. Самсонов


***


Источник.
.

Tags: Россия, Самсонов, дети, империя, миф, народ, образование, статистика, царизм
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments