Сегодня мы все так или иначе чувствуем, что уровень школьного образования пусть медленно, но неуклонно катится вниз. А как дела в Западной Европе - светоче культуры и цивилизации? Как, например, дела с преподаванием математики в стране, некогда давшей миру целую плеяду замечательных учёных-естественников?
Мы же помними, или, по крайней мере, слышали о теоремах, правилах или законах Лагранжа, Коши, Даламбера, Лежандра, Паскаля, Безу, Ампера и т.д. А что сегодня - какая смена растёт знаменитым соотечественникам прошлых веков?
Тут неожиданно наткнулся на реплику французского учителя математики со стажем. Ниже - картинка и перевод с пояснениями.

BREVET - это аттестат о неполном среднем образовании. Его получают в классе „3ème”! Поясняем.
В 6 лет ребёнка отправляют в начальную школу. Классы, в порядке возрастания лет обучения, именуютая так: CP, CE1, CE2, CM1, CM2.
Затем дети переходят в среднюю школу, называемую во Франции коллежем (collège). Там градация классов следующая: 6, 5, 4, 3 с добавлением к каждой цифре суффикса -ème, указывающего, что числительное порядковое.
Мы же помними, или, по крайней мере, слышали о теоремах, правилах или законах Лагранжа, Коши, Даламбера, Лежандра, Паскаля, Безу, Ампера и т.д. А что сегодня - какая смена растёт знаменитым соотечественникам прошлых веков?
Тут неожиданно наткнулся на реплику французского учителя математики со стажем. Ниже - картинка и перевод с пояснениями.

BREVET - это аттестат о неполном среднем образовании. Его получают в классе „3ème”! Поясняем.
В 6 лет ребёнка отправляют в начальную школу. Классы, в порядке возрастания лет обучения, именуютая так: CP, CE1, CE2, CM1, CM2.
Затем дети переходят в среднюю школу, называемую во Франции коллежем (collège). Там градация классов следующая: 6, 5, 4, 3 с добавлением к каждой цифре суффикса -ème, указывающего, что числительное порядковое.
В последнем классе коллежа ученики сдают выпускной экзамен за среднюю школу, так называемый brevet. После большинство детей поступает в лицей, lycée, классы которого нумеруются так: 2ème (Seconde), 1ére (Première), Terminale, т.е. три года обучения. В конце чего дети сдают итоговый экзамен под названием „BAC”, т.е. ученик проходит процесс „бакалавриата”. Отсюда, кстати, как и в случае со словом „коллеж”, возникает известная путаница в понятиях. Бак, бакалавр, коллеж, колледж,..
В целом диплом о среднем образовании вручается молодому человеку в возрасте от 18 лет.
Но вернёмся к реплике. Понятно, что в ней сравнивается экзамен по математике 2019 года с экзаменом в 1986 году. Напомним, что сдаётся он в конце 3ème, т.е. в возрасте 15 лет.
Переводим.
„Экзамен 1986 года... Уровень знаний соответствует сегодняшней программе 2ème (Seconde) (т.е. классу выше, 15-16-летних)
Экзамен 2019 года... Уровня от СМ2 (10-11 лет) до 5-ème (12-13 лет) 1986-го года”!!!
Т.е. выпускной за неполную среднюю школу нынче уже по качеству даваемых математических знаний на год отстаёт от аналогичного экзамена трети века назад. А если ещё учесть само пониженное до уровня 11-12 лет содержание современного материала, то отставание, т.е. деградация уже исчисляется как минимум четырьмя годами.
Это как если бы у нас в восьмом классе экзаменовали бы за материал 4-5 класса. Вот такой явный и очевидный регресс в одной из ведущих стран капиталистического ядра Запада.
Причём ситуация к лучшему измениться не может в принципе, даже несмотря на то, что тамошний президент Макрон год-два назад забил тревогу об удручающем состоянии математических знаний французских детей. И не может измениться, ибо современные учителя имеют соответствующий нижайший уровень своего собственного образования.
Вот пример логики учителя математики в одной лионской школе, где училась моя бывшая ученица.
На дом, а ей тогда было 14 лет, задали такую задачу.
„Учитель ведёт уроки в пяти классах по 29 учеников в каждом. Каждый триместр в каждом классе он проверяет по 3 контрольные и по 4 домашних задания. Сколько всего работ проверит этот учитель за год?”
Школьнице было 14 лет, напомним.
Ладно, вот она, дословно, пишет в тетради следующее.
„1. Найдём общее число учеников у данного учителя.
29
х
5
------
145
2. Найдём число проверенных работ за триместр у одного ученика.
3 + 4 = 7
3. Подсчитаем общее число проверенных работ за триместр” и т.д.
Отметим, что в конце каждого пункта наличествовала пометка красной учительской ручки с единственной претензией: где вывод, Зин???
Уже после выдачи проверенных работ ребёнок подходил к этому ассу педагогики с объяснением, мол, вывод не требуется, ибо он заранее обозначен в заголовке соответствующего пункта! Но столп школьной математики даже не шелохнулся...
Спрашиваю: - Почему ты считаешь в столбик? Ты же прекрасно можешь 29 умножить на 5 в уме?!!
Отчечает: - У нас учитель требует писать в столбик, потому что без столбика, по его словам, мы можем либо списать, либо подсчитать с помощью телефона”.
То, что логика „учителя” произвела на меня шок и оставила неизгладимое впечатление - это мягко сказано. Как будто нельзя списать ответ или вычислить его на калькуляторе и при этом дать оформление не в строчку, а в столбик?!!
Тут не дебилизм, тут попахивает расцветом идиотизма во французской школе... Понятно, что тревога Макрона была более чем оправдана.
Однако обратите внимание: если смотреть по форме, то французская школа свои выпускные школьные экзамены сохранила, и никакого вам ЕГЭ!!!
Но у России, похоже, как всегда свой путь: бездумное подражание худшим образцам загнивающего Запада, что бы нам ни говорили ярые защитники пресловутого ЕГЭ. А когда мы подражаем, значит страна больна. И давно уже пора заняться восстановлением её здоровья. А с тем - и нашего, как общества.
***
.