ss69100 (ss69100) wrote,
ss69100
ss69100

Category:

Об Академии Наук и об АН СССР

Немного об истории Академии Наук

Учреждённая Петром I в 1724-м году и открытая Екатериной I в 1725-м Императорская Академия под именем «Академия наук и курьёзных художеств» создавалась для того, чтобы «в народе науки расплодились» и выросли свои, российские учёные.
РЕКВИЕМ ПО РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
«По замыслу Петра I, основавшего Российскую Академию, она создавалась как государственное учреждение, призванное работать в контакте с правительством на пользу страны…» (академик Л.С.Понтрягин).

«Последним и крупным начинанием Петра Великого в деле народного просвещения было учреждение Академии наук, мысль, о чём подал ему известный германский учёный Лейбниц, с которым Пётр познакомился во время одного из своих путешествий за границу.

По указу Петра об академии (1724 г.), она должна была представлять из себя высшее учёное учреждение, в состав которого входили бы лучшие учёные, последние, по мысли Петра, должны были не только заниматься науками и двигать их в народ, но и обучать молодых людей…»
(Скворцов И.В. «Русская история для старших классов», Петербург, 1913).


«Европейские науки после реформы Петра Великого мало-помалу начали прививаться в русской жизни; но университет и академия не скоро могли приобрести прочное влияние на общество…

Притом, же большинство академиков и профессоров долгое время состояло из иностранцев и оставалось почти чуждо русской жизни…», отмечается в учебнике по русской истории времён Александра II
(«Русская история», С-Петербург, конец XIX века).

Надежды Петра Великого оправдались. Академия наук, построенная как государственное учреждение, на протяжении почти трёх столетий выполняла исследования, направленные на укрепление государственности, на подъём культурного уровня народа.

Известно, чтобы разрушить государство необходимо уничтожить те основы, на которых оно стоит, а такими основами являются его армия, промышленность, сельское хозяйство, культура, образование, наука.

Все основы государства (в том числе, и прикладная наука) были разрушены за двадцать с лишним лет господства демократического режима.

Накануне перестройки Советская наука занимала ведущее место в мире. Научно-технический потенциал СССР – основа военной, экономической, социальной безопасности страны – был достаточно высок, чтобы конкурировать с возможностями развитых капиталистических государств.

Достаточно вспомнить об атомно-ракетных, космических достижениях советской науки на фоне скудных успехов современной России, чтобы понять – правители-временщики, выполняют зарубежный заказ по превращению бывшей Великой Индустриальный Державы в колониальный сырьевой придаток Запада.

Главная цель при этом: смена коллективистского российского цивилизационного проекта на индивидуалистический, чтобы некому было даже поднять голос протеста в защиту окончательно разрушаемой страны!

Вся «научная» политика вождей демократии ярче всего характеризуют их истинные цели – «зачистка» страны от учёных и научно-технических специалистов с целью замены их мигрантами, способными управлять газовыми и нефтяными задвижками страны.

За годы «демократических реформ» этот потенциал практически уничтожен. Причина проста – в результате «реформ» Россия из великой индустриальной державы была превращена в сырьевой придаток Запада, а сырьевой стране, даже если объявить её Энергетической Сверхдержавой, как это делают вожди демократии, собственная наука не нужна.

Из российской демократической практики известно: «реформа» обозначает уничтожение и разграбление той отрасли бывшего народного хозяйства, которая подвергается «реформе».

Ели вспомнить историю российской науки, то надо обратить внимание – мысли о необходимости реформирования Академии наук с целью улучшения её деятельности высказывалась великими русскими учёными М.В.Ломоносовым, Д.И.Менделеевым, В.И.Вернадским, взгляды чиновников были отражены в сатирическом памфлете М.Е.Салтыкова-Щедрина.

М.В. Ломоносов: чиновники против Академии

Во времена М.В.Ломоносова Академией наук управляла Канцелярия, про которую более 250-ти лет назад, 1758-1759-м годах, родоначальник наук российских писал в записке под названием «Записка о необходимости преобразования Академии Наук».

Здесь одна из глав носит название «О причинах худого состояния Академии прежде нового состава», где М.В.Ломоносов видит главную причину «худого академического состояния» – «искание и получение правления Академическим корпусом от людей мало учёных».

Развивая эту тему, М.В.Ломоносов пишет «Предположения об устройстве и уставе Петербургской Академии» (21 мая-10 сентября 1764 г.):

«Переходим к высшей власти, предоставленной ныне в Академии президенту и Канцелярии…

Канцелярия с самого начала состояла из людей полуобразованных (это, увы, утверждено уставом), которые распоряжались людьми ученейшими… Понимая, что в смысле учёной славы и заслуг они не могут равняться с академиками, а тем более превзойти их, и являясь в то же время их начальством, они стремятся придать себе вес другим путём…

Не буду говорить, сколько вреда нанесли задержки в выплате жалованья академикам, а зачастую даже и пренебрежительный отказ в его выдаче, недостаток книг и необходимых для развития науки приборов, также и прочие неприятности, причинённые Канцелярией Академическому собранию.

Оттого-то очевидцами, членами Академии, выжитыми из неё путём обид, и разнесена была даже по чужим странам дурная молва о положении наших учёных. Нельзя удивляться после этого, что не только у нас ни один порядочный человек не желает отдать своих детей в Академию на выучку, но и чужестранные учёные, приглашённые в Академию, отказываются ехать в Петербург, несмотря на предлагаемое им крупное жалованье.

Знакомясь с образом действий других европейских академий, мы видим совсем иную картину. Там собрание академиков само себе судья. Никакой посторонний, полуобразованный посредник не допускается до разбора учёных споров. Приходя за получением просимого, не дожидаются у канцелярского порога разрешения войти. Профессоры не ждут выплаты жалованья и не вымаливают его у невежд, которые поглядывают на них свысока и пугают отказом…
Не очевидно ли, что Канцелярия не только не нужна Академии Наук, но и отягощает её, а потому должна быть изринута из подлинного дома науки. Вся власть и управление всеми частями должны быть переданы Профессорскому собранию, состоящему под председательством президента Академии, которому в этом почтенном сообществе должно быть отведено первое место…» (выделено нами).

Отметим, что в наше время, когда средства массовой информации говорят о нецелевом и неконтролируемом расходе средств Академии, полученных от непрофильной деятельности, забывается, что деньги расходуются профессиональными финансистами в штатах научных институтов, иными словами, чиновниками, с которыми боролся ещё М.В.Ломоносов.

Если раньше любые сокращения штатов в институтах РАН не касалось финансовых отделов, и не академики придумывали финансовые махинации, то с появлением нового агентства по управлению имуществом, всевластие чиновников переходит на новый, абсолютно недосягаемый для науки уровень.

При этом никого не удивляет, что можно воровать в особо крупных размерах во всех структурах страны и государственного аппарата, частью которого и являются чиновники Академии с научными званиями и без них.

Д.И. Менделеев и реформа Академии Наук

Статья Д.И.Менделеева «Какая же Академия нужна в России?» существовала в стенографическом виде с 1882-го года, не была опубликована, и только в конце 1950-х годов была найдена, расшифрована и напечатана в 1964-м году в журнале «Новый мир».

В статье Д.И.Менделеев, озабоченный состоянием дел в Академии, рассматривает путь развития науки от жреческих знаний до академий наук и замечает:

«Если мы теперь обратим внимание на то, что научные исследования в России, совершаемые русскими у себя дома, начали положительно интересовать учёных всего света, то этому чрезвычайно много содействовало развитие и учреждение у нас учёных обществ».

И Менделеев считает, что при реорганизации «за Академией останутся двоякие обязанности: во-первых, центрального учёного общества, которое было бы действительно центром действительных научных сил страны, во-вторых, центрального учёного комитета, в распоряжение которого должны перейти и предприятия практического государственного значения, ныне рассеянные по разнообразным, так сказать, мелким учёным комитетам…»

«Как научное общество, нужное и полезное для государства, Академия… должна, по всей логике, находиться на содержании у государства… Она должна располагать возможностями браться за крупные, комплексного характера, исследовательские проекты, непосильные отдельным научным обществам и ведомственным “учёным комитетам”. И, конечно же, Академия обязана реагировать на потребности и запросы государственной власти, возникающие при решении крупных хозяйственных или оборонных проблем»

Менделеев продолжает: «… В ней … должны рассматриваться современные научные вопросы, и не только в их абстрактном учёном значении, но и в том прикладном, какое наука имеет по отношению к России, к вопросам общественным и государственным. В этом смысле Академия наук, прежде всего, есть центральное учёное общество России, то есть место высшей учёной деятельности в России.

А так как для учёной деятельности нужны библиотеки, лаборатории, обсерватории и тому подобное, то Академия наук, прежде всего, есть место, в котором сосредоточивается управление такими высшими научными пособиями, без которых развитие науки немыслимо…»

«Государству нужно в данное время знать ответы науки на множество вопросов. Академия наук должна это удовлетворить. Для этой цели она и должна заключать в себе лучших специалистов, так сказать, по всем отраслям человеческого знания…»

Но, не читали вожди демократии Дмитрия Ивановича Менделеева, а пошли в деле «реформирования» Академии по пути, указанному в сатирическом произведении М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дневник провинциала в Петербурге» (1872-й год) – «О переформировании де сиянс академии», при котором нужно:

– первое, чтобы науки наши против всех прочих были превосходнее;

– и второе, чтобы оные подлинно распространяли свет, а не тьму…

«Переформирование» должно включать:

– назначение будущей Академии должно сводиться не к распространению наук, а только к их рассмотрению;

– внимание должно уделяться только тем наукам, которые «распространяют свет»;

– надо учитывать, что только те науки распространяют свет, которые «способствуют выполнению начальственных предписаний».

В наше время на практике внимание уделяется только наукам, которые «распространяют свет», а распространяют его те науки, которые «способствуют выполнению начальственных предписаний», прямо по Салтыкову-Щедрину, а это, в первую очередь, «чёрные дыры» российской экономики – «Сколково» и «Нанотех».

Академия наук во время Великой Отечественной войны

На основе материалов «Книга памяти. Ветераны и Труженики тыла» (Материал предоставлен РАН) дадим краткое представление о деятельности АН СССР во время Великой Отечественной войны.

Деятельность Академии сосредоточилась в основном на трёх главных направлениях: на разработке проблем, имеющих оборонное значение, поиски и конструирование средств обороны; научной помощи промышленности в улучшении и освоении производства и мобилизации сырьевых ресурсов страны, замене дефицитных материалов местным сырьём и проходила под лозунгом «Наука – фронту».

К началу Великой Отечественной войны Академия наук располагала мощной научной базой, разветвлённая сеть её исследовательских учреждений насчитывала 47 институтов и 76 самостоятельных лабораторий, станций, советов, обществ, обсерваторий и других научных учреждений. В её стенах трудились 123 академика, 182 члена – корреспондента и 4700 научных и научно-технических сотрудников.

В первые дни войны Академия наук установила связь и с промышленными наркоматами для обслуживания военных нужд народного хозяйства… Утрата западных и южных промышленных районов определила курс партии и правительства на превращение востока страны в главную промышленную базу. На Урал, в Западную Сибирь, Поволжье и Среднюю Азию перебазировались промышленные предприятия из прифронтовых районов. Туда же вывозились оборудование и кадры ряда предприятий центральных районов страны: на востоке создавалась промышленность по производству военной техники.

Война сдвинула со своих мест 35 научных учреждений Академии наук СССР. Переместилось на новые места около 4000 научных сотрудников, в том числе 100 академиков и 128 членов-корреспондентов АН СССР. К началу 1942-го года учреждения Академии были размещены в 45 пунктах страны.

Учреждения Академии наук были вывезены в центры больших комплексов Урала, Поволжья и Средней Азии, располагавших огромными запасами стратегического сырья, металла, угля, нефти и др.

Благодаря самоотверженности учёных основная группа физико-химических и технических институтов Академии наук начала нормальную научную работу на новых местах в период между 15-м августа и 15-м сентября 1941-го года.

Удачным решением связи учёных с военными организациями было создание в Академии ряда оборонных комиссий, занимавшихся использованием научных достижений в интересах Красной Армии и Военно-Морского Флота.

Инициатором создания Комиссии по мобилизации ресурсов Урала на нужды обороны был президент Академии наук академик В.Л.Комаров.

К сентябрю 1941-го года на Урале скопились значительные научные силы. Здесь было сосредоточено большое число научных учреждений. Всё это надёжно гарантировало успешное развертывание работ по использованию богатств Урала.

Во второй половине 1942-го года Комиссия развернула в полном объёме свою работу в Западной Сибири и Казахстане. В Западной Сибири было размещено около 210 эвакуированных предприятий. В несколько раз увеличилась продукция машиностроения и металлообработки. Было заново организовано производство самолётов, танков, станков, электрооборудования.

Президиум АН СССР утвердил структуру Комиссии в составе восьми секций: нефтяной, энергетической, минерально-сырьевой, сельскохозяйственной, зооветеринарной, химической, водохозяйственной и экономической.

Учёными Академии был успешно решён ряд проблем:

– При освоении больших скоростей авиация столкнулась с внезапным разрушением самолётов из-за появления вибраций особого рода (флаттера). Изучение этого явления было поручено группе учёных во главе с М.В.Келдышем. Он разработал математическую теорию флаттера, которая прошла опытную проверку в скоростной аэродинамической трубе ЦАГИ, построенной под руководством академика С.А.Христиановича.

– В совершенствовании автоматического оружия использовались труды академиков А.А.Благонравова и Е.А.Чудакова. Более 18-ти автоматических устройств и станков-автоматов было создано для патронной промышленности в институте АН СССР под руководством профессора, будущего академика В.А.Трапезникова.

– Учёные Академии наук СССР вложили свои знания и труд в совершенствование покрывшей себя славой в боях за Родину советской реактивной артиллерии, знаменитых «катюш».

– Большую роль во время войны сыграли радиолокационные установки, позволяющие обнаруживать технику противника на значительных расстояниях. В лаборатории Ю.Б.Кобзарева в Физико-техническом институте АН СССР была создана установка по обнаружению и пеленгованию самолётов…


Большое практическое и теоретическое значение имели работы учёных-оптиков. Исследования коллектива Государственного оптического института, проводившиеся под руководством академика С.И.Вавилова, способствовали тому, что наша армия имела первоклассные дальномеры, стереотрубы, объективы для аэросъёмки, прицельные и другие оптические приборы.

– Перед командованием флота остро встала проблема борьбы с неконтактными минами и защиты от них кораблей. В этом учёные оказали большую помощь флоту. Ещё до войны в лаборатории, руководимой профессором А.П.Александровым, в Физико-техническом институте Академии наук СССР была начата разработка метода защиты кораблей от магнитных мин и торпед. Сотрудники Академии наук выполняли задания флота на Балтийском, Черном, Каспийском, Баренцевом, Северном морях и Тихом океане.

– К поискам нефти были привлечены все лучшие силы местных специалистов-геологов, инженерно-технических работников с промыслов, и нефтетрестов и научно-исследовательских лабораторий нефтяной промышленности…

– В помощь армии развернули свою деятельность географы и геологи. Комиссия по геолого-географическому обслуживанию Красной Армии выполняла многочисленные оперативные задания Генерального штаба, Инженерного комитета, главных управлений Наркомата обороны, штабов фронтов и других организаций.

– Большое значение имели составленные Институтом географии АН СССР военно-географические описания территорий фронтов.

– Учёные-медики развернули свою деятельность и непосредственно на фронтах. В борьбе за жизнь раненых огромную помощь врачам оказало широко практиковавшееся во время войны переливание крови. Сотрудники Института цитологии, гистологии и эмбриологии АН СССР обогатили практику переливания крови новым, более совершенным методом консервации крови.

Методы борьбы с раневыми инфекциями разработал академик АН СССР Н.Н.Бурденко, работы которого по этой и другим темам военно-полевой медицины были удостоены Сталинской премии. В ходе войны Н.Н.Бурденко стал основателем Академии медицинских наук СССР.

Работая в прифронтовых медучреждениях и эвакогоспиталях, профессор-хирург В.Ф.Войно-Ясенецкий (епископ РПЦ Лука), выполнил важное научно-практическое исследование, результаты которого были отражены в его труде «Очерк гнойной хирургии», отмеченном Сталинской премией.

Война ещё более укрепила живую связь научных учреждений Академии с промышленностью. Уральский филиал АН СССР оказывал научно-техническую помощь 60-ти предприятиям Урала.

– В создании новых, прогрессивных методов производства громадная заслуга принадлежала советским учёным, интенсификация производства в металлургии, добывающей промышленности и во всех отраслях обрабатывающей индустрии шла по линии использования в производстве технических, физических и химических методов…

Учёные изыскивали заменители дефицитных и дорогостоящих продуктов, вели исследования по созданию новых материалов.

Для совершенствования боевой техники и производства новых видов боеприпасов особое значение имели работы советских металлургов по созданию специальных марок сталей… Уже в 1943-м году Урал и Западная Сибирь производили алюминия и магния больше, чем весь СССР в 1940-м году.

– Особенно большое значение имела автоматизация производства для военной промышленности, продукция которой шла непосредственно на фронт. Производство боеприпасов, требовавшихся в огромных количествах, было одним из наиболее массовых производств, и поэтому увеличение производительности труда здесь было особенно необходимо.

– В годы войны очень важно было получать как можно больше сельскохозяйственной продукции. Учреждения Академии наук СССР работали над повышением урожайности зерновых и технических культур, увеличением продуктивности животноводства, расширением посевных площадей и пастбищ.

13-го марта 1943-го года Совнарком СССР принял решение о возвращении в Москву 75 учреждений Академии наук. Первая сессия Академии наук в Москве в годы войны состоялась 25-30-го сентября 1943-го года. Она сыграла существенную роль в развитии советской науки и положила начало новому периоду деятельности Академии наук СССР в условиях тяжелейшей войны.

24-го июня 1945-го года участники юбилейной сессии Академии наук СССР присутствовали на большом параде победы на Красной площади. 30-го июня все они были приглашены в Георгиевский зал Кремля на приём, который правительство СССР устроило в честь делегатов юбилейной сессии.

Праздник советской науки был широко отмечен всей страной. Академия наук СССР получила в свой адрес 335 приветствий от советских государственных и общественных организаций, военных и военно-морских учреждений, отраслевых и республиканских академий наук, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, заводов и промышленных предприятий, а также от частных лиц. Кроме того, из 20 стран Европы, Америки, Австралии и Азии было получено 104 приветствия, в которых отмечались большие заслуги Академии наук СССР перед всем миром, её вклад в дело победы над фашистской Германией.

Наука в Советском Союзе – что мы потеряли?

О состоянии дел в науке 80-х годов, т.е. последних лет существования СССР, можно получить представление из справочника «Страны мира» (М., «Политиздат», 1985):

─ численность научных работников в стране – 1,5 млн. человек;

─ на научные исследования израсходовано в год 26 млрд. рублей – в пересчёте на

современные цены ─ 2,6-3,9 триллиона рублей;

─ в 1984-м году зарегистрировано 15 крупных научных открытий в ядерной физике,

астрофизике, физике твёрдого тела, геофизике, в химии, биологии и медицине;

─ в народном хозяйстве использовано более 23 тысяч изобретений, и около 4-х

миллионов рационализаторских предложений; количество заявок на изобретения

было в 10-15 раз больше, чем их подавалось в 1995 году. При этом изобретатель

получал премию за каждое своё изобретение, не тратя ни копейки за подачу и

рассмотрение заявок.

─ зарплата молодого специалиста составляла 90-120 рублей в месяц, что в пересчёте

на современные цены (1:150) составляет 13500-18000 рублей;

─ зарплата научного работника: кандидат наук – 250-300 рублей, 37500-45000

теперешних денег);

─ доктора наук – 300-400 рублей, или 45000-60000 современных;

─ пенсия научного работника со стажем: кандидат наук – 120 рублей, или 18000

нынешних; доктор наук – 160 рублей, или 24000 современных денег.

В 70-е годы по числу студентов на 10 тысяч человек населения Россия занимала второе место в мире. Сейчас по этому показателю (179 студентов) её обогнали Канада (299), Австрия (227), Бельгия (224), Финляндия (220), Испания (187) и некоторые государства Латинской Америки.

Иногда состояние дел гораздо лучше описывается не официальными цифрами статистики, а личными воспоминаниями людей, к этому событию причастных. На примере Института проблем механики РАН можно рассмотреть те катастрофические перемены, которые произошли в науке в 1990-2000-е годы.

Вот какой была ситуация в 1984-м году: «Молодёжь в Институте составляет большую силу. Только комсомольская организация насчитывает в настоящее время 87 человек (не говоря уже о молодёжи в возрасте, скажем до 33 лет, которые считаются молодыми специалистами), при этом 80 комсомольцев имеют высшее образование и относятся к основным категориям научно-технического персонала, т.е. научных сотрудников и инженеров, и в штатном расписании Института они занимают почти четверть единиц…» (из книги доктора физико-математических наук Н.И.Кидина («Семь лет одиночества», М., 1986).

В 1986-м году автор предлагал: «Институту, по-видимому, необходимо иметь специализированный кандидатский совет. Ведь не секрет, что наш докторский совет настолько перегружен, что не в состоянии принимать к защите кандидатские диссертации, за исключением наших сотрудников и аспирантов…».

Ныне о такой ситуации даже мечтать не приходится.

В Советском Союзе наиболее ценные и интересные научные высокотехнологичные разработки делались с учётом их применения в военно-промышленном комплексе, который выступал главным заказчиком науки.

Теперь учёных, работающих на оборону в области фундаментальных наук, почти не осталось, а осуществляемый «реформаторами» разгром отраслевой науки приведёт к тому, что в стране некому будет учить и лечить, а уровень образования населения будет падать, что сделает невозможным подъём экономики, низведёт страну до уровня большого сборочного производства зарубежной техники.

Российская Академия наук создавалась как государственная организация, СЛУЖАНКА ГОСУДАРСТВА, а каково государство – такова и его служанка, призванная решать жизненно важные государственные проблемы. При этом если руководители государства решают собственные проблемы, как это имеет место в настоящее время, то этим же занимаются и чиновники Академии наук.

Вспомним, что президентами АН СССР были выдающиеся учёные, чьи исследования находились на переднем крае науки: первым выборным президентом стал Александр Петрович Карпинский (с 1917-го года по июль 1936-го года), главами Академии в разное время были Владимир Леонтьевич Комаров, Сергей Иванович Вавилов, Александр Николаевич Несмеянов, Мстислав Всеволодович Келдыш, Анатолий Петрович Александров и Гурий Иванович Марчук. Двое из президентов – Келдыш и Александров стали трижды Героями Социалистического Труда.

АН СССР реформ не проводила. Просто открывались новые научные направления, строились новые НИИ, создавались тематические академические городки, для руководства и для помощи союзным академиям, которые действовали в республиках СССР, создавался специальный орган. Обеспечение приборами, оборудованием, развитие экспериментальной базы, обеспечение научной литературой считалось руководителями страны делом первостепенной важности.

Из сказанного выше следует, что пока существует власть временщиков, пока в стране нет современной концепции развития, пока во властных структурах отсутствуют специалисты, а руководящие команды создаются на основе личной преданности, деньги будут уходить «налево» за счёт внедрения проектов вида «чёрная дыра».

«Я думаю, что в совокупности ни у кого сомнений нет: тот разрушительный курс, который реализуется в экономике, финансовой сфере, в образовании, в науке, вступление России в ВТО, те бесчисленные обязательства, которые передаются в регионы и которые не обеспечены деньгами, тот урон, который нанесла эта власть обороноспособности нашей страны, её неспособность побороть коррупцию говорит о том, что нужно немедленно отправлять правительство в отставку», – заявил на митинге первый заместитель председателя ЦК КПРФ, первый вице-спикер Госдумы, кандидат физико-математических наук, профессор кафедры математического анализа МГУ Иван Мельников.

Гурий Марчук – последний президент АН СССР

В марте 2013-го года умер Гурий Марчук – последний президент Академии наук СССР (1986-1991), разработчик атомного оружия, создатель уникальных подводных лодок, который успел активно поработать над вопросом изменения климата и внедрил математическое моделирование в иммунологию и медицину.

Создал алгоритмы численного решения уравнений переноса нейтронов, послуживших основой для расчёта критических параметров ядерных реакторов. Выполнил ряд теоретических исследований по методам краткосрочных прогнозов погоды, динамики атмосферы и океана. Разрабатывал новые численные методы решения задач, связанных с созданием автоматизированных систем управления. Он – лауреат Ленинской премии (1961), награждён 2-мя орденами Ленина и медалями.

Президент АН СССР

«С 1953-го по 1956-й год я занимался водородной бомбой», – вспоминал позднее Марчук. После этого Марчук переключился на создание нового класса подводных лодок с жидкометаллическим теплоносителем для реакторов, аналога которым нет в мире до сих пор. «Наши подводные лодки стали самыми быстрыми, их называли “охотниками”. Одновременно мы принимали участие в расчетах первой атомной электростанции (и этим я горжусь!), потом других реакторов…»

С 1975-го по 1980-й год Г.Марчук возглавляет Сибирское отделение АН СССР, а в 1986-м году становится президентом Академии наук СССР, 17-го декабря 1991-го года его преемником, уже в ранге президента Российской академии наук, стал Юрий Осипов.

На последнем общем собрании АН СССР Гурий Марчук произнес речь, которую журнал «Наука и жизнь» впоследствии назвал «реквиемом по советской науке»:

«Советская наука обнаруживала высокую эффективность и удивительную жизнестойкость в очень сложной внутриполитической и международной обстановке потому, что она была целостной системой. Несмотря на слабости и структурные дефекты, мы располагали единым фронтом научных исследований. Сейчас наука всех суверенных государств бывшего СССР, включая Россию, скачкообразно становится структурно ущербной. Дай бог, чтобы нам удалось компенсировать подобную ущербность интеграцией в мировое научное сообщество, достраивая недостающие звенья, но скоро и этого может не получиться, даже при самых благоприятных обстоятельствах, до которых весьма далеко.

Но главное ─ это процесс разрушения нашего научного потенциала как целостной системы.

Надежды на то, что можно финансировать и спасти хотя бы одну её часть (например, только фундаментальную науку), иллюзорны. Наука ─ единый живой организм, а не конгломерат автономных механизмов. К сожалению, концепции спасения отечественной науки, её выживания и возрождения нет ни у политиков, ни у научной общественности. Реальные драматические процессы заслонены новыми идеологическими мифами, утопическими прожектами и абстрактными суждениями» (выделено нами).

Воспоминание о передовой науке


В.И. Бояринцев


***


Источник.
.

Tags: Бояринцев, Запад, Ломоносов, Менделеев, Отечество, Пётр, РАН, СССР, власть, история, наука, президент, развитие, советский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment